Аннотация: Новая версия пьесы о Марине, Почему Марина покончила собой?. Ариадна и Ася исследуют причину самоубийства Марины,
М А Р И Н А
љ Людмила Ансельм
Ludmila Anselm
10 Kenmore St. #206
Boston, MA 02215,
(617) 859-0829
luanselm@yahoo.com
M А Р И Н А
Действующие лица:
1. МАРИНА ЦВЕТАЕВА
2. АЛЯ - дочь Марины, Ариадна Эфрон,
3. АСЯ - сестра Марины, Анастасия Цветаева,
4. СЕРГЕЙ - муж Марины, Сергей Яковлевич Эфрон,
5. КОСТЯ - любовник Марины, Константин Болеславович Ро
дзевич,
6. ЭЙСНЕР - друг Сергея Эфрона,
6. СЛЕДОВАТЕЛЬ
СЦЕНА I
Кабинет следователя. В кабинете: следователь и Сергей Эфрон.
Время: 1941 год.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Внимание! Слушается дело Сергея Яковлевича Эфрона! Для начала, сперва заполняется анкета. Фамилия?
СЕРГЕЙ. Андреев-Эфрон.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Почему Андреев?
СЕРГЕЙ. Мне дали фамилию Андреев, когда я переехал в СССР.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Последнее место службы.
СЕРГЕЙ. Был на учете в НКВД.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Жена.
СЕРГЕЙ. Марина Ивановна Цветаева.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Профессия жены.
СЕРГЕЙ. Литератор и поэт.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Расскажите нам о Вашей антисоветской деятельности после 1929 года.
СЕРГЕЙ. Мне нечего рассказать. После 1929 года ее не было.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Следствие Вам не верит. Какую антисоветскую работу проводила Ваша жена?
СЕРГЕЙ. Никакой антисоветской работы моя жена не вела. Она всю свою жизнь писала стихи и прозу. Хотя в некоторых своих произведениях высказывала взгляды не советские.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не совсем это так, как Вы изображаете. Все сведения, где жила Ваша жена и чем занималась в 20-е годы, сообщены Вашей дочерью. Известно, что Ваша жена проживала с Вами совместно в Праге и принимала активное участие в издаваемых эсерами газетах и журналах. Ведь это факт?
СЕРГЕЙ. Да, это факт. Она была эмигранткой и писала в эти газеты, но антисоветской деятельностью не занималась.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Непонятно, с неопровержимостью доказано, что белоэмигрантские организации на страницах выпускаемых ими изданий излагали тактические установки борьбы против СССР.
СЕРГЕЙ. Я не отрицаю того факта, что моя жена печаталась на страницах белоэмигрантской прессы, однако она никакой антисоветской политической работы не вела.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Допрос уже длится три с половиной часа... А ты все запираешься! Не хочешь говорить. А мы тебя заставим! Не таких заставляли.
СЕРГЕЙ. Я прошу Вас... Отложите допрос. Прошу прервать допрос.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ваш товарищ и сосед по даче утверждает, что он является агентом нескольких иностранных разведок, и вместе с Вами вел активную шпионскую работу. Вы подтверждаете эти показания?
СЕРГЕЙ. Отрицаю их...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ваш товарищ говорит, что газета "Евразия", в выпуске которой Вы играли виднейшую роль, предназначалась для распространения на территории СССР и была ориентирована на то, чтобы нащупать оппозиционные элементы внутри Советского Союза.
СЕРГЕЙ. Все это, однако, вовсе не говорит о шпионской деятельности.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ваш товарищ утверждает, что Вы были связаны с русскими масонами в Париже. Масоны были заинтересованы в проникновении на территорию Советского Союза и считали, что Вы им будете полезны. Был такой факт?
СЕРГЕЙ. Да, такая связь у меня была, но - по прямому указанию органов НКВД в Париже, ибо я был их секретным сотрудником.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ваш товарищ обращается к Вам, что дальше запираться бесполезно. Есть определенные вещи, против которых бороться невозможно, так как это бесполезно и преступно. Рано или поздно Вы все равно признаетесь, и будете говорить...лучше это сделать сейчас.
(Пауза)
Ты будешь говорить, наконец, мерзавец?
СЕРГЕЙ. Если все мои товарищи считают меня шпионом, в том числе Клепинин и моя дочь, то, следовательно, я шпион и под их показаниями подписуюсь...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Допрос длится 5 часов. Ты, в конце концов, подпишешь, сволочь белогвардейская! Не хочешь - заставим.
СЕРГЕЙ. Сейчас я ничего не могу говорить, я очень утомлен. Прошу отложить показания.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ваши сообщники уже полностью Вас изобличили...
