Прошло уже несколько месяцев нашего пребывания в порту Гавр, во Франции, на транспортном рефрижераторе "Ботнический залив".
Наш корабль находился здесь на гарантийном ремонте.
Все члены команды, независимо от должностей, обзавелись друзьями, знакомыми и семьями, к которым ездили в гости каждые субботу и воскресенье...
Мы, встречаясь с французами, часто обсуждали всевозможные вопросы быта и жизни
в России и неоднократно возникали вопросы относительно национальностей, рас, вероисповедования, национальных кухонь, национальных пристрастий, обычаев и т.п.
Мне часто приходилось рассказывать, что мои родственники по отцу - кубанские казаки, и мою семью выселили на Урал, что у нас на Кубани сильны традиции воспитания мальчиков в казацких обычаях, связанных с ездой на лошадях, конных соревнованиях, рубкой лозы, джигитованием (верховой акробатикой на конях). Конечно, меня никто не учил ездить верхом на лошадях, да и о джигитовке я только слышал в детстве от своей бабушки и родственников в станицах, но почему-то была острая необходимость как-то возвысить своих земляков кубанских казаков в глазах французов.
Когда заходили разговоры о войнах, мы ненавязчиво вспоминали, что была Бородинская битва, потом бегство французских армий из России, битва при Ватерлоо.
Нужно было отдать французам должное, так как они это всё знали и всегда в разговорах считали большой ошибкой Наполеона, что он пошёл войной на Россию.
Но культ Наполеона, как военного полководца, был непререкаемым!
Мы мнение хозяев дипломатично не оспаривали - это был факт!
31 марта 1814 года русские войска вступили в Париж и с ними казаки атамана Платова - (донские, кубанские, уральские станичники и калмыки).
Мы деликатно вспоминали об этих событиях, которые не особенно вдохновляли наших французов на воспоминания.
Но то, что я являюсь потомком этих казаков, кому-то из них видно очень запомнилось.
В один из субботних дней наши французские друзья предложили мне и капитану корабля поехать на один из конных заводов, расположенных в окрестностях нормандского города Довиль. Хозяин этого конного завода был семейным другом наших французских друзей, и он пригласил нас посетить его завод в ближайшее время.
В ГОСТЯХ У ФРАНЦУЗСКИХ ДРУЗЕЙ
Приморский город Довиль находится в самом центре Нормандии, между морем и деревнями - это небольшой город с 4500 жителями
Город предлагал полную смену обстановки со своими многочисленными виллами, особняками в нормандском стиле, многоцветными пляжными зонтами, знаменитой дощатой набережной-променадом.
Сюда приезжали многочисленные туристы из разных стран мира насладиться морем и пляжем с мелким песком.
Здесь практикуются прогулки верхом на лошадях по пляжу во время отлива, что особенно привлекательно для любителей экстремального отдыха.75 близлежащих конезаводов выращивают лучших рысаков-фаворитов (7 чемпионов из 10 родились в Нормандии).
Лошадь здесь - настоящий король.
Довиль и лошадь, как и Довиль и море - неотделимы друг от друга.
Несколько ипподромов, тренировочный центр, аукционы по продаже лошадей, скачки - это всё Довиль. Здесь находятся перегонные заводы кальвадоса, сыроварни, замки, музеи, усадьбы - это тоже Довиль...
ГОРОД ДОВИЛЬ
Провинция Нормандия, окаймляющая своей северной частью пролив Ла-Манш, издавна считалась соединяющей ветвью между Британией и Францией.
Это единственная провинция Франции, где не вызревает виноград, зато есть 400 сортов яблок, которые делают её вотчиной сидра и кальвадоса.
А ещё Нормандия - сырный край, здесь заводами производится более 30 сортов сыра...
Дорога к Довилю проходила через пашни и сады, а вдоль всей дороги были высажены вязы, которым было много лет.
Вязи стояли величественные, с пышной листвой и тянулись на всём протяжении дороги.
