Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Книжный рейтинг и с чем его едят
Биологи говорят, что у птиц в стае имеется иерархия - самец альфа клюет всех, самец бета - всех, кроме альфы, гамма - кроме альфы и беты и так далее. Наши волосатые предки, у которых это тоже было, изобрели понятие "рейтинг". Но у обезьян рейтинг один, а метод его построения известен всем, как и должно быть в демократическом и открытом обществе. У людей ситуация иная - книжных рейтингов существует много, они разные и непонятно как устроенные. Человеку, который захочет поговорить со школьниками о книгах (если ему придет в голову эта дикая идея), полезно иметь общее представление об этих рейтингах.
Первая и самая простая группа - это всякого рода списки лучших "десяти книг года"... месяца ... недели ... одной газеты, другой, журнала, конкурса одного, другого и десятого. Все эти "рейтинги" - результат взаимодействия книжного рынка, вкусов устроителей конкурсов и жюри и, наконец, денег, которые платят издатели за рекламу. Анализировать вкусы объективно невозможно, а проплаты и "откаты" - противно. Но к счастью, это и не нужно - ведь все эти "рейтинги" ничегошеньки не говорят о читателях - тех, с кеми мы собираемся говорить.
Поэтому далее мы будем рассматривать только те рейтинги, которые являются хоть в какой-то мере массовой оценкой, исходящей если не от всех людей и не от всех читателей, то хотя бы от жителей какого-то города, пользователей Интернета, студентов и т.д. - т.е. от какой-то известной части общества.
Рейтинги, которые мы рассмотрим, бывают двух типов. Первый - это, например, "рейтинг продаж", который публикует "Книжное обозрение". Он усредняет данные по нескольким крупнейшим магазинам Москвы, а также по одному магазину Санкт-Петербурга и Красноярска. Второй тип рейтингов - это рейтинги сетевых библиотек. Например, в библиотеке Мошкова читатель может оценить текст по 10-балльной шкале, и эти данные усредняются. Кроме того, фиксируется число скачиваний текста с сайта ("кликов").
Посмотрим, как образуются разные показатели чтения книг - то есть как образуются рейтинги. Мы не рассматриваем самый простой способ образования рейтингов - путем передачи менеджером издателя "пухлого конверта" менеджеру публикатора. Не пойман - не вор; но если рейтинги продаж двух крупных магазинов, расположенных в одном районе одного города, различаются радикально, то могут возникнуть определенные сомнения. Однако "Книжное обозрение" составляет свой рейтинг по данным многих магазинов и, как мне кажется, бережет свою репутацию. Кстати, рейтинг продаж вы можете до некоторой степени составить сами - на лотках в метро обычно лежат самые продающиеся книги.
Итак, прежде всего книга должна быть - в магазине или на сайте, куда явился клиент. И у клиента должен быть начальный интерес - он должен искать эту книгу, или что-то этого автора, или его должна привлечь обложка. Для увеличения "начального интереса" книгопродавец применяет разные способы - от раскладывания книг у кассы и на входе в магазин, до "Покупатели, купившие эту книгу, покупают также...". Из наличия книги и начального интереса складывается новый параметр - "клик" (скачивание с сайта). В магазине это соответствует тому, что человек берет книгу в руки и начинает ее читать, смотреть, листать. В процессе чтения происходит наработка впечатления и желания иметь (или не иметь) текст или книгу. Впечатление претворяется в оценку на сайте, которую ставит читатель. В целом оценки ставят редко - на 100 кликов (скачиваний текста) приходится 1-2 оценки. При этом среди оценок много очень плохих и очень хороших - потому, что находясь под впечатлением от показавшейся очень хорошей или очень плохой книгой читатель скорее поставит оценку.
