Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Школьная успеваемость и Нобелевская премия
Биография выдающегося человека - один из старейших художественных и публицистических жанров. Большинству людей интересно, как жил, что пережил, что чувствовал великий человек. Этот жанр нельзя назвать высоким или низким - к нему относятся жизнеописание и Эдисона, и "татушек". В чем состоит различие? В том, что один - великий изобретатель, а другой - нечто другое? Наверное да, но есть и миллион промежуточных вариантов. Может быть, разница в цели изучения? Вряд ли - можно ведь и биографию Эйнштейна читать, загибая пальцы на именах его женщин. У социологов для изучения биографий есть научное название - "биографический метод". Разные социологи понимают под этим несколько разные вещи, но некоторое общее представление у них есть. Желающие ознакомиться с этим вопросом могут обратиться к обзору социолога И.Ф.Девятко (одна из глав в книге "Методы социологического исследования") - он имеется в интернете.
Сознательное или неосознанное стремление к поиску в жизни другого человека ориентиров для построения собственного жизненного пути - одна из причин популярности биографического жанра, когда речь идет о художественных биографиях. Но что дает изучение единичной жизни профессиональному ученому? Социолог Г.Ю.Мошкова пишет, что ответить на этот вопрос трудно, так как представители разных научных дисциплин ищут и находят в биографиях каждый свое и по-своему прочитывают человеческую жизнь. Для социолога анализ биографии - способ исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Он позволяет выявить закономерности проявления общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм превращения событий единичной жизни в тенденции общественного развития.
Одна из социальных групп, которая нам интересна - это ученые. Однако социологический анализ жизненного пути типичного научного работника как представителя особой социальной группы как на современном, так и на историческом материале встречается редко, хотя на многие вопросы, связанные с построением социальной политики в отношении науки, было бы легче ответить, имея социологическую картину жизненного пути типичного научного работника. Но кому в сегодняшней России это интересно? Уж точно не тем, кто по должности должен был бы заниматься социальной политикой. Так что биографиями учеными интересуются только сами социологи, и относительно хорошо обследованы, как это и должно было случиться, именно сами социологи. В интернете имеется на этот счет хороший обзор Н.Я.Мазлумяновой.
В историко-научных исследованиях биографии ученых получили наиболее широкое распространение и они считаются одним из основных научных жанров. В них, в отличие от социологического подхода, анализ нацелен на биографию не типичного, а выдающегося ученого. С точки зрения историка науки жизнь каждого незаурядного ученого - это само по себе историческое событие, важный момент в развитии научного знания. Особенность историко-научного подхода к изучению жизни человека науки состоит в том, что он сосредоточен в основном на "жизнеописаниях" определенных научных идей, воплощенных в биографиях их конкретных авторов или носителей.
Особый интерес проявляют к изучению биографий, в том числе биографий ученых, психологи. На основе их изучения психологи, как и век назад, пытаются ответить на типично гуманитарный, то есть неправильно поставленный вопрос - врожденные свойства человека определяют его жизненный путь или же его сознательная позиция по отношению к миру, возникающая в процессе деятельности в обществе? Вдобавок до недавних пор этот вопрос был политизирован, то есть было известно, какой ответ "правилен". Сейчас это вроде бы не так, но все равно легче спорить, "что главнее", чем попытаться построить модель, учитывающую оба фактора. Эту распространенную, как грипп, болезнь один мой приятель, кстати автор "Химии и жизни", несколько длинно, но зато точно называет "моногуманитаризм". Гуманитарий не представляет себе, что главного фактора может и не быть.
Почти все исследователи сходятся в том, что одной из важнейших особенностей творческой личности является ее оригинальность, уникальность, обнаруживающая себя как в стиле мышления, так и в других личностных проявлениях. Может быть, основное сходство между гениями состоит в том, что все они разные? Уникальный продукт, коим является новое знание, не может создаваться похожими друг на друга учеными. Поэтому и искать следует не общие черты, роднящие представителей науки, а общие закономерности формирования уникальности и творческой неповторимости. Почему, как, в каких условиях вырастает оригинально мыслящий человек? Человек, способный на какое-то свое рассуждение, на какой-то свой вывод, на выдвижение какой-то своей идеи? При каких условиях человек способен оторваться от многочасовых обменов sms-ками и подумать какую-то - о, ужас! - свою собственную мысль? С болью оторваться от пережевывания километровых "комментов" и задать миру осмысленный вопрос? Или прийти к какому-то своему выводу?
Личность ученого - относительно позднее психологическое образование. Оно не может полностью сложиться до начала научной деятельности, поскольку постигнуть смысл этой деятельности, сформировать и реализовать ценностное отношение к ней можно только внутри нее самой. Начинающий ученый обладает личностью - но это еще не личность ученого. Его отношение к науке и в науке еще не стали действенным и стабильным компонентом его ценностной и мотивационной системы. Личностное самоопределение в науке происходит на основе мотивов, ценностных ориентации и убеждений, сложившихся до прихода в науку, но далее развитие идет внутри нее. Например, нормальный исходно честный человек, попав в атмосферу жульничества, фальсификации результатов, интриг и подсиживания, может вступить в борьбу, может молча противостоять, не допуская лжи в своей собственной работе, но может и втянуться в такую атмосферу. Возможен и противоположный процесс - изначально не вполне морально устойчивый человек, попав в здоровую атмосферу, понемногу впитает ее нормы.
