Юго-западная Атлантика, прибрежная территория государства Намибия.
У берегов Намибии часто бывали кораблекрушения, что получало отражение в местных топографических картах. Особенно дурную славу имеет участок к северу от мыса Кросс, названный Берегом Скелетов. Здесь на рифах сохранились обломки затонувших кораблей и выбеленные человеческие скелеты.
Вдоль побережья вытянулась пустыня Намиб, достигающая в ширину от 50 до 130 км и занимающая 20% территории страны.
П У С Т Ы Н Я Н А М И Б
Ветер перемещает прибрежные пески с юга на север и образует бело-жёлтые дюны высотой до 40 метров.
За прибрежными дюнами простирается цепь длинных узких лагун.
Здесь встречаются также солончаковые впадины округлой или овальной формы.
С удалением от берега окраска дюн постепенно переходит в красную из-за увеличения содержания оксидов железа.
Эта особенность является хорошим ориентиром для лётчиков.
Дюны во внутренних районах пустыни Намиб поднимаются до 300 метров и являются самыми высокими в мире.
У Намибии очень богатая морская фауна в прибрежном шельфе и здесь промышляет наш рыболовный флот - БМРТ, РТМ типа Тропик, производственные рефрижераторы и плавбазы. Рыболовные суда вылавливают, а плавбазы и рефрижераторы принимают и перерабатывают всё подряд. Всё, что в море плавает и ползает.
Б М Р Т ПЕРЕПАХИВАЮТ МОРЕ
Наш БМРТ "Антон Таммсаре" выглядит красавцем среди облезлых, обшарпанных рыболовных траулеров. Для нас это первый рейс после постройки судна на судоверфи Николаева и второй БМРТ среди больших траулеров, которые стала закупать Эстонская рыбопромысловая база.
Изредка проходят с тралами испанские и японские траулеры, но они выглядят как игрушечные, по сравнению с советскими рыболовными монстрами.
За промысловыми судами тучами летают бакланы, которые подбирают всё, что смывается с промысловых палуб рыболовных судов за борт.
Парят мукомольные установки, которые перемалывают рыбу на муку и давят рыбий жир.
Рыбу вылавливали в таких количествах, что не могли всё это переработать и часто излишки рыбы просто смывали за борт.
Конечно, не все капитаны так поступали, но большинство не задумывались об этом и выполняли рейсовый план любой ценой.
С О П Р О В О Ж Д А Ю Щ И Е Б А К Л А Н Ы
Капитан нашего траулера - Белогорцев Георгий Сергеевич, 30-ти лет, молодой, очень грамотный, энергичный, весёлый и удачливый.
Команда его уважала, а он подобрал себе прекрасных траловых мастеров, и наш траулер всегда был с рыбой.
Но случилась непредвиденное.
На судне закончился мазут, остался аварийный запас, где-то около 5 тонн.
К сведению читателей: на траулере было два паровых котла, которые производили пар для подогрева жидкостей в ёмкостях, цистернах вспомогательных механизмов, отопления, кипятильников камбуза и потребления мукомольными агрегатами.
Так вот с мазутом! Не рассчитали механики своих возможностей или не пришёл танкер, но мы оказались в таком положении, что не могли дальше полноценно работать.
План был спущен на количество добытой рыбы, замороженной и переработанной на муку, а если в течение нескольких дней не выполнишь планируемых цифр по добыче рыбы, то потом получить нужные тонны для выполнения плана будет трудно!
Вот и решил наш капитан пойти в ангольский порт Лобиту за мазутом.
Странное и неожиданное для того времени решение, так как у СССР не было тогда с Португалией дипломатических отношений.
Там правил "кровавый режим" Салазара, а Ангола была колонией Португалии.
Но капитан принял это рискованное решение, и мы направились в ангольский порт Лобиту. С кем он согласовывал это решение, мы не знали, да и неинтересно нам тогда это было, простым матросам и котельным машинистам (имею в виду себя!).
Видимо все эти действия ему просто так не сошли с рук (так как его потом некоторое время продержали в береговом резерве), а при возвращении в порт Таллинн, после окончания промысла, произошло столкновение нашего БМРТ-355 с иностранным судном.
Итак, перед заходом в порт взяли лоцмана и вот она - бухта порта Лобиту, огромная водная акватория, расположенная дугой.
