Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
ВАСИЛИЙ АГАФОНОВ
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В НЬЮ-ЙОРКЕ
И ОКРЕСТНОСТЯХ
/ЧАСТЬ 2/
ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Ризолли, одно из крупнейших издательств художественной продукции,
специализирующееся на выпуске альбомов мировых мастеров, выпустило монографию Дмитрия Плавинского. Плавинский, наряду со Зверевым, Яковлевым, Ситниковым был неотъемлемой фигурой московского андеграунда, где во всю пугал и привлекал иностранцев своими дебошами и экстравагантными выходками. Коренной москвич, он родился и всю жизнь прожил на Сивцевом Вражке, в средостении арбатских переулков.
- В художественном училище 905-го года я оказался вместе с Зверевым. Но Зверь проучился всего полгода и его вышибли. Рисовал он очень быстро и как-то ему нехватило бумаги. Зверь снял со стены класса портрет Маленкова и прямо на лице нафигачил голую тетю. Преподавателя хватил инфаркт, а Зверя вызвали и сказали: вам надо лечиться у психиатра. На что Зверь ответил: а какой мне в этом смак? Ну, тут его и вышибли.
Вообще-то рисовать я начал с 5-го класса. Изобразил падение Тунгусского метеорита. Учитель сперва не поверил, а потом посоветовал отцу отдать меня в художественную школу. Преподаватели у нас были лучше чем в институтах потому, что Сталин всех клевых учителей вышиб. Они и ушли в худшколы. Все мои друзья по тюрьмам разошлись в молодом возрасте, а меня спасло рисование. В школе 905-го я поступил на театральное отделение к Виктору Алексеевичу Шестакову, главному художнику театра Меерхольда. Делал костюмы и декорации к спектаклям Шекспира и Булгакова. И распределили меня в театр города Бугуруслан. Спектакли меняли очень часто, чтобы хоть как-то народ ходил. Каждый спектакль шел всего две недели. Из за этого приходилось в спешке надрываться над громадными холстами. Самое смешное, что половину города занимала огромная колония слепых. На кой им спектакли. Как-то я шел через рынок и увидел объявление на клеенке: Виктор Иванов, человек-огонь, человек-фонтан. И представление в нашем театре. Я, конечно, пошел посмотреть. Выходит на сцену маленький горбун, весь в блестках. А народу битком, не то что на какую-нибудь ерунду вроде Бернарда Шоу. Сидят веселые, с пивом, с раками. Все хрустят. И говорит Иванов: принести табурет, принесите ведро воды. Иди сюда. Выходит какой-то малый из зала. Считай. И начинает Иванов это ведро стаканами выпивать. Выпил ведро. Выносят стол. Принесите газет, командует Иванов. Облить керосином. Смотрю, наши пожарники мнутся. Поджечь. Свет в зале потушить. И вот Иванов весь огонь из живота тушит. Потом волокут ведро керосина мимо меня и я вижу, что гнусный керосин, плохой, жирный. Но горбун випивает это оцинкованное ведро керосина и говорит: форсунку. Потушить свет. Спички. Первые три ряда - отсесть. И вдруг он направляет огненный меч прямо в зал. Все побежали с раками, а потом бешеный аплодисмент. И я подумал: вот это настоящий театр. Я и покончил с театром после этого ведра керосина и рванул в Москву.
Делал иллюстрации в журнале "Вокруг Света". Довольно известный искусствовед, Цырлин, начал поддерживать левое искусство. Сделал выставку у себя на квартире в доме Шаляпина. Это рядом с американским посольством. Собралась вся интеллигентная Москва. Георгий Дионисович Кастакис там и купил мою первую работу "Кричащая рыба". До этого он покупал только Зверева. Я мог жить на эти деньги пару месяцев.
- Пара месяцев это не бог весть что. Вот пару бы лет.
- Ну, пару лет. Это никогда не получалось.
- Пропивали?
- Да, конечно.
- Ваша "Кричащая рыба" сделана маслом?
- Нет, тогда акрила еще не было и за основу я взял крупу. Была у нас какая-то крупа Артек. Я все это на клею присобачивал, а когда высыхало, покрывал грунтом и сверху масляная живопись. А ребята смеялись, что я крупой писал. Потом появилась Нина Андреевна Стивенс. Говорит: я покупаю все ваши работы. А я - кроме вот работы, которую Костакис мне вообще запретил продавать.
