Акулов А. С.
Из жизни Пушкина

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Акулов А. С. (akulov1818sobakagmail.com)
  • Размещен: 23/10/2025, изменен: 23/10/2025. 13k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О "ТРЁХ ГЛАВАХ ИЗ КНИГИ О ЖИЗНИ ПУШКИНА" Ирины Моисеевой

  •   
      
    О "ТРЁХ ГЛАВАХ ИЗ КНИГИ О ЖИЗНИ ПУШКИНА"
      
    Ирины Моисеевой
      
    (Моисеева И. С. Три главы из книги о Пушкине. - СПб.: MANU PROPPRIA, 2024)
      
    (Реплики)
      
       1. Тематика сильно удивила. По всей видимости, мы имеем дело с какой-то давней наработкой, либо с реинкарнацией старого обострённого интереса. А уж вопрос о дуэли с Дантесом - клин в мозгу у многих. Нужно ли постоянно бить в одну и ту же точку? Не возникнет ли дырка? И хуже того: эффект культурного оскудения на остальном пространстве?
       Прежде всего, Пушкин - просветитель, один из создателей русского литературного языка. О литературном таланте Александра Пушкина говорит многое. Ни один нормальный читатель не найдёт в его творчестве фальши. Волшебство выше Александрийского столпа.
       Но собственно великая русская поэзия для меня начинается с Тютчева и Фета. Приобретает наибольшую мощь у символистов. Что поделать! После Пушкина брались обожествлять только Блока. Конечно, в меньшей степени. Хотя и Блоку, и многим другим струны лиры порой изменяли. Тот, кто летает, иногда падает. "Земным" стихотворцам, далеко не уносящимся в мыслях от обыденной жизни, гораздо легче. Всячески ругали и ругают Бальмонта. А если вооружиться калькулятором, подсчитать число созданных шедевров? Именно Бальмонт окажется чемпионом. За ним идут, меняясь местами Блок и Сологуб.
       К чему клоню? История Серебряного века изучена недостаточно. Невзирая на массу архивных сведений, мы очень мало знаем о символистах второго ряда. Даже в ИРЛИ путают тексты Александра Фёдорова и Даниила Ратгауза.
       На карте литературоведения немало прочих белых мест, но исследователи предпочитают окрестности накатанной дороги. Причины этого называть не буду.
      
       2. Фактическое содержание книги. Временами вызывает восхищение. Некоторые документы XIX века представлены без адаптации, сохранена старорусская орфография, что можно только приветствовать. Автор не берет на вооружение ходячие мифы и в то же время не стремится их полностью снимать. Заслуживает внимания её сравнение произнесенных слов о ранении француза сразу после дуэли и спустя время. При основательной критике ранее высказанных интерпретаций! И всё-таки Ирина Моисеева целиком находится во власти той самой волны, которая, скажем, охватывает иногда футбольных болельщиков. Сжатая до отказа эмоциональная пружина чувствуется.
       Чуть не подкожный (отверстия близко друг от друга) докторский расстрел предплечья уже после дуэли? А зачем это нужно, если всё равно приходилось ссылаться на пуговицу? Получается, для публики. Каким тогдашним оружием такое было сделано? Руку пришлось зажимать в тиски? Есть ли примеры похожих удачных деяний именно в те времена?
      
       3. О зачислении иностранцев на воинскую службу в России... Можно вспомнить об отказе в принятии на неё молодого Наполеона.
      
