Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абд Аллах ибн Абд аль-Муталлиб величайший пророк (улю-ль-азм) Аллаха, посланный Господом Миров всему человечеству. Он родился двадцатого апреля 570 года нашей эры в Мекке, на территории Саудовской Аравии.
Задолго до его появления на Свет людям писания было дано предопределение и время прихода на Землю пророка из страны арабов.
Те, которые не веровали из людей писания и многобожников, не отделялись, пока не пришло к ним ясное знамение -
посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки, в которых писания прямые. (Коран, 98:1-3)
Знамения ниспосланные Господом точно указывали на рождение младенца, которому предстояло стать последним посланником Аллаха, донести человечеству правила и Законы бытия до самого Судного дня.
Но вначале жизненного пути ему было уготовано земное испытание.
Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил?
И нашел тебя заблудшим - и направил на путь?
И нашел тебя бедным и обогатил? (Коран, 93:6-8)
Мухаммед рано осиротел. Отец пророка Абдуллах умер до его рождения, а мать Амина бинт Вахб ушла из жизни, когда ему исполнилось шесть лет. С этого времени Мухаммед воспитывался у родного деда Абд аль - Мутталиба, человека образованного, благочестивого, в отличие от большинства арабов, проповедовавшего единобожие. Здесь, в доме набожного человека, будущий пророк получил отеческую любовь и познания веры в единого Господа. Но едва Мухаммед стал юношей, как смерть постигла Абд аль - Мутталиба. Еще совсем мальчиком Мухаммед лишился и этой опоры. Он переехал жить к своему дяде Абу Талибу. Сначала работал пастухом, а затем стал принимать участие в его торговых делах.
Абу Талиб пользовался уважением и почтением народа. В его доме решались вопросы мира и войны между племенами, велись общественные и религиозные дискуссии. Он принимал торговые делегации далеких стран, ученых и путешественников - людей, которые способствовали духовному развитию, расширяли и обогащали кругозор будущего пророка. В двенадцать лет Мухаммед совершил свое первое длительное путешествие в Сирию мимо Ясриба и Табука. Для молодого человека оно было познавательным и увлекательным.
В Бусре караван остановился возле кельи несторианского монаха по имени Бахира. Во время кратковременной встречи христианский ученый признал печать пророчества Мухаммеда. Он буквально заставил юношу снять рубашку, и когда увидел у него между лопаток знамения Аллаха, настоятельно просил Абу Талиба беречь божественное создание и никогда не брать с собой в рисковые походы. Однако Мекка того времени была наполнена межплеменными раздорами, этническими и религиозными конфликтами, перераставшими в многочисленные локальные войны. Уже вскоре вместе со своим племенем Курайш Мухаммед принял участие в кровопролитие под названием "Кощунственная война", где готовил и подавал стрелы, защищал щитом лучников.
Он быстро взрослел. К двадцати годам стал самостоятельным человеком, сведущим в торговле; владеющим знаниями опытного проводника караванов. Внешне среди соплеменников Мухаммед виделся мужчиной среднего роста, широкоплечим, с правильными чертами лица и густыми темными волнистыми волосами, ниспадающими до плеч. Он носил ухоженную бороду. Кожа его лица имела розовато-белый цвет. К нему, как удачливому и исполнительному перегонщику караванов благоволили богатые, состоятельные люди.
Хадиджа бинт Хувайлид была одной из самых знатных и богатых женщин того времени. Влиятельная госпожа поражала своей красотой жителей Мекки. Статная фигура, высокий рост, белая ухоженная кожа пленяли многих мужчин. Однако мудрая женщина - вдова отдала предпочтение Мухаммеду. Вначале с удовольствием наняла его на работу, но уже вскоре сумела оценить его человеческие качества: надежность, честность, добропорядочность; его красоту, смелость, решительность, успешность; и пожелала стать его женой.
Вступив в законный брак, Хадиджа стала для Мухаммеда верной женой, любимым человеком, лучшим другом. Она увидела в своем избраннике знамения Аллаха. Строго следовала им. В трудные моменты жизни становилась надежной опорой, помощником и советчиком, будущему величайшему пророку (улю-ль-азм) Господа Миров.