- Та, сделанная крупой Артек?
- Нет, Артек уже у Костакиса был. А это новая работа "Девушка у окна". А Нинка не терпела никаких отказов. И я, чтоб отстала, называю цену в десять тысяч рублей, огромную. Она сумочку открыла, персчитала и говорит: у меня всего семь тысяч, но я сейчас приеду и привезу. И она приехала и привезла все 10 тысяч. Ну, мы тут запили! Жена мечтала шубу купить. Ходила по улице Горького, высматривала шубы. Пока высматривала, мы со Зверем все это дело и шуганули. Перешли на коньяк, кубинские сигары... Нина Стивенс собрала большую коллекцию моих работ и вообще живописи. В пятидесятилетие советской власти ей удалось всю коллекцию вывести в Нью-Йорк. Галерея "Модерн Арт" сделала большую выставку, посвященную этому 50-летию. Там начиналось с икон, потом Репин, трали-вали, Шишкин и Кандинский. Какой-то Малевич даже нашелся, а кончалось все нами: Рабин, Эрнст, я, Зверь, Калинин Слава, Вэйсберг. И с этой выставки три работы мои музей Модерн Арт приобрел. Остальные работы купил Нортон Додж. По дешевке. Годы-то были 67-68-е.
- Осуществились еще какие-либо выставки?
- В университете, по институтам. А вообще было запрещено вывозить наши работы на Запад, как дискредитацию советской культуры. Нас покупали дипломаты и корреспонденты. Задешево, но можно было жить.
Я приехал в Нью-Йорк в 90-м году и совсем случайно. Получил письмо, что меня в Лос Анжелес приглашает галерея Майерс. И они мне сказали: Дима, не бери с собой ни красок, ни кистей, ничего. Мы тебя всем обеспечим. Деньги у меня были от аукциона Сотби. Одна моя картина ушла и я получил 11 тысяч долларов. Валюту давать не хотели, но я встретил одного афериста и он мне помог эту валюту выдрать из банка. Он знал ходы. Там очередь какая-то, мы раз-раз и взяли все, что там было. И я поехал в Лос Анджелес. Приезжаю в Нью-Йорк и Виталик Длуги, которого я знал по Москве, говорит: знаешь, старик, ты в ЛА уже можешь не ехать. Этой галереи Маерса уже нет. Он не не расплатился с налогами и ему грозили или три года тюрьмы, или дикий штраф. Ну, и пока я летел на самолете, он галерею продал. Я подумал, деньги у меня пока есть, я никогда не понимал, что такое 11 тысяч долларов, поживу, посмотрю и назад. Тем более у меня только один паспорт, ни слайдов, ничего. Начал ходить по Сохо. Думаю раз я в Нью-Йорке, надо посмотреть галереи. Зашел в одну и встретил знакомого, он там был на подхвате: развешивал картины и прочее. А хочешь, говорит, выставиться у нас? Я говорю, старик, у меня с собой ни одной работы нет. Он познакомил меня с галерейщиком. Алекс такой был. Заключили мы с ним договор. Я говорю, только мне надо оплачивать жилье, краски и всю эту муть. Он говорит ОК. Сколько тебе нужно времени? Ну, год. А в результате оказалось три. Его галерея была на Вест Бродвее. А позже, девки из этой галереи, Джинни, Кристина создали галерею Мими Ферст. Я то думал на месяц приехал.
- Вы художник органичный, невыдуманный. Каково ваше отношение к концептуальным экспериментам?
- Я отношусь к ним отрицательно в том плане, что концептуальное искусство презирает форму. Это чистая идея. Хотя есть крупные концептуалисты и первый из них Бойз. Это был великий человек. Концептуальное исскусство, как я сказал, презирает форму. Вот есть трактаты Леонардо да Винчи. Там полустертые чертежи и описания. Вот они и являются как бы эталоном этого искусства, где форма отсутствует как таковая. Но концепт, как я понимаю, слава богу сейчас на исходе. Всем скучно. Кабаков конечно талантливый и очень умный малый, и он интересные вещи делал и в Росси, и здесь. Но мне непонятно зачем, находясь в Америке, ностальгировать по ушедшему коммунальному прошлому. Это уже истрепанные вещи, которые даже нынешние русские не понимают.
