Автопортрет 21 - М.: МГО СП России, 2005. - 295с., илл.
ISBN 5-7949-0273-9
В обманчиво простой и предельно лаконичной форме, в избирательном зеркале стихов и прозы отражена реальность - от античности времен Сафо до контуров грядущего.
УДК 882 - 1
ББК 74 (2Рос - Рус)6
ISBN 5-7949-0273-9
ЏИ. А. Апокин, 2005
От автора
Привычный для живописи жанр автопортрета не привился к литературе. Его не могут заменить исповеди ala Руссо (да и с какой стати исповедоваться перед публикой?) и воспоминания (в них все-таки больше о времени, чем об авторе).
А зачем вообще нужен автопортрет? Наверное, затем, что всегда интересен взгляд на самого себя. Зеркало - одно из первых изобретений. В литературе жанру автопортрета ближе всего лирическая поэзия. В отличие от воспоминаний, лирика - это не обращение к публике. Это обращение к единственному человеку или небольшому кругу друзей, обращение к самому себе, к Создателю, к судьбе и т.д. Но тематика лирики, по определению, имеет границы. Новые краски и объемность лирическому автопортрету может придать, например, гражданская поэзия, а еще лучше (на мой взгляд) серия интервью с точной постановкой вопросов. Именно так построена эта книга - "Беседы у камина" и лирические стихи, что приближает словесный портрет к живописи, которую Леонардо да Винчи ставил выше литературы. В известном смысле так оно и есть. В отличие от музыки и живописи литература воздействует опосредованно (через слово, принадлежащее времени и языку), и мне неясно, чья палитра богаче.
Я разделил лирику на "Избранное" (что считал нужным опубликовать) и "Из Невошедшего в Избранное" (что настоятельно советовали не исключать мои друзья). По сравнению с предыдущими книгами внесены отдельные поправки, взятые из сохранившихся черновиков, которые нередко более точны, чем публикуемые тексты.
Беседы у камина
- Благодарю, что у вас нашлось время...
- Для хорошего человека всегда найдется.
- Возможно, вам попадались мои книги.
- Попадались. В биографических характеристиках, которые вы даете, проглядывают фрейдистские мотивы.
- Что ж поделать. Мир полон комплексов, а Фрейд подбирал к ним ключи. Мой жанр скорее не биографические, а психологические характеристики. Мне трудно судить, насколько они мне удавались.
- Как читатель, могу сказать, что удавались. А что именно привело вас ко мне?
- Отдаленность ваших стихов от окружающего мира событий. Очень многие могли быть написаны в любой части света и в любое время.
- Именно в этом их достоинство. Но время все-таки оставило свой отпечаток.
- На эти темы я бы и хотел побеседовать.
- Назовем это "Беседы у камина". Камин перед вами, а диктофон, я вижу, у вас есть.
I
- Что такое стихи?
- Слова, записанные способом, отличным от записи прозы. Начало строки сдвинуто вправо, а ее длина произвольна. Существуют и экзотические формы записи (идеограммы).
- И всё?
- Нет. Но другие особенности менее четкие. Так, рифма - наиболее яркое отличие от прозы - присутствует в стихах далеко не всегда, а ритмическая организация текста не является монополией поэзии. Но стихи различаются по уровню их воздействия на читателя - от нуля до бесконечности.
- Но ведь читатели разные. Одному нравится одно, другому - другое.
- Ну и прекрасно. Пусть каждый выбирает на свой вкус.
- Значит, никакой объективности?
- Ну почему же? Если стихи производят сильное впечатление, скажем, через двести лет, то они гениальны.
- А мнение современников?
- Крайне ненадежно. Прижизненный успех сам по себе малого стоит.
- Но не для автора.
- Разумеется.
- Но вернемся к стихам. По-моему, поэзия отличается от прозы не только тем, что вы сказали.
- Талантливые стихи - да.
- Так чем же?
- Количеством слов. Эмоционально-смысловое воздействие рассказа длиною в тысячи слов достигается в сопоставимом по художественному уровню стихотворении десятками слов. Если угодно, поэзия - сконцентрированная до предела проза, где исключительно велика роль формы. В прозе допустимо в какой-то мере пренебрегать формой, хотя и нежелательно. В поэзии малейшее нарушение формы девальвирует качество. Как сказала Коко Шанель, красота измеряется миллиметрами.
- Вы могли бы привести пример?
- Запишите в строчку и более точно грамматически "Белеет парус одинокий", и вы увидите, что поэзия улетучивается. "Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Что он ищет в далекой стране? Что он кинул в родном краю? Волны играют - ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. Увы! Он не ищет счастья и не бежит от счастья..." и т.д.
- Но в вашем примере как раз и нет нарушения формы. Вы сами сказали, что это грамматически, то есть формально, более точная запись.
