Ансельм Людмила Николаевна
Русский Мастер Класс

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Размещен: 11/01/2012, изменен: 11/01/2012. 20k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаменитая актриса Книппер-Чехова дает свой последний мастер класс студентке театрального института.


  • РУССКИЙ МАСТЕР КЛАСС

      

    СЦЕНА

      
       1954 год. Артистическая комната Книппер-Чеховой в театре. Книппер-Чехова сидит в кресле в ожидании студентки Тенатральной студии Московского Художественного театра. На вешалках висят платья для разных театральных постановок. Ольга Леонардовна подходит к вешалке, берет пальто Раневской из пьесы "Вишневый сад", примеряет его... Стук в дверь. Ольга Леонардовна быстро вешает пальто и садится в кресло.
      
       КНИППЕР: Войдите.
      

    Входит Анна, студентка студии Московского Художественного театра.

      
       АННА: Здравствуйте, Ольга Леонардовна...
      
       КНИППЕР: Здравствуй, АННА: Почему ты опаздываешь?
      
       АННА: Я не могла придти раньше... извините за опоздание...
      
       КНИППЕР: Ты прекрасно знаешь, я не люблю, когда студенты опаздывают...
      
       АННА: Знаю, простите меня...
      
       КНИППЕР: Анна, хочешь чаю?
      
       АННА: Не откажусь... Спасибо...
      
       КНИППЕР: Садись...
      

    (Анна садится за стол и берет приготовленную для нее чашку с чаем).

       Ольга Леонардовна, а у меня новость! Наша театральная студия на выпускном экзамене будет показывать пьесу Антона Павловича Чехова "Вишневый сад"...
      
       КНИППЕР: Очень приятно... Чем могу быть полезной?
      
       АННА: Вадим, режиссер этого спектакля, поручил мне роль Раневской....
      
       КНИППЕР: Анна, я рада за тебя... Может быть, это твой шанс...
      
       АННА: Ольга Леонардовна, помогите мне... Вы так много играли Раневскую...
      
       КНИППЕР: Играла Раневскую почти всю жизнь, пока мне не исполнилось восемьдесят... Надеюсь, ты подготовилась к уроку?
      
       АННА: Выучила всю роль наизусть...
      
       КНИППЕР: Но этого мало... Ты должна чувствовать и понимать свою героиню. Какой, по-твоему, характер у Раневской?
      
       АННА: Она... легкомысленная...
      
       КНИППЕР: Предположим, а еще?
      
       АННА: Жизнелюбивая...
      
       КНИППЕР: Может быть...
      
       АННА: Неугомонная...
      
       КНИППЕР: В каком смысле?
      
       АННА: Она довольно пожилая, но хочет всем нравится...
      
       КНИППЕР: Сколько, ты думаешь ей лет?
      
       АННА: Лет пятьдесят....
      
       КНИППЕР: Милая, разве это называется "пожилая"... Мне восемьдесят пять, я тоже хочу всем нравиться.
      
       АННА: Извините, я не хотела вас обидеть...
      
       КНИППЕР: Я не из обидчивых...
      
       АННА: Ольга Леонардовна, нам на лекциях говорили, что Раневскую вместе с Чеховым создали вы. Раневская - это вы...
      
       КНИППЕР: Антон писал мне: "Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала взять верный тон; придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеваться... Ты это все умеешь"... Анна, надень это пальто и пройдись по сцене, как Раневская...
      

    Анна надевает пальто и идет по сцене вихляющей походкой модели.

      
       КНИППЕР: Дорогая моя, разве так ходят аристократки? Ты двигаешься, как горничная... Подними подбородок... Выше... И не верти задом. Двигайся медленней, с достоинством... Спина прямая...
      

    Анна пытается идти по сцене плавно, медленно поворачивая голову.

      
       КНИППЕР (неодобрительно): Ну, поплыла... Ты должна быть напряжена, как скаковая лошадь перед бегом... Каждая твоя жилка натянута, дрожит и трепещет от одной мысли, от одного желания...
      
       АННА: Какого желания?
      
       КНИППЕР: Возбудить, понравиться...
      
       АННА (растерянно): Кому?
      
       КНИППЕР: Любому мужчине..., всем... А теперь улыбнись, потом засмейся... при смехе запрокинь голову...
      