- В чем вы чувствуете себя сильнее, в живописи или в графике? Что больше душу греет? Или нет разницы?
- Разница есть. В России я много занимался офортом. Если заниматься графикой, то требуется другое мышление. Графика более интимна. Ее как бы делаешь за столом для себя. А живопись - она для всех. К сожалению, в отличие от Европы, в Америке нет рынка для офорта и литографий. Грубо говоря, это бумага и холст. И цена у них разная.
- Если бы вы были предоставлены сами себе и не испытывали никакого давления рынка, что бы вы предпочли?
- Нет, я занимался бы живописью потому, что живопись она более активна. Это особенно чувствуется в Нью-Йорке. Я вот выезжаю в какую-нибудь там Грецию, Италию и все равно через Нью-Йорк на все смотрю. Нью-Йорк много дал. Можно даже на улицу особенно не выходить. Нью-Йорк полон внутреннего мощного ритма.
- Но и стресса тоже?
- Стресса само сабой, но и в России его хватало. Нью-Йорк полон ритма, который хорош особенно для живописи.
- Что творится в душе когда работаете?
- На разных этапах - разное. Когда только что задумываешь и рисуешь какие-то почеркушки, это одно, а потом переносишь на холст тщательно, и это во многом работа уже ремесленная. Тут уж надо взять себя в руки, рассчитать силы, чтобы к работе не охладеть.
- Сколько продолжается свежесть восприятия?
- Я работаю над холстом недели три.
- А если дольше, то что? Засушите?
- Ну да, конечно.
- Что вам приносит наибольшее удовлетворение, вещь задуманная или законченная?
- Наименьшее удовлетворение, наименьшее получаешь от вещи уже законченной. Видишь сколько ты труда положил на этот холст. Один труд видишь. И ошибки. А положительные качества...ты знаешь, что где-то они должны быть, но... Самое интересное, когда работаешь.
- Как вы расслабляетесь?
- Ну как, как? Тут расслабления у меня нет, а есть, как вы говорите, один стресс.
- Ну, а как вы расслаблялись в России? Пили, морды били, девушек любили?
- Даа, вот это вот и было расслабление. Это расслабление... уже моих друзей свело в могилу, Зверя в частности. Я ему крест ставил, огромный. Крест притащили, а директор кладбища говорит, у нас таких огромных крестов не ставят, это не должно превышать... Я говорю, вот тебе, старик, на поллитра, заткнись, и мы в десятером этот крест поставили. Он деревянный, в старообрядческом стиле, с "голубцом". Зверев жил в Сокольниках, а там старообрядческий район и церковь и кладбище. Да и сам он был по природе раскольник.
- Как бы вы сопоставили ваш американский опыт с русским?
- Ну, здесь я больше внимания уделяю техническим приемам. Здесь больше возможностей в материале. Я долго привыкал к этим материалам, но сейчас уже разбираюсь в них запросто. Потом я увеличил здесь значительно форматы. Я ведь в Москве жил в подвале, в 12 метрах. Здесь уже хочется делать масштабные вещи. Потом я жил и в Греции, и в Италии. Скоро вот буду делать большую выставку об Израиле. А в Россию меня совершенно не тянет. Но в Нью-Йорке мне все-таки работается лучше всего. А Россия, что Россия? Там уже за это время другой мир образовался. Друзья мои все перемерли и там для меня такой вакуум. Я не понимаю молодых ребят, они меня. Новое мне непонятно, да и не хочу я его понимать.
- В чем видется истина? В работе, в женщине, в вине? А может в душевном покое?
- Ну, душевный покой только снится. Нет, работа, работа в основном. Я только работаю здесь. Америка - огромная мастерская. Она очень приспособлена для любой работы. Надо просто найти. Тут еще такое, если ты счастливый случай поймал, ты должен эту возможность исчерпать до конца. Промахнулся, уже не повторится. Вот так было и с Ризолли. Решили они издать мою монографию. Тиражем в 3.5 тысячи экземпляров. Продажа планируется в декабре /2000-го года/, а сейчас они рекламируют ее по всему миру. Стоить она будет 65 дол.
- Ваше заветное убеждение?
- Жизнь научила меня - художник должен работать для людей. Там люди правы-не правы, но в целом, в исторической перспективе они всегда правы.
- В чем вам видится ваша судьба?