Сущность одного из вариантов биографического метода - выделение и анализ значимых событий жизни ученого. Какие именно выборы и почему были сделаны человеком? Последовательность и направленность этих выборов позволяют судить о том, какие мотивы и ценности были реализованы и что вследствие этого стало с самой личностью и ее жизнью. В частности, важно, насколько человек "плыл по течению", а насколько - "против". Насколько ученый осознает свое участие и ответственность за все, что с ним происходит с ним и наукой в целом, и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам? Биографы обращают внимание на то, что многие выдающиеся ученые были в детстве и юности поставлены в сложные условия: потеря родителей, необходимость зарабатывать на жизнь, длительные или тяжелые болезни и т. д. В этих случаях могли развиться стремление направить жизнь по иному руслу. Умение оставаться самим собой в любых ситуациях, а тем более в тех, которые требуют отстаивания своих взглядов и позиции - одна из фундаментальных характеристик творческой личности.
Чтобы стать незаурядным ученым, надо прежде всего стать незаурядной личностью и одна из главных задач биографичекого метода - выявление биографических факторов, способствующих личностному росту, формированию и реализации личностной позиции в науке.
Один из постоянных авторов нашего журнала, И.А.Леенсон, только что закончил перевод 36 нобелевских лекций и биографий нобелевских лауреатов по химии и физике (это часть большого проекта издательством "Наука". Мы же попробуем на основании этих жизнеописаний проследить, что могло повлиять на научную биографию. При этом надо понимать, что исходным материалом для нашего рассмотрения были автобиографии, составители которых уделяли основное внимание описанию своей научной работы, а не бытовой стороне жизни. С другой стороны, ученые, вообще склонные к анализу, скорее всего не обошли бы своим вниманием события, определившие жизненный путь.
При ознакомлении с этими биографиями прежде всего бросается в глаза совершенно тривиальная вещь - почти все отмечают большую роль в своей жизни университетских и школьных преподавателей. Большинство отмечает также роль школьных преподавателей (или кого-то другого, например, родителя или родственника), поддержавшего интерес к активной исследовательской или инженерной деятельности, разумеется на школьном уровне. Далее, большинство происходит из вполне благополучных и дружных семей, почти никто не упоминает финансовые проблемы или проблемы с поиском работы. Возникает ощущение, что великого ученого "создают" не трудности, а дружная благополучная семья и хорошие преподаватели, способные заметить и поддержать интерес к науке и технике. В качестве дополнительного фактора можно назвать отмечаемое примерно половиной наличие разнообразных увлечений, причем не на уровне скольжения по интернету, а на уровне активной собственной деятельности - спорт, издание школьного журнала, музыка. Следующий по важности фактор - широкий жизненный опыт, связанный либо с переездами внутри страны или в другую страну, либо со сменой области деятельности родителей.
В заключение приведем два весьма актуальных абзаца из автобиографии Харолда Крото (Нобелевская премия по химии за 1996 год за открытие фуллеренов).
"Например, у меня был конструктор Меккано, с которым я возился до бесконечности. Этот конструктор был изобретен где-то около 1900 года Фрэнком Хорнби. В США он называется детским набором для строительства (Erector Set). Новые игрушки (главным образом Лего) вытеснили Меккано. Это оказалось просто катастрофой для пополнения рядов наших молодых инженеров и ученых. С технической точки зрения Лего - банальная игрушка. Дети любят ее отчасти потому, что она такая простая, а отчасти из-за ее привлекательных цветов. Но это лишь просто игрушка, тогда как Меккано представлял собой настоящий инженерный комплект. С его помощью ребенок приобретал навыки, которые я считаю наиболее важными для любого человека. Нужно натренировать чувствительность пальцев, чтобы суметь навернуть гайку на болт и закрепить ее с помощью отвертки и гаечного ключа достаточно туго, но не слишком сильно, чтобы не сорвать резьбу и чтобы потом гайку можно было открутить. Так что если у вас в ванной комнате закрутили кран над раковиной так сильно, что вы не можете его открыть (обычно такое случается, когда вы устраиваете дома вечеринку), то можете быть уверены: последний, кто пользовался умывальником, никогда не имел в детстве набора Меккано."
"Меня привлекали, как и большинство других химиков (насколько мне это известно), также специфические запахи и взрывы, которые придают химии слабый, но очень заманчивый оттенок некоторой опасности, который сейчас изгнан из класса. Я согласен с теми, кто считает, что скучная химия, которую сейчас учат в школе, и которую учителей химии заставляют преподавать, является одной из возможных причин того, что эта наука уже не привлекает множество талантливых и деятельных молодых людей, как это было раньше. Если кризис в преподавании практически важных естественных наук не будет преодолен, я сомневаюсь в том, что мы переживем XXI столетие."
К этому можно добавить - трудно удержаться от того, чтобы вспомнить "о своем, о девичьем", - что преподавание физики в школе и некоторых технических дисциплин в вузе претерпевает такую же нехорошую эволюцию.
Связаться с программистом сайта.