СЕРГЕЙ. Начиная с 1931 года, никакой антисоветской деятельностью я не занимался. В своей работе я был связан с советскими учреждениями, и моя работа носила строго конспиративный характер...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Характер Вашей конспиративной работы, связанной с советскими учреждениями, следствие не интересует. Расскажите о той, которую Вы скрывали от советских учреждений.
СЕРГЕЙ. Таковой не было. Как секретный сотрудник я был под контролем соответствующих лиц, руководивших секретной работой за границей...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Запираешься, белогвардейская сволочь! Не хочешь признаваться, не подписываешься! Заставим, ты у нас...
СЕРГЕЙ. Прошу прервать допрос, так как я... слышу голос...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Сволочь, шпион, а еще запирается!
ГОЛОС МАРИНЫ. Стихотворение, написанное в 1920 году, посвящается Сергею Эфрону, переделано в 1940 году.
Писала я на аспидной доске
И на листочках вееров поблеклых...
СЕРГЕЙ. Вы ничего не слышите? Прошу прервать...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Он еще и придуривается. Нет, ты заговоришь у нас, наконец!
ГОЛОС МАРИНЫ. И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
СЕРГЕЙ. Так как я... слышу голос моей жены... Она читает свои стихи.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Сволочь, мерзкий шпион, я тебе, я тебе... покажу прервать! Буржуй недорезанный
ГОЛОС МАРИНЫ. Расписывалась - радугой небесной!
СЕРГЕЙ. Прервать, прервать, так как я... не совсем хорошо... чувствую...
(Пауза)
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Встать! Читается обвинительное заключение... по делу Сергея Эфрона. За период с октября 1939 года по июль 1940 года всего было проведено следствием восемнадцать допросов. Обвинение считает установленным: обвиняемые участвовали в белогвардейской организации "Евразия". Эта организация ставила своей задачей объединить вокруг себя все элементы, находившиеся за границей и в СССР, которые хотели свергнуть существующий в Советском Союзе строй и установить власть буржуазии... В 1929 году "Евразия" установила связь с троцкистским подпольем и вкупе с троцкистами вела преступную деятельность, члены организации вошли в доверие к органам НКВД, находившимся в Париже, дабы с их помощью проникнуть в СССР и вести там шпионскую и террористическую работу... Ваше последнее слово.
ГОЛОС МАРИНЫ. Пусть весь свет идет к концу, --
Достою до всенощной.
Чем с другим каким к венцу, --
Так с тобою к стеночке.
СЕРГЕЙ. Мое последнее слово?... Я, я не был шпионом. Я был честным агентом советской разведки. Знаю одно, что, начиная с 1931 года, вся моя деятельность, была направлена в пользу Советского Союза...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Оглашается Приговор: высшая мера наказания. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Приговор одинаков для всех, проходивших по этому делу.
Для группы лиц, проходивших по делу Рейсса, приговор приведен в исполнение 27 августа 1941 года.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Сергей Эфрон был расстрелян 16 октября 1941 года.
ГОЛОС МАРИНЫ.
Бузина багрова, багрова!
Бузина - цельный край забрала
В лапы: детство мое у власти.
Нечто вроде преступной страсти,
Бузина, меж тобой и мной.
Я бы века болезнь -- бузиной
Назвала...
СЦЕНА II
Комната на первом этаже Алиной дачи в Тарусе. В комнате Аля и Ася . Сидят за столом и пьют чай.
Время: после шестнадцати лет.
АСЯ. Аля, хочу срочно поделиться с тобой моей радостью. Я мучилась вопросом, как могла Марина уйти из жизни, не оставив мне письма. Оставила посмертное письмо сыну, мужу, тебе, семье поэта Асеева, а мне - ничего. И вот то, что случилось, что я сейчас тебе расскажу, я считаю великим чудом. Произошло невозможное! Мне пришло письмо от Марины !
АЛЯ. Какое письмо ? Я ничего не понимаю.
АСЯ. Я просила тебя не перебивать. Пришло не простое письмо, а прощальное, написанное еще в 1909 году. Ты, наверное, знаешь о Марининой неудачной попытке самоубийства, когда ей было еще семнадцать лет?
АЛЯ. Знаю.
АСЯ. Это письмо мне переслала подруга Марины. Аля, ты представляешь мою радость, мое удивление ?
АЛЯ. Представляю...
АСЯ. Ты так говоришь, как будто не обрадовалась и не удивилась.
АЛЯ. Ася, у тебя есть это письмо? Дай его мне...