- С одной стороны надо делать то, что ты считаешь необходимым делать, а с другой - внимательно к той же судьбе прислушиваться. И ни в коем случае не идти поперек судьбы, не навязывать судьбе заранее своих решений. Это, по моему, основная ошибка людей.
Сентябрь 2000г.
НАПРЯЖЕННЫЙ МЕТАЛЛ
Я встретился с Олегом Соханевичем в его студии, заставленной необычайными металлическими конструкциями, увешанной турецкими ятаганами и кинжалами, флягами, котелками, касками и всеми мыслимыми и немыслимыми металлическими изделиями. Соханевич - живописец, скульптор, поэт и первопроходец; в этом году исполняется 25 лет с момента его драматического побега из империи Зла на утлой резиновой лодке, отданной всем прихотям и коварству Черного моря. Олег Соханевич - человек чрезвычайно самоуверенный. Это звучит несколько настораживающе, но, может быть, мы просто не привыкли иметь дело с людьми, истинно уверенными в себе? Порой иная скромность хуже гордыни: если человек, уверенный в себе, готов отвечать за свои слова и дела, можно ли требовать большего?
Свою повесть о побеге Соханевич назвал "Только невозможное", тем самым подчеркивая, что он готов к любому вызову; мы воспользуемся этой его готовностью.
- Олег, как всякому порядочному герою, вам необходимо иметь детство, отмеченное необычайными обстоятельствами. Что вы можете поведать по этому поводу?
- Я родился в г.Тульчине на Украине, рядом с усадьбой, в которой Пестель организовал Южное общество декабристов. Родители мои, инженеры-строители, разъезжали по всей стране, и мне пришлось жить и в Киеве, и на Урале, и в Орехово-Зуево под Москвой. Во младенчестве я рисовал лучше всех, но, может быть, родители совершили ошибку, отдав меня в художественную школу.
- Так вы об этом сожалеете?
- Нет, но ведь искусство - деятельность возвышенно-бесполезная, как любовь, и, разумеется, когда художник занимается искусством, он ни о чем другом не думает. Забывает о практической стороне жизни.
- Так это вас огорчает? Вы бы с большим удовольствием занялись практикой жизни?
- Тот, кто рожден художником, тот обречен им быть, особенно если обладает выдающимся талантом.
- Стало быть, вы были наделены выдающимися способностями и это предопределило ваш путь художника, хотелось вам того или нет?
- Абсолютно. С 5-го по 11-й класс я провел в художественной школе Киева, за ней последовал живописный факультет Академии в Ленинграде.
- Много ли вам дала Академия?
- Для меня откровением был Эрмитаж, это и была главная моя школа. Что же касается Академии... я сожалею, что потратил на нее столько времени. Уже через полгода было ясно, что делать в ней мне нечего. Но сам Питер, его архитектура, его музеи, люди, живущие искусством дали мне очень мною.
- С кем из художников вы были близки в тот период?
- Близкими для меня являлись те, кому я абсолютно доверял. Уже в середине моей учебы я твердо решил бежать из "страны победившего социализма", посему и товарищей выбирал с большой оглядкой. Среди них были Владимир Некрасов, живущий сейчас в Нью-Йорке, и Александр Леонов, осевший в Париже.
- Итак, вы решили бежать и сделали первую попытку перебраться в Турцию вплавь, стартовав в Батуми. Это чуть ли не 25 км?
- Около 18 км, но там невероятно сильные течения, и я чуть было не попался.
- Затем был прыжок с теплохода, с рюкзаком и резиновой лодкой. Сколько вы добирались до Турции?
- Чуть ли не девять дней.
- Почему свою повесть об этом отчаянном побеге вы назвали "Только невозможное"?
- Потому что практически невозможно пересечь штормовое Черное море на утлой резиновой лодчонке.
- Что вы практически и сделали.
- Я это сделал.
- Как вас приняли изумленные турки?
- Пришлось маленько посидеть как бы в военном лагере. Кормили на убой. Вообще я должен сразу сказать, что я очень благодарен Турции за предоставленное убежище. Я провел там около четырех месяцев и приобрел уважение солдат. Мы часто боролись, и я побеждал всех. Им было жаль со мной расставаться.
- Что же было после всех этих побед?
- Меня направили в Италию, где я ожидал въезда в США. Ожидание это мне не нравилось. Я полагал, что такого человека как я должны принять сразу.