       4. Байки о бляхе, латах, кольчуге. Желающих фантазировать, фанатировать и всяко-разно духовно фонтанировать много. В 1963 году по Центральному радио (Первая программа) шла большая и серьёзная передача о латах Дантеса. Это в те времена! Ныне большинство историков настроены по отношению к данному вопросу скептически. Им и карты в руки. Маловероятно, что очередное сличение и подытоживание разных мнений будет сенсационным. Надежды отыскать здесь правду-истину не больше, чем в рассуждениях о происшествии на перевале Дятлова.
       Даже фантастический предварительный подкуп всех первых свидетелей, а в дальнейшем - экспертов не спас бы ситуацию от многих чисто практических осложнений. В любом случае гипотезы И. Моисеевой не кажутся особо крепкими.
       Наличие тайны и необычного не отрицаю. Пусть даже пуля летела по касательной: второй раз соперник поэта стоял боком и высовывал перед собой локоть. Но откуда у С. И. Моравского (осмотра не делал!) сведения: "...вся грудь уже посинела и распухла, как бомба"? При отсутствии на коже следа от чуть прикоснувшейся пули. Подайте аналитические весы для взвешивания этой страницы мемуаров. Лекари, действительно причастные к осмотру туловища, визуально ничего не находили. Дантес упал на спрятанный под снегом камень? Когда такое происходит с людьми в зимней одежде, на коже ничего не видно, невзирая на серьёзные внутренние травмы.
       Свинец мог, не переламывая лучевую кость, задеть её сверху. Рентгена ещё не было. Кроме того, криминалистически немаловажен вопрос: в какую сторону падал Дантес? Если не на пулю, а от неё, то, возможно, дело нечисто. Никак не поверить, что дуэлянта каким-то образом по-боксёрски и больше того ударило собственное предплечье. В журналистском научпопе хрущёвского времени фигурировало всё объясняющее слово "бляха". Мнение ретранслировал чуть не всякий. Дантес и руку выставлял, чтобы не блестело в глазах у стрелка? Отвечать за эти контаминации не могу. Но где вы слышали о таком обыкновении: закрываться от пули рукой, да ещё правой? Дуэлянт наивно полагал, что сердце находится с левой стороны?
       По закону доминанты, в первую очередь боль ощущается там, где она сильнее. Можно представить, что путь пули был обратным: от корпуса в руку. Входное отверстие медик отличит от выходного, но чёткой записи нам не оставили. Слова Данзаса переданы верно: "Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку"? [См.: К. К. Данзас. Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина в записи А. Аммосова // А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1985. C. 373.] Записи майора Аммосова прочитаны самим рассказчиком. Многие, повторяя затверженное "ошибся", неправомерно переставляют другие слова в этом сообщении, тем самым давая читателям другую картину происшедшего. При отталкивании от известных на данный момент документов, внятной картины о причинах контузии француза не построить, толки о них - гадание на кофейной гуще. Формально металлическая пуговица размером 3 см на толстой ткани, где бы эта ткань не находилась, ничем не хуже бляхи. Контузия будет обеспечена без всякого "отскакивания пули в грудь". Дыхание спирает именно от удара по диафрагме ("под дых"), а не по грудной клетке.
      
       Одна из странностей в том, что думать о кирасе и кольчуге стали не после дуэли, а через девяносто с лишним лет, сразу после того, как могучий Иосиф Виссарионович назначил китов русской науки и культуры. Получается, что веком ранее в окружении поэта были одни растяпы. Записные книжки и дневники никто не подвергал перлюстрации. Кстати, перлюстрация писем была скрытой причиной высочайшей немилости, вызовов на монарший ковёр и скандалов, затем коснувшихся наших героев.
       И главное: смерть иностранца не спасла бы русского. До абдоминальной и сосудистой хирургии, надёжного купирования септических поражений было как до Эвереста.
      
       5. Сообщать или не сообщать человеку о смертельной болезни? Здесь бабушка надвое сказала: каждого пациента нужно рассматривать отдельно. Крайне "заводной" Пушкин (в отличие от некоторых иных литераторов) таки не был склонен к ипохондрии. Для начала сравните с Гоголем!
      
       6. В книге не затронут вопрос об авторе размноженного и разосланного анонимного пасквиля (торжественное приобщение поэта к Ордену рогоносцев). Чаще обвиняют голландского посла Луи-Якоба ван Геккерна. Эта версия самого Пушкина осталась предположением. Необычные конфликты поэта с Геккерном-старшим (именно в них и заключён корень зол) остались неразъясненными и порождают недоумения [Напр., см. М. М. Сафонов. "Ссора на лестнице" или еще одна легенда о гибели Пушкина // Петербургский исторический журнал. 2015. N 3. С. 22-29]. Поэт чем-то неоднократно обижал Геккерна? Даже до историй с его "сыном"?
       Почерковедение обманывает нас, если текст Патента на звание рогоносца написан под диктовку или переписан другими лицами. Сочинить его могла и женщина. Упоминаний о такой версии не слышал. Правда попадался вариант более оригинальный: текст, мол, придуман самим поэтом, а цель - встреча и самоубийственное разбирательство с царём.
       Считают фатальными события 23 января на балу у И. И. Воронцова-Дашкова. Каламбур Дантеса с "мозолью" Н. Н., шуточки с двумя/тремя сёстрами сразу что-то окончательно надломили в Пушкине. Отсюда послание, содержащее разнообразно переводимые с французского непотребные слова, адресованными голландскому послу, за которые впоследствии императрица назвала поэта "мужиком".
      
