Акулов Анатолий
Кубинские очерки 1-2 главы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 21/01/2014.
  • © Copyright Акулов Анатолий (tichorezky42@rambler.ru)
  • Обновлено: 06/03/2013. 59k. Статистика.
  • Очерк: Мемуары
  • Иллюстрации/приложения: 20 штук.
  •  Ваша оценка:


       0x01 graphic
      
       КУБИНСКИЕ ОЧЕРКИ.
       ПЕРВАЯ ГЛАВА
      
       ПЕРЕХОД ТАЛЛИНН - ГАВАНА
      
       0x01 graphic
    Всё началось в сентябре 1964 года, когда я получил назначение вторым механиком на один из средних рыболовных траулеров, на СРТР - 9122 под названием "Клоога".
       СРТР "Клоога" был построен на немецкой судостроительной верфи и уже успел поработать в Северном и Балтийском морях, добывая рыбу для Эстонской республики.
       "Клоога" был приписан к порту Таллинн. Ему предстояло сделать морской переход через океан для работы в Мексиканском заливе.
       Очень странное решение, посылать такой небольшой траулер за 7 вёрст киселя хлебать! Но функционеры рыболовного административного корпуса из Эстонии мыслили глобальными категориями и нас, морячков с маленького траулера о том, куда и зачем посылать - не спрашивали!
       Я никогда не работал на таких небольших судах и после работы на БМРТ Большом Морозильном Рыболовном Траулере этот траулер казался мне просто шлюпкой.
       Главный двигатель был немецкого производства фирмы SKL, мощностью 540 э.л.с.,
       два вспомогательных двигателя типа Буккау - Вульф, 150 и 100 э.л.с.,
       Полный Gross tonnage судна составлял 507 регистровых тонн.
       В одном из помещений установили небольшую рефрижераторную установку.
       На судне был и шедевр судостроения для такого типа судов - ВРШ, винт регулируемого шага, т.е. не нужно было механикам стоять на реверсах главного двигателя в машинном отделении. Лопасти винта можно было разворачивать на передний или задний ход передвижением рукоятки из рулевой рубки.

    0x01 graphic

    СРТР - 9122 "Клоога".

      
       Экипаж траулера был относительно молодой. Капитан - красивый, высоченного роста эстонец, спокойный, обходительный человек 30-ти лет, старшему механику около 35 лет.
       Комиссар - бывший военный, капитан 3-го ранга, фамилии его уже не помню, въедливый, скучный, несимпатичный человек. Мы его всем экипажем, мягко сказать, дружно не любили. Он вёл записи обо всех членах экипажа в свою особую тетрадь, которую мы мечтали конфисковать и узнать, что он там пишет?
       Впоследствии мы это и сделали!
       Итак, мы готовились к рейсу, делали небольшие профилактические ремонты, запасались запчастями, топливом и маслом. Осень стояла тёплая, много солнечных и ясных дней.
       Днём ходили в заводскую столовую, заказывали первое блюдо, а хлеб и горчица всегда стояли в неограниченном количестве на всех столах бесплатно, и мы наедались этими "деликатесами" до отвала.
       Вечерами всей судовой кампанией посещали Таллиннские рестораны - Глорию, Асторию, Европу. Денег было в обрез, но мы были молоды и довольствовались алкоголем, который был тогда не особенно дорог, а закусывали в основном дешёвыми бутербродами.
       Гуляли по парку Кадриорг, засыпанному опавшими жёлтыми кленовыми листьями, кормили хлебом белых лебедей в парковом пруду.
      
       0x01 graphic
       ОСЕННИЙ КАДРИОРГ
      
       Стоял чудесный осенний день, согретый ласковым осенним солнцем. Так не хотелось покидать берег и уходить в далёкий рейс, к неизвестным берегам.
       22 сентября 1964 года после 14 часов дня наш траулер вышел из Купеческой гавани Таллиннского торгового порта. Прошли Балтику, проливы Скагеррак, Каттегат, Северное море. У Шетландских островов взяли курс на Остров Свободы - Кубу.
       Если рассказывать о переходе, то он был достаточно спокойным.
       За всё время перехода один раз попали в довольно большой шторм и надо отдать должное мореходным качествам нашего кораблика.
       Немцы очень хорошо рассчитали остойчивость, траулер взмывал вверх на любую высокую волну и потом плавно проваливался в морскую пучину.
       СРТР "Клоога" держался очень уверенно на плаву в штормовые погоды.
       Конечно, такая качка создавала неудобства всем членам экипажа.
       Остойчивость была хорошей, но спать было невозможно.
       Наш повар на камбузе проявлял чудеса акробатики, потому что кастрюли не желали стоять на месте и норовили куда-то улететь!
       Готовить еду на камбузе было очень проблематично, а завтраки, обеды и ужины тоже требовали от каждого члена экипажа хороших навыков эквилибристики.
       Но все понимали, что когда-нибудь это всё закончится, мы ещё дождёмся хороших погод и пройдём по спокойной воде.

    ПРИБЫТИЕ В ГАВАНУ.

       Так оно всё и случилось, через 18 дней перехода мы увидели силуэт Гаваны, запросили лоцмана и почти без задержки вошли через узкий морской пролив в порт Гавану, столицу свободного острова Куба.
      

    0x01 graphic

    МОРСКИЕ ВОРОТА В ПОРТ ГАВАНА

      
       На Кубе всего лишь два года назад произошла революция, но город ещё жил по старым законам, которые были довольно демократичными и свободными. Для советских моряков это всё было непонятно, но кубинские нравы были приятными для молодых ребят, а в основном у нас были совсем молоденькие морячки: от 19 до 25 лет.
       Мы были в восторге, что попали в такую красивую и полную соблазнов страну! Соблазнов было много, а денег было мало! Кубинки были очень красивы и очень доброжелательны, город был полон романтики, таинственной старины и современных красивых отелей, ресторанов, старинных театров и старинной архитектуры зданий.
       Наш траулер поставили в Рыбном порту - Флота Кубана де Песка, в районе Регла.
       Рядом находился холодильник порта и там кубинские девушки и женщины сортировали рыбу. Укладывали её в какие-то ящики со льдом, а мы не сводили с них глаз.
       Красивые кубинки, очаровательные глаза и улыбки, приятный, но непонятный язык!
       Как же всё это было и интересно и заманчиво!
       Все пытались как-то завязать разговор, но испанского языка тогда никто из нас не знал, вот и обменивались мимикой, улыбками и жестами.
       Вечером пошли в город, получили массу впечатлений!
       По совету "бывалых" прихватили по 1-2 флакона одеколона, благополучно их в баре реализовали и вдоволь попили пива. В дальнейшем эта практика процветала и мы продали всё, что было возможно: мыло, одеколоны, зубную пасту, шапки, тапки, носки и прочую лишнюю, как нам казалось, галантерею, а что было делать?
       Мы молодые ребята, вокруг столько интересного, нового, а денег (т.е. кубинских песо) нет, и не предвиделось в ближайшем будущем.
      