- Человека, поборовшего Черное море?
- Именно. Впрочем, грех жаловаться. Отнеслись ко мне хорошо и сделали все возможное, чтобы ускорить прохождение бумаг, хотя бюрократия, вы знаете, везде бюрократия. Наконец, я вылетел в Америку. В Северной Дакоте оказался у меня двоюродный дядя, профессор геологии. К нему я и направился. В первые же недели моего пребывания в стране я стал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Хотя, конечно, полагал, что я - подарок для Америки.
- Так вы подарок?
- А вы в этом сомневаетесь?.. Как только я заработал первые деньги, я тотчас ринулся в Нью-Йорк, этот Вавилон современного искусства. Кроме того, я всегда восхищался небоскребами. И сразу же нашел работу. Просто расхаживал по улицам и спрашивал на моем скверном в то время английском, нет ли какой работы. Так я стал работать в кафетерии одного банка, а по выходным писать картины.
- Вы свою живопись относите к геометрическому минимализму?
- Да. Причем картины у меня все квадратного формата.
- Некая формула абсолюта?
- Квадрат для меня - наименее искуственная форма. В него можно идеально вписать круг.
- Как складывалась ваша жизнь в Нью-Йорке?
- В то время я никого там не знал, и никто, как говорится, мне теплого слова не сказал. Но будучи человеком самолюбивым, уверенным в себе, желающим заявить миру о своем существовании, я довольно быстро написал повесть о своем Черноморском заплыве. Начал ее еще в Италии и закончил примерно через девять месяцев. Любопытно, что ни до этого, ни после я никогда не писал прозы. В то время я тяжело работал и сам как следует не понимал, хорошо я написал или плохо. Повесть я отправил в журнал "Грани" только потому, что он первый попался мне на глаза, и довольно быстро получил ответ. Редакция писала, что я рожден писателем, что повесть будет в ближайшее время напечатана и что я должен продолжать писать дальше. Кстати, тут Войнович перебил меня своим "Чонкиным", который был помещен перед моей повестью, что меня несколько раздражало. Но тем не менее я понял, что оказался в хорошей компании, что мне, в общем-то, было лестно. Вся эта история звучит несколько странно, но уж таков я есть. "Грани" прислали мне большое письмо с извинениями, что публикуют Войновича первым, говоря, какой он замечательный писатель. Ну, каковы бы ни были достоинства писателей, Черного моря им не переплыть. Я решил тогда больше пера в руки не брать. И клятву свою я сдержал, но только как прозаик. А повесть потом была напечата еще раз в "Новом американце".
- Почему вы чувствовали себя столь одиноко в Нью-Йорке, в городе с большим и разнообразным русским обществом?
- Будучи человеком с гонором, я не мог пойти и просить помощи у кого-то. Да и не стремился я к общению с соплеменниками, стараясь как можно скорее схватить язык. Должен, однако, заметить что встретил очень симпатичного художника Сергея Голлербаха. Он мне помог, посоветовав подать заявку в американскую артистическую колонию Мак-Дауэл. Я послал туда снимки своих работ и тут же был принят. Это был очень престижная колония, настоящий рай для художника: каждый получал в свое распоряжение студию, а уж кормили и поили... Там побывали такие художники, как Бернстайн, Копленд, Луис Невельсон. Ну вот и я туда попал.
- Насколько я знаю, у вас были многочисленные выставки?
- Да. Первая выставка была организована в Нью-Йоркском университете из моих работ, выполненных в Мак-Дауэл, затем в 71 году - в Ист Вилледже. А там пошли выставки скульптуры.
- Расскажите об этом подробнее. Вы живете в Нью-Йорке, пишете картины и вдруг обращаетесь к скульптуре, начинаете гнуть и растягиваать металл.
- Я всегда интересовался металлом.
- И вот нью-йоркская аура с ее взвинченной динамикой и грандиозными
помойками дает необходимый толчок?
- Именно. Я поднял первый попавшийся кусок металла, скрутил его и... уже через четыре месяца участвовал в международной выставке в "Юнион Карбайд" на Парк Авеню. Я был там, вероятно, самым лучшим, хотя все выставленные вещи впоследствии уничтожил. Я всегда уничтожаю неполноценные вещи. В 73-м году я присоединился к группе "Четырнадцать скульпторов", имевшей галерею в Сохо. Я присоединился тринадцатым и рассматриваю это число как счастливое. Все скульпторы в этой группе были американцы. В том же 73-м там состоялась моя персональная выставка. Идея напряженного металла была там представлена, и обо мне заговорили в Сохо. Мастерская у меня была на 9-й улице в Ист-Вилледже, и я стаскивал туда весь металл, какой только попадался мне на дороге.
