Ашкинази Леонид Александрович
Волны технического прогресса

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 11/04/2011. 11k. Статистика.
  • Статья: Техника
  •  Ваша оценка:


       Волны технического прогресса
      
       Технические новшества возникают часто, но лишь немногие из них радикально изменяют жизнь людей. Почему так происходит? Частота появления технических новинок зависит от потребностей общества. Например, когда обрабатывать числа начинают не единицы, а сотни и становится ясно, что завтра множить и делить будут сотни тысяч, инженеры начинают искать решение проблемы быстрых и массовых вычислений - создают электро-механические вычислительные устройства. Дело не только в том, что начальник требует, и не только в том, что заказчик платит, тем более что не всегда ясно, что требовать и за что платить. Но ощущаемая учеными и инженерами общественная необходимость, престижность и важность задачи воодушевляют. Однако найденное решение не всегда оказывается достаточно эффективным, через какое-то время поиски возобновляются н находится новое решение, причем радикальное, которое надолго закрывает проблему. Поэтому часто перед действительно революционным решением, за некоторое время до него проходит "предвестник" - решение той же проблемы, но недостаточно новое и эффективное. Вот несколько примеров.
      
       Как электричество проиграло электронике
      
       Если у нас есть техническое устройство, в котором что-то движется, то возникает естественный вопрос - почему это движется? Где те рабы, прикованные к веслам на галерах, которые под барабанный бой и так далее... Ответ известен: эти рабы - мы. Кто крутил ручку арифмометра "Феликс" (фото 1)? Кто молотил натренированными пальцами по клавишам пишмашинок? Мы, homo не очень sapiens'ы. Но электротехника пришла на человеку на помощь.
      
       Появились электрические пишущие машинки и настольные электрические вычислительные машины - "Рейнметалл" и "Мерседес". Их еще забавно называли - "клавишные машины". Усилие для перемещения частей механизма создавалось электромоторами, а сигнал к работе подавал человек - действительно, нажатием на клавиши. Скорость печати и вычислений существенно возросли, хотя и потерялась возможность использовать этот род деятельности для упражнений культуристов. Учитывая распространенность подобных устройств, рынок был весьма широк. Причем поскольку эти механические устройства были сложны, то их надежность оказывалась не слишком высока, и ремонтники не скучали без работы - они жили так же хорошо, как те, кто ныне заправляет картриджи и продает расходные материалы. Закройте глаза и представьте: стоит посреди пыльного двора дед с ящиком и нараспев, на весь двор: "Чиним, паяем, ведра, ка-а-стрюли ста-а-рые, ремонт пишмашинок, кла-а-вишных, ремонт ксе-е-роксов, заправка ка-а-ртриджей..."
      
       Но, как вы понимаете, недолго музыка играла. Расцвет электрических пишмашинок и рейнметаллов пришелся на 70-е годы, а вслед за ними пришли калькуляторы и компьютеры. Пришли и поставили точку - "клавишные машины" остались только в музеях. Правда, пишущие машинки сделали забавный кульбит - превратились в гибрид с победителем, возникли пишущие машинки с памятью. Они существуют и выпускаются по сей день, хотя рынок их невелик. Впрочем, возможно их популярность связана с тем, что начальник может быть уверен - сотрудник не по интернету шарит, сотрудница не шарики гоняет.
      
       Куда подевались чернильницы
      
       Если машина времени перенесла бы школьника из 60-х годов в 80-е, то первое, что удивило бы его в классе, - отсутствие чернильниц. Конечно, шариковым ручкам чернильницы ни к чему, но чернильницы вымерли бы все равно, и без наступления "шариков". Чем были плохи перьевые ручки? Тем, что их надо было макать в чернила. Грязь, кляксы, использование ручек в качестве метательного оружия (школьная практика, а в литературе - Юрий Олеша), использование чернильниц для унижения противника путем обрызгивания его чернилами (опять же школьная практика и Фазиль Искандер).
      
       Ручки с запасом чернил были удобнее, их не надо было макать после каждых двух слов, но чернильница все равно была нужна. Революция наступила, когда были созданы перьевые ручки с баллончиками. Баллончик с чернилами вставляли в ручку, как кассету в фотоаппарат, он накалывался внутри ручки на иглу, и чернила начинали поступать к перу. Когда баллончик кончался, его просто выкидывали и вставляли новый. Решение было простым и красивым, рынок - не просто большим, а огромным.
      
       И все было хорошо, но появились шариковые ручки. Попытка породниться была предпринята и в этом случае - известны ручки, которые были с одного конца перьевыми, а с другого - шариковыми (фото 2). Но никакого существенного применения такие ручки не получили. И перьевые ручки перестали быть массовым товаром, но остались на рынке престижного потребления. Политики подписывают ими международные договора, а простые граждане - демонстрируют свою крутость.
      
       Без вины виноватый маленький кадр
      
       Эта история произошла сорок лет назад. Заграница поголовно увлекалась любительским кино на восьмимиллиметровой пленке. Огромный парк аппаратуры уже начал затруднять сбыт самых привлекательных новинок. Рост продаж прекратился. Нужно было найти стрелочника, им оказался маленький восьмимиллиметровый кадр.
      
