Акулов Анатолий
Морской окунь

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 13/11/2016.
  • © Copyright Акулов Анатолий (tichorezky42@rambler.ru)
  • Размещен: 15/01/2013, изменен: 15/01/2013. 24k. Статистика.
  • Рассказ: Мемуары
  • Иллюстрации/приложения: 13 шт.
  •  Ваша оценка:


      
       0x01 graphic
      
       МОРСКОЙ ОКУНЬ.
      
       После окончания 3-го курса нашего Херсонского Мореходного училища две группы механиков направили на преддипломную практику в славный северный морской порт Мурманск. Это был далекий и незабываемый 1961 год.
       Мы так мечтали оторваться от училищных парт, мы так хотели самостоятельности, мы хотели зарабатывать деньги, мы мечтали уйти в море, мы хотели стать взрослыми!
       Прошло много лет и так трудно вспоминаются эти молодые и беспечные годы, когда казалось, что жизнь так прекрасна, что ты всё можешь, всё знаешь и нехватает только опыта, но этот опыт не за горами - уедем на практику в Мурманск и вернёмся морскими "волками" с тугими кошельками! Мечты, мечты, казалось всё так просто!
       В Мурманск мы добирались группой из 4-х человек, ехали поездом через Москву и Ленинград.
       Когда учились в мореходном училище, то дружили по каким-то неуловимым признакам, которые сближали или разделяли нас в группе.
       Местные херсонские ребята жили своей жизнью, от субботы до субботы и потом мчались домой, а вот нам, иногородним, судьбой было предназначено устраивать свою юную жизнь по мерилам дружбы, кооперироваться и решать многие житейские задачи, приноравливаясь к требованиям наших командиров - старшинам и ротным офицерам.
       Вот и на поездку в Мурманск мы тоже сгруппировались по взаимным интересам.
       Нам всем в то время очень нравилась наша курсантская форма, и мы ходили в ней везде и всюду. У меня сохранились фотографии, на которых мы в Кремле и на Красной площади в курсантской форме. Все мы так молоды, так красивы и так стройны!

    0x01 graphic

    НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

       В Ленинграде мы тоже посетили все исторические места, а ночевали у моих старинных знакомых, которые приютили нас на одну ночь,
       В курсантской молодости мы были почему-то всегда голодны, и в Ленинграде произошел с нами один забавный эпизод.
       Денег, как всегда, у нас было в обрез. Питались чаем и хлебом с горчицей в столовых, где все это можно было получить бесплатно, кроме чая, но молодой организм требовал все больше и больше. На сосиски с капустой и на бифштексы мы смотрели с таким вожделением, что у нас случались легкие помутнения в голове.
       Но, увы, не могли мы позволить себе такую роскошь, а есть очень хотелось!
       У моих знакомых, где мы остановились, стояла на кухне большая кастрюля с борщом и несколькими кусками мяса. Знакомые ушли в гости, и мы вчетвером остались в квартире
       с кастрюлей один на один. Мы открывали ее, вдыхали ароматы борща с мясом, смеялись, подначивали друг друга, подшучивали, но не осмеливались попробовать его на вкус.
       Мы приплясывали вокруг кастрюли, вилкой вытаскивали капустные листья, а один кусочек мяса "распилили" на 4 части и моментально все проглотили.
       Сытости не почувствовали кроме того, что совершили неблаговидный поступок и потом прятали глаза от возвратившихся домой хозяев.
       До сих пор удивляюсь - почему они нам не предложили попробовать этого борща?
       Ну хотя бы одну тарелочку на четверых!
       Поездом из Ленинграда прибыли в славный рыбацкий город Мурманск и дружно пошагали в отдел кадров Мурманского тралового флота!
       Мурманск - это один из крупнейших портов страны, находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.
       Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом.
      