- Откуда такая пламенная любовь к металлу? Может быть, у вас в роду были кузнецы-ковали?
- Такого не припоминаю. Но давайте закончим с выставками. С 73-го года они идут непрерывно примерно каждые 10 месяцев. Я имею в виду только персональные выставки. С некоторыми русскими художниками я выставлялся в галерее "Андрэ Эмерик" и был удостоен внимания ведущего критика газеты "Нью-Йорк тайме" Джона Рассела.
- И о чем же объявил Рассел?
- Он сказал, что мои работы, представленные в любой галерее, будут вызывать уважение. И некоторые из тех вещей я не уничтожил. Они и до сих пор хороши.
- И все эти композиции - напряженный металл?
- Металл. Я чувствую металл потрясающе. Когда я его касаюсь, я чувствую некие вибрации. С красками такого не происходит. Когда я касаюсь металла... Я люблю его касаться.
- Это прямо признание в любви, пожалуйста, продолжайте. Может, нечто подобное возникает у скрипача, берущего в руки скрипку, или у мужчины, обнимающего женщину.
- Дело в том, что я испытываю ощущения этого материала. Он мне настолько близок, что я без всякого напряжения нашел свою основную идею. Многие художники тужатся изо всех сил, чтобы быть чуть-чуть не похожим на соседа. Я же взял упругую полосу стали, согнул ее, что вообще люблю делать как человек физически сильный, и, сгибая в руках этот пружинящий, звенящий металл, я сразу нашел нужную идею. Если забыть о ковке и сварке, то до меня этот материал не использовали по назначению. Металлические скульптуры, которые расставлены по всему миру, с тем же успехом можно было высечь из камня или вырезать из дерева. Металл в этих скульптурах не является необходимым органическим материалом. У меня металл живет, выражает свою сущность, хотя и действует под моим руководством. Он изгибается, напрягается, и я напрягаюсь вместе с ним.
- Но вы не только напрягаете металл, вы любите его, окружаете им свою жизнь. Вы можете его касаться, гладить как живое существо, любоваться, тащить на себе из далеких стран и долгих путешествий.
- Далеких стран? Да, я путешественник. Каждый год я отправляюсь в разные страны и провожу там не меньше трех месяцев. И, конечно же, не могу пройти мимо чего-нибудь железного. Мне нравится также и дерево, но если я вижу металлический предмет, и особенно старый, я его подбираю, покупаю, обмениваю и в результате возвращаюсь с багажом, весящим не меньше меня самого.
- Когда состоялась ваша последняя персональная выставка?
- Довольно давно, в 79-м году, в галерее "Франк Марине". Потом было несколько групповых выставок, но в конце концов я сказал себе: хватит, нечего баловать публику. Я работал очень много, выставлялся несчетное количество раз, привлек достаточно внимания, но денег мне это не принесло. Мои скульптуры и живопись понятны только посвященным. Они совершенны, но не интересны обывателю, который может восхититься разве что их мощью, но никогда не выставит их у себя в гостиной. Я не умею извлекать деньги из своего искусства и не хочу этого делать. Деньги я зарабатываю как все остальные люди: прозаическим трудом. И я не хотел бы смешивать два этих занятия. В своем искусстве я хочу быть свободен.
- А разве не существует замечательных художников, свободных в своем искусстве и получающих адекватное вознаграждение за труды свои?
- В моем случае такая ситуация отсутствует. Я не утверждаю, что нет таких удачников, но часто даже в таких случаях роль рекламы, связей и галерей очень важна. Ты должен попасть в струю. А я пребываю вне этих струй. Я сам по себе течение. Опять-таки не следует забывать, что чаще всего в моих работах фигурирует металл, причем ржавый металл, который вряд ли доставит удовольствие в чьей-либо гостиной. Это вопрос привлекательности материала.
- Простим нашего обывателя, но почему же музеи не спешат приобрести совершенного Олега Соханевичя? И потом, вы долго вращались в кругах передовых американских скульпторов, о вас весьма лестно писала большая пресса...