АСЯ. К сожалению, письмо утрачено. Но кое-что я из него помню наизусть. Я не уверена, но оно начиналось, кажется не "Дорогая", а "Милая Ася !" Марина писала о невозможности жить далее, прощалась, просила меня раздать ее любимые книги и гравюры. А потом шли слова: "Не бойся меня, я к тебе никогда не приду".
АЛЯ. Ася, почему такие слова?
АСЯ. Не знаю. Письмо кончалось словами: "Только бы не оборвалась веревка, а то - недоповеситься - гадость. Правда?" Пока я читала письмо, я утонула в слезах, перестав видеть слова... Я хочу еще рассказать тебе о портрете...
АЛЯ. Потом... Как там было написано в мамином письме: "Если не будешь меня бояться, я к тебе..."
АСЯ. Нет, нет не так: "Никогда не бойся меня, и я к тебе никогда не приду". Кажется, так.
АЛЯ. Но по смыслу это, то, же самое...
АСЯ. Аля, ты меня совсем запутала. Я ведь прекрасно помнила ее слова...
АЛЯ. А ко мне Мама приходила. Она пришла ко мне во сне накануне моего второго ареста. Сказала, что за мной придут двадцать второго февраля, дорога моя будет вначале трудная и грязная, но потом дорога наладится и все будет хорошо. И двадцать второго за мной действительно пришли.
АСЯ. А насчет дороги сбылось?
АЛЯ. Сбылось ! Меня сослали в Туруханск, сначала было очень трудно, но потом, когда я нашла для себя работу уборщицей в школе, стало легче.
АСЯ. Аля, я еще хотела с тобой поговорить насчет посещения Марининой могилы в Елабуге.
АЛЯ. Я ничего не хочу слышать об Елабуге. Ты знаешь, я не могу туда ехать, я занята...
АСЯ. Чем же ты так занята?
АЛЯ. Я, наконец, получила справку о папиной реабилитации. На это у меня ушла уйма времени. Теперь я днем занимаюсь переводами, а по ночам сижу с мамиными рукописями. Готовлю сборники маминых стихов, принимаю всех, кто хочет поделиться своими воспоминаниями о маме...Тебе этого мало?
АСЯ. Марина настигла тебя. Теперь будешь заниматься ею всю жизнь.
АЛЯ. Уцелел почти весь мамин архив, за исключением нескольких писем. Из ее сундука, как из ящика Пандоры, встает вся мамина жизнь. Над этим сундуком теперь не закроешь крышку.
АСЯ. Аля, ты, наконец, решила, что будешь делать с Марининым архивом?
АЛЯ. Не знаю. Хотела посоветоваться с юристом...
АСЯ. А с юристом-то зачем?
АЛЯ. Мне бы хотелось закрыть мамин архив, ее письма и дневники навсегда, чтобы никогда их никто не смог прочесть.
АСЯ. Аля, что-то ты очень строго судишь свою мать... Да, кстати, я читала твое обращение в газете. Кто-нибудь откликнулся на твой призыв?
АЛЯ. Откликнулся, народ валом валит. На днях собираюсь устроить такую встречу; позову Маминых знакомых и друзей, и выслушаю их всех разом.
АСЯ. Аля, непременно позови и меня, я тоже хочу поговорить со всеми. У меня есть кое-что интересненькое...
АЛЯ. А ты знаешь, кто у меня завтра будет в гостях?
АСЯ. Кто?
АЛЯ. Константин Родзевич, Костя.
АСЯ. Это тот, из-за которого она так страдала? Герой Марининых поэм. Но ведь он, насколько я понимаю, сейчас живет в Париже?
АЛЯ. Приехал на несколько дней в Москву...
АСЯ. Зачем?
АЛЯ. Меня посмотреть. Он сказал, что после гибели моих родителей всю жизнь старался действовать так, чтобы быть достойным их.
АСЯ. Неужели только для того, чтобы тебя посмотреть? И ты ему поверила?
АЛЯ. И еще повидаться с Россией.
АСЯ. Здесь что-то не так. Как Марина страдала, расставаясь с ним. Когда читаешь ее поэмы, просто мороз по коже... Аля, скажи мне только честно, Мур - его сын?
АЛЯ. Ася, я тебя прошу раз и навсегда прекратить эти расспросы. Мама всегда говорила, что отец Мура - Сережа. И заруби на своей памяти: Мама была верна отцу всю свою жизнь, даже тогда, когда не была ему верна физически.
АСЯ. Как это понимать?