       0x01 graphic

    СТАРАЯ ГАВАНА

      
       Через два дня отчалили от причала, и пошли на промысел в Мексиканский залив, в район банки Кампетч. Нам был спущен план по добыче рыбы, но ловили мы мало.
       Рыбу пересыпали льдом и складировали в охлаждённом трюме, в ящиках, а потом надо было её сдать на перерабатывающую базу.
       Были на промысле две рыбообрабатывающие базы, но мелкого флота было немеряно.
       Работали суда из всех северных и балтийских портов, в основном типа СРТР - "Океан".
       Ловили рыбу под названием "ронка". Серенькая, невзрачная, невкусная рыбка, издающая хрюкающий звук, когда её брали в руки.
       Мы все искренне удивлялись - зачем нужно промышлять эту мусорную рыбу, когда в сети попадалась прекрасная на вид и вкус рыба, средних и больших размеров.
       Но мы не могли её перерабатывать и сдавать, так как этих пород рыб не было в перечне Госта, так назывался стандарт выловленной рыбопродукции.
       Глупость, которой нет названия!
       В тралы нам довольно часто попадался Дорада - морской карась. Эту великолепную по виду и по вкусу рыбу с удовольствием употребляли в пищу: жарили и парили.
       И я даже не помню, пробовал ли кто-нибудь из нас на вкус рыбу под названием "ронка"?
      

    ПЕРВАЯ ВЫЛАЗКА НА БЕРЕГ

       Пришел день, когда все трюма были забиты ящиками, а очередь для сдачи рыбы на одну из плавбаз еще не подошла. В ближайшие 3-4 дня, а может быть и больше, надеяться на сдачу рыбопродукции не приходилось. Мы оказались в глубоком отстое, и капитан ушел из района промысла поближе к берегу Кубы, в бухту Гуане.
       Красоту острова Кубы описать невозможно! Всё это нужно было видеть!
       Все были очарованы открывшимся пейзажем, морской бухтой, с пронзительно синей водой, буйной тропической зеленью на берегу и совершенно безлюдной.
       Только наш корабль на якоре и кое-где небольшие шлюпки местных рыбачков.
       Провели "военный совет" старшего комсостава (исключив из него комиссара) и решили для начала сойти на берег в цивилизованном месте, заправиться пивом или еще каким-нибудь алкоголем, добравшись туда на своей спасательной шлюпке.
       В дальнейшем она так и будет у нас в постоянной готовности, и на ней мы совершим не один поход на берег и по устью реки, впадающей в залив.
       Спустили шлюпку, проверили двигатель, Все заняли свои места - капитан, стармех,
       2-й механик, 2-й штурман, 3-й штурман и два матроса.
       Комиссар стоял у борта с мрачным лицом, но капитан не собирался его информировать о том, куда и зачем мы направляемся. На судне оставался старпом, 3-й механик и остальной экипаж. Капитан выглядел очень импозантно в вельветовых шортах, с большим потрепанным кожаным портфелем. Для чего он его взял, мы сначала даже не догадывались. Затарахтел мотор шлюпки, и мы двинулись к неизведанным берегам!
       До подхода к берегу заглушили мотор, выпрыгнули в воду, взяли шлюпку на буксирный конец и частично вытащили ее на берег. Оставили матросов сторожить шлюпку и двинулись в поселок. Впереди нас шагал здоровенный 2-х метровый капитан, с большим потертым портфелем руках, а за ним мелкой рысцой выдвигалась наша группка.
      
       0x01 graphic
       ПРИБРЕЖНЫЙ БАР В БУХТЕ ГУАНО
      
       Никаких пограничных властей, а встретившиеся полицейские, узнав, что мы русские рыбаки с траулера на рейде, дружески нас встретили. Никаких вопросов о том, как мы здесь оказались, а звучали только приветствия: амигос, амигос (друзья)!
       Не надо забывать, что только в октябре 1962 года благополучно закончился Карибский кризис, где мы выступали защитниками Кубинской свободы, поэтому русские были везде очень уважаемы и "неприкосновенны" (насколько это было возможно).
       Зашли в один из местных баров с открытой верандой и столиками, установленными прямо на пляже, и уселись за один из столиков, заказали по бутылочке Колы.
       Капитан разрешил дополнительно за свой счет заказать по одной порции кубинского рома. Было очень жарко, солнце палило немилосердно.
       Конечно нас сразу же развезло, к тому же на закуску денег у нас не было. Бармен был очень приветлив, как и все кубинцы к русским, и предложил повторить ещё по одной порции. Мы на пальцах и мимикой объяснили, что денег нет, но нам ответили, что здесь нас любят и предлагают выпить бесплатно. Поразились такой щедрости, и выпили по несколько рюмок. Через полчаса или даже меньше все стали вдрызг опьяневшими.
       Кубинцы были в восторге и страшно удивлены тем, что русские могут выпить так много за такое короткое время!
       Солнце, большое количество выпитого рома и отсутствие элементарной закуски сделали своё дело. Мы внешне выглядели нормально, но встать и уйти у нас не было сил.
       Откуда-то подъехавшие полицейские аккуратно погрузили нас в свой джип и отвезли к нашей шлюпке, где должны были находиться матросы.
       К нашему общему удивлению матросы оказались в таком же "разобранном" состоянии, как и мы! Где и как они успели подзарядиться, за какие деньги набраться алкоголя осталось тайной. Но мы долгое время провели на берегу, отмокая в морской воде и приходя в чувство, пока смогли загрузиться в шлюпку, завести двигатель и начать движение в сторону нашего судна.
       Нас с почетом сопровождал военный кубинский катер и помогал нам швартоваться.
       Перед подъемом шлюпки была "операция" по выгрузке тел: под русский морской сопровождающий мат, грозные комиссарские взгляды и прощальные возгласы наших кубинских друзей!
       Утром мы проанализировали нашу поездку и спрашивали капитана: "Зачем ты брал с собой на берег свой обшарпанный портфель?".
       Капитан ответил, что брал его для солидности, но никто из нас в это не поверил.
       Все знали, что портфель брался для затаривания бутылками с выпивкой.
       Да вот не срослось! Злую шутку сыграл с нами алкоголь!
       В эту ночь мы и похитили знаменитую черную тетрадь комиссара, выманив его в рулевую рубку. Прочитав записи в тетради, узнали много интересного о себе и о последней поездке на берег. Тетрадь была торжественно утоплена, и после этого комиссар понял, что с экипажем нужно жить дружно и действительно, впоследствии он никому больше хлопот не доставлял.
       0x01 graphic

