Ашкинази Леонид Александрович
Психология на 500 кусочках бумаги

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 09/04/2011, изменен: 09/04/2011. 4k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:


       Психология на 500 кусочках бумаги
      
       Вот шоссе, которое называется "первая дорога" и которое пересекает штат Нью-Джерси от Джерси-сити до Трентона. Вот на нем магазин, который можно было бы назвать "Все для хобби", если к хобби причислять рисование, скульптуру, конструирование, интерьеры дома, вышивание и еще много того, чего я не понял. И среди нескольких сотен тысяч товаров (цифра взята не с потолка) висят там в ряд - где нумизматика с филателией - мешочки с ладонь по 7 долларов штука: "500 марок всего мира", "500 марок США". Подкатил к горлу комок, нахлынуло воспоминание о манной каше и штанах на бретельках - и долларов как не бывало.
      
       Воспользуемся ситуацией и посмотрим, что считает важным народ с точки зрения изображения на почтовых марках. Поскольку эти 500 марок - отстриженные кусочки конвертов, то в портрете складываются несколько движений души: что заказывает почтовое ведомство, что рисуют художники, оформляющие марки, какими тиражами печатаются марки, что покупает и клеит на письмо Джон, Ли и Джозефин.
      
       Как ни странно, классификация изображений на марках - по сути дела, всего лишь маленьких картинок на бумаге - не простое дело. Потому, что на марке может быть изображено несколько вещей, и в этом случае ее можно относить к нескольким группам. Например, пейзаж - это просто "природа", а марка с видом одного из национальных парков и флагом - это "природа" или "государственная символика"? Даже если изображено что-то одно, проблема не снимается: портрет Стравинского - это "люди" или "культура"? А поскольку неизвестных людей на марках, кажется, не изображают, может быть рубрика "люди" вообще избыточна? Но она кажется важной. В такой ситуации можно поступить двумя способами - либо объявить какое-то изображение более важным и танцевать от него, либо описывать и так, и этак. Второе - объективнее, проблема лишь в том, что сумма окажется больше 100%. Но поскольку наш глаз уже привык к объявлениям типа "Сильнейший колдун, апостол белой и черной магии, гарантия 500%", то с меньшей цифрой мы смиримся.
      
       Пусть основные группы будут - природа, люди, культура, техника, государство. Тогда самая мощная группа изображения на американских марках - это государство (49%). С чем оно ассоциируется у американца? Со зданиями учреждений - Белым домом, Конгрессом и др. (19%), с историей (17%), с портретами политиков (6%), просто с флагом и гербом (4%), с природой (3% - тот самый национальный парк).
      
       Вторая по мощности группа из перечисленных выше - это природа (30%). С природой дело обстоит так - это почти исключительно просто цветочки, птички, ракушки, ландшафты (27%), а остальное - в сочетании с госсимволикой (флагом).
      
       Третья группа - это история (20%), которая в основном сочетается с госсимволикой (17%), а остальное - исторические события и исторические деятели без этой символики. То есть история в понимании американца - это история его страны, и этим он как две капли воды похож на россиянина.
      
       Четвертая группа - это культура и искусство (17%). Эту веселую и разнообразную группу можно разделить на следующие сектора: всеобщие (по мнению американцев) ценности - любовь и свобода (6%), произведения искусства, например, картины (4%), деятели искусства (3%), праздники (3%) и, наконец, образование (1%). Марки с надписью "Love" используются иногда как "говорящие марки" - когда ты либо хочешь что-то сказать корреспонденту, не говоря этого прямо, либо чтобы усилить и подчеркнуть уже сказанное в тексте письма.
      
       Пятая группа - это люди (12%). Что же это за люди? Это политики (7%), деятели искусства (3%), разные исторические личности, исследователи и изобретатели (2%).
      
       Как ни странно, последняя группа - техника (4%). Нам-то кажется, что самое великое, что создала Америка, - это техника, но американец ставит ее в этом перечне на последнее место. Впрочем, Иосиф Бродский написал, что самое великое, что создала Америка, - это поэзия. Мнение несколько неожиданное, но с автором не поспоришь. Для американца, судя по его маркам, его родина (или страна, которая его приютила) - это прежде всего государство, природа, история и культура - в такой последовательности.
      
       И в заключение - одно забавное наблюдение. В Америке появились бесплатные марки с надписью "Nonprofit" - для некоммерческих организаций.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 09/04/2011. 4k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.