На берегу красивейшие тропические коттеджи, буйная растительность, пальмы, цветы, и мы вдыхаем воздух этой бухты.
Воздух напоен каким-то особым тропическим ароматом, пьянит голову и вызывает незнакомые нам чувства неведомого, необычного...
К А Р Т А А Н Г О Л Ы
На причале порта, куда мы стали швартоваться, собралось много народа, в основном белые, мужчины и женщины и небольшие группки чёрных, портовых матросов.
И вдруг мы услышали, что среди встречавших на берегу людей раздаются возгласы на русском языке: "Привет Россия, привет русским морякам, добро пожаловать!".
У многих из них в руках были цветы, корзинки с фруктами, какими-то бутылками, сигаретами.
Мы были очень удивлены этим обстоятельством и уже начались переговоры через борт - кто такие, как сюда попали и т.д.
Среди нас по палубе ходил злой и взъерошенный 1-й помощник капитана ("комиссар") и шипел, чтобы мы прекратили общаться и разговаривать с береговыми.
Но его никто не слушал и общение продолжалось!
Узнали, что среди встречавших на берегу русских людей были бывшие белогвардейцы и искатели приключений, уехавшие из России.
Но все они каким-то образом попали в Португалию, а потом переехали сюда, обзавелись здесь семьями. Всю эту информацию они нам и сообщили, когда мы с ними пообщались.
В порт Лобиту уже более 100 лет или больше никогда не заходил русский корабль, к тому же ещё и настоящий советский рыболовный траулер!
Это для них была большая и радостная новость, которая облетела всех русских, живущих в Лобиту, и собрала их здесь вместе, на этом причале.
Для нас, молодых моряков живших тогда в атмосфере изоляции и полнейшего отсутствия информации, все эти новости были очень странными, но и очень интересными!
НА ПРИЧАЛЕ ПОРТА ЛОБИТУ
Спустили трап и по нему на борт поднялись таможенные власти, пограничники, ещё какие-то чины в мундирах.
Их было так много, человек 50 или больше, что для такого судна, как БМРТ было довольно много, но нас это мало волновало.
У нас были свои интересы по общению с берегом и находящимися там людьми.
На борт полетели пачки сигарет, а на причале полицейские начали теснить встречающих местных русских людей.
Возмущённые крики русских смешались с португальскими ругательствами.
На причале поднялся неимоверный шум и гвалт.
Все официальные и военные лица заполнили рулевую рубку, каюту капитана и часть находилась на шлюпочной палубе.
Лица у многих военных были нормальные, даже доброжелательные, но несколько удивлённые, что видят так близко этих советских моряков.
Да и мы были тогда тоже примерно в таком же состоянии.
Через некоторое время узнаём, что дана команда готовить к запуску Главный двигатель.
Потом на бак и корму быстро прошли боцман и тралмастера с матросами, раздалась команда "Руби швартовы" и моряки топорами стали обрубать швартовые концы!
Что тут началось! Весь портовый "официоз" рванул на трап и сломя голову посыпался с трапа на причал, а уже в машине запустили Главный двигатель и траулер стал потихоньку отходить от причала.
Последний официальный чин спрыгнул на берег, дали полный ход, над трубой повалили клубы чёрного дыма и корабль, набирая ход, стал отваливать от причала, заметно увеличивая расстояние до берега!
С причала неслись крики: "Русские, мы Вас любим, мы Вас всегда будем помнить, будьте счастливы, успешного Вам рейса!".
Мы всё это слушали со слезами на глазах, тоже что-то кричали в ответ и дружно махали руками на прощанье своим соотечественникам, которые казались нам теперь такими родными и близкими.
Прощай, Лобиту, прощайте русские люди. Пусть и у Вас всегда будет счастье и удача!
Берега бухты уменьшались в размере, тёплый береговой ароматный воздух сменился на свежий, морской ветерок!
Будем искать счастья у других бортов!
P.S.
Мы все активно обсуждали тему о посещении порта Лобиту. Так как многие из нас были даже не младшими командирами, а рядовыми членами команды, то и всех подробностей мы не могли знать.
Но по отдельным отрывкам разговоров среди нас бытовало мнение, что капитан испугался ареста судна, воспользовался нерасторопностью властей, возникшей при этом суматохой, обрубил концы и увёл корабль из порта.
Мы "перетёрли" эти слухи и по-своему одобрили решение нашего рискового капитана.