    Я С ОСТРОВА КУБА

       "Очи черные"
      
       Изредка мы заходили в порт Гавана, посещали загородный бассейн, интерклуб.
       Интерклуб был очень популярным местом. В Гавану заходили корабли из самых разных стран, и там можно было встретить моряков с этих кораблей.
       Мы очень охотно его посещали, здесь можно было выпить пиво по самой низкой цене, обменяться впечатлениями с другими моряками.
       С открытой террасы просматривались бары и красивые кубинки, которые стаями ходили вокруг этого веселого заведения.
       Большинство моряков не бродили по барам, а прямо здесь, по обоюдному желанию договаривались с девушками, чтобы провести вместе время.
       Прошло всего два года после революции и в этом порту царили самые свободные нравы, которых революция не коснулась.
       Это потом по указу Фиделя Кастро собрали всех женщин легкого поведения и отправили их на остров Пинар дель Рио, где они начали активно заниматься разведением фруктов и овощей. Говорят, они со временем снова просочились на улицы Гаваны.
       В один из вечеров мы с 3-м штурманом прошлись по ночным улицам Гаваны и, проходя мимо отеля "Гавана Либре", зашли в фойе.
       На лифте поднялись на 25-й этаж, и попали в роскошный ресторан.
       Как у нас хватило наглости и нахальства сделать это, я уже не помню.
       К нам так хорошо относились, что лифтеры, услышав нашу "русско-испанскую" речь только улыбнулись и подняли нас на самый верх отеля.
      
       0x01 graphic
       ОТЕЛЬ "ГАВАНА ЛИБРЕ"
       Сели за столик и заказали по кружке пива, так как на большее у нас не было денег.
       С изумлением и любопытством осматривали роскошный зал и присутствующих там великолепно одетых мужчин и женщин.
       На нас тоже смотрели, но как на бедных, случайно попавших сюда неизвестно зачем мальчишек.
       Вдруг мы услышали негромкую знакомую мелодию. Это были "Очи черные".
       Откуда у нас тогда появилась смелость или это чувство присуще всем молодым, но мы поднялись, подошли к небольшой сценке, взяли микрофон и стали напевать слова песни.
       Сначала пели робко, но когда музыканты заиграли в полную силу, мы тоже поддали жару и запели про "Очи черные" в полный голос.
       Было это профессионально пропето или нет - не нам судить.
       Но после исполнения песни нам бурно аплодировал весь зал, а на столе уже стояли полные кружки свежего пива!
       Чтобы не испытывать больше судьбу и терпение администратора выпили свое честно заработанное пиво и спустились вниз, в фойе отеля.
       Когда мы вернулись и на нашем маленьком рыбачке рассказывали, как мы сегодня пели на 25 этаже в "Гаване Либре" - нам никто не верил.
       Все думали, что это морская "байка". Ну и бог с ними! Мы не очень переживали!
       Нам было достаточно той "минуты славы", которую мы получили.
      

    0x01 graphic
    Путешествие в тропики

      
       Продолжались наши рыбацкие будни. И вот очередной отстой и мы снова в бухте Гуане.
       Делать очередную вылазку в морской поселок мы уже не рискнули, поэтому решили изучать местную фауну.
       Запасшись продуктами, пресной водой и прочими атрибутами спустили шлюпку и небольшой группой, 6-7 человек, отправились к берегу.
      
       Это было неповторимое путешествие. Мы зашли в устье небольшой речки достаточно глубоководной для прохода шлюпки и направились вглубь тропических зарослей.
       Неизвестная нам растительность, деревья, свисающие лианы, чудесные цветы и запахи. Запахи, неповторимые запахи! Нам никогда ранее не приходилось видеть подобное, ощущать подобное, все были в восторге!
       Было жалко рвать эти цветы, и мы не стали этого делать. На деревьях и кустах щебетали неизвестные нам птицы.
       Самое неприятное было слышать резкие крики попугаев, которые вносили диссонанс в прелесть окружающей природы.
       От обилия ощущений, наблюдений кружилась голова, но это было приятно и странным образом не напрягало, а вносило элемент познания неизведанного.
       Как сейчас в зрелом возрасте часто не хватает этого чувства, чувства познавания загадочного и прекрасного!
       А вот банановых гроздей мы наломали на весь экипаж и угощали потом наших товарищей на борту своего траулера
      
       . 0x01 graphic
       КАРИБСКИЕ РАКУШКИ
      
       Вернулись по реке к отправной точке начала нашего похода в тропические заросли.
       После приглушенного света в зарослях нас встретила неповторимая голубизна великолепной бухты, солёный свежий легкий бриз и яркое, горячее солнце...
       Шлюпку поставили на якорь, выгрузили продукты на берег, развели костёрчик, приготовили еду из того ассортимента, что выделил наш кок.
      
       Обследовали всю береговую полосу, ныряли, доставали самые разнообразные ракушки, которых здесь было видимо-невидимо.
       Вероятно по причине того, что здесь редко кто высаживался и так тщательно все обшаривал под водой и на берегу как это сделали мы!
       Мы чувствовали себя "Робинзонами", бегали наперегонки, ныряли в голубую чистейшую воду и как дети радовались жизни, свободе.
       Наверное, это было действительно погружение в природу и она, природа, нам в этом помогала. Был штиль, волны лениво лизали береговой песок и наши тела, растянувшиеся на песке, прямо на линии встречи моря и берега!
      