В этом счастливом семейном союзе родились дети: Касима, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум, Фатима.
Женитьба привнесла в жизнь Мухаммеда свободу и спокойствие. Он стал обеспеченным человек, имел возможность предаваться молитвам и благочестивым размышлениям. Он почувствовал связь с Господом, всё чаще искал одиночества, удалялся в горы, и Хадиджа не препятствовала ему.
Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, Аллах ниспослал ему первые откровения.
Пророк находился в уединении, в пещере на горе Хира. К вечеру после молитвы задремал. И тогда во сне к нему явился могущественный Архангел Джебраил. Он затмил небо, но уже через мгновение предстал перед Мухаммедом в облике благовидного мужчины и повелел:
- Читай! Во имя Господа твоего, кто сотворил -
сотворил человека из сгустка.
Читай! И Господь твой щедрый.
Он - Тот, кто (человеку дал) перо и научил письму,
а также обучил тому, что он не знал. (Коран, 96: 1-5)
- Я не умею читать! - ответил Мухаммед, и сердце его трепетало от страха.
Архангел взял его и сжал до предела, затем отпустил и снова сказал:
- Читай!
--
Я не умею читать! - повторил пророк. Капельки пота, от напряжения и страха, покрыли его лоб.
Тогда Архангел во второй раз сжал Мухаммеда, затем отпустил и сказал: - Читай!
--
Я не умею читать! - снова ответил пророк.
Архангел в третий раз сжал до предела Мухаммеда, затем отпустил и сказал:
- Читай во имя Господа твоего, Который сотворил,
сотворил человека из сгустка!
Читай, а Господь твой - Щедрейший...(Коран, 95:1-3)
Когда Мухаммед вернулся домой, он был вне себя от ниспосланного во сне откровения, терзался сомнениями: возможно, это был злой дух или козни джинна. Наконец, он рассказал жене о необычном явлении. Хадиджа его внимательно выслушала и успокоила. Она поняла и оценила божественное происхождение случившегося. Мудрая женщина попросила мужа пересказать всё, что с ним случилось своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю, который был ученым, принявшим христианство. Степенный, слепой старик заверил Мухаммеда, что к нему приходил вестник от Аллаха Архангел Джебраил.
Откровения были ниспосланы пророку в ночь понедельника десятого августа 610 г. н.э. и после этого несколько недель знамений не было. Но Мухаммед ждал и предчувствовал приближение судьбоносных событий. Он уходил в горы, подолгу бродил в одиночестве, возвращался, впадал в томление и тоску. Готов был броситься с высокой скалы, чтобы покончить с душевными муками. Хадиджа успокаивала Мухаммеда, поддерживала. И вот однажды в горах пророк увидел необычный свет. Он проник в его сердце, освятил душу, наполнил спокойствием и уверенностью разум. А его телом овладела чудовищная усталость. Мухаммед вернулся домой, изнемогая от сильной лихорадки, прилег в садовой беседке, завернувшись в плащ,... и услышал голос Аллаха:
О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды твои очисть!
И скверны беги!
И не оказывай милость, стремясь к большему!
И ради Господа твоего терпи! (Коран, 74:1-7)
Все сомнения оставили пророка. Он готов был принимать откровения и проповедовать людям.
Хадиджа стала первым человеком, поверившим Мухаммеду - сподвижницей принявшей Ислам. Вслед за ней новую религию Аллаха приняли ещё восемь человек: Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Хариса, Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Убейдуллах. В этом узком кругу близких ему людей пророк рассказывал о первых полученных откровениях.
Клянусь звездой, когда она закатывается!
Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился.
И говорит он не по пристрастию.
Это - только откровение, которое ниспосылается.
Научил его сильной мощью,
Обладатель могущества; вот Он стал прямо
На высшем горизонте, потом приблизился и спустился,
И был на расстоянии двух луков или ближе,
И открыл Своему рабу то, что открыл. (Коран, 53:1-10)
В течение трёх лет он вел проповеди тайно. А первые мусульмане из уст в уста передавали друг другу наставления Аллаха. Людей поражали красота и смысл ниспосланных аятов(стихов), величие и внеземное происхождение божественных откровений. Курайшиты стали принимать Ислам группами, семьями, мужчины и женщины. Мухаммед ждал знамения Аллаха.
Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников. (Коран, 15:94)
И после ниспослания стал выступать публично.
И поистине, Господь твой - великий, милосердный!
И поистине, это - послание Господа миров.
Снизошел с ним дух верный
На твое сердце, чтобы оказаться тебе из числа увещающих.
На языке арабском, ясном.
И ведь он, конечно, в писаниях первых!
Разве не явилось для них знамением то, что знают его ученые из сынов Исраила? (Коран, 26:191-197)
Когда Мухаммед провел первую проповедь и объявил себя посланником Господа Миров, он был безжалостно осмеян.
Я не говорю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного, и не говорю вам, что я - ангел. Я следую только тому, что открывается мне. (Коран, 6:50)
Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я только увещатель и вестник для народа, который верует. (Коран, 7:188)
Я следую только за тем, что открывается мне. (Коран, 10:15)
Курайшиты - идолопоклонники требовали чудес и доказательств пророческой миссии. Они не хотели признавать всемогущего Аллаха. Объявили систему ценностей, выдвинутую пророком, несостоятельной. Полемику по вопросам веры считали вредной, несерьезной и ненужной. Умма Мухаммеда вызывала сожаление. Большинство людей, снисходительно смотрело на религиозные заблуждения мусульман, вполне терпимо к ним относилось и никаких запретных действий не предпринимало. Однако когда Мухаммед затронул нападками богов, которых почитали в храме Каабе многобожники, часть людей, решительно выступила в их защиту. Они стали притеснять мусульман, забрасывать камнями, унижать. Запретили молиться возле Каабы.
Ведь они, когда им говорили: "Нет божества, кроме Аллаха!" - возносились
и говорили: "Разве мы в самом деле оставим богов наших из-за поэта одержимого?"
Нет, он пришёл с истиной и оправдал посланников.
Вы, конечно, вкусите мучительное наказание!
И будет вам воздано только за то, что вы совершали. (Коран, 37:35-39)
За первые годы увещеваний, умма Мухаммеда насчитывала около ста человек, большей частью бедняки и рабы. Из-за своей приверженности Исламу они стали подвергаться гонениям со стороны своих господ. Сам Мухаммед был подвержен нападкам и оскорблениям. Он искал выход из сложившихся обстоятельств. И тогда по воле Аллаха состоялась первая хиджра - переселение мусульман в Эфиопию - страну, где можно было спокойно жить, добывать пропитание, молиться Господу миров и не чувствовать преследования и притеснения курейшитов. Восемьдесят три человека в 615 году - пять лет спустя с начала пророчества через Красное море отправились под покровительство негуса Аксумского. Но сам Мухаммед оставался в Мекке.
Курейшиты направили послов к царю (негусу) Эфиопии, с целью вернуть мусульман. Они преподнесли негусу подарки, рассказали об исламе, о религиозных заблуждениях своих соплеменников. Однако царь, внимательно выслушав, отказался выдать мусульман, без их на то разрешения. Он попросил прочитать что-нибудь из Корана. И Джафар ибн Абу Талиб - брат Али ибн Абу Талиба прочитал:
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Не ниспосылали Мы тебе Коран, чтобы ты был несчастен,
а только как напоминание для того, кто боязлив,
ниспосланием от того, кто создал землю и небеса вышние.
Милосердный - Он утвердился на троне.
Ему принадлежит то, что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей.
И если ты будешь говорить громко, то ведь Он знает и тайну и более скрытое.
Бог! - нет божества, кроме Него, у Него прекрасные имена.
(Коран, 20: 1-7)
Строки Корана растрогали негуса Эфиопии. Он окончательно дал послам отказ, и взял мусульман под свое покровительство. После этого оставшиеся в Мекке мусульмане, и Мухаммед стали подвергаться ещё большим преследованиям. Курейшиты договорились между собой прервать всякие с ними сношения, не допускать к Каабе, прекратить торговые сделки, поставить их вне общего закона.