- Форма в искусстве - это не следование правилам, в том числе грамматики, а способ отражения чувства и мысли. "Нарушение формы" - это несовершенство способа. Чем больше нарушений (т.е. отклонений от идеально возможного), тем более справедлива строка Тютчева "мысль изреченная есть ложь".
- Относительно "миллиметров красоты". Много ли стихотворений в русской и мировой поэзии, к которым применимы слова "абсолютное совершенство"?
- Насчет мировой не буду судить, а в русской поэзии, занимающей достойное место в мировой, не слишком много, хотя я не занимался подсчетами. За три века русской поэзии? Ну, скажем, сто или двести. Причем львиная доля придется на Пушкина и Лермонтова. Кто на третьем месте? Возможно, Пастернак, а может быть, Есенин или Александр Блок. Не знаю. Но могу назвать два стихотворения, которые считаю лучшими - посвященное Анне Керн (самые высокие его оценки недостаточны) и "Зимняя ночь" Пастернака ("свеча горела на столе...").
- А мнение Ахматовой, считавшей лучшим лирическим стихотворением ХХ века "Мастерицу виноватых взоров" Мандельштама?
- Как женщине, Ахматовой виднее... Когда заходит речь о Мандельштаме, мне вспоминается его сверхгениальная строчка "Не услыхать в меха обутой тени". А "гением строки" у нас был Хлебников. В прозе - Платонов.
- Кто из поэтов вам ближе всего?
- Точнее, чьи стихи мне ближе всего. Поля Верлена. Потому что стиль его жизни мне, скажем так, непонятен.
- А чей стиль жизни (из поэтов) вам импонирует?
- Тютчева. Для него реальность была выше ее отражения.
- Но отражение - тоже реальность.
- Конечно. Всё зависит от того, какая из двух реальностей важнее для автора.
- Существует ли прогресс в искусстве?
- И да, и нет. Прогресс существует в стилях и жанрах, но не в искусстве в целом, по крайней мере, после эпохи Возрождения, после Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, после Баха и Шекспира.
Каждый стиль и жанр - живое существо. Оно рождается, достигает наивысшего развития, затем возможности его исчерпываются и оно умирает. Когда-нибудь потом оно возрождается, но в ином обличии и под другим именем, как "Илиада" в "Войне и мире".
Кроме стилей и жанров, существуют виды искусства. До ХХ века их набор не менялся. В ХХ-м появились художественная фотография, кино, телевидение, компьютерная графика. Благодаря им можно утверждать, что во второй половине столетия не произошла деградация искусства.
- Вы уверены в этом?
- Если вам нужен более точный ответ, не забывайте о волнообразном движении искусства. На гребне волны - высшие достижения в том, что принято относить к реализму, а также сюрреализму (отражение реальности в избирательном зеркале, иногда искусно изогнутом). Это - живопись палеолита, античная классика, высокое Возрождение и далее (по видам и жанрам) до середины ХIХ и ХХ столетий. На спаде волны - тяготение к символам, заменяющим живые образы. Это - искусство неолита, европейского Средневековья, ХХ века. Ныне волна в самом начале подъема, вершиной которой станет компьютерная сверхреальность, т.е. виртуальный мир с максимальной иллюзией действительности. Если угодно, назовите это торжеством реализма, поскольку человек будет не только ощущать, но и изменять почти неотличимую от действительности виртуальность.
- Но в виртуальном мире нет места для поэзии.
- Не думаю. Впрочем, способность к достаточно глубокому пониманию поэзии - редкая вещь, по американским данным, присуща 1¤3% студентов колледжей и университетов (по оценке Бродского - одному проценту читателей). Эти 1¤3% , как минимум, сохранятся и в будущем. Пока существует словесная форма выражения чувства и мысли, поэзии не грозит смерть.
- А в поэзии наблюдается прогресс?
- По большому счету он существовал до 40-50-х годов ХХ века.
- А в чем он состоял?
- Если предельно кратко и ограничиться европейской историей, то великая поэзия возникла в античности. В числе ее инструментов - ритм и форма строфы. В Средние века появилась рифма - наиболее значительная из новаций. В ХIХ веке заметное место занимает белый стих, а в ХХ - свободный. Но наиболее существенные изменения произошли в самой языковой ткани поэзии в последние десятилетия ХIХ и в первой половине ХХ в. Гений Верлена приблизил стихи к музыке. Революционные новации преобразили метафоры, сравнения, рифмы.
- Вы могли бы привести примеры?
- О, деревни усталости,
Где у медленных девушек
Обнаженные руки
Как струи воды.
(Элюар)
Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И черной магией воды.
(Пастернак)
Очи Оки
Блещут вдали.
(Хлебников)
Начинается плач гитары.
Тихо разбились рассвета
бокалы.
(Лорка)
- Значит, поэзия прежних времен устаревает?