      
       0x01 graphic
       МОРЕ ЛЕЖАЛО У НАШИХ НОГ
       О боже! Это чувство полного слияния с природой я никогда и нигде больше не испытывал!
       Спасибо тебе, жизнь, что ты подарила мне эти волшебные минуты.
      
      
       Заключение контракта
      
       Так прошли первые 3 месяца нашего рейса. План по добыче и переработке рыбы был благополучно провален, потому что не была организована сдача рыбы, снабжения и всего того, что сопутствует хорошо организованному промыслу.
       Это только потом, спустя годы, стало понятно, что никому не была нужна мусорная рыба "ронка", а нужно было присутствие нашего флота и, как можно в большем количестве.
       В очередной раз мы зашли в порт Гавана.
       Предстоял плановый профилактический ремонт Главному двигателю с выемкой поршней. Работа довольно объёмная, а нас в машине всего 4 человека, вместе со стармехом.
       Жара стояла необыкновенная, хотя для этого времени года вполне обычная.
       Вытащили очередной поршень из машины на палубу и лежали под самодельным тентом
       у траловой лебёдки, как вытащенная рыба из воды.
       Рядом с нами стояла 30-литровая кастрюля с холодной водой, льдом и выжатыми в неё кубинскими лимонами. В воду со льдом добавляли немного сахара.
       Ничего нет прекрасней, чем выпить 1-2 кружки ледяной воды с лимоном и сахаром после тяжелой работы в машинном отделении.
       Наблюдаем, как по маленькому трапику с берега на палубу спустился плотненький, небольшого роста, седовласый мужчина, лет 65-ти, бодренький, улыбчивый, с веселыми, живыми глазами. Подошел к нам, поздоровался, представился, что он из советского офиса (какого офиса он не объяснял), зовут Игорь Александрович.
       Присел на рядом стоявший ящик, заговорил, и уже через 5 минут нам казалось, что мы его давно и хорошо знаем.
       Он как-то ненавязчиво задавал нам вопросы: о родителях, семье, кто, где и как учился, какие у кого планы на будущее.
       Мы разговорились, жаловались на жару и на прочие рядовые неудобства, на отсутствие кондиционеров в жилых помещениях и прочее, прочее...
       Очень оживился, когда я рассказал, что мой папа воевал на Курской дуге и там погиб.
       Игорь Александрович сказал, что он тоже там воевал, был ранен, расспрашивал некоторые подробности о тех местах, где папа погиб.
       Я там никогда не был, многого не знал, а братскую могилу папы нашел только после возвращению с Кубы.
      
       0x01 graphic
       КУБИНСКИЕ РЫБОЛОВНЫЕ СУДА НА РЕМОНТЕ
       Спросил о нашем желании поработать здесь на кубинских траулерах, которые СССР подарил Кубе.
       Это были суда типа СРТР, но их нужно привести в порядок, произвести ремонт, а у кубинцев нет специалистов на эти корабли.
       Мы уже знали, что со всех траулеров, которые здесь работали (а их было не менее пяти десятков), многие специалисты писали заявления с просьбой оставить их работать по контракту на этих траулерах.
       Я видел этих колоритных, в зрелом возрасте опытных рыбаков, а некоторые из них были орденоносцами. Поэтому у меня даже не возникало мысли писать какие-нибудь заявления, которые заранее были обречены на неудачу.
       Об этом я и сказал Игорю Александровичу, что мечты должны быть реальными.
       Он улыбнулся и спросил: " А ты хотел бы здесь работать?".
       Мне оставалось только промычать: "Хочу, да только не мне здесь оставаться!".
       Игорь Александрович улыбнулся и ничего мне не ответил, попрощался и поднялся в рулевую рубку беседовать с капитаном.
       Наш ремонт продолжался, а через 2 дня капитан вызвал меня к себе и сказал, что меня вызывают в офис, где работали советские торговые и другие представители различных отраслей промышленности, включая рыболовную.
       Капитан меня спросил: "Не натворил ли я где-нибудь или что-нибудь нехорошего?".
       Причину моего вызова в офис ему не сообщили.
       Я был в недоумении, лихорадочно напрягал память - что и где могло произойти?
       Ничего не вспомнив, я сел на автобус и удручённо поехал в офис.
       Спросил у секретаря: "Кто и зачем меня вызывал?".
       Мне показали на одну из дверей.
       Я с робостью подошел, прочитал вывеску "Отдел кадров".
       Когда открыл дверь, то увидел за столом улыбающегося Игоря Александровича.
       Не буду утомлять читателей подробностями нашего разговора.
       Игорь Александрович предложил мне остаться работать на кубинских судах в память о моем отце, которого он считает почти своим однополчанином.
       Я был в шоке, очень рад, не мог вымолвить даже слов благодарности.
       А мой покровитель отправил меня на борт судна, велел доложить капитану и собирать свои вещи, так как через несколько часов за мной придёт машина, и меня увезут на мое постоянное местожительство.
       На судно я летел птицей! Мне не верилось, что такое бывает, но вот у меня это чудо случилось!
       И за все это я должен благодарить своего отца - он помогает мне в этой жизни, из своего небесного далека.
       На траулере все были в полной прострации от новости, что я остаюсь работать по контракту на Кубе.
       Нужно отдать должное моему старшему механику, который не встал в позу, требуя подменного 2-го механика, а взял эти обязанности на себя, и, как говорится, отпустил меня с богом!
       За что я ему до сих пор бесконечно благодарен!
       Через какое-то время подъехала машина, и меня увезли в район Мирамар.
       Там я поселился в доме на временное местожительство на время моего контракта
       С Игорем Александровичем мы потом встречались в Москве, после окончания моей работы на Кубе.
       Он оказался генералом КГБ, и у него это была служебная командировка по отбору специалистов на суда Кубинского Флота.
       Контракт на 2 года я подписал в офисе на следующий день!
       Был февраль 1965 года.
      