       0x01 graphic

    ПАНОРАМА ГОРОДА МУРМАНСКА

       К 1958 году рыбная промышленность Мурмана располагала более 700 судами и на её предприятиях работали тысячи человек. Мурманская область вылавливала миллионы центнеров рыбы и занимала первое место по вылову рыбы в Российской Федерации.
       Его флот стал пополняться судами, и требовалось пополнение командных кадров.
       Мы представляли будущих капитанов и старших механиков.
       Нам необходима была плавательская практика, чтобы приобрести первые познания в работе рыболовных судов, узнать их специфику, получить необходимые каждому моряку морские уроки непосредственно в море, на кораблях.
       Зарегистрировались в отделе кадров, стали в резерв, получили направление в ДМО,
       (дом междурейсового отдыха), где нам и предстояло жить и дожидаться получения направления на судно.
       Кто работал в Мурманске в те годы, о которых я рассказываю, конечно, помнят, что тогда это был небольшой городок, а основными достопримечательностями были:
       площадь "пять углов", ДМО, "стометровка", кинотеатр, ресторан "Арктика".
       Рассказывать о том Мурманске, в котором мы тогда жили некоторое время и о тех интересных воспоминаниях, которые он нам оставил, я не буду писать в этом рассказе, пусть они останутся в нашей памяти.
       Однажды вечером мы прогуливались по "стометровке" - это улица, где снимали проституток. И вдруг все озарилось вокруг необыкновенным цветом от синего до розового и по времени продолжалось недолго. Мы даже не успели понять, что это было.
       Но разве можно передать краски северного полярного сияния, которое мы тогда увидели и были очарованы его красотой.
      
       0x01 graphic
       СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
      
       Нас смущало то обстоятельство, что на улице постоянно было светло, и мы не могли вечером сразу уснуть. А возле ДМО и в полночь, и в 2 часа ночи играли в волейбол...
       В такой обстановке сон не приходил. На следующий день мы ходили помятые и хмурые!
       Через несколько дней каждый из нас получил направление на корабли, а мне вручили направление в должности угольщика на один из рыболовных траулеров серии РТ.
       Это был один из паровых рыболовных траулеров-угольщиков, которых было в Мурманске в это время до 180 единиц.
       Часть из них работала только в летне-осенний период времени, а зимой отстаивалась в Архангельске или на побережье Мурмана.
       Основными районами промысла были Рыбная банка, Мурманская банка, Норвежский желоб, Кильдинская банка, район острова Медвежий, остров Ян-Майен.
       Ловили треску, пикшу, сельдь, морской окунь, зубатку, мойву, камбалу и другие породы.
       Паровые РТ стояли в порту по несколько бортов (4-5 единиц) у причальных линий, и только опытные рыбаки могли определиться здесь, в этом корабельном хаосе:
       кто, куда и когда будет отправляться в рейс.
       В порту стоял неистребимый запах рыбы, а на самих РТ этот запах был еще круче, насыщеннее. Но удивительное дело - через час-два к нему привыкаешь и совершенно его не чувствуешь. И только когда ветер приносил струю свежего морского воздуха, тогда еще контрастнее ощущалась разница между свежим воздухом и этой отравой!
       Честность среди рыбаков РТ была необыкновенная. Никто и никогда не был замечен в воровстве, каюты не запирались, и иногда по громким крикам можно было определить, что на каком-то РТ проходит очередное застолье. Можно было прийти ночью на свой РТ и обнаружить, что твое место на койке в каюте кем-то занято.
      

    0x01 graphic

    МУРМАНСК. ПЕРЕД 1-ЫМ ВЫХОДОМ В МОРЕ

       Приходилось искать свободное место рядом или идти на соседний траулер. Всё это было
       в порядке вещей, и никто не обижался. К такому "гостеприимству" давно привыкли.
       Теперь о кадрах, которые здесь работали.
       Существовала практика, когда задержанных милицией пьяных мужчин иногда везли не в вытрезвитель, а на отходящий в море тральщик и выгружали на борт.
       На следующий день бедняга узнавал, что теперь он матрос и будет работать на тральщике минимум две недели. По информации местных старожилов редко кто из попавших в такую ситуацию "моряков" жаловался потом на нарушение прав человека.
       Среди плавательского состава было много людей, которых осудили не за убийства и тяжелые преступления, а за воровство, хозяйственные махинации, спекуляцию, драки и прочие нарушения правил жизни советского общества.
       Морских кадров не хватало и вот этим людям давали возможность сократить свой срок наказания. Вербовщики ездили по тюрьмам и лагерям, где они отбывали свои сроки наказания, и предлагали идти работать в море с условием, что один день работы в море приравнивался к двум дням срока отсидки. И многие здоровые и крепкие мужики быстро соглашались идти работать на рыболовные траулеры.
       Работали матросами, угольщиками, кочегарами и хорошо работали. А вот относительно соблюдения ими правил общежития без алкоголя - такой жизни они себе не представляли.
       После возвращения в порт на траулере было поголовное пьянство, так как местные члены экипажа уходили домой. И вот тогда-то и начиналось раздолье...
       Мне рано пришлось познакомиться с такими порядками. После моего прихода на судне был объявлен отход и наш РТ отвалил от причала в сторону моря, на Медвежку.
       Траулер шел в район острова Медвежий, на добычу морского окуня.
       0x01 graphic
       МОРСКОЙ ОКУНЬ
      