- В своих высших проявлениях - нет. Вернемся, скажем, в ХII-XIII века:
Витязь пел, и, слыша пенье, звери в чаре удивленья
Приходили, с негой мленья камни встали из волны.
И дивились и внимали, плакал - плакали в печали.
Песню грустную качали волны, чуткие как сны.
(Руставели)
Здесь изнемог высокий духа взлет,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила.
(Данте)
- А что происходило после 40 - 50-х годов?
- Да ничего особенного. Время больших новаций миновало, но каждый из наделенных талантом поэтов чем-то дополнял бесконечную киноленту поэзии.
- А вы ее дополнили?
- Надеюсь, что да. Если с помощью слов мне удавалось создать настроение, которое не поддается точной словесной формулировке, то этого достаточно.
- Например?
- Например, из Дневника Сафо:
Время течет, собирая созвучья.
Выше судьбы - серебристые ели.
И на отточенных черных ресницах
Иней сверкает.
- Но понять и оценить это способны, наверное, немногие.
- То, что вчера было доступно немногим, завтра становится классикой жанра.
- Тем не менее, широкая публика, насколько мне известно, мало наслышана о ваших стихах. Почему?
- По многим причинам. Я не прилагал к этому требуемых усилий, а круг моего общения связан с научной, а не литературной средой. Впрочем, "Избранная лирика" и "Ночь над Россией" успешно распространялись фирмой, которая финансировала второе из этих изданий, в Нью-Йорке, Париже и Тель-Авиве. Что касается России, то, начиная с 90-х годов, стихи мало кого интересуют.
- А почему вы не публиковались до 90-х годов?
- При советской власти, учитывая характер стихов, это требовало активной деятельности и затрат времени, прежде всего на общение в административно-литературной среде, к чему у меня не было охоты.
- Значит, в то время вы сочиняли, не заботясь о публикациях?
- И не имея при этом комплексов. Строго говоря, лирическая поэзия - личное дело автора, что-то вроде дневника, и ознакомить с ним других зависит от авторской воли. Впрочем, я не утаивал содержание этого дневника от небольшого круга друзей и знакомых. Но и не придавал этому особого значения, поскольку самооценка важнее.
- Оригинальная позиция. А классическая русская лень здесь не приложила руку?
- Скорее нежелание лишний раз подчиняться обстоятельствам.
- С оттенком пофигизма.
- Не исключено. Как сказал Платон, "ничто в мире не заслуживает больших усилий".
II
- Если взглянуть на то, что вас интересовало - вплоть до настоящего времени - как бы вы расположили эти интересы по их важности для вас?
- На первом месте - то, что называют "личной жизнью", на втором - мой интерес к стихам - своим и чужим. Всё остальное - на третьем месте.
- Это по значению. А по затратам времени?
- По затратам времени первое и второе, возможно, поменяются местами, а насчет "всего остального" - трудно сказать. В экзаменационные сессии студенческих лет почти все время было связано с ними. В академических институтах последние шесть месяцев трехлетних тем уходили на подготовку рукописей. Но это - работа и учеба. Слишком много времени уходило на то, чтобы разобраться в потоках информации - а меня в той или иной мере интересовали гражданская история, международная политика, макроэкономика, литература (проза), искусство, шахматы, открытия в таких областях, как технология компьютеров и физика макро- и микромира. Всего не перечислишь. А повседневные дела? Жизнь в наше время, особенно в мегаполисе, стала чрезмерно сложной.
- А вы бы хотели жить в другое время?
- Конечно. Лучше всего в будущем.
- Но в будущем жизнь станет еще сложнее.
- Не думаю. Наступит время, когда компьютерная система, родственная современному Интернету, избавит от многих повседневных дел. Возможно, хотя и не доказано, что высокоорганизованные домашние роботы заменят прежних слуг. Это было бы полезным дополнением к пост-Интернету.
- Всё может быть. А как вы - без пост-Интернета и роботов - организовали свою жизнь?
- Это получилось само собой. Если окружающее не интересовало меня, я не обращал на него внимания - был занят своими мыслями, или что-то читал, или записывал. Это вошло в привычку еще со школы, продолжалось в институте и на работе.
- И с какими результатами?
- Наверное, с положительными. Но нет приобретений без потерь. Из прошлого в памяти остались только яркие детали и, например, я не помню почти всех, с кем проучился в школе долгие годы.
- А свое детство вы помните? С чего началось ваше знакомство со стихами? Были ли литературные интересы и способности у ваших родителей?