- Честно говоря, если бы я был финансово успешным художником, я чувствовал бы себя неполноценным мастером. Высокое искусство не для продажи.
- Высокое искусство Матисса или Пикассо продавалось весьма успешно.
- Их гораздо легче воспринять. Да и Пикассо, несмотря на свой огромный талант, был в значительной степени коммерческий художник.
- Назовите мне художника, к которому вы относитесь серьезно.
- В искусстве я ценю оригинальное. Оригинальным художником был, например, Александр Кальдер. Мои же работы, скажем так, слишком сильны для публики и безусловно менее приятны, чем балансирующие, веселые, ярко раскрашенные вещи Кальдера. В молодости, я имею в виду свою нью-йоркскую молодость, я тоже раскрашивал свои скульптуры, что, конечно же, было ошибкой. С тех пор мой материал всегда был натуральным: иногда ржавый. иногда... Кстати, когда металл напрягается под этим страшным давлением, он трещит, от него отскакивает ржавчина и обнажается чистая вибрирующая поверхность. Но, как я уже сказал, я перестал выставляться и снова вернулся к живописи, подтянул ее до должного уровня. Я по-прежнему занимаюсь геометрическим минимализмом и в нем не вижу себе равных.
- А как вы полагаете, существуют другие достойные русские художники?
- Конечно, существуют, хотя ситуация осложняется бесконечным потоком халтуры из России, где вдруг все, от сапожника до дворника, стали художниками.
- И вы по-прежчему не зарабатываете на жизнь искусством?
- Я почти не зарабатываю денег искусством. Это даже не всегда приятно. Я зарабатываю на жизнь, перенося холодильники и пианино, а деньги трачу на путешествия. Я изучаю природу, архитектуру и археологию посещаемых стран. В Париже у меня велосипед, на котором я исколесил всю Европу. Да, а вот несколько лет назад у меня появилось новое увлечение - поэзия. Должен признаться, что на это меня спровоцировал Кузьминский, есть такой поэт Костя Кузьминский, который опубликовал в своей Антологии ( "У голубой лагуны") все пять моих ранних стихов. Я снова записал, и обо мне записали.
- Свою повесть "Только невозможное" вы начали с утверждения, что талантливому и честолюбивому художнику невозможно себя проявить и нечего делать в России. И вот вы на Западе. В какой мере Запад повлиял на ваши художественные амбиции?
- На Западе существуют работы талантливых современных художников, но в целом творческий Запад меня разочаровал. Для меня вызов, конкуренция очень важны, особенно в Нью-Йорке. И я работал с полным напряжением сил, с необычайной скоростью. Я опередил всех. Не с кем стало соревноваться. А для толпы я не работаю, для нее не стоит напрягаться. Да, так вот вернемся к поэзии, я ею теперь усиленно занят, увлекла Муза. Ведь в искусстве все взаимосвязано, и в поэзии, как и в живописи и в скульптуре, я все тот же Олег Соханевич.
- Вы не нуждаетесь в оценках других, вы сами знаете себе цену?
- Совершенно верно, хотя мнением профессионалов не пренебрегаю.
- Искусство невозможно без честолюбия?
- Абсолютно.
- Вы всегда ставите себе сверхтрудные задачи?
- Поиски истины всегда сверхтрудны.
- И Олег Соханевич, если он занимается искусством...
- Должен быть чемпионом. Часто это выглядит неразумно, но... я таков, каков я есть.
- Вернемся к вашим первым шагам в Нью-Йорке, вернемся к металлу.
- Да, в Нью-Йорке я довольно скоро стал думать о металле. Не знаю, почему.
- У вас скульптуры из ржавого металла, толстого металла, не очень толстого металла. Что вы ищете во всех этих конструкциях?
- Основная идея - напряжение. Я работаю с самым мощным материалом и самыми мощными средствами на него воздействую. В этой борьбе металл сопротивляется, пружинит, гнется, иногда лопается, создавая в процессе борьбы окончательную естественную форму, функционально неповторимую.
- И никакой другой материал для этого не годится?