АЛЯ. Что бы мы ни знали о маминых "романах", она была правдива, когда говорила о себе, как о человеке "протестантского долга". Папа был ее доля, ее судьба. Заботиться о нем, делить вместе беды - это и называла сама Марина: верность. Она ведь за ним уехала на Белом коне заграницу в эмиграцию, за ним же вернулась на Красном коне в СССР.
АСЯ. Ты прекрасно знаешь, Марина ужасно не хотела возвращаться из Франции в СССР. Вы все, как один, Сережа, Мур, и ты, Аля, заманивали ее сюда. "Мы получили пол дачи, будем жить среди природы." Когда Сережа собрался в Союз, я писала ему о медведях и т.д. эзоповским языком, но он не послушался меня. Почему ты не написала Марине в Париж, что я арестована и нахожусь в лагере?
АЛЯ. Как я могла об этом писать во Францию?
АСЯ. Естественно, эзоповским языком. Марина бы все поняла. Первое, что она спросила, когда приехала сюда: "А где Ася?"
АЛЯ. Мама ставила мне в вину, что я не сообщила о твоем аресте. Но если бы Мама все знала, все равно бы вернулась.
(Испуганно прислушиваясь)
Ася, ты слышишь? Шаги. Наверху.
АСЯ. Ничего не слышу.
АЛЯ. Значит, показалось. Как было в мамином письме?" Если будешь бояться меня, я к тебе ... приду или не приду"?
АСЯ. Сейчас не помню... Ты меня окончательно запутала.
АЛЯ. Ася, извини, мне надо готовиться к встрече с Родзевичем. Собраться с мыслями.
АСЯ. Как мне хотелось бы посмотреть на него. Хоть одним глазком. Говорят, он интересный мужчина.
АЛЯ. Он хочет встретиться со мной без свидетелей. Это его условие. А теперь...
АСЯ. Да, мне пора, я сейчас уйду. Но еще хотела с тобой обсудить...
АЛЯ. Давай, обсудим в следующий раз.
АСЯ. Хорошо... Но...
АЛЯ. До свидания, Ася... До следующего раза...
Ася уходит.
СЦЕНА II
Спальная комната на втором этаже на даче в Тарусе. МАРИНА сидит в кресле в комнате. Входит АЛЯ.
АЛЯ (испуганно). Кто здесь? Ой, Мама, Вы? Как я напугалась. Как Вы здесь оказались, вдруг?
МАРИНА. Аля, я не вдруг. Ты осталась у меня одна больше никого нет... Мы опять вдвоем, как тогда в Москве... сразу после революции. Сережа ушел с Белой армией и его след на время затерялся... "И так хорошо нам вдвоем - бездомным, бессонным и сирым"...
АЛЯ. "Две птицы, чуть встали - поем, две странницы, кормимся миром". Какой был холод и голод тогда в Москве.
МАРИНА. А ведь нам было хорошо. Мы тогда любили друг друга. Ты была необыкновенная девочка - писала стихи...
АЛЯ. Да, я Вас обожала... Я так рада, что Вы вернулись. Все не верится, как сон.
МАРИНА. Пускай - сон... Ты ведь знаешь, что мой любимый вид общения - потусторонний. Аля, когда ты была маленькая, между нами были такие замечательные отношения, настоящий роман.
АЛЯ. Роман со мною?
МАРИНА. Совсем неважно с кем роман. Роман может быть с мужчиной, с женщиной, с ребенком, может быть с книгой. У меня был роман с книгой: "Кристин, дочь Лавранса".
АЛЯ. Вы меня то-- любили, то -- разлюбляли...
МАРИНА. Когда ты подросла, стала совершенно невыносимой, дерзила, уходила из дома... где-то жила... Мы с тобою ссорились, а один раз я ударила тебя по щеке...
АЛЯ. Мама, не надо это ворошить. Давайте о другом... Я сейчас пишу воспоминания о Вас... Может быть, Вы поможете мне?
МАРИНА. Дай посмотреть... (листает рукопись). Мне нравится, как ты начинаешь, совсем по пушкински: "Гости съезжались на дачу". Первая глава, "Какой она была": "Моя мать была невелика ростом, с фигурой египетского мальчика". Потом про волосы, про глаза. "Глаза зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневыми веками". Про зеленые глаза я знала, а про коричневые веки нет. "Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, но мало кто умел в нем читать". Замечательно! Ты сама это написала?
АЛЯ. Сама.