       Прошло много времени, но вспоминать, как я впервые в жизни оторвался от берега и на небольшом, пропахшем рыбой и рыбьим жиром судёнышке уходил в море!
       Всё было так печально, так страшно, что в этом я мог признаться только самому себе.
       На траулере были разные люди, как и везде, хорошие и не очень, плохие и мерзавцы.
       Много уголовников, как раз из тех, кто сокращал здесь себе сроки отсидки.
       Когда я пришел в кубрик и увидел испитые и мрачные морды своих теперешних товарищей по работе мне стало не по себе. И я впервые подумал - правильно ли я выбрал свой жизненный путь? Но коней на переправе не меняют, а в море тем более.
       Что ни думай, но мне с этими моряками еще жить и работать...
       На РТ была котломашинная установка, т.е. если объяснять популярным языком, то был огнетрубный котел, который работал на угле.
       Вырабатываемый пар приводил в действие паровую машину и через редуктор приводился в движение и вращался гребной винт.
       Я не помню точно все характеристики траулера, но давление пара было 10-15 кг, мощность паровой машины 600-700 лошадиных сил и скорость от 8 до 10 узлов.
       Имелись парогенераторы: 16 kw и 8 kw.
       Запас пресной воды - 50тонн, для котла - 80 тонн.
       Запас угля составлял около 200 тонн.
       Этого хватало на 15-16 дней промысла, вместе с переходами.
       Водоизмещение около 1200 т, экипаж 45-50 человек.
       Первую вахту в машинном отделении я буду помнить всю свою жизнь!
       Моя работа угольщика заключалась в том, что нужно было загрузить тачку (с одним колесом) углем и подвезти к топке котла, сгрузить и возвращаться за очередной порцией угля. Все просто, да просто только на словах!
       Угольщик должен учитывать килевую и бортовую качку тральщика и везти уголь не "на гора", а под гору. Конечно, я не знал всех этих тонкостей (мне их никто не объяснил) и первый час пёр эти тачки "на гора" и сразу же выбился из сил.
       Вокруг стоял угольный туман, состоящий из мельчайших угольных пылинок, и дышать было довольно трудно.
       Кочегаром был дядя Миша, бывший уголовник лет 35-ти, здоровенный мускулистый мужик. Когда угля стало не хватать, а я не успевал его подвозить, на меня обрушился такой трехэтажный мат, которого я никогда раньше не слышал.
       Пар в котле необходимо было держать на марке, т.е. 15 кг и не меньше, иначе давала сбой паровая машина, и уменьшался ход судна, а еще и парогенератор....
       Вообщем нарушалась вся энергетическая цепочка, а из-за кого? Какого-то угольщика!
      