       КУБИНСКИЕ ОЧЕРКИ.
       Вторая глава.
       Береговые хлопоты.
      
       Поселили меня в хорошем 2-х этажном доме, в престижном и богатом районе Гаваны-Марианау. В этом районе жили богатые и обеспеченные жители города, у которых эти дома конфисковали, а часть этих жителей уехала в США или Испанию, другие латиноамериканские страны.
       Дело еще в том, что после революции на Кубе владельцев сахарных плантаций, заводов, фабрик и прочих владельцев недвижимости не убивали и не расстреливали.
       Их обеспечили деньгами, которыми была оценена их собственность и предложили: или продолжайте жить в Гаване на свои кровные денежки, но не в своих домах, а в отелях.
       Тем, кто хотел покинуть страну, не препятствовали, а создавали зеленую улицу - уезжайте куда хотите. Я не знаю точного процента, но большая часть богатых кубинцев (по информации местных жителей) осталась на Кубе и прекрасно себя здесь чувствовала.
       В покинутых домах селили нужных республике специалистов из СССР, Чехословакии, ГДР и прочих республик.
      

    0x01 graphic

    ДОМ В МАРИАНАУ, ГАВАНА

      
       В доме мы жили с одним из Таллиннских старших механиков Севой, каждый на своем этаже, с 3-мя обставленными полностью комнатами и отдельным туалетом.
       На первом этаже отдельная кухня, а во дворе дома был небольшой бассейн, летний столик и четыре стула. Все это великолепие было предоставлено двум советским морякам.
       В это чудо первое время не верилось и казалось, что это происходит во сне.
       Но человек быстро привыкает к хорошему и уже через месяц такая жилая обстановка казалась нормой.
       Нас, самых первых специалистов, оставленных на Кубе, первое время было 8 человек.
       И только потом, с получением новых траулеров из Испании, количество специалистов резко увеличилось.
       К тому же ко многим из нас приехали жены с детьми.
       Часть из них поселили в поселке под Гаваной (Гавана дель Эсте), выделив им новейшие дома, а часть поселили в жилом районе под Гаваной (поселок Аламар), выделив 4-х комнатные квартиры.
       Вновь прибывших специалистов на работу возили в большом, крытом брезентом, фургоне, и обедали они уже в портовой столовой вместе с японскими рыбаками, специалистами по ловле тунца.
       Но это будет потом, а пока мы пожинали первые плоды гостеприимства и заботы кубинских властей.
       На работу к 8 часам утра нас возили в черных и старых американских Кадиллаках.
       На траулерах мы занимались ремонтом, а после 11 часов утра нас везли в этих же Кадиллаках обедать в один из фешенебельных ресторанов при отеле Националь.
      
       0x01 graphic
    .

    ОТЕЛЬ "НАЦИОНАЛЬ"

      
       Плотно и разнообразно кормили, а потом целый час мы отдыхали после обеда в фойе отеля, дремали на мягких диванах.
       В 13 часов нас снова загружали в машины и везли на работу.
       Заканчивали работу в 17 часов, загружались в машины и нас развозили по домам.
       Утром и вечером мы готовили себе сами. Продукты закупали в магазине советского посольства в Гаване. Там же закупали галантерею и прочие необходимые нам товары.
       В субботу или воскресенье, по выбору, с утра приезжала одна из машин.
       Нас забирали и везли отдыхать на пляжи, в основном на Варадеро.
       Варадеро - это 25-30 км от города, один из самых любимых кубинцами пляжей.
       0x01 graphic
       ПЛЯЖ ВАРАДЕРО
      
