Адамьянц Тамара Завеновна
Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 09/02/2020, изменен: 09/02/2020. 4k. Статистика.
  • Эссе: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Речь идет о гуманитарной и социальной целесообразности массового развития навыков понимания в сфере социальной коммуникации.

  • Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации

    (Эссе)

    Важная и актуальная тема обсуждалась 4 февраля в программе "Вечер с Владимиром Соловьевым": правильно ли и целесообразно ли внести в поправки к Конституции положение о Боге, в связи с предложением Патриарха? Откуда в человеке истоки нравственности, совести, альтруизма, любви к стране? Кто мы как люди и общество? Прозвучало немало как интересных, так и спорных мнений, пересказывать сейчас их не входит в мою задачу - каждый может обратиться к архиву передачи и посмотреть ее в Интернете. Проблематика, однако, в том числе и социологическая - многие социологи в какой-то степени разрабатывают ее, учитывают в своей работе ее аспекты.

    Затрагивает она в некоторой степени и тот аспект проблемы, который я считаю одним из основных в своем научном поиске - задачу массового развития навыков понимания в сфере социальной коммуникации. А это не только понимание смыслов и значений в текстах и/или произведениях, но и особенности общения и взаимодействия человека с обществом, коллективом, группой, семьей, природой, высшими силами (если человек в них верит), - вся наша жизнь, в сущности, есть коммуникация, и развитые навыки понимания в сфере социальной коммуникации равнозначны по своей сути человеческой мудрости - особому и довольно редкому во все времена качеству личности, умеющей включать в свою личностную "картину мира" всю многогранную сложность и уникальность окружающей его реальности, и не только включать, но и расставлять значимые приоритеты о важном - и не самом важном; полезном - и менее полезном; понятном, познанном - и непонятном и непознанном. Важны и приоритеты в приоритетах: важно и полезно только для себя или для общества, страны, людей? И почему, на основании каких признаков важно и полезно?

    Только понимающая личность сумеет включить в свою "картину мира" космическое величие и многообразие окружающей нас реальности, оценить роль, место и задачи в ней человека: ключевые приоритеты и у адепта веры, и у понимающей личности оказываются близкими, начиная от представлений о патриотизме, нравственности, семье, браке, дружбе, счастье, смысле жизни. И заканчивая признанием некого созидающего и творческого начала, непонятного человеческому разуму, даже высококлассным физикам-теоретикам и астрономам. Что же касается феномена веры - это сфера глубинных тайн совести и личностного мировидения, независимая от юридических и прочих законов, даже самых замечательных.

    В непростой и даже опасной для судеб мира и выживания людей современной реальности только развитые навыки понимания смогут уберечь и мир, и человечество от опасной черты. Здесь считаю необходимым отметить, что навыки понимания в сфере социальной коммуникации и - в сфере технико-технологической (их измеряют известным тест IQ) нетождественны и свидетельствуют о разных склонностях людей; это разные ментальные программы. Как известно, не всякому человеку привлекательна и доступна деятельность технико-технологическая, однако обладать развитыми навыками понимания в сфере социальной коммуникации желательно всем.

    "Россия может и должна стать страной понимающих, а значит, мудрых людей", - такое утверждение звучит во многих моих статьях, тем более что, судя по результатам уже проведенных экспериментов (в рамках проектов РФФИ), это реальная и выполнимая задача.

    Ссылки на литературу о развитии навыков понимания в сфере социальной коммуникации:

    Адамьянц Т.З. Социоментальное развитие личности как стратегическая задача России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 2. С. 10-13.

    Адамьянц Т.З.Задачи и методы социоментального развития современной молодежи // Мир психологии. 2017. Љ1. С. 69-78.

    Адамьянц Т.З.Технологии сознания: накопление - или структурирование? // Мир психологии. 2018. Љ2. С. 114-123.

    Адамьянц Т.З. На пути к целостной "картине мира" (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи) // Мир психологии. 2019. Љ2. С. 230-238.


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/02/2020. 4k. Статистика.
  • Эссе: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.