Адамьянц Тамара Завеновна
Дети Тепляковы Vs миллионов "обычных" детей

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 22/08/2025, изменен: 22/08/2025. 6k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Речь идёт о методике, которую используют родители детей Тепляковых для ускоренного обучения. В основе методики лежат техники механического запоминания, которые автор считает ограниченными для развития навыков глубинного понимания и гармонического развития личности.

  •   Начну со сказочного захода: жили-были... Вернее, живут на белом свете девять (отец заявляет, что скоро будет десять) детей из семьи Тепляковых, и миллионы "обычных" девочек и мальчиков из других семей.
      Всех, абсолютно всех деток мы (условно), конечно, любим (если только они станут заявлять, как однажды Алиса, что перед нею надо стать колени), поэтому закономерен вопрос, почему же я их разделила на две группы, да ещё и знак противопоставления поставила?
      А всё дело в том, что, это мы все хорошо знаем, детям Тепляковых выпала честь (обязанность? повинность?) развиваться по особой обучающей методике, которую родители скрывают от остального честного народа и, следовательно, от миллионов других деток.
      Результатом же, это тоже мы хорошо знаем, оказывается факт раннего получения детьми документов о сдаче ОГЭ и ЕГЭ и даже попытки поступления в лучшие вузы страны.
      Сказать, что результатом оказываются соответствующие знания, навыки и пресловутая социализация (а куда же в жизни без неё!) я пока не берусь, да и нет для этого никаких особых доказательств.
      А что же есть? Давайте разбираться. На тех проверочных испытаниях, которые стали достоянием общественности и заинтересованных лиц, дети демонстрируют познания по учебной программе, скорее всего, это то, что стало достоянием их памяти, что он запомнили. Как им это удалась - родители не объясняют и даже скрывают.
      Зато заявляют о своём якобы открытии в методике обучения и выдвигают кучу самых разных требований (это Вы тоже знаете), отнюдь не альтруистических. Вот, казалось бы, неси своё открытие на благо общества, продвигай, распространяй... твои же дети в новом замечательном обществе многознающих людей станут жить... ан нет... сплошные секреты, требования и конфликты.
      Я постараюсь рассмотреть ситуацию с позицией своего научного направления - читатели моего блога знают, что сфера моего научного интереса - социальная коммуникация и взаимодействующий с нею человек. Поскольку образование - это тоже вид коммуникации, рассмотрим, какие ментальные процессы при этом задействованы.
      Самый первый и самый распространенный ментальный процесс - это запоминание, особого рода способность. Все мы знаем, что люди, и дети также, различаются быстротой запоминания: некоторые, что называется, "схватывают на лету", а другим для запоминания такого же текста или правила нужен гораздо больший срок.
      Специальных занятий по обучению технике запоминания в системе образования не предусмотрено, да и нет в настоящее время подобных проверенных методик. Однако, и родители это знают, есть немало развивающих игр и тренингов (мнемотехники), и они реально развивают детскую память и прочие способности.
      Как объяснил в одном из своих интервью профессор МГУ А.Г. Асмолов, особого рода способности детей Тепляковых - это мнемопамять, в данном случае искусственно развитая способность к запоминанию больших текстов или данных.
      Как именно родители Тепляковы развивают у своих малюток такую особого рода память, почти компьютерную, мы не знаем, поскольку это и есть их секрет. Догадки и предположения, как это делается, я неоднократно встречала в блогах и комментариях, но точного ответа у меня нет. Да и зачем?
      Кстати, неизвестно, как долго в памяти сохраняются загруженные в неё сведения посредством "мнемотехники". Приведу пример из моих личных наблюдений. Один мой давний знакомый, с которым я время от времени встречаюсь в одном весьма уважаемом учреждении и где его явно уважают, рассказал как-то доверительно, что в молодости бывал в разных странах с особыми заданиями, а перед этим его обучили быстро и целиком запоминать любые тексты и сведения, и он их запоминал, что меня особенно заинтересовало!
      -Но по возвращении, - добавил он, - я всё-всё позабыл!
      Я бы не поверила, но он порой забывает даже поздороваться, смотрит отрешённо, а потом извиняется!
      Для гармоничного развития личности необходима не только способность к запоминанию, но и способность к многоуровневому оперированию воспринятым материалом, а это и есть способность (навыки) к пониманию (ссылки на статьи о понимании и развитии навыков понимания будут в конце).
      Принудительное акцентирование одной ментальной программы (в данном случае способности к запоминанию) перекрывает (может перекрыть) "включение" другой, не менее важной ментальной программы - способности к глубинному пониманию (многоуровневому оперированию).
      Школьные учителя нередко замечают такую закономерность: дети. бывшие в младших классах отличниками, "выезжавшие" на старательности и зубрёжке, в старших классах, где необходимо многоуровневое оперирование воспринятым материалом, становились, несмотря на прежние старания, середнячками в учёбе...
      Вспомним, что ещё и Гераклит говорил: "многознание уму не научает...".
      За многие голы моей научной работы я провела немало исследований особенностей понимания смысловых доминант воспринятых человеком произведений (главного, что хотел сказать автор). И вот какая закономерность обнаружилась: нередко человек, признанный всеми как "многознающий", терялся при вопросе о том, что же хотел сказать автор.
      В Институте, где я когда-то работала, была преподавательница - "ходячая энциклопедия", к ней обращался каждый, кому надо был что-то узнать или уточнить. Как-то мы попросили её заполнить анкету и рассказать о своём любимом произведении и о том, что хотел сказать своим читателям его автор. Мы получили в анкете кучу разных сведений - об авторе, веке, в котором он жил, литературном направлении и т.д., но главный вопрос анкеты она даже не заметила, в соответствии со своей основной ментальной программой.
      Поэтому, если вернуться к основной теме нашего сегодняшнего разговора - о детях семейства Тепляковых - напрашивается вот такой вывод: мы наблюдаем жестокий эксперимент, не проверенный в своих возможных последствиях. Я бы такого эксперимента над своими детьми и внуками учинять не стала: золотое детство так быстро кончается...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 22/08/2025. 6k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.