- Детство прошло безоблачно - по крайней мере, до семи лет. Даже эвакуация из Москвы в 41-м и пребывание в Астрахани в 42-м мне запомнились как яркое приключение. Мы плыли на теплоходе (или пароходе), Волга горела, а я с удовольствием (в пятилетнем возрасте) бегал по палубе. В Астрахани мне запомнились ведро винограда, которое купила мама, и две наши курицы, приносившие свежие яйца. Еще до моего рождения мать оставила работу и занималась мною. Отца я видел намного реже. Как и всем, кто в сталинское время занимал сколько-нибудь ответственную должность, ему приходилось слишком много работать. В годы моего детства (я родился в один день, месяц и год с теперешним мэром Москвы Юрием Лужковым) он работал заместителем директора Арктического института в Ленинграде, затем в ЦК партии в Москве, потом заместителем наркома Морского флота. Он был в составе известной экспедиции на "Челюскине" 1934-1935 гг. - проходил там студенческую практику Ленинградского кораблестроительного института. У отца, несомненно, были литературные способности (чувство стиля), о чем свидетельствуют очерк "Орлята" (о комсомольцах "Челюскина", отец был комсоргом), опубликованный в двухтомнике "Поход "Челюскина" (1934), и вышедший отдельным изданием очерк "Полярный втуз" (1934). Он был хорошо знаком с классической русской литературой (прозой), стихами не интересовался. Мать особенно любила стихи Есенина, которые часто читала мне в детстве наряду со стихами Пушкина. А началось все с Чуковского. Вот и все, что я могу сказать о моем первом знакомстве со стихами и интересе родителей к литературе.
- Как складывались их отношения и дальнейшая судьба?
- Сильно отличаясь, они дополняли друг друга. Отец - северянин с голубыми глазами, мать - красавица-южанка. Насколько я помню, они никогда серьезно не ссорились и никогда не расставались. В год моего рождения (я был единственным ребенком в семье) отцу было 30 лет, матери 27. Она не работала до конца жизни (1971 г.), а отец много лет был экспертом в союзном Госплане. Восходящая линия его служебной карьеры прервалась в 1943 г., когда по собственному желанию (редкий случай в годы войны) он уволился с работы. Тогда о подобных увольнениях и назначениях сообщала "Правда", и в бумагах отца я видел два мартовских номера этой газеты - от 1940 г. и 1943 г. Отец собирался уехать в США на приемку судов, но командировка не состоялась, и после нескольких лет работы в других наркоматах и главным инженером небольшой судоверфи (на месте теперешних Лужников) поступил в Госплан. Он пережил мою мать на семь лет.
- Что бы вы могли сказать об отношении к вам родителей и о вашем отношении к ним? Какой была система воспитания, если она, конечно, была?
- Я вижу, у вас определенная схема вопросов... Мать относилась ко мне исключительно хорошо, отец, естественно, более сдержанно, а о своем отношении к ним я как-то не задумывался. Они не "учили меня жить" и предоставили относительную свободу. Эта система, как и любая другая, имела свои достоинства и недостатки, но достоинств из-за полного отсутствия принуждения было, конечно, больше. Свободой я не злоупотреблял, а моим основным занятием было беспорядочное чтение, стихосложение меня заинтересовало в 14 лет. Я никому не говорил об этом, но не потому, что скрывал, а просто считал личным делом.
- А что вы припомните о школьных годах?
- Я очень мало контактировал с соклассниками, за единственным исключением. В одном классе со мной учился Александр Мень, впоследствии известный религиозный писатель. Он познакомил меня со своими друзьями - художником Володей Лаповком и Юликом Альтманом, сыном "критика-космополита". Я несколько раз был на даче у Меня, кажется, в "Отдыхе", но обычно мы собирались у Альтмана (он жил в Доме писателей в большой по тем временам квартире - 4 или 5 комнат). С Менем мы часто бродили вечерами по центральным улицам Москвы и говорили о разном, но больше всего об истории. Его интересовал Древний Египет, а меня - античность. Между прочим, религия, а также политика в наших разговорах не затрагивались. Иногда Мень заводил беседу о пушных зверях, особенно соболях, а, закончив школу, уехал учиться в пушно-меховом институте, если не ошибаюсь, в Иркутске. Контакты с его друзьями я поддерживал в студенческие годы, а с Менем виделся только в 70е-80е, когда он был священником в Подмосковье.
- А школьная программа вас интересовала?
- В общем-то нет. Лишь немногое из истории и литературы. А за пределами школьной программы - Гейне, Фет и Верлен. Единственное, что я считал необходимым, - получать больше отличных оценок, чем хороших ("4").
- Значит, уже тогда поэзия доминировала в ваших интересах?
- Все-таки нет. Я читал всё, что мне попадалось, по истории античности, революциям во Франции и наполеоновским войнам. С интересом - "Историю дипломатии" и "Историю ХIХ века" Лависса и Рамбо. Что же касается современности - газету "Британский союзник" (ее выписывал отец) и последнюю страницу "Правды", посвященную международным делам. Из текущей политической литературы - выходившие тогда из печати тома сочинений Сталина и его работы 50-х годов, о которых, если не ошибаюсь, нам сообщали в школе.