       После 17 часов нас привозили домой, а предстоящий отдых вечером каждый организовывал себе сам.
       Вообще о пляжах, ресторанах и ночном времяпровождении я напишу отдельно.
       У кубинского рыболовного флота было 4 траулера, типа СРТР, не совсем новых, требующих постоянного ремонта и хорошего ухода.
       Кроме наших специалистов капитана, старпома, стармеха, тралмастера, остальные члены экипажа: матросы, мотористы и прочие специалисты, были из местных кубинцев.
       Некоторые из них часто не умели даже читать и писать, а многие пришли просто с улицы.
       Это были бывшие уличные чистильщики обуви, официанты, уборщики и т.д., и т.п. Относительно знания и изучения испанского языка.
       Изучение языка было чисто индивидуально для каждого из оставшихся здесь работать специалистов. Мне не составляло труда через 4 месяца довольно сносно говорить по-испански, а со временем я уже говорил бегло
       Но вот многие мои товарищи не могли освоить этот легкий, на мой взгляд, язык и часто изъяснялись на дикой смеси русско-испанских слов, иногда прибегая к элементарным жестам и мимике. Но всё-же большинство находило какое-то понимание между собой и делало все, что от них требовалось.
       Многие из специалистов к концу контракта понимали по-испански достаточно много.
       Три траулера постоянно ходили на рыбалку в море, максимум на неделю.
       Ловили там самую разнообразную рыбу, но не "ронку", а кальмары, креветки и другие морские деликатесы, одним из которых была морская черепаха.
       Черепахи часто попадали в сети и когда их вытаскивали на палубу, начиналась свалка. Черепаху переворачивали на спину для определения пола.
       Зрелище было не для слабонервных.
       Если это была черепаха мужского рода, то ей немедленно отрезали член. За него то и была основная борьба, а если это была самка, то ей вскрывали панцирь и выгребали из внутренностей желтки черепашьих яиц.
       Желтков иногда выгребали много, до 70-90 штук. Желтки кубинцы засаливали и продавали на черном рынке для каких-то медицинских целей.
       Панцирь черепахи хорошо зачищали, выскабливали, и этот материал продавали мастерам, которые изготавливали из него различные поделки: гребни, браслеты и прочее.
       Самым счастливым становился обладатель черепашьего члена, так как высушенный на солнце он стоил больших денег на черном рынке в Гаване.
       Его стругали мелкой стружкой и пили с пивом, утверждая, что это повышает мужскую потенцию.
       Меню кубинцев составлял в основном фасолевый суп, преимущественно из черной фасоли. На второе блюдо всегда готовили рис и к нему: свинину, рыбу, кальмары, креветки.
       Кубинцы были большие любители мороженного, которого брали в рейс на 45 суток не менее тонны и самых разных сортов: ананасового, бананового, апельсинового, лимонного, арбузного. Всего не перечислить, но я запомнил, что было 16 сортов.
       Фрукты и овощи были всегда в изобилии.
       Кальмары готовили по особому рецепту в чернильной кальмарной жидкости, используя её как соус, с большим количеством лука. Заливали всё это сладким банановым вином.
       Утром пили горячий черный шоколад с молоком и великолепный черный кофе, тоже заваренный особым способом.
       Запивать рекомендовалось холодной водой. Очень вкусно!
       Из мяса черепахи готовили прекрасное рагу или котлеты. По вкусу это мясо очень похоже на говядину. Жёсткость мяса зависело только от возраста черепахи.
       Однажды в рейсе мы с капитаном решили проверить действие члена черепахи на себе. Капитан знал, что боцман завялил этот член и готовил его для продажи.
       Боцман был вызван, дана команда: выделить капитану и старшему механику часть вяленой продукции.
       Боцман с кислым видом кивнул головой и пошел выполнять задание!
       Сжевали мы с капитаном по кусочку этой вяленой гадости, запили несколькими бутылками пива. В промежутках рассказывали друг другу самые скабрезные анекдоты, но, как говорится, "ни в одном глазу"! Эффект был нулевой!
       Тогда мы окончательно перестали верить в эти сказки и поняли, что нужно надеяться только на себя!
       Кубинцы нам нравились - очень хорошие люди, веселые, хорошие друзья, но вот работать они не любили. Может быть, они любили рубить сахарный тростник, но на корабле они особой прыти не проявляли.
       Они любили нам говорить: "На первом месте у нас любовь, на втором месте песни и пляски, на третьем месте еда. И если еще останется время - можно и поработать".
       Кубинцы отличались веселым характером, музыкальностью, любовью к развлечениям и праздникам. Они всегда открытые, гостеприимные, жизнелюбивые и бескорыстные.
       Музыка на Кубе - часть души народа, поэтому необходимо и органично входит и в его повседневную жизнь. Наши судовые кубинцы не были исключением и по вечерам они устраивали импровизированные концерты с песнями и танцами - чудесной смесью африканской, испанской и так называемой афро-кубинской культур.
       Взахлёб рассказывали нам о своих женщинах, учили нас своим коронным кубинским методам любви. Наверное, они в чём-то были правы, когда после некоторого времени пришлось отправлять в СССР некоторых жен советских специалистов, познавших радость любви от встреч с кубинцами.
       Первое время такая концепция вызывала наше явное неприятие, но перевоспитать их или убедить в том, что труд должен быть на первом месте, как нас всегда и везде учили, нам не удалось. За все 3 года моей работы в кубинском флоте - это не удалось никому!
       Слава богу! Кубинцы живут в моей памяти как чудесные, добрые друзья!
       И оставили о себе только хорошие воспоминания!
       ЭКСПЕДИЦИЯ В ЛАБРАДОР.
       Начало.
      
       Через некоторое время стали формировать экипажи для получения новых траулеров, строящихся в Испании на верфях в Виго, Бильбао. На приемку брали только капитана, стармеха, а остальные члены команды были сформированы из кубинцев.
       К сожалению, первого разряда и опыта работы в должности стармеха у меня не было, и на приемку новых судов в Испанию я не попал
       Вскоре стали приходить первые траулеры, построенные в Испании.
      
       0x01 graphic
       ТРАУЛЕР "МАНХУАРИ"
      
       Самый первый траулер носил имя "Манхуари". Это одна из разновидностей рыб, живущих в Мексиканском заливе.
       После появились траулеры "Черна", "Камарон", "Тибурон", "Гуаса", "Биахайба",
       тоже названия рыб, представляющих Мексиканский залив и воды окружающие
       Остров Свободы.
       Траулеры были совершенно другой постройки, чем наши БМРТ, но мощность главного двигателя была примерно такой-же - 2000-2500 э.л.с., также были оборудованы более совершенной автоматикой и вспомогательным оборудованием.
       Можно было считать, что классом выше, чем наши БМРТ, а вот жилые помещения, столовые и прочее были намного хуже, чем у наших траулеров.
       Мы придирчиво все инспектировали, обсуждали, спорили, но работать на этих траулерах предстояло нам, а надеяться на помощь было неоткуда.
       Да и помошнички у нас были совершенно далеки от техники, а ближе к танцам и музыке.
       Я работал на "Манхуари" и мы проводили осмотры, настраивали механизмы в рыбном цеху, так как предстояла первая в истории Кубы экспедиция траулера в холодные северные воды Лабрадора.
       Командный экипаж был сформирован: капитан - Хорохонов Сергей Владимирович, (Таллинн), стармех - Абдуллаев Шевкет Манонович (Таллинн), остальные члены комсостава были калининградцы, рядовой состав состоял из кубинских моряков.
       На траулер нужен был электромеханик, а такого специалиста среди наших специалистов
       на тот момент не было. Старший механик, который хорошо меня знал, предложил идти в рейс в должности злектромеханика.
       Я уже долго находился на берегу, и было непреодолимое желание выйти в море на траулере испанской постройки. В своих знаниях судового электромеханика я очень сомневался, но стармех заверил меня, что всегда поможет, если будут трудности, и я принял решение идти в рейс.
       Подготовка к рейсу была тщательная. Устанавливали в рыбном цеху всевозможные новые разделочные машины и прочее спецоборудование, так как мы должны были вылавливать треску, делать из нее филе, засыпать солью и складировать в трюмах, емкостью 500 тонн. К нам на борт привезли киносъемочную группу, которая должна была отснимать каждую рабочую операцию для истории Кубы. Еще никогда такой большой кубинский траулер не ходил в северный рейс, в такие широты, как Лабрадор.
       И вот пришел день 19 марта 1966 года, когда все было готово: загружено все промысловое вооружение, топливо и масло, продукты, сформирован весь экипаж.
       На берегу, кроме наших родных и знакомых, находилось много военных, полиции, разных официальных представителей Кубинского рыбного флота.
       Взяли лоцмана, отдали швартовы, дали прощальные гудки.
       Нам ответили со всех судов, стоящих в это время в порту. Защемило как-то на сердце. Давно не покидал берег, да еще и работу себе выбрал не совсем профильную.
       Ничего, прорвемся!
       Даешь, Лабрадор!
      