- Камень тоже хорош, но он неподвижен. Камень пластичен, красив, но у металла больше возможностей: его можно выгибать, растягивать, сжимать. Когда я работаю с определенной композицией, я иной раз ее долго обдумываю, гляжу на материал. И вот - приходит идея! Начинается работа, обычно требующая больших усилий. И, напрягаясь всем телом, я вижу как напрягается металл, как он себя выражает, создает свою собственную форму, которую я, будучи организатором этого процесса, в принципе знаю, но не контролирую всех деталей.
- Видимо, вам доставляет большое наслаждение это взаимное напряжение творимого и творца, замысла и детали, могущества и динамики его воплощения. Этот сплав физического, эстетического и интеллектуального усилия.
- Тут мой металл является как бы моим творческим партнером. Это очень увлекательный процесс. В последний раз в - Париже. Там было все как обычно: и скрежет металла, и мои уханья и вздохи. Я - и мой партнер, разумеется младший. Ха-ха-ха.
- А слово вы тоже напрягаете?
- Я пишу без фокусов, но простота эта обманчива. Иногда мне становится грустно: если я и тут добьюсь совершенства, что же я буду делать дальше?
- Олег, я хочу вас утешить, я не думаю, что вам грозит совершенство во всех областях человеческой деятельности, хотя, особенно по части напряженного металла, я ваш глубокий поклонник. Но вернемся к вашим стихам.
- Я часто привожу их из моих путешествий. Ночуя под открытым небом, я особенно остро ощущаю себя частью природы: деревом, лягушкой, муравьем, морем. Я много пишу о море. Кстати, море я чувствую так же непосредственно, как металл. Хорошо быть на юге, в Италии, Греции, Турции. Хорошо ночевать где-нибудь у развалин Парфенова. Я не люблю томиться в помещении, да и денег на отели у меня не хватает.
- В чем сущность вашего метода, прилагается ли он к стихам, живописи или металлу?
- Это скорее самовыражение эстета, говорящего профессиональным языком. Чтобы я ни делал, я стараюсь делать это наилучшим образом. Такова моя сущность, сущность перфекциониста. А вообще-то все, что я создаю, внешне просто, но для того, чтобы это создать, надо быть Олегом Соханевичем.
- Недавно вы прожили значительное время в Париже. Чем вы там занимались?
- Я жил среди русских и французских художников в заброшенной фабрике на окраине Парижа. Мы работали, писали картины, устраивали музыкальные и поэтические вечера. Приезжали поэты из России - Сапгир, Холин, Кедров, Лен. Нас часто снимали по телевидению. Русский сквот (сквоттеры - люди, незаконно оккупирующие заброшенные помещения) так необычен.
- Что вас привлекает в Париже?
- Париж артистичен, красив, привычен, уютен, европеен. Ведь все мы европейцы, в конце концов. Но, конечно, если хочешь быть в гуще, надо жить в Нью-Йорке.
- Трудно бескорыстно служить искусству. Согласно вашему мнению, даже Пикассо не избежал искушения коммерцией. А кто избежал?
- Ну, Ван Гог, например, меня бы прекрасно понял.
- Вы выступали в Париже со своими стихами?
- И весьма успешно.
- Чем вас привлекает поэзия?
- Поэзия, как говорится, музыка души. Но она поглощает тебя целиком. Ты спишь, а стихи не спят. И вот я с проклятьем вскакиваю среди ночи, зажигаю свет, ищу карандаш... Сколько раз хотел бросить. Не получается, не отпускает.
- Ну, давайте послушаем Олега Соханевича. (Соханевич не дает названий своим стихам, пишет начальные строки маленькой буквы и не употребляет знаков препинания).
проникаю глубокие корни
осязаю тенистые недра
выпиваю подземную воду
высоко вырастаю вершиной
тяжелею
плотнею слоями
подымаясь над чащей соседей
распахнув узловатые руки
шелестящих
зеленых
ладоней
собирая густые потоки
золотистого
сытного света
ароматные
вкусные
реки
голубого
прохладного
ветра
проплывающих туч испаренья
излучений горячие волны
дождевые
прозрачные
струи
грозового
обильного
неба
пролетают небесные птицы
на вершине играют
щебечут
у корней
по коре подымаясь
муравьи беспокойные ходят
остывает устилое солнце
набегают холодные ветры
выгибают упругие ветви
оголяя осенние рощи
опадаю
стволом обнажаясь
холодею
окутан туманом
леденящим дыханьем метели
затихаю
сугробом засыпан
засыпая
стою
цепенею
дожидаясь
весеннего часа