- У вас сложилось тогда определенное мнение о Сталине?
- Оно не было оригинальным. Лично мне импонировал его предельно ясный стиль изложения (исключая повторы), а в остальном, как и мои сверстники, я верил в его непогрешимость и (хотите верьте, хотите - нет) его доброту. Об отрицательных сторонах режима у меня не было информации, а положительные были налицо.
- Что вы имеете в виду?
- То, что я видел своими глазами в начале 50-х годов, когда учился в 8-10 классах.
- И что же вы заприметили?
- На фоне публикаций о разгуле преступности на Западе, особенно в Нью-Йорке, в Москве было безопасно. В 10-м классе я для любопытства по одному разу в дневное время посетил лучшие рестораны "империи" (как теперь часто называют СССР) - "Метрополь", "Националь" и "Савой". Поскольку у меня была информация о зарплатах (однажды я расспросил об этом отца), мне стало ясно, что это мог позволить себе каждый. Отлично приготовленные вторые блюда стоили днем примерно 30-40 коп (в ценах деноминации 1961 г.). Под стать ценам в "Метрополе" были цены на автомобили (например, 900 р. за первую модель "Москвича"), марочный армянский коньяк, красную икру и т.д. Ключевого слова брежневского времени "дефицит" тогда не существовало, а цены снижались ежегодно. Я с интересом слушал однопрограммное радио - единственное в то время средство массовой информации. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Моцарт, Бетховен, Чайковский, МХАТ, Большой, Шаляпин, прямые трансляции концертов с участием Козловского, Лемешева, Александровича. Было очевидно, что пропагандируется не эрзац-культура, а ее лучшие образцы.
- Теперь понятно, почему ваши взгляды не отличались от официальных.
- Не во всем. Парадоксальным образом они различались в оценке русской революции (1917 г.). В 10-м классе я внимательно прочел прекрасно изданную "Историю гражданской войны" (первый том), где было толково написанное предисловие о ситуации в 1916 г. В последующие три-четыре месяца я не раз мысленно возвращался к событиям 17-го года. За это время мое отношение к тогдашним партиям и движениям претерпело любопытную эволюцию. Мои предпочтения и симпатии неуклонно смещались с левого фланга на правый по линии: анархисты, большевики, социалисты-революционеры, меньшевики, конституционные демократы, октябристы. На октябристах я и остановился. Реализация их программы, возможно, избавила бы Россию от гражданской войны, а еще раньше позволила бы успешнее вести войну 1914 года. Но поскольку, - рассуждал я, - путь победителей (большевиков) оказался эффективным, значит, я чего-то не учитываю в историческом раскладе. Хотя мои симпатии к лидеру октябристов (Гучкову) не изменились.
- Ваши стихи, очевидно, были тоже далеки от официально признанных?
- Еще бы. Это тоже причина, почему я не афишировал их. Но в 10-м классе я зашел в студию на улице Горького и записал свою пластинку. Это было доступно для всех - стоило около рубля.
- В школе вы, наверное, задумывались о высшем образовании?
- И выбрал Институт международных отношений, но не учел элементарной необходимости состоять в комсомоле, что объяснялось не идеологическими соображениями, а нелюбовью к коллективизму. Я легко преодолел конкурс (в 1953 г. не требовалось, как позднее, райкомовских рекомендаций), но в приемной комиссии ректор объяснил мне, что МГИМО - идеологический институт и пребывание в комсомоле необходимо. Возможно, он ждал ответной реакции, но я промолчал, а промолчал потому, что публика, которая собралась поступать в этот вуз, уж очень мне не понравилась. Чего-то они все боялись (наверное, экзаменов), перешептывались, кто-то указал на единственную девушку в толпе ("дочь маршала"). Тогда ректор сказал мне, что с набранными очками я могу поступать в любой гуманитарный вуз, исключая МГУ (где требовалась повторная сдача экзаменов), и рекомендовал ин'яз. Я же выбрал историко-архивный институт (теперешний Гуманитарный университет), хотя слово "архивный" заставило меня поморщиться.
- После детства студенческие годы принято считать лучшими в жизни. А как было у вас?
- Точно так же.
- В то время вы думали о своем будущем?
- Моя озабоченность собственным будущим сродни христианской этике ("не заботьтесь о завтрашнем дне").
- К соклассникам вы относились без особых симпатий. А к сокурсникам?
- По-разному, но в целом лучше. Тем более, что из неестественной, на мой взгляд, мужской среды - при Сталине обучение в школах было раздельным - я перешел в нормальную.
- Вы с кем-нибудь подружились?
- Скажу более осторожно - было несколько близких приятелей - с моего курса и с предыдущего. На пятом курсе - ставший впоследствии известным историк и драматург Эдвард Радзинский.