МАРИНА. Далее. "Ненавидела быт - за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для творчества, терпеливо и отчужденно превозмогала его - всю жизнь." Все правильно. "Была человеком слова, человеком дела, человеком действия, человеком долга". Слишком много "человеков", ты не находишь? А конец замечательный: "При всей своей скромности, знала себе цену". Вторая глава "Как она писала": "Отметя все дела, все неотложности, с раннего утра, на свежую голову, налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила ее на письменный стол, к которому каждый день шла, как рабочий к станку".
АЛЯ. Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял - как шрам.
---------------------------------------
МАРИНА. К себе пригвоздив чуть свет -
Спасибо за то, что - вслед,
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах -
Беглянку...
МАРИНА. Аля, не отвлекайся.
АЛЯ. Я так люблю Ваш "Стол".
МАРИНА. Ты меня сбиваешь. Далее идет описание моей семьи: "Отец-труженик, создатель Государственного музея Изобразительных искусств, женился, после смерти первой жены, на Марии Мейн. От второго брака родились две дочери: Марина и Анастасия". Тут достаточно все кратко.
АЛЯ. Может быть надо что-то добавить?
МАРИНА. Аля, помнишь, у тебя были прекрасные записи в твоем детском дневнике? Их обязательно надо вставить. Они как маленькие бриллиантики будут сверкать в твоей рукописи.
АЛЯ. А я их уже вставила.
МАРИНА. Ах, вот они: "Моя мать". "Моя мать очень странная. Моя мать совсем не похожа на мать. Матери всегда любуются на своего ребенка и вообще на детей, а Марина маленьких детей не любит. Она грустна, быстра, любит стихи и музыку, она пишет стихи, она терпелива, терпит всегда до крайности, она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа". Боже мой, как трогательно. Ты даже не понимаешь, как ты хорошо писала, когда была маленькая. Тебе тогда было семь лет.
АЛЯ. Шесть.
МАРИНА. Ну, хорошо, шесть. Аля, тебе нравится мой "Стол", ты точно описала, как я работала. А сама? Ты встаешь и занимаешься с утра чем угодно: уборкой, переводами, печешь пироги, но только не тем, чем надо. Ты написала меньше половины всех воспоминаний. Ты ленива и неповоротлива. Идешь к столу слишком поздно...
АЛЯ. Но Вы меня всю жизнь приучали именно к такому распорядку. Вы утром шли к столу, а я на кухню. Сколько я себя помню с малых лет, я занималась хозяйством. Вы же сами писали: "Але тоже трудно. Сплошные ведра и тряпки. Единственное развлечение - собирание хвороста... Она исключительно благородна, никогда не ропщет, и радуется малейшему пустяку. Изумительная легкость отказа".
МАРИНА. "Изумительная легкость отказа" - это мои слова.
АЛЯ. Вы же всегда говорили: "Я - есть, а Аля - неизвестно еще... будет она или не будет, поэтому ничего Але, все мне!"
МАРИНА. Нет, я говорила не так: "Я уже есмь и стихами жертвовать не могу. Но на бегу меня тяжкой дланью схватила за волосы судьба".
Слышен стук в дверь.
Кто это?...
АЛЯ. Пойду. посмотрю. Я ненадолго.
СЦЕНА III
Комната внизу. Aля и Ася в комнате.
АСЯ. Алечка, вернулась с полдороги. Я же тебе не рассказала самое главное. Совсем стала беспамятная...
АЛЯ. Опоздала на пригородный поезд?
АСЯ. Поеду на следующем. На днях я общалась с дочерью Чуковского - Лидией Корнеевной.
АЛЯ. Да, и что?
АСЯ. Ты не хочешь поехать в Елабугу, а Лидия Корнеевна была во время войны эвакуирована в Чистополь, это совсем близко от Елабуги. Там в Чистополе она встретилась с Мариной. Можно сказать, она последний человек, видевший Марину за пять дней до ее смерти, и описавший эту встречу в своем дневнике. У нее Марина как живая: "Серый берет, серое, пальто, лицо того же цвета, взгляд выпытывающий, тяжелый"...
АЛЯ. Ася, можно короче?
АСЯ. Не перебивай... Значит, это было в первый день их знакомства. На собрании писательского партактива Марине разрешили прописаться в Чистополе и обещали дать ей место судомойки в будущей писательской столовой. Все было хорошо, но что самое странное?
АЛЯ. Что?
АСЯ. Марина совсем этому не обрадовалась. Она спросила Лидию Корнеевну: "А стоит ли искать комнату? Если найду комнату, мне всё равно не дадут работу". Кто не даст работу? Кого она имела в виду? Вот в чем вопрос!
АЛЯ. Да. странно.
АСЯ. Марина оставила Муру записку: "Передай папе и Але, что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик". Что такое "тупик"?