Мы могли наблюдать обширные плоские равнины с живыми немногочисленными изгородями. Странно было видеть на всей этой равнине отдельный дом, в окружении сада из яблонь и груш, с сельхозпостройками. Всё очень чисто, ровно и геометрически правильно, словно нарисовано на картинке, но всё в натуре!
Движения на дороге почти не было, изредка встречались небольшие автомобильчики, иногда рабочие трактора на шинах - никакой суеты, сплошная умиротворённость.
Остановились в небольшом уютном кафе, с интерьером из старинной французской мебели и обслуживающим персоналом, словно из 17-18 века, одетых в старинные, необычные для нашего времени костюмы, но они носили их не театрально, а с достоинством истинных нормандцев.
Кафе называлось "Три короля", и нам рассказали, что в этом кафе в разное время останавливались короли Франции, и поэтому оно получило такое название.
Нам это льстило, а после того, как мы подкрепились здесь "по-королевски" - это тоже укрепило нас в мысли, что короли останавливались здесь не напрасно.
Нормандская кухня занимает особое место на кулинарной карте Франции.
Сочные луга Нормандии и насыщенные кислородом воды пролива Ла-Манша определяют высокое качество продуктов Нормандской кухни.
КАФЕ " ТРИ КОРОЛЯ"
Нам предложили попробовать мидии, тушённые в сливках с белым вином.
Их принесли в большой, глубокой глиняной миске, заполненной сливками и белым вином, вместе с раковинами, но уже раскрытыми, из которых светилось жёлтое мясо мидий, присыпанные зеленью. Мидии смотрелись очень аппетитно, а вкус оказался настолько "специфическим", что мы, не стесняясь, попросили повторить нам заказ.
Длинные, тёплые французские булки очень хорошо сочетались с этим королевским блюдом, а после пары кружек холодного густого пива нам уже не хотелось никуда уезжать из этого сказочного места...
Франция не может не восхищать! Это великолепная, изысканная и удивительная страна, посещение которой может превратиться в настоящую сказку!
"Зачем нам нужны эти лошади и все эти конные заводы?" - думали мы, но не подали вида, чтобы не обидеть наших друзей, которые очень хотели показать потомку казаков, что они тоже хорошо разбираются в лошадях и умеют их выращивать!
Разомлевшие и сытые, мы залезли в автомобили и покатили на теперь уже не столь желанные нам конные заводы.
В то время я не курил, а с нами в машине ехала одна молодая милая француженка, которая постоянно курила самые крепкие французские сигареты "Житанес".
Сделать ей замечание, чтобы она не курила, мы постеснялись.
Она настолько прокурила салон машины, что мне в конце пути стало дурно.
К заводским конюшням я подъехал уже отравленным дымом и полностью одурманенным.
Мы въехали на территорию конного завода с небольшим старым прудом, окаймлённым ивами. В глубине двора белели длинные шеренги конюшен, и простирался красивый ухоженный зелёный выгон для прогула и выезда лошадей.
НОРМАНДСКИЙ РЫСАК
Когда мы остановились, я буквально вывалился из машины и мечтал поскорее надышаться свежим воздухом, но, увы...
Всё вокруг было ухожено, чисто, но в воздухе витал запах конского навоза, которым было пропитано здесь всё: и постройки, и окружающий двор, не говоря уже о конюшнях.
Обычно, приезжая в станицу у себя на Кубани, сразу же чувствуешь запах животного мира, но он лёгкий, не раздражающий.
Он как бы сразу погружает тебя в атмосферу сельского бытия, а со временем, запаха просто не чувствуешь.
Если бы меня не отравили дымом табака в машине, может быть, я чувствовал бы себя так же, как и на Родине, в станице. Но здесь он был почему-то резок и невыносим.
Я спросил капитана: "Как он, чувствует эти запахи?" и получил в ответ, что он не может сравнить этот "парфюм" со знаменитой французской парфюмерией!
Я оценил юмор капитана и героически решил не обращать внимания на запахи.
