Аннотация: Речь идёт о возможных социальных последствиях в случае широкого распространения методики Тепляковых, связанной с ранним образованием детей.
Не собиралась я больше писать об этой семье, но возникли новые соображения. На этот раз моя статья будет с футуристическо-фантазийным уклоном. Нетипично для меня, но иногда, как позывает жизнь, все мы время от времени фантазируем и высказываем всякие-разные предположения и домыслы о возможном будущем.
Начну я с предположения (фантастического, но всё же...), что в недалёком будущем методика Теплякова-старшего так распространится, что всех или почти всех детишек, то есть не только Тепляковых, начнут обучать и развивать именно таким образом. А что? Он же, Тепляков-старший, неоднократно заявлял о ценности этой методики и несложности её освоения, даже на своих детишках эксперименты проводит.
Поэтому - ну не меркантильный же он человек - всех нас одарил своей методикой! И система образования в восторге, и все мы ею пользуемся (это я продолжаю фантазировать).
А теперь посмотрим, какой социально-экономический результат нас ожидает, если вдруг бы такая фантазия стала реальностью.
...Размахивая справками о сдаче ОГЭ и ЕГЭ, огромное число детишек в возрасте от 8-9 и до 12-13 лет станут студентами вузов или, на худой конец, учащимися колледжей, перекрыв тем самым доступ к получению образования такому же числу детей более старшего возраста - тех, кого "отсталые" от новаций родители продолжили обучать по прежним программам.
В результате страна - а это уже из сферы трезвых расчётов - недополучит огромное число совершеннолетних специалистов, необходимых именно "здесь и сейчас" для развития самых разных, в том числе жизненно важных отраслей экономики, производства и науки.
Малолеток же с дипломами, даже ежели они формально усвоят необходимый объём знаний и навыков, ни одно серьёзное предприятие или учреждение на работу не возьмёт...
А это значит существенное ослабление и экономики, и производства, и науки. И значительное отставание в бюджете. Как у Высоцкого: "где деньги, Зин?"
И пока малолетки с дипломами достигнут необходимого для трудовых успехов возраста - кто сможет гарантировать, что приобретённый ими запас знаний и навыков не уменьшится или не устареет? Значит, нужны будут для них дополнительные образовательные мероприятия, дополнительные образовательные институции и дополнительные бюджетные средства...
К тому же - кто решил, что у вузов и прочих учебных учреждений нет никакой государственной задачи?
В идеале и вузы, и техникумы, и колледжи должны обеспечивать потребность страны в необходимом и трудоспособном числе специалистов именно "здесь и сейчас", а массовое предоставление малолеткам возможности обучения в вузе - это было бы неоправданным альтруизмом (мол, мы их так любим!) или даже глупостью, я рада, что такого нет!
В школах - пожалуйста, пусть детишки начинают обучение с любого возраста, но для вузов такая ситуация если и оправдана, то только, как показывает жизнь, для супер способных или даже для гениальных, а это надо доказывать не справками, которые выдают на основании баллов.
Иными словами, пусть себе время от времени какой-нибудь юный гений или супер талант поступает в вуз, но в порядке исключения и отнюдь не в соответствии с теми условиями и требованиями для зачисления, которые есть в настоящее время! Пусть докажет, причём не кулуарно и без подсказок и "натаскиваний" заранее на конкретный вопрос! А - прилюдно и даже творчески - не стесняйся, дерзай, раз уж на такой уровень претендуешь.
Но лучше всё же пусть идут юные дарования в различные кружки или школы при вузах, их немало, практически при всех вузах (клубах, молодёжный центрах и т.д.).
Вот, например, на факультете журналистки МГУ есть Школа юного журналиста, в своё время мои сыновья туда с удовольствием захаживали, заметки учились писать и вообще общаться... И хотя после окончания средней школы они пошли в совсем другие вузы, но какой-то опыт приобрели, и он им реально пригодился!