    0x01 graphic

    ТРАУЛЕР ИДЁТ НА ПРОМЫСЕЛ

       Вот и получил "объяснение" по полной мере, но я только разозлился и, стиснув зубы, таскал и таскал этот проклятый уголь! Когда кончилась вахта, я был словно во сне.
       Перед глазами был уголь и топка котла, уголь и топка котла. Добрёл до душа, сполоснулся под слабенькой струёй воды и упал в койку без сил. Проснулся от сильной тряски.
       Когда я открыл глаза, то увидел коллегу-угольщика, который будил меня на мою очередную вахту. А мне казалось, что я только что прилег....
       Так и прошли 4 дня нашего перехода на промысел с тяжелейшим привыканием работать в качку, с сопровождением отборными матами, постоянным желанием спать и спать.
       Были минуты слабости, когда я всплакнул, вспомнил свою мамочку и много раз проклинал себя за то, что решил стать механиком, что выбрал себе такую незавидную судьбу. Мне казалось тогда, что я теперь всю свою жизнь буду таскать тачки с углем в угольном тумане, слушать трехэтажный мат, и впереди нет никаких перспектив...
       Пришли на промысел, и это оказалось продолжением моих морских университетов.
       После 4-х часовой вахты теперь нужно идти на палубу и помогать матросам шкерить (потрошить) рыбу - морского окуня, за которым мы сюда и пришли.
       Вытащенную тралом рыбу вываливали на палубу и потом на деревянных столах (рыбоделах), производили шкерку: отрезали головы, вырезали внутренности, которые собирали в отдельном бункере, а тушки окуня сбрасывали в бочки, где пересыпали солью. Бочки опускали вниз в трюм, где их устанавливали друг на друга.
       Морской окунь рыба донная, красного цвета и когда его поднимали в трале наверх, у него вылезали глаза из орбит. Так его и назвали - пучеглазым.
       Матросы не успевали перерабатывать улов и им помогали все остальные - угольщики, машинисты, механики, штурмана и все, не занятые на вахтах и работах.
       Работа была непривычной и надо обладать сноровкой, определенным опытом, чтобы успевать обработать рыбину и не отрезать себе пальцы.
       А вот пальцы на свежем морском ветру очень быстро окоченевали и было очень трудно заставить их гнуться и выполнять шкерку.
       После этой 4-х часовой изнурительной и тяжелой работы можно было пойти поесть,
       4 часа поспать и снова на рабочую вахту в машинное отделение.

    0x01 graphic

    НА ПАЛУБЕ, ПЕРЕД ВАХТОЙ

       Первая неделя была самой трудной, самой невыносимой, но человек ко всему привыкает. Привык и я, и уже не такой страшной казалась моя теперешняя жизнь.
       Появилось время подумать о чем-то хорошем, светлом и чистом - мне всего 19 лет!
       Но в моей рыбацкой жизни очень скоро появились новые испытания!
       Все рыбные головы, потроха и прочие рыбные отходы сбрасывали и складировали в особом бункере у фальштрубы для того, чтобы потом всё переработать на рыбную муку. И вот через некоторое время все это рыбное богатство стало загнивать и издавать невыносимый запах, невыносимый до тошноты, да еще подогреваемый теплом фальштрубы... Это был ужасный запах, но именно он был сигналом для мукомола, который вылезал из каких-то шхер и начинал варить рыбную муку.
       Не буду описывать все муки сосуществования с этим рыбным крематорием на таком ограниченном пространстве траулера.
       Но деваться было некуда, надо было терпеть и еще раз терпеть!
      
       0x01 graphic
       КАРТА БАРЕНЦЕВА МОРЯ
      
       Кошмар с рыбным крематорием прекратился с окончанием промысла и набором груза морского окуня. Запасы угля, пресной воды тоже стали заканчиваться, так что мы были вынуждены уходить в порт.
       Не буду описывать житейские отношения в команде, так как я был на самой низкой ступени этого морского братства, если этим словом можно было назвать сборище самых разных людей, в большой степени неграмотных, грубых, с криминальным настоящим и прошлым. Хотя и среди них были достойные и нормальные люди.
    Единственными светлыми пятнами были среди экипажа кое-кто из командного состава,
       но они были так далеки от меня.
       Мне пришлось жить и постоянно общаться с далеко не золотой частью нашей команды.
       Через несколько дней мы вернулись в порт и пришвартовались к одному из стоящих в порту РТ. Это была середина дня, местные члены команды ушли домой.
       На траулере осталась та самая часть команды, которая жаждала скорее добраться до алкоголя.
       Они быстренько обсудили эту тему и решили послать на берег гонца за водкой.
       Поскольку я был самый молодой и самый незанятый, то выбор пал на меня.
       Никакие отговорки не помогли.
       Мне вручили старый объемистый чемодан, дали денег, объяснили, что на проходной они меня встретят, и моя участь в роли гонца за водкой была решена!
       Водочный магазин расположен не очень близко от порта и мне, затаренному бутылками, пришлось долго тащить тяжеленный чемодан до проходной.
       Тащил чемодан и мысленно по пути проклинал тех, кто послал, и свою жизнь, и всё
       на свете...
       У проходной меня встретили судовые алкаши, поделились бутылками на проходной с вахтёрами и благополучно притащили чемодан на траулер.
      