Нас водили из конюшни в конюшню, где в чистых, белых стойлах стояли красавцы - рысаки всех цветов: рыжей, серой, вороной масти.
Как нам рассказали, во Франции вывели свою, особую, рысистую породу путём скрещивания английской чистокровной и полукровок с мощными нормандскими кобылами. Прилитие английской крови помогло облегчить и облагородить эту породу.
Англонормандская лошадь положила начало породе превосходных рысаков, которые
обладают уникальной способностью бегать как под седлом, так и качалке.
По статистике, за последние 50 лет, конные заводы Франции дали миру самое большое количество чемпионов среди рысаков!
И это притом, что стоимость этих лошадей была в миллионах долларов!
ПРОГУЛКИ РЫСАКОВ
Оценив преимущества французского рысака, коневоды практически всех стран Европы
приливают его кровь своим рысистым породам и получают хорошие результаты.
Нам показали несколько жеребцов, победителей скачек, и их стоимость на тот момент составляла больше одного миллиона долларов за каждого!
Эти цифры привели нас в шок, чтобы за жеребца платить больше 1 миллиона долларов?
Но возле каждого из них, у стойла, висела бронзовая табличка с именем, датой последнего выигрыша скачек и сумма, за которую можно было его приобрести - и она была больше одного миллиона...
Приближался самый "трагический" момент нашей поездки, так как мне, потомку казаков, предложили сесть на оседланную лошадь и показать элементы "джигитовки"!
Мне пришлось приводить всевозможные причины и отговорки, чтобы только не состоялось это "дерби" и я не свалился с лошади, посрамив всё казачество!
Приняли к сведению, что я не в "форме" (подсознательно я догадался, что французы всё прекрасно поняли) и не стали усаживать меня в седло, чему я был несказанно рад.
Решил в будущем больше не хвастать умением всех потомков казаков скакать на лошадях, тем более, на знаменитых англонормандских рысаках!
Наше знакомство с прекрасными лошадьми подходило к концу, и мы мечтали, чтобы оно скорее закончилось, так как все уже пропахли конским запахом.
Так хотелось глотка свежего нормандского морского воздуха!
В специально построенном для гостевых событий деревянном сарае-холле, с имитацией конюшен, но без лошадей, на толстых деревянных скамьях, перед овальным толстенным
деревянным столом, стояли плетённые из прутьев миски с нарезанными ломтями белого деревенского хлеба.
На деревянных подносах, на зелёных салатных листьях лежал нарезанный сыр, самых разных сортов. Нарезан не крохотными порциями, на один укус, а приличными хорошими добротными кусками.
Рядом, в круглых мисочках засыпаны маслины, тоже разных сортов.
Венчали этот аппетитный стол бутылки с вином, доставленным хозяину из южных французских провинций, где у него был свой виноградник.
Вина в открытых бутылках призывно играли своими красными и светлыми цветами!
Капитан первым тостом выразил благодарность за такую интересную поездку.
Я уже следующим тостом от своего имени и всех кубанских казаков выразил восхищение трудом этих людей, красотой показанных нам лошадей, и попросил привезти к нам на Кубань пару жеребцов для получения кубанско-нормандских рысаков!
Предложение было принято, но вот привозили жеребцов или нет - не знаю!
Вино было великолепным, о сырах говорить и писать тоже воздержусь, так как о них столько написано, что мне лучше помолчать...
Уставшие, полные лошадиных впечатлений, опьянённые конским запахом и прекрасным вином из хозяйских погребов мы погрузились в автомобиль и взяли курс на Гавр.
К моему счастью, наша прекрасная курильщица сменила автомобиль и теперь травила табачным дымом других соседей и в другом автомобиле.
НОРМАНДСКАЯ КОБЫЛА
Перед глазами маячили нормандские пейзажи и в промежутках между дрёмой мелькали
гордые морды жеребцов и прекрасных нормандских кобыл из конного завода.
Как здорово, что теперь мы можем разбираться в качествах лошадей-рысаков, которых выводят на конных заводах в Нормандии!