- Он произвел на вас впечатление?
- Он заметно превосходил сокурсников, а впоследствии откликнулся на одну мою просьбу, за что я ему и по сей день благодарен. Но тогда - в студенческие годы и позже - речь шла скорее о времяпрепровождении.
- А в чем оно состояло?
- В знакомствах со сверстницами и разговорах обо всем на свете.
- А учеба вас интересовала?
- Только отдельные курсы, например, историка С.О. Шмидта, сына знаменитого О.Ю. Шмидта, руководителя экспедиции на "Челюскине". Впрочем, как и в школе, я придерживался правила - получать в основном отличные оценки.
- Случались ли конфликты?
- Запомнились два. Один - выговор за игру на ипподроме. После этого я перешел из учебной группы, которая проголосовала за выговор, в более либеральную. Второй был связан с военными сборами (дважды по месяцу), которые в сочетании с занятиями на военной кафедре обеспечивали присвоение звания офицера запаса. Итогом первого из этих сборов была характеристика, где справедливо отмечалось, что я знаю устав, но сознательно его нарушаю. На вторых сборах я вел себя более лояльно.
- Итак, учеба, в ходе которой вы не думали о будущем, закончилась. Что же дальше?
- При распределении мне выпала работа в Казахстане, а поскольку это не совпадало с моими намерениями, не выдали диплом. Меня это не озаботило - в сентябре 58-го года я поступил на курсы английского языка. Но в начале следующего года серьезно заболел отец (слава богу, всё кончилось благополучно), и примерно в то же время канцелярия института предложила мне забрать диплом. Элементарное чувство ответственности сказало мне: надо поступать на работу. Я и поступил - переводчиком в НИИ, где проектировали системы управления для атомных подводных лодок (Центральный Морской НИИ, в дальнейшем дважды менявший название и ведомственную подчиненность). Это повлекло за собой цепочку событий, обозначивших внешнюю канву моей жизни.
- Внешнюю?
- Да, поскольку я продолжал заниматься стихами и считал это более интересным, чем всё остальное. До поры до времени я по-прежнему никому их не показывал, за единственным исключением - девушке, в которую был тогда влюблен и, кстати, до сих пор поддерживаю добрые отношения. Изменилось отношение к стихам - в школе я не придавал им значения, а теперь хотел достичь уровня поэтов, о которых Бродский впоследствии (в нобелевской лекции) сказал, что быть лучше них на бумаге невозможно.
- В подобных желаниях вы не были одиноки на земном шаре... И из каких звеньев сложилась дальнейшая цепь событий?
- Чтобы без ошибок переводить технические тексты, нужно было разбираться в их содержании и лучше знать английский язык. В сентябре 59-го я поступил, а через два года закончил двухгодичный (для имеющих высшее образование) вечерний факультет совершенствования ин'яза, а для понимания переводимого прочитал учебники по основам вычислительной техники (компьютеры обеспечивали работу управляющих систем). Но к тому времени, когда я, наверное, достиг поставленных целей, переводческая работа мне смертельно надоела. Инженерные, конструкторские и технологические разработки, которые велись в институте, представлялись мне несравненно более интересными, и сама собой появилась новая цель - принять в них участие. Я выбрал одно из тогдашних направлений исследований - память на тонких магнитных пленках.
- Иными словами, вы решили сменить специальность.
- Именно так.
- И с какими результатами?
- Кое-что мне удалось. Издательство "Энергия" в серии "Библиотека по автоматике" опубликовало две мои книги по этим вопросам в 1964 и 1966 гг., а ЦМНИИ с грифом "для служебного пользования" - три аналитических обзора. Начальство оценило мои заслуги, и через пять лет, после того как меня приняли на должность переводчика (в штатном расписании она предшествовала должности техника, затем шли старший техник, инженер и т.д.), меня повысили до ведущего инженера, а спустя еще три года - до начальника лаборатории (в терминологии режимного НИИ это соответствовало должности заведующего сектором в академическом институте).
- Любопытный оборот событий. И куда же вас завели научно-технические изыскания?
- В конце концов, я охладел к ним: история и будущее всегда интересовали меня больше, чем сиюминутная реальность.
- А что именно интересовало вас в этом плане?
- Причины исторических событий. Роль случайности. Тенденции, формирующие облик будущего. Например, компьютеры заинтересовали меня как феномен исключительно быстрой эволюции с возможными результатами - интеллектуальными роботами и искусственным разумом. Я бы назвал это "общими вопросами исторического развития". Профессионально заниматься подобными или близкими проблемами можно было только в академических институтах.
- И что же вы решили?