    0x01 graphic

    МОРСКОЙ "ВОЛК"

       Прошло уже столько лет, а я до сих пор вспоминаю эту картину...
       Кубрик, неимоверный шум, гам, мат, всё в табачном дыму.
       На столе лежат вспоротые ножом консервные банки с жирной норвежской сельдью, куски черного хлеба, луковицы, горстки соли, баночки с тресковой печенью, водочные бутылки и граненые стаканы.
       Я занимал в кубрике верхнюю койку и быстро вскарабкался туда, задернул занавеску. Идти было некуда, так как денег у меня не было, а аванс выдадут только завтра.
       Сидеть внизу с этими "братанами" у меня не было никакого желания.
       Эти морды и в море мне уже достаточно опротивели, поэтому я закрыл глаза и постарался уснуть. Но куда там!
       Праздник продолжался!
       Моряки запели свои блатные тюремные песни, но без музыкального сопровождения они звучали тоскливо, и мне противно было их слушать.
       Шум и мат только усилились, и к ним добавился еще женский визг и дурацкий смех.
       Оказывается, моряки притащили на траулер портовых шлюх и праздник продолжался!
       Кому-то пришла в голову идея, что молодого (т.е.меня) нужно посвятить в настоящие моряки и меня стащили с верхней койки вниз.
       Всю жизнь буду помнить, как мне насильно влили в рот больше полстакана водки и потом заставили есть жирную селедку с чёрным куском хлеба.
       Не буду утомлять читателей описанием дальнейших мерзких подробностей с насильным показом всех женских прелестей, но это не убило во мне любви к женщине.
       Это только возбудило во мне в дальнейшем острое любопытство узнать все это поближе...
       Опьянел я моментально и меня снова забросили наверх, где я благополучно уснул и проснулся только утром следующего дня.
       После этого посвящения я возненавидел не только тех, кто меня напоил, но и запах и вкус водки и селёдки, и очень долго потом испытывал к ним отвращение.
      
       0x01 graphic

    ЗАКАТ СОЛНЦА НА СЕВЕРЕ

       После получения аванса и зарплаты я пошел в отдел кадров и попросил, чтобы меня направили на какой-нибудь другой корабль.
       В это время комплектовался экипаж на плавбазу "Северодвинск " и меня очень быстро перенаправили на это судно, чему я был несказанно рад.
       0x01 graphic
       ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ПЛАВБАЗЫ "СЕВЕРОДВИНСК"
       Когда я прибыл на плавбазу и поселился в прекрасной каюте на двоих, спустился в машинное отделение - огромное, чистое, то я тогда впервые подумал:
       "Нет, не напрасно я пошел учиться на механика!".
      
      

    0x01 graphic

    ПЕРЕД НАЧАЛОМ ШТОРМА


    Но я всегда буду с благодарностью помнить свои первые рыбацкие университеты на РТ, свою первую экспедицию на морского окуня, у берегов острова Медвежий!

       Где вы, эти ужасные, прекрасные и незабываемые мгновения юности?
       Где вы, красные морские окуни с удивлёнными, расширенными, выпученными
       глазами?
       Ушли горечи обид, встреч и расставаний, остались суровые, полные северной
       красоты восходы и закаты, ярче и красивее которых я больше нигде не встречал!
       Полярный Север - ты был удивителен, чудесен и неповторим, как и молодость,
       которую уже не вернуть!
      
       Анатолий Акулов
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 13/11/2016.
  • © Copyright Акулов Анатолий (tichorezky42@rambler.ru)
  • Обновлено: 15/01/2013. 24k. Статистика.
  • Рассказ: Мемуары
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.