Мухаммеду запрещают проповедовать, и он начинает увещевать в близлежащих городах. Так о новой религии единобожия становится известно далеко за пределами Мекки. Но наступил "год скорби", в 619 г. скончалась Хадиджа, а через несколько недель и Абу - Талиб - самые преданные помощники и сторонники пророка. Без их поддержки и участия пророк испытывает душевные муки.
В одну из летних ночей, он сидел у стен Каабы. Охваченный беспокойными мыслями, Мухаммед закрыл глаза, в надежде заснуть. Но знакомый озноб - предвестник божественных откровений стал сотрясать его тело. А вслед за этим земное пространство, то ли во сне, то ли наяву сменило другое пространство, точно такое же, но с иным измерением и отсчетом. Там его ждал посланник Аллаха Архангел Джебраил. Он призвал Мухаммеда вознестись к Господу, но вначале рассек ему грудь, вынул и омыл сердце, а затем вложил его обратно. После этого на удивительном скакуне с крыльями и головой человека - аль - Бураке Архангел сопроводил его в Иерусалим. В несколько мгновений они преодолели значительное расстояние, затем опустились на землю. Архангел Джебраил привязал животное к кольцу врат мечети, и вместе с Мухаммедом принял участие на молитве других пророков. Затем пророку поднесли три чаши на выбор: одну с водой, другую - с вином и третью - с молоком. Мухаммед задумался, но услышал голос: "Если он возьмет воду, то потонет вместе с общиной своей; если возьмет вино, то будет блуждать с общиной своей; если возьмет молоко, то пойдет прямым путем с общиной своей". Так выбор пал на чашу с молоком.
Этой же ночью Архангел Джебраил вознес Мухаммеда из Иерусалима к нижнему небу. Попросил открыть для него врата. Когда их открыли, пророк увидел прародителя Адама и поприветствовал его. Адам ответил на приветствие и признал пророчество Мухаммеда.
Затем они поднялись ко второму небу. Архангел попросил открыть для него врата. Мухаммед увидел Йахью бин Закарию и Ису бин Марйам. Он встретился с ними и поприветствовал. Они ответили на его приветствие и признали его пророчество.
Далее они направились к третьему небу, где Мухаммед увидел Йусуфа, к которому обратился с приветствием. Йусуф ответил на приветствие и признал его пророчество.
Потом они вознеслись к четвертому небу, где пророк встретил Идриса. Он ответил на его приветствие и признал его пророчество.
После этого они поднялись к пятому небу, где встретили Харуна бин Имрана, который ответил на приветствие Мухаммеда и признал его пророчество.
На шестом небе они увидели Мусу бин Имрана. Он также ответил на приветствие и признал пророчество Мухаммеда.
Когда они поднялись к седьмому небу, то встретили Ибрахима, который приветствовал Мухаммеда и признал его пророчество.
Затем Архангел Джебраил вознес Мухаммеда к лотосу крайнего предела, показал небесный храм и представил Могущественному Аллаху. Господь миров позволил Мухаммеду приблизиться на расстояние, равное длине двух луков и ниспослал откровение. Он вменил в обязанность членов уммы совершение пятидесяти молитв ежедневно. Мухаммед поблагодарил Господа, и они с Архангелом Джебраилом отправились в обратный путь.
На шестом небе Муса спросил Мухаммеда: - Что тебе повелел Аллах?
Пророк ответил: - Совершать пятьдесят молитв ежедневно.
- Поистине, члены твоей общины не смогут делать этого, возвращайся к Господу и проси облегчения.
Пророк повернулся к Архангелу Джебраилу, спрашивая разрешения. Архангел дал знак: Да если желаешь.
Они вознеслись, и Господь уменьшил количество молитв до десяти.
И вновь Муса на шестом небе предупредил Мухаммеда: - Возвращайся к Господу и проси облегчения.