А внук мой Школу (или кружок?) юного натуралиста, тоже при МГУ, посещал, там они даже в походы ходили, у костра песни пели... Поэтому неудивительно, что ребята из этой школы (кружка) до сих пор дружат, хотя уже вузовские дипломы имеют, причём самых разных специальностей: в юном возрасте человек ещё только присматривается, выбирает, что "по душе" и по реальным успехам.
Кстати, Школа юного психолога при МГУ тоже есть, почему бы Теплякову-старшему не отвести своих деток туда, раз уж стезю психолога он им уготовил? Пусть проверят свои склонности. И со сверстниками-потенциальными конкурентами по поступлению в вуз пообщаются, а это ещё какой жизненный урок!
И математические школы и кружки есть, и физические тоже есть, и везде способных детей привечают и даже лелеют, на конкурсы всякие-разные посылают, даже за рубеж. Вот недавно мой дальний родственник - восьмиклассник Миша Анненков из Санкт-Петербурга на всероссийский конкурс по математике в Москву ездил, хорошее место занял. А в перерывах вместе со своими одноклассниками он мультфильм в жанре "Ералаша" снял, очень даже забавный, в школьном конкурсе этот фильм первое место занял. А еще одна малышка-дошкольница Кира из Подмосковья, я её бабушку хорошо знаю, в гимнастике успешна, даже на заграничные соревнования её посылают, вместе с мамой, конечно. Это я к тому говорю, что талантливых и творческих детей у нас в стране немало, только их родители сенсаций из этого не делают.
Дети Тепляковы действительно немало знают по школьной программе, как говорится, "натасканы", я бы даже сказала: "молодцы!"... но...
Но всё же это далеко не уровень школьных отличников, уж я-то знаю, у меня недавно внучка золотую медаль получила... Да и я в своё время... тоже золотую.
И со студентами первых курсов, практически вчерашними детьми, дело неоднократно имела, в том числе в МГУ, лекции им читала, зачёты и экзамены принимала... И какие же были и есть среди них замечательные, просто-таки талантливые ребята! Глазищи, когда им интересно, горят, вопросы задают... а временами, бывает, ленятся... куда же без этого.
Но - "тянут", "тянут"! (В хорошем вузе ой как нелегко учиться, даже талантливым! Тут и здоровье необходимо, не только знания и старания).
И, конечно, нужна не только способность к запоминанию, пусть и больших объёмов информации, а - способность к глубинному пониманию и многоуровневому оперированию воспринятой информацией.
Так что, если вернуться к заявленной в названии этой статьи проблеме, широкое распространение методики Тепляковых, если даже она будет обнародована и научно обоснована, реальной пользы для страны не только не даст, но только ослабит её промышленные и экономические успехи и, вдобавок, принесёт ущерб для бюджета: работать-то малолетки с дипломами, занявшие при поступлении места других, уже соответствующих по возрасту юношей и девушек (о нарушении их законных прав тоже надо подумать!), до поры-до времени не станут, не осилят нагрузку. Да и какой директор или начальник возьмёт таких в штат, это же нарушение КЗОТа!
Да и какой обществу прок от предельно замкнутых семейных ячеек, ориентированных исключительно на индивидуальное преимущество перед другими?
Так что скрывают Тепляковы свою методику - и хорошо, пусть и дальше скрывают... только никакой материальной выгоды, на которую они рассчитывают, она им не принесёт... И обществу пользы не предвидится...
И ещё вопросы, вдогоднку:
" Правомочно ли перегружать память малолетних детей большим количеством информации (интересно, действует ли КЗОТ для детей?)?
" Правомочно ли в порядке эксперимента рисковать детским здоровьем, в том числе психическим, и определять за детей их будущую сферу деятельности?
Ну не стоит диплом вуза, даже самого лучшего, потерянных для счастливого детства игр, забав и общения со сверстниками!
А пользу для страны, общества и лично для себя чаще всего, как показывает жизнь, приносят гармонично развитые и потому счастливые люди.