       Продолжение
      
       Траулер бодро шел к берегам острова Ньюфаундленд, куда мы должны были зайти и загрузиться солью, получить какие-то специальные тралы и еще что-то.
       Кинооператоры хотели получить какое-то спецоборудование и киноматериалы.
       Зашли в порт Сент-Джонс, простояли там около двух суток.
       За время стоянки траулера в порту эмигрировал один из членов экипажа, матрос.
       На траулере у кубинцев наблюдался лёгкий шок и шумные дебаты.
       В таких случаях это грозило большими неприятностями семье матроса.
       Но он видимо к этому был готов и в городе даже не прятался от своих товарищей.
       Наконец мы закончили все погрузки и покинули Сент-Джонс, взяв курс на Лабрадор!
       Переход был довольно спокойным, только по изменению температур воздуха и забортной воды чувствовалось, что мы заходим в северные воды.
       Участились туманы, шли очень осторожно и вот однажды утром услышали крики : "Айсберги, айсберги!".
       Когда видишь один айсберг и он от корабля вдалеке - испытываешь чувство удивления, но когда они появились со всех сторон, самых разных размеров, было немножко не по себе. Ведь никто из нас никогда не видел эти плавающие ледяные горы, а кубинцы и подавно. Они смотрели огромными глазами на такое северное чудо. Им было особенно трудно. Теплолюбивые, выросшие под тропическим солнцем люди, а здесь Лабрадор, льды, холод. Кубинцев одели в теплые комбинезоны, но самое смешное, что их снабдили шерстяными колпаками, шлёмами, с прорезями для глаз.
       Когда они надели их и вышли на палубу - это был отряд морских куклуксклановцев!
       Кстати, эти колпаки были лучше любых наших шапок и прочих тогдашних головных уборов, хорошо грели голову и защищали лицо.
      
       0x01 graphic
       А Й С Б Е Р Г В Л А Б Р А Д О Р Е
      
       Скоро бросили первый трал. На это потребовалось не менее 5-6 часов, пока кубинцы начали разбираться в концах и прочих снастях. Нужно отдать должное терпению тралмастеров, нашим калининградским ребятам за их мастерство и толерантность.
       Вытащили первый трал, но рыба была один мусор: мелкие рыбёшки и прочие морские донные жители. Так продолжалось неделю, а может и больше.
       Палубным морякам позавидовать было нельзя, а только похвалить их за такую самоотверженность и выдержку, так как голыми руками (хоть и в спецрукавицах) на палубе при минусовой температуре долго не поработаешь.
       Кубинцы с честью выдержали проверку на холод!
       Первый трал с треской был встречен громким "Ура" и хоть было не больше 5-ти тонн, радость была не поддельной.
       Это была первая рыба, которую кубинцы выловили в северных широтах среди льдов и айсбергов. Треска ловилась стабильно, моряки научились быстро и хорошо разделывать её на филе. План у нас был один - нарезать и засолить 500 тонн трески (бакалао).
       Кубинцы работали самоотверженно, и груз в трюмах увеличивался день ото дня.
       Все механизмы работали нормально, а вот электрооборудование не было рассчитано на работу при низких температурах и часто выходило из строя.
       Один раз, когда вытягивали полный трал, отказала траловая лебедка - перегорел контакт в одном из ящиков управления лебедкой. Чтобы вытащить трал нам со старшим механиком пришлось открыть крышку ящика управления траловой лебедкой.
       Стармех манипулировал рукояткой управления, а я держал руками упорный деревянный брус, прижимая большой контакт, который был под напряжением.
       Искры и огонь летели в разные стороны, контакт горел, но барабаны лебедки крутились и через полчаса трал был на палубе.
       Страха не было, он появился потом, когда все уже было позади.
       Всему приходит время. Экипаж уже привык к айсбергам, холоду и промозглым каютам, которые совершенно не были предусмотрены для нормального в них проживания.
       Суда строились для работы в тёплых широтах, а не в холодных широтах Лабрадора.
       Ни в одной из кают не установили обогревателей. Спали в койках в тёплой одежде.
       Кстати о кинооператорах: ребята были классные, оперативно снимали все операции по тралению и работам. Работали ненавязчиво и профессионально!
       Скрашивали наше свободное время и показывали нам и свои, уже снятые эпизоды, которые мы бурно обсуждали.
       Показывали и другие хорошего вкуса кинофильмы, которые они взяли с собой в рейс в достаточном количестве.
       После возвращения в Гавану кинооператоры смонтировали фильм с названием "Кубинские герои у берегов Гренландии".
       Фильм получился действительно красивый и очень интересный.
       Ну, а мы в этом фильме хотя и не главные герои, но и не статисты.
       Наконец грузовые трюма были забиты треской, и мы стали готовиться к обратному переходу домой, в теплую, солнечную Гавану.
       Нет ничего лучше того времени, когда все мысли о том, что конец рейса приближается, что через пару недель мы снова придем к берегам где нет льдов, айсбергов, холода и промозглого северного ветра.
      
       Окончание

       Была середина мая 1966 года. Дни перехода пролетели очень быстро и вот показались знакомые очертания Гаваны.
       Нас встретил лоцман, и траулер стал втягиваться в узкий пролив Гаванской огромной бухты. Экипаж в полном составе высыпал на палубу и вдруг нас буквально оглушили звуки гудков, которые раздавались со всех судов, находящихся в бухте!
       Маленькие и большие корабли, буксиры и рыболовные шхуны - все приветствовали нас!
       Члены экипажа траулера "Манхуари" стали героями, которые для героической свободной республики сделали ЭТО!
       Отработали во льдах в проливе Лабрадор у берегов ледяной Гренландии и привезли груз, обожаемой кубинцами бакалао!
       Это всё для них было круто!
       На причале полно встречающих, родных и разных представителей кубинского официоза. Много цветов, гремела музыка!
       Капитан траулера С. Хорохонов швартовал траулер в парадном морском мундире!
       Подъехало несколько новых черных машин и на причале в шеренгу выстроились кубинские военные и гражданские лица.
       Они встречали важного человека, президента республики Куба - Освальдо Дортикоса.
       Корабль пришвартовался, спустили трап.
       Президент и часть свиты поднялись на борт, где весь экипаж построился на палубе для торжественной встречи.
       Капитан доложил президенту о выполнении задания, а Дортикос обошел наш строй, пожал каждому из нас руку и поблагодарил за "выдающееся" достижение и выполнение правительственного задания!
       После этого президент и свита удалились на берег, а на борт принесли среднего размера жареного поросенка, ящики с ромом и пивом, прочими напитками и закусками.
       Некоторое время провели с экипажем, отведали жаренного поросёнка, выпили по бокалу пива и включились в празднование возвращения из героического рейса.
       Гремела музыка, кубинцы радовались, как дети и действительно чувствовали себя настоящими героями!
       Всем иностранным специалистам выделили по правительственному автомобилю и вместе с семьями отвезли по домам.
      