Несколько раз возносились Архангел Джебраил с Мухаммедом к Аллаху с просьбой. И каждый раз Господь миров давал облегчение. Когда Он снизил количество обязательных молитв до пяти, Мухаммед устыдился просить большего. И глашатай сказал: "Я завершил возложение обязанностей и облегчил (бремя) Своих рабов.
И видел он Его при другом нисхождении
у лотоса крайнего предела.
У Него - сад прибежища.
Когда покрывало лотос то, что покрывало.
Не уклонилось его зрение и не зашло далеко:
он действительно видел из знамений своего Господа величайшее. (Коран, 53:13- 18)
На проповеди Мухаммед рассказал людям о своем ночном путешествии. Единоверцы оказались перед неразрешимой дилеммой: Подвергнуть сомнениям слова пророка, значит отказаться от веры Аллаха; но ведь караван из Мекки в Сирию идет целый месяц и столько же, обратно; чтобы разрешить её люди обратились к Абу Бакру.
Абу - Бакр покровительствовал Мухаммеду. По характеру мягкий, кроткий, невозмутимо спокойный; сговорчивый в чисто практических вопросах и непоколебимо твердый в главном, принципиальном деле, он пользовался у людей уважением и сначала не поверил в сказочную историю о ночном путешествии. Но когда люди сказали, что пророк рассказывает об этом в мечети, Абу - Бакр в очередной раз поддержал Мухаммеда и сказал: - Всё что говорит посланник Аллаха, является правдой, и он ему верит.
Потом Абу - Бакр расспросил Мухаммеда о событиях той ночи. Пророк описал Каабу, в которой до этого не был, город и даже количество караванов шедших из Иерусалима в Хиджаз. Всё подтверждалось и при каждом совпадении фактов Абу - Бакр лишь констатировал: " - Я свидетельствую, что ты посланник Аллаха."
В благодарность Мухаммед назвал Абу-Бакра Правдивейшим (ас-Сиддик,) и это прозвище с тех пор за ним закрепилось...
После смерти Хадиджы и Абу-Талиба родовые связи Мухаммеда были нарушены. Главой рода хашим стал Абу Лахаб и консервативное общество Мекки стало настроено ещё более враждебно против мусульман. Пророк по воле Аллаха намеревается совершить переселение в другую страну. Вначале решает посетить город Ат-Таиф, расположенный в пятидесяти милях от Мекки. В то время этот город был торговым центром, с благодатными землями, мягким климатом, зоной летнего отдыха состоятельных людей. Племя Скиф, населявшее Ат-Таиф, торговало со многими странами, имело хорошие, крепкие связи с Йеменом.
Пророк вместе со своим слугой Зайдом прошёл пешком через крутые горы, чтобы встретиться высокородными людьми этого племени. Но проповедь и увещевания не нашли у них нужного понимания, и Мухаммед вынужден был вернуться в Мекку.
В родном городе ситуация обострилась - пророку начинают угрожать физической расправой. Влиятельные курейшиты составили заговор убийства Мухаммеда, в котором должны были принять участие представители каждого рода. Медлить было нельзя. Мухаммед взывает к Аллаху и получает столь необходимую помощь: К пророку пришли старейшины из Ясриба, города, находившегося в 400 км к северу от Мекки.
Представители Ястриба предложили Мухаммеду вместе со своей общиной переселиться на их земли; стать правителем - вождем и судьей, способным принести долгожданный мир и положить конец междоусобицам между евреями и арабами.
Мухаммед принял предложение старейшин, дал указ начать переселение незамедлительно, но тайно и небольшими группами.
Сам Мухаммед прибыл в Ясриб в 12-й день раби ал-аввала 622 года. Навстречу пророку устремились жители города, выказывая уважение и почет. Они надеялись, что его правление покончит с непрерывными распрями и принесет долгожданный мир и спокойствие.
Вскоре Ястриб был переименован в Мадинат ан-наби (город пророка) и стал сокращенно называться Мединой.
Став правителем, пророк издал указ, по которому все жители города независимо от вероисповедания и племенной принадлежности были равны перед законом, имели равные права и обязанности перед государством. Люди могли без опаски исповедовать любую религию, но в то же время, имели единую для всех воинскую обязанность - защищать родной город.