- Я поступил в заочную аспирантуру академического института (ИИЕТ - Институт истории естествознания и техники) и в 1971 году защитил диссертацию на тему "Развитие универсальных электронных цифровых вычислительных машин". Через два года после этого я поступил на работу в академический институт, но не в ИИЕТ, а в Институт США. По еще неизжитой со школьных лет наивности меня привлекли название и престижность. Но очень скоро я убедился, что по своим человеческим качествам работающие в этом институте заметно уступали специалистам из ЦМНИИ и ИИЕТ, хотя, конечно, были исключения. Их заветные желания были связаны с зарубежной работой, вокруг чего плелись подковерные интриги. Телефоны прослушивались, а процент нештатных и штатных сотрудников КГБ был высок.
- А как же вы попали в этот институт? Наверное, надо было быть в партии?
- Тогда вернемся к более ранним сюжетам. На первом курсе института мне вторично (в первый раз - в седьмом классе школы) предложили вступить в комсомол. На этот раз я решил не отказываться, тем более, что неприятия власти у меня не было. Со студенческих лет я критически относился к режиму, но, скажите на милость, в какой стране люди не относятся к власти критически? Я видел (или мне казалось, что видел) его положительные и отрицательные стороны, но позитивные, на мой взгляд, превосходили негативные. Кстати, примерно так в 30е-60е годы (до чехословацких событий) относились к СССР многие западные интеллектуалы, информированные лучше, чем я.
В 1964 г., когда истекал мой комсомольский возраст, мне предложили вступить в партию, объяснив это результатами моей работы (это было не совсем обычно: в партию старались привлечь рабочих). Предложение не обрадовало меня (лишние обязанности в организации, где все решалось наверху), но и не противоречило моим взглядам. Позднее, после 1968 г., по мере роста коррупции при Брежневе и преследований диссидентов (что это за страна, из которой нельзя уехать?) отрицательная составляющая моего отношения к строю резко возросла. Но одновременно я видел возможность его положительной эволюции, что не случилось по многим причинам, включая неожиданный уход из жизни Андропова и нелепую политику Горбачева. Я не разделял взглядов тогдашней интеллигенции, рассуждавшей в стиле "всё или ничего" (при Ельцине это "ничего" она и получила в полном объеме).
- Ну, что ж. С вашими взглядами того времени, пожалуй, все ясно. Но вернемся к нашим баранам. Вам не понравился Институт США. Куда же вы подались?
- После завершения трехлетней темы (информационная система для ЦК) я подал заявление в ИИЕТ, где и работаю уже 29 лет.
- В какой области?
- В двух областях: история (и частично перспективы) кибернетики, информатики и компьютеров; проблемы и закономерности научно-технического развития, т.е. прогресса и регресса.
- И вам удалось получить заметные результаты?
- Наиболее ценный результат исторического исследования - создание "объемной" картины прошлого. Надеюсь, что мне это удавалось - в книгах и статьях. В особенности, в книгах "Развитие вычислительных машин" (1974), "Кибернетика и научно-технический прогресс" (1982) и "История вычислительной техники" (1990), две из них совместно со специалистом по доэлектронным машинам и научным приборам Л.Е. Майстровым. Правда, двух книг я недосчитался. Когда в 90-е годы до сверхминимума было сокращено финансирование академической науки, их рукописи вернулись из издательства с письмами типа: "поскольку институт не оплатил выполненную издательством "Наука" работу...". Конечно, можно было самому искать спонсоров и гранты в России и за границей, но это не отвечало моему характеру.
- А как поступали другие сотрудники вашего института?
- По-разному. Например, многие занялись сталинскими репрессиями, философско-идеологической цензурой результатов исследований в общественных, а одно время и в естественных науках и т.п. (на эти темы легче получать гранты). Но меня это не интересовало.
- А как же обстояло дело с вашими публикациями в "новое время"?
- Короткие, итоговые за год, статьи институт продолжал публиковать. Ряд статей был связан с грантом на изучение циклов результативности научных исследований, где мне предложили участвовать. Инициатором крупной работы по истории вычислительной техники в России (от русских счетов до суперкомпьютеров - Computing in Russia) выступила Германия, где она и была опубликована в 2001 г. А поскольку научно-техническое развитие непосредственно связано с экономикой, меня заинтересовали российские реформы второй половины ХХ века. Итогом явилась книга "Реформы в России", пожалуй, наиболее интересная для широкого круга читателей моя публикация (2003г.).
- Таким образом, "внешняя канва", как вы ее называете, вашей жизни совпадала со сменой ваших интересов?
- В общем, да. Но, наверное, так и должно быть.
- Возможно, но в действительности часто получается по-другому.
III
- В первой беседе разговор шел о стихах, во второй - о том, что связано с работой и учебой. А ваша увлеченность "общими вопросами" имела практический выход?
- Если под результатом понимать мой взгляд на окружающий мир, то, конечно, имела.
- А если понимать ознакомление окружающего мира с вашими взглядами на него?