    Анна улыбается, старается засмеяться...

       КНИППЕР: Надо смеяться громко, заразительно - так, чтобы и зрители заулыбались... А ты как неживая... Теперь попробуем первую сцену, из первого акта, Раневская приезжает в свой дом
      
       AННА: "Детская, милая моя... прекрасная комната"...
      
       КНИППЕР (подсказывая): "Я тут спала, когда была маленькой... И теперь..." Что ты ничего не помнишь?
      
       АННА: "И теперь, я, как маленькая"... Ольга Леонардовна, я не могу... Не получается...
      
       КНИППЕР: Дальше, что ты еще выучила?
      
       AННА: "О мой милый, мой нежный прекрасный сад! ... Моя жизнь",.. Извините...
      
       КНИППЕР: "Моя молодость, счастье мое. Прощай! ... Прощай!"

    (Пауза)

       Анна, что с тобой? На урок опаздываешь... Вид отсутствующий... К роли не подготовилась...
      
       АННА: Я вам все объясню... Дело в том...
      
       КНИППЕР: В чем?
      
       АННА: Я только что от врача... Врач сказал, что я беременна...

    (Пауза)

       Не знаю, как быть мне теперь... Выпускные экзамены через шесть месяцев...
      
       КНИППЕР: Сколько месяцев беременности?
      
       АННА: Два...
      
       КНИППЕР: Что ты собираешься делать?
      
       АННА: Не знаю...
      
       КНИППЕР: Ты понимаешь, что, если ты не будешь участвовать в экзаменационном спектакле... тебя не возьмут в труппу театра?
      
       АННА: Понимаю...
      
       КНИППЕР: Ты должна решить все сама... И как можно скорее... У тебя еще есть время... разобраться...
      

    (Пауза)

       А сейчас мы продолжим урок... Соберись и сконцентрируйся...
      
       АННА: Я постараюсь... сейчас, одну минутку...

    (Пауза)

      
       КНИППЕР (после паузы): Анна, мне приходилось выступать на сцене в любой ситуации... даже во время болезни...
      
       АННА: Я сейчас...
      
       КНИППЕР (после очередной паузы): Когда я выходила на сцену, публика замирала... Я слышала дыхание зала... Зрители следили за каждым моим движением, выражением лица, улыбкой...
      
       АННА: Это понятно... Вы же были не только знаменитой актрисой, но и женой великого писателя. Все вам завидовали...
      
       КНИППЕР: Завидовали, потому что не представляли, каково быть женой знаменитого писателя и ведущей актрисой театра... Вся Москва следила за нашими отношениями...
      
       АННА: Как вы познакомились с Антоном Павловичем?
      

    (Пауза)

       КНИППЕР: Станиславский, Немирович и группа актеров, мы все стремились создать новый театр и найти новые современные пьесы... Театру нужен был свой драматург... Я встретилась с Чеховым после постановки "Чайки" в нашем театре... Через год после первого знакомства Антон пригласил меня в Ялту...
      
       АННА: Как я вам завидую...
       КНИППЕР: Лето мы провели вместе с Антоном в Ялте... Счастливые шесть недель... Нежно простились... Антон был взволнован, я тоже... Я заплакала... Наши отношения стали очень близкими...
       АННА: И вы вышли за него замуж?
       КНИППЕР: Не сразу... Оказалось, любовницей стать намного легче, чем женой...
       АННА: Так всегда бывает...
       КНИППЕР: Так бывает, когда имеешь дело с обыкновенными мужчинами... Я же считала, что мои отношения с писателем, человеком неординарным, сложатся иначе... Я и не представляла, что это будет так трудно...
       АННА: Может быть, вы... поторопились стать любовницей?
       КНИППЕР: Милая моя, а как иначе женщина может привязать к себе мужчину? Ты знаешь другой способ?
       АННА: Я думаю ... мне кажется ... когда мужчина прикладывает много усилий, чтобы добиться женщину, то он ценит её больше...
       КНИППЕР: А твой режиссер Вадим долго тебя добивался?
       АННА (смущенно): Простите, но я не могу ответить на ваш вопрос...
       КНИППЕР: Все ясно, раз ты играешь главную роль в спектакле...
       АННА: Вы... хотите сказать, что все актрисы, исполняющие главные роли, любовницы режиссеров?
       КНИППЕР: Это в традициях театра...
       АННА: Значит, и вы... тоже?
       КНИППЕР: Для чего ворошить прошлое?
       АННА: Ваша жизнь - история Московского Художественного театра... На лекциях нам говорили, что вы были ученицей Немировича-Данченко, это правда?
       КНИППЕР (поколебавшись): Да..
       АННА: А Чехов знал об этом... об этой традиции?
       КНИППЕР: Думаю, знал... Он не был наивным в вопросах жизни и любви.
      