Желание иметь книгу претворяется в сохранение файла читателем, а в магазине за желанием иметь следует еще один шаг - оценка стоимости. И после этого - покупка или наше традиционное "с ума сошли, что хотят, то и делают". Разумеется, эта схема сильно упрощена, есть много факторов "второго уровня", которые влияют на результат, например, доступность текста на бумаге. Но самое серьезное возражение - мы не знаем возрастной состав тех, чьи действия определяют рейтинг. Средний возраст пользователей Интернета - 30 лет, группа 18-24 года составляет четверть, а 18-34 - две трети всех пользователей. Среди пользователей сетевых библиотек доля студентов существенно выше - во время сессий "нагрузка" падает в несколько раз. Поэтому можно лишь утверждать, что среди пользователей сетевых библиотек увеличена доля молодежи.
Какие рейтинги нужны тому, кто собирается говорить со школьником о книгах? Главное - рейтинг "кликов". Чем больше "кликов", тем больший интерес вызывает книга (причем до прочтения). Причин может быть несколько - и приятель посоветовал, и "все говорят" и в школе задали. А поставленная оценка зависит уже от самого текста. Магазинные же рейтинги для нас не очень интересны - они зависят от разумности издателя в постановке цены. Теоретически продажи всех книг должны быть вообще одинаковы - издатель должен устанавливать цену так, чтобы распродавался оптимальный тираж. Наличие же оптимального тиража - это подтвердит вам ваш коллега, преподаватель математики, - немедленно следует из того, что тираж в один экземпляр и тираж в сто миллионов экономически нецелесообразны.
По-видимому, единственное место в Сети, где приведены и оценки, и данные о числе поставленных оценок и данные о числе "кликов" - это рейтинг библотеки Мошкова www.lib.ru. Если обратиться к нему, то верх списка - тексты, набравшие о 9 до 10 баллов, выглядит так: М.Булгаков "Мастер и Маргарита", А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц", Л.Филатов "Про Федота-стрельца", Р.Бах "Мост через вечность", "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", "Иллюзии", "Далеких мест не бывает ", С.Козлов "Правда, мы будем всегда?", А., Б.Стругацкие "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом", П.Зюскинд "Парфюмер", О.Хайям "Рубаи", В.Миронов "Я был на этой войне", Г.Г.Маркес "Сто лет одиночества", С.Лукьяненко "Лабиринт отражений" и "Фальшивые зеркала", В.Пелевин "Затворник и Шестипалый", " Чапаев и Пустота", Р.Желязны "Девять принцев Амбера", Дж.Д.Сэлинджер "Над пропастью во ржи". Этот список составлен только из произведений, которым было поставлено не менее 150 оценок - то есть которые читаюся массово (от 15 до 30 тысяч читателей).
А как выглядит "рейтинг интереса", то есть количество "кликов"? Посмотрим, на каких авторов приходится больше всего кликов в разных разделах (правомерность отнесения того или иного автора к тому или иному разделу обсуждать не будем). Русская современная проза - Б.Акунин, М.Булгаков, В.Пелевин; переводная проза - П.Коэльо, Х.Мураками, П.Зюскинд; русская классика - Е.Баратынский, И.А.Гончаров, П.Ершов; русская проза 30-х годов - А.Грин, З.Жаботинский, С.Черный; русская проза 90-х годов - М.Бонч-Осмоловская, Н.Джин, Б.Ширянов, Д.Рубина; поэзия - Н.Гумилев, К.Симонов, О.Мандельштам; зарубежный детектив - Р.Стаут, А.К.Дойл, Д.Френсис; советская фантастика - А.,Б.Стругацкие, С.Лукьяненко, Ю.Ильченко; зарубежная фантастика - С.Кинг, М.Муркок, Р.Желязны.
Видно, что рейтинг интереса не совпадает с рейтингом оценок. Конкретные цифры и сам список могут изменяться от дня ко дню, поэтому цифры не приведены, а сам список дан по ситуации на середину июля. Несмотря на то, что приведены данные не по вcем разделам, а от списков - только три-четыре первые позиции, эту информацию уже можно обсуждать. А ведь это - только ничтожная доля от той информации, которая есть на этом и других сайтах и которая может помочь вам в общении с учениками или сама по себе послужить темой для обсуждения.
Связаться с программистом сайта.