       Пушкин отказался от примирения, извинений и выявления тонкостей дела: выставлял обоих иностранцев вон; не читая, бросал в огонь письма.
      
       Голландский посол не был богат, как полагает И. С. Моисеева. Он даже осторожно подрабатывал мелкой торговлей импортным товаром. Конечно, противоправно.
      
       7. А если уйти от рассмотрения свар и попытаться найти ответ в творчестве Пушкина, понять каким образом он загнал сам себя в безвыходный капкан во всех отношениях? Казалось бы, в произведениях поэта поднимались философские вопросы. Однако стихотворение "Дар напрасный, дар случайный" насыщено отчаянием. В нём только стартовая позиция, нет пути к осмыслению. Вот иной текст: "Цветок засохший, безуханный..." ("Цветок"). Проблема непознаваемости мира поставлена, но высокая поэзия не должна говорить что-либо слишком лобово. Здесь опять только ступень к вершине. А вот действительный шедевр: "Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила" ("Царскосельская статуя") - самое метафизическое из всего, что написал Пушкин. Этого мало! Не имеют значения даты написания. Пушкин не был знаком с пропитанными духом автаркии стихотворениями китайских и японских поэтов, как и с созданным в 1819 г. главным произведением Шопенгауэра. Да и сам темперамент был не тот. Далеко было и до античного стоицизма. Кризис пришёл слишком поздно. Гёте, Жуковский, Фет столкнулись с чрезвычайными для себя обстоятельствами на заре туманной юности, именно тогда более или менее преодолели их.
      
       8. Рассуждения о Романовых-Ольденбургах? Может быть, и Салтыковых? Я бы не стал затрагивать эту щекотливую тему. Кто здесь действительный "копенгаген"? Или в других странах иначе обстояло с монархами?
      
       9. Существуют сведения о жизни Жоржа Шарля Геккерна после отъезда из России. Оказывается, это достойный и всеми уважаемый член общества, образцовый семьянин, сенатор, глава территориального департамента, мэр города, командор ордена Почётного легиона. Это невзирая на сложную обстановку и всякого рода провоцирующие обстоятельства. Авантюрист или мошенник неизбежно бы раскрыл себя и оказался в темнице. Пожилой Жорж Геккерн выглядит на портрете весьма благообразно, на его физиономии нет не малейшего отпечатка порочной жизни. Выходит, не зря великой массе девушек, дам в возрасте - большинству женщин вообще, этот "избалованный фат", то есть д'Антес/Дантес/Геккерн/Геккерен, представлялся человеком высшего типа? Буквально дрались из-за него. Чуткое у них было сердечко? На родине эта персона добилась большего, чем смогла бы в Российской империи. Одна из причин неожиданного поворота фортуны - принесенная на алтарь истории жертва и высылка. Названный общий фон после отъезда из России несколько портят облачка: тяжба за положенное наследство жены и сошедшая с ума одна из дочерей, страстная почитательница Пушкина.
      
       10. В книге есть недостаточно вычитанные места (не в цитатах): на стр. 10, 31, 47, 55, 64. Чаще это касается падежей или обрезанных окончаний. Разнобой в написании фамилии: Геккерн, Гекерен, Геккерен - объясним разными источниками. Геккерен - неправильное переименование Дантеса в официальных документах на территории России. Слово "Гекерен" существует только в копии письма от 9. 02. 1837, будто бы отправленного П. А. Вяземским.
      
       + +
       Многие эпизоды из жизни Пушкина мы проживаем-переживаем на разные лады сотни и тысячи раз. Работой Ирины Моисеевой не заканчивается пушкиниана, давно превращённая биографической частью в Новую Махабхарату и Новую Рамаяну одновременно.
      
       Ал. С. Акулов
      
       P. S. Вступительный пункт я сделал больше, чем следует по композиции, оттого что основная тема была для меня отработана полвека назад. Должна быть хоть какая-то польза от нового странствия через затуманенные каландры пушкинской "кармы".

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Акулов А. С. (akulov1818sobakagmail.com)
  • Обновлено: 23/10/2025. 13k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.