       Фирма "Kodak" заявила, что из-за его малости нет нужной резкости. И надо перейти на новый формат "Super 8". Здесь и кадр больше, и пленка в кассетах не пропадает на зарядных концах, да и новая пленка "Kodachrom II" лучше старой. К сожалению, "Kodachrom II" в старом формате выпускаться не будет. Так же, как не будет и старой пленки для нового формата. Торговый бум, всплеск производства, все забрасывают старые камеры и проекторы, наслаждаются настоящим домашним кино, немного дороже прежнего, но действительно цвета чище и резкость выше. Прошло несколько лет, ажиотаж спал, ситуация стабилизировалась.
      
       Но почему у вас валяются без дела прекрасные камеры восьмимиллиметрового формата? - вопрошает "Kodak". Достаньте их с полок и отдайте снимать детям, им нужно на чем-то учиться. А чтобы их фильмы были лучше прежних, покупайте пленку "Kodachrom II", которая начинает продаваться в прежнем формате. Это не "Super 8", и вам придется брать ее в обоих видах - для себя и для детей. Сняли с полок старые камеры, зарядили "Kodachrom II". И тут-то поняли, что фильмы стали лучше в первую очередь из-за пленки, а не из-за формата. Но зато под новый формат был создан новый дополнительный рынок. Такая вот история с фотографией.
      
       А через несколько лет любительское кино на пленке было убито наповал массовой, недорогой и удобной видеосъемкой. Залп оторвал голову и кинематографу более серьезному - документальной и хроникальной съемке, которую тоже перевели на магнитную запись. Немногие, даже среди специалистов, предвидели это.
      
       Как пять монстров решили заработать
      
       Эта история разворачивается на наших глазах. Почти 75 лет существует привычная тридцатипятимиллиметровая фотографическая система, рожденная первыми "Лейками". Попытки ввести другие размеры - 16 мм, тип 110, дисковую пленку (фото 3) - не удались. Но за этот срок все-таки многое изменилось, электроника внедрилась в камеры и минилаборатории. И пять лет назад пять фотографических гигантов - "Nikon", "Canon", "Minolta", "Kodak" и "Fuji" - предложили новый формат. Новый формат назвали "Усовершенствованная ФотоСистема" или по первым буквам - APS. Ее стержнем стала пленка на вдвое более тонкой, чем теперь, лавсановой подложке. Кроме эмульсии на подложке имелось магнитное покрытие, на котором записывается информация, используемая при печати (например, значение экспозиции). Ширина пленка 24 мм, размер кадра 30х17 мм, пленка выпускается в миниатюрной по сравнению с нынешними кассете, скорее даже не кассете, а капсуле, зарядных концов нет вообще, перфорация для подачи пленки не используется (фото 4). Автоматически проявленная и отпечатанная пленка вновь укупоривается автоматом в ту же капсулу, где и хранится до нового востребования. Фотограф вообще не видит негатив, а получает контрольный отпечаток (фото 5) со всеми имеющимися на пленке кадрами, "зашифрованными" для быстрого поиска и архивного хранения. Дата, место, условия съемки - все содержится в такой информации, избавляя вас от необходимости гадать, когда же это вы последний раз отдыхали на Багамских островах.
      
       Есть у новой системы и другие преимущества, но уменьшенный по площади кадр не дает того качества, которое обеспечивает тридцатипятимиллиметровая аппаратура. Поэтому камеры APS не вытеснили обычные, и в обозримом будущем они будут сосуществовать. В Америке новый формат нашел свое место в основном в сфере любительской съемки - пришел, увидел, запечатлел. Может быть, в итоге самым простым и дешевым "мыльницам" придется потесниться, уступив часть рынка рациональному и автоматизированному APS-формату.
      
       Но APS - это лишь легкое облачко на горизонте традиционной фотографии. На рубеже веков встал во весь свой гигантский рост гораздо более грозный призрак, несущий ей если не гибель, то очень большие потрясения. Этот жуткий призрак давно уже бродит и по Европе, и по всему миру, принимая очертания изящные и обольстительные. Это цифровая фотография - дитя компьютерного мира. Она не нуждается ни в пленках, ни в минилабах, ни в привычных камерах вообще. Еще недавно, каких-то 7-10 лет назад, эта техника применялась только в крупных издательствах. Сегодня цифровой фотографией может заняться любой владелец персонального компьютера, потратив на оборудование деньги, сравнимые со стоимостью профессионального фотоаппарата традиционного типа. Еще несколько лет - характеристики и цены сравняются, и потребитель получит гибкий, универсальный, быстрый и дешевый процесс регистрации, передачи и трансформации изображений. На наших глазах может измениться весь привычный фотографический мир.
      
       И это не единственные примеры. В других областях техники, в других секторах рынка не раз и не два происходило подобное. Интересное техническое новшество, относительно быстрое внедрение, серьезные деньги и, в скором времени, приход чего-то еще более нового. Поэтому становится очень важным вовремя заметить перспективную новинку, быстро инвестировать, завоевать рынок, заработать и, наконец, увидев "следующее новое", либо вообще сменить сектор рынка, либо продолжать работать на старом - но, опять же вовремя сделав ставку на нечто новое и перспективное. Или на новый рынок для старой вещи - например, рынок престижного потребления.
      
       Как сказал один американский ученый: "Удача - это постоянная готовность использовать шанс".
      
       Написано в соавторстве.
       Соавтор - А.В.Шеклеин.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 11/04/2011. 11k. Статистика.
  • Статья: Техника
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.