- Только частично. Я упоминал о книгах "Кибернетика и научно-технический прогресс" и "Реформы в России". К этому можно добавить несколько статей, а также два конституционных проекта, получивших признание на конкурсах.
- Вы заинтересовались конституционным правом?
- Дело в другом. Если иметь представление об обстановке в стране, то несложно предложить пути ее изменения к лучшему в юридических терминах.
- И что же вы предложили?
- Конкурс проектов государственного устройства СССР проводила межрегиональная депутатская группа весной 1990 г. Уже тогда было ясно, что идея заключения нового союзного договора ведет к развалу государства. Я не был сторонником этого, как, впрочем, ведущие зарубежные политики того времени. Запад, несомненно, стремился ослабить СССР, но отнюдь не уничтожать его, резонно опасаясь развития событий в югославском стиле в стране с ядерным и химическим оружием. Весной 1990 г. было трудно представить, что найдется политик (Ельцин), который во имя личной власти бросит на произвол судьбы миллионы русских, подарит другим странам населенные русскими территории и т.д. Тем более, что ситуация отличалась от югославской: Сербия, в отличие от РСФСР, не доминировала в своем государстве по численности населения и масштабам экономики.
Одновременно было ясно, что весной 1990 г. полагаться на силовые решения (к чему стремились будущие гэкачеписты) ошибочно. Это путь приводил лишь к временному успеху, противоречил общественным настроениям и создавал трудности на международной арене. Надо было действовать только в демократических формах, которые, кстати, не препятствуют силовым мерам.
Поэтому я взял за образец государственное устройство США, которое применительно к СССР означало, что каждая область становится эквивалентом американского штата. Но федеральные вопросы решаются строго демократически - палатой Верховного Совета, где каждый штат (я предлагал название "республика" - Новгородская республика, Киевская республика и т.д.) имеет, как в американском сенате, двух представителей. В таких условиях сепаратисты всех мастей не имели ни малейшего шанса. Американцам этот проект понравился, и после его публикации в парижском "Русском слове" они сообщили о нем по "Голосу Америки". Межрегионалам, конечно, нет, но им пришлось включить его в число "семи лучших", поскольку проект получил высокие оценки независимых экспертов (юристов), а по условиям конкурса они учитывались при подведении итогов.
- А второй конституционный проект?
- Это совсем другая история. Конкурс проектов Федеративного договора РСФСР был объявлен Верховным Советом в августе 1990 г. Моя цель состояла в том, чтобы абстрактное федеративное устройство принесло конкретную пользу каждому. Так, предлагалось зафиксировать право граждан на получение земельного участка, который передавался в наследуемое пользование, но не мог быть продан (допускался обмен - частным образом или через госструктуры). Эта "вечная собственность", в частности, препятствовала бездомности, которая стала процветать при Ельцине. Это же я рекомендовал позднее в конституционной комиссии Румянцева, где работал около двух месяцев, после того как проект был премирован.
- Но ваше предложение не прошло.
- Не только мое. Вместо проекта комиссии Румянцева два года спустя был разработан новый, откорректированный Ельциным.
- А вы не хотели бы детально рассказать о своих взглядах, идеях, встречах, скажем, в форме воспоминаний?
- В жанре "Былого и дум?" Скорее нет, чем да. Если вы опубликуете тексты наших бесед, то этого достаточно. Остальное скажут стихи.
IV
- Рано или поздно почти каждый сталкивается с вопросами о цели жизни, ее смысле и т.п. Подобные темы вас занимали?
- Очень мало. Еще в студенческие годы у меня сложилось мнение, которое не изменялось: внешнего смысла у всего сущего нет, а внутренний, субъективный для меня такой же, как для очень многих - это счастье.
- Как вы относитесь к афоризму " человек - кузнец своего счастья"?
- Как к шутке. И если мне приведут тысячи примеров, когда воля человека преодолевала жизненные преграды, то я отвечу, что волевые качества - тоже врожденные. В роли кузнецов счастья (или несчастья) выступают генетика и случайность. Скажу больше. Генетика и случайность влияют на судьбы народов и, по крайней мере, однажды они изменили мировую историю.
- Что вы имеете в виду?
- Древнюю Грецию. Такого обилия талантов и культурных достижений (а на их основе сформировалась европейская культура) никогда не наблюдалось.
- И за это отвечает генетика?
- В первую очередь. Плюс те или иные исторические условия, о которых вы можете прочесть в учебниках. Наверное, среди этих условий свою роль сыграли системы воспитания в Элладе, способствующие раскрытию природных дарований. Не исключено, что немалое значение имели врожденные и культивируемые эстетические представления эллинов. У Феогнида музы выносят свой, т.е. божественный, приговор действительности: "Вечно прекрасное мило, а что не прекрасно - не мило". Такова суть эллинского взгляда на мир. При желании здесь можно найти связь с известными словами Достоевского "красота спасет мир".