       АННА: Как он отнесся к этому?
       КНИППЕР: Женился на мне...
       АННА: После женитьбы на Чехове вы были счастливы?
       КНИППЕР: Может быть, несколько дней... Я не понимала, что мои трудности только увеличиваются...
       АННА: Почему?
       КНИППЕР: Ухудшились отношения с сестрой и матерью Антона и с другими его родственниками... Почти сразу после женитьбы Антон объявил, что хочет иметь ребенка.
       АННА (с восторгом): Ребенок от Чехова! Это счастье!
       КНИППЕР: Милая моя, не так просто забеременеть на таком большом расстоянии, да еще, если в театре претендуешь на главные роли...
       АННА: Но ведь вы проводили какое-то время вместе?
       КНИППЕР: Да, я приезжала в Ялту, в основном летом, на несколько недель... Когда я жаловалась Антону, что не могу приехать к нему зимой, он отвечал: "Я женился на актрисе и знал, что зимою ты будешь жить в Москве". Его устраивала наша раздельная жизнь... Он всегда говорил: "Жена должна быть как луна - то появляться, то исчезать"...
       АННА: Непонятно...
       КНИППЕР: Никто не мог понять наших отношений... Я сама не понимала Антона...

    (Пауза).

       И все-таки, в конце концов, решилась... И, несмотря на все трудности, ... забеременела!
       АННА: Но у вас нет детей!
       КНИППЕР: Моя беременность была неудачной... Я чуть не умерла...(Пауза). Мы не виделись с Антоном четыре месяца... Немирович разрешил мне поехать в Ялту зимой всего на пять дней... Мы прожили с Антоном эти дни в полном уединении... Все было замечательно, а через месяц я попала на операционный стол...
       АННА: Почему?

    (Пауза)

       КНИППЕР (поколебавшись): У меня была внематочная беременность.

    (Пауза)

       Антону в письме я сообщила, что случился выкидыш после шести недель беременности... Но объяснить, почему мне потребовалось срочная операция... так и не смогла...
       АННА (огорченно): Ольга Леонардовна, мне кажется, вы написали Чехову неправду о своей беременности?
       КНИППЕР: Мне не хотелось огорчать Антона... Срок беременности был восемь недель, а восемь недель назад я находилась в Москве, Антон - в Ялте...
       АННА(догадываясь): Поэтому вы срочно приехали в Ялту зимой, в театральный сезон?...
       КНИППЕР: В нашей ситуации было важно одно: и Антон, и я хотели иметь ребенка...
       АННА (с недоумением): Как вы пошли на обман? Чехов великий русский писатель!
       КНИППЕР: А я великая актриса!
       АННА: Чехов догадался о вашей неверности?
       КНИППЕР: Антон никогда ни одним словом не намекнул мне о своих подозрениях, наоборот уговаривал снова попробовать забеременеть...
       Анна (расстроено): Теперь я вижу, вы любили себя и театр больше, чем своего великого мужа!

    Анна начинает собирать свои вещи.

       КНИППЕР: Анна, куда ты?
       АННА: Я должна встретиться с Вадимом... От разговора с ним все зависит... Вадим знает, что я пошла к врачу...
       КНИППЕР: Успеешь... Сядь... Урок не кончен... Прочти монолог Раневской из последнего действия... Надеюсь, ты его выучила?
       АННА: Я лучше прочту другой монолог...
       КНИППЕР: Хорошо, читай...