Пророк приступил к созданию своего могучего государства, способного объединить все арабские племена для верного и преданного служения Аллаху. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины" - письменный устав общины, положивший основание мусульманству, как религиозно - общественному и политическому строю.
Через несколько лет Медина стала главным торговым центром Аравийского полуострова. Слава о пророке и его вере распространилась далеко за её пределами.
Мухаммед - правитель Медины имел много жен. Он вступал в брак из милосердия, как того предписывала мусульманская мораль, обеспечивая женщину всем необходимым, заботясь о женах погибших друзей и родственников.
Почти все свободное время Мухаммед посвящал молитве и проповедям. Несмотря на положение правителя, вел простую, непритязательную жизнь, ограничивал себя в еде и удобствах. Он призывал к скромности, благочестию, милосердию, убеждал правоверных, по возможности, освобождать и выкупать невольников.
Пророк призывал к миру и согласию, однако вынужден был до конца своих дней сражаться с племенами курайшитов на пути служения Господу миров. В ходе военных действий были выработаны правила ведения войны, которые легли в основу принципов джихада, имели оборонительный характер и никогда не проводились с целью утверждения национального или религиозного превосходства.
И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих! (Коран, 2:190)
Если же они удержатся, то... ведь Аллах - прощающий, милосердный!
И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержаться, то нет вражды, кроме как к неправедным! (Коран, 2:192-193)
Спустя некоторое время люди убедились в истинности новой религии, которая проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, отстаивала права женщин. Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову.
Пророк Мухаммед  отправил послания с предложением принять ислам: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и `Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама. Заключил на десять лет мирный договор с народами Мекки. Однако этот договор был в одностороннем порядке нарушен.
В марте 627 г. курайшитский полководец Абу Сафьян во главе десятитысячного войска двинулся на Медину. Еврейские племена Медины отказались защищать город. Но город выстоял, и после двухнедельной осады нападавшие были вынуждены отступить. Эта была победа, и народы Аравии воочию, убедились в силе ислама, полководческом таланте пророка.
В 628 г. между Мухаммедом и курайшитами было заключено перемирие, позволившее мусульманам совершить два паломничества в Мекку в 628-м и 629-м годах. Но этот мир оказался недолговечным - курайшиты вновь напали на одно из племен, состоявших в союзе с мусульманами. На этот раз уже Мухаммед двинулся на Мекку во главе десятитысячного войска. Пророк объявил амнистию для всех, кто признает себя побежденным, и пообещал обеспечить безопасность всем жителям города. В итоге Мекка сдалась на милость победителя.
Покорение Мекки явилось величайшим триумфом Ислама. Родной город пророка до этого был главным центром сопротивления и имел огромное политическое и торговое значение для арабских племен.
Мухаммед вошел в Мекку смиренно, всецело предавшись Богу. Он простил всех жителей и просил воинов не трогать их имущество и богатство. Благодаря такой осмотрительности, граждане Мекки с почтением приняли пророка, большая часть искренне обратилась к религии Ислам, с пониманием восприняла, разрушение идолов, окружавших Каабу.
После захваты Мекки Мухаммед вернулся домой в Медину, чтобы возглавить военные действия против разнообразных языческих племен. Он объединил враждовавшие народы Аравийского полуострова на основе Ислама. Сотни людей стекались в Медину, различные делегации и послы государств выражали приверженность вере и посланнику Аллаха.
Однако вскоре после возвращения Мухаммед заболел. Он продолжает посещать мечети, наставлять верующих, готовит экспедицию в Сирию, но болезнь прогрессирует. Перед смертью Пророк  совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз, а затем  выступил со своей Прощальной речью:
"...О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.
О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, - Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один - все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом - самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего".
8 июня 633 г. н.э. в Медине пророк Мухаммед  умер. Тогда ему было шестьдесят три года. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами:
"Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммеду, знает, что Мухаммед мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает".
Затем он произнес:
"Поистине, ты смертен (Мухаммед), как смертны и они". (Коран, 39: 30)
"И Мухаммед - только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным." (Коран, 3:144)
|