       Поход к берегам Патагонии.
      
       После возвращения "Манхуари" из рейса я опять ушел работать в ремонтную бригаду и делал иногда короткие рейсы на местных СРТР, на "Макарелле", на "Салеме".
       Кубинские власти создавали резерв механиков на приемку новых испанских БМРТ.
       Пришел новый БМРТ "Биахайба" и меня направили туда вторым механиком.
      
       0x01 graphic
       ТРАУЛЕР "БИАХАЙБА"
      
       Капитан судна "Биахайба" Крайнюков Иван Степанович, старший механик Бурган Юрий Андреевич - заслуженные и опытные калининградские рыбаки.
       Я радовался, что мне придётся жить и работать с такими замечательными опытными моряками, которые были старше меня на 15 -20 лет.
       Первые рейсы мы делали на банку Кампетч, в Мексиканском заливе.
       Рейсы были максимум 40-45 дней для полного набора груза (450-500 тонн).
       Рыбу ловили всякую, морозили брикеты в морозильных камерах, а потом загружали в трюма мороженую продукцию и везли ее на сдачу в Гавану.
       Через несколько рейсов в сентябре 1966 года старший механик Ю.Бурган ушел работать в ремонтную бригаду и встал вопрос о замене стармеха.
       Кубинцы предложили мне принять дела старшего механика, так как у меня был уже рабочий диплом механика 2-го разряда.
       Власти кубинского флота посчитали, что для стармеха этого достаточно.
       Я, конечно, был очень рад такому стечению обстоятельств, мне в апреле исполнилось 24 года, а я уже работаю старшим механиком на БМРТ.
       Сыграло значение еще и то обстоятельство, что к этому моменту я уже довольно бойко говорил на испанском языке, а при наличии почти всего испаноязычного экипажа - это было одним из решающих факторов.
       В октябре 1966 года наш траулер стали готовить в очередную далекую экспедицию к берегам Аргентины и Уругвая или по-старинному Патагонии.
       Там ловилась "испанская мерлуза", а мы ее называли просто "мерлузой".
       Траулер снабдили промысловым вооружением, топливом, маслом, продуктами, овощами, фруктами. Завезли тонну или больше мороженного различных сортов!
       Траулер вышел в рейс 5 октября 1966 года.
       Сопутствующая погода была прекрасной, ведь мы шли в теплые моря, к берегам традиционно теплых стран - Аргентины и Уругвая.
       Я был счастлив, что мне снова пришлось быть участником новых "эпохальных событий"
       такой маленькой и свободолюбивой республики Куба.
       Когда проходили экватор, то организовали праздник встречи морского бога Нептуна.
       Был и Нептун, и морская купель, которую никто не миновал, а после и крещение доброй чаркой вина с выдачей диплома о пересечении экватора.
       Дипломы нарисовали сами, красочно их разукрасили.
       Они получились очень даже симпатичными и "солидными".
      
       0x01 graphic
       Переход экватора - встреча Нептуна.
      
       Пришли в район промысла и только благодаря чутью и рыбацким знаниям капитана Ивана Крайнюкова вышли на мерлузу.
       Вокруг нас чистое море - никого! Лови - не хочу! Вот мы и старались!
       Рыба здесь была явно "не пугана" и мы ее просто гребли тралами столько, сколько могли заморозить. Капитан был настоящий рыбак, не жадничал, а вылавливал только необходимое количество мерлузы для заморозки.
       Мерлуза была отменная, крупная, в среднем до 50-60 см длины, но попадались и более крупные экземпляры. Мелкую рыбешку мы выбрасывали, так как мукомолки на траулере не было, но бакланы честно делали свою работу.
       По-большому счёту хватало всем! Груз 450 тонн мы набрали достаточно быстро.
       По кубинской информации один этот груз равнялся полугодовому вылову всей страны! Вот такие были цифры!
       Закончили промысел, погудели на прощанье Патагонским берегам и взяли курс на Гавану.
       "6000 миль от Гаваны к берегам Патагонии и обратно", так писали потом о нашей экспедиции кубинские газеты.
      

    0x01 graphic

       Экипаж "Биахайбы" встречает Гавана
       Пришли в Гавану 13 декабря 1966 года, где нас встретили приветственными гудками все стоящие в бухте корабли.
       Снова на причале был президент Освальдо Дортикос.
       Пришвартовались к причалу. Весь наш экипаж выстроился на палубе.
       На борт судна поднялся президент. Капитан в парадном мундире доложил президенту о выполнении правительственного задания.
       Капитана, меня и всех членов команды поздравил президент Кубы с выполнением плана! Потом обошёл строй и пожал каждому руку.
       Для меня этот визит и рукопожатие президента Кубы было уже второй раз!
       На борт доставили по традиции жареного поросенка.
       Подняли на палубу и ром, и пиво, и цветы, и танцы с музыкой.
       Веселились всем экипажем, наслаждались праздничным настроением и радостью от того, что вернулись живыми и здоровыми к теперь уже родным берегам Кубы.
       Только на этот раз домой добирались не на правительственном автомобиле, а первым подвернувшимся транспортом.
       Не всегда моряку "масленица"!
      
       Акулов Анатолий
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 2, последний от 21/01/2014.
  • © Copyright Акулов Анатолий (tichorezky42@rambler.ru)
  • Обновлено: 06/03/2013. 59k. Статистика.
  • Очерк: Мемуары
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.