    (Пауза)

       АННА: "Я - чайка! Нет, не то... Помните как подстрелили
      
       чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего
      
       делать погубил. Сюжет для небольшого рассказа... Не
      
       то... О чем я? Я говорю о сцене... Я -актриса! Теперь уж
      
       я не такая... Я настоящая актриса, я играю с
      
       наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую
      
       себя прекрасной"...
       КНИППЕР: Молодец! Замечательно прочла! Почему ты выбрала этот монолог?
       АННА: Он мне нравится, а потом... я чувствую себя, как Нина Заречная героиня "Чайки"... Ольга Леонардовна, что мне делать?
       КНИППЕР: Анна, выслушай меня, прежде, чем решать... что тебе делать... Ты молодая, многого не понимаешь. Но жизнь тяжелая и жестокая вещь... А жизнь актрисы в особенности...
       АННА: Почему в особенности?
       КНИППЕР: Видишь, какая у меня спина?
       АННА: Прямая...
       КНИППЕР (торжественно): Вот именно, а мне
       восемьдесят пять лет... Я пережила две революции, две
       мировые войны, гражданскую войну, Сталина... Я сумела
       держать удары судьбы... Если ты хочешь стать ведущей
       актрисой, тебе придется принести в жертву и свою
       личную жизнь и...

    (Пауза)

       АННА: Ольга Леонардовна, вы хотели иметь детей?
       КНИППЕР: Конечно... Мы не успели... Антон умер, когда
       ему было всего 44 года... (Пауза)Но нам все-таки
       удалось создать легендарный театр, известный на
       Россию и целый мир... Люди могли простоять всю ночь
       зимой, на морозе, чтобы достать билет в наш театр...
       Попасть в наш театр стало событием в жизни
       российских зрителей...
       АННА: А как Чехов относился к театру?
       КНИППЕР: Чехов писал Немировичу: "Художественный
       Театр" - это лучшие страницы той книги, какая будет
       когда-либо написана о современном театре"...

    (Пауза)

       Я и сейчас надеюсь, что именно театр сможет ответить
       на те вопросы, которые волнуют людей... поможет
       людям думать... понять жизнь...
       АННА: Ольга Леонардовна, вам повезло... Вы жили в
       "эпоху театра"... Но сейчас, другое время, другие...
       ценности...
       КНИППЕР: Анна, кто-то должен продолжить наше дело...
       Ты моя любимая ученица, талантливая актриса... Я
       надеялась...
       АННА: И после такого успеха вы так одиноки...
       КНИППЕР: Все мои товарищи, с которыми я создавала
       театр, давно меня покинули...
       АННА: А я не хочу быть одинокой... Все надо делать в
       свое время... Когда ехала к вам, колебалась, оставлять
       беременность или нет... А теперь, решилась...
       КНИППЕР: На что же ты решилась?
       АННА: Конечно, мое решение будет завесить от
       Вадима... Но я не хочу быть только актрисой...
       КНИППЕР: Вечный вопрос, действительно ли искусство
       такое важное дело, на которое не жалко положить свою
       жизнь..
       АННА: Хочу прожить реальную жизнь, жить не только на сцене..
       КНИППЕР: Ну, что ж, тебе решать...
       АННА: Ольга Леонардовна, большое спасибо... За этот
       час я прожила вместе с вами целую жизнь...
       КНИППЕР: Не стоит благодарности...
       АННА: Я могу идти?
       КНИППЕР: Теперь можешь... Считай, что это мой мастер
       класс... Мой последний мастер класс...

    (Анна начинает медленно собирать свои вещи, чтобы уйти, но передумывает, садится на стул и слушает Книппер)

       КНИППЕР: В одном из писем я спросила Антона, что
       такое реальная жизнь? Он ответил: "Это все равно, как
       спрашивать, что такое морковь? Морковь есть морковь и ничего больше"... Но я тогда не спросила его: "А смерть? Антон, что такое смерть?"

    (Пауза)

       Странно, но мысли, о скорой смерти Антона никогда не приходили мне в голову...

    (Пауза)

       Когда доктор сказал, что Антон умер, я не могла в это
       поверить... Мне казалось, что он заснул... Я подошла к
       нему, лежащему неподвижно на кровати, взглянула на
       его прекрасное лицо, и увидела на лице улыбку, как
       будто Антон знал какую-то тайну, мне в тот момент
       неизвестную...

    (Пауза)

       Тогда я еще не понимала, что Антону предназначено
       бессмертие... А я буду играть его удивительных женщин,
       всю мою долгую жизнь и не расстанусь с ним никогда...
      

    Занавес

      
      
      
      
      
       10
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Обновлено: 11/01/2012. 20k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.