Ашкинази Леонид Александрович
Наука и религия

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 18/04/2011, изменен: 18/04/2011. 5k. Статистика.
  • Миниатюра: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:


       Наука и религия
      
       Начиная с какого-то момента своей истории человечество занимается вопросом взаимодействия науки и религии. В нормальной цивилизованной стране наука и религия уживаются вполне мирно. Но бывают силы, которые пытаются управлять этим процессом.
      
       Если власть борется с религией, пытаясь занять ее место, как это было в СССР, то начинают доказывать, что наука хороша, а религия плоха. Если власть пытается опереться на религию, как это происходит нынче в России, то СМИ пишут не о финансовых махинациях церкви, а об аморальности науки и благотворном влиянии религии на людей. Своя игра у СМИ, занимающихся внутрирелигиозными разборками, натравливанием граждан на какие-то конфессии и группы.
      
       Если Б-г создал мир, то он мог его создать любым, в том числе и таким, изучая который, ученые скажут: этот мир таков, как будто он создан надлежащее число миллионов лет назад. Почему мир таков, что его наблюдаемый научными методами "возраст" - пять миллионов лет, когда на самом деле ему пять тысяч лет? От этого вопроса легко закрыться, сказав, что нечего антропоморфизировать Б-га и приписывать ему какие-то понятные нам мотивы. Но можно ответить и иначе. Предположим, например, что научно наблюдаемые миллионы соответствуют возрасту от "естественнонаучного" сотворения, при котором были установлены физические законы. А религиозные тысячи лет - это время от того религиозного творения, когда не было "большого взрыва" и законы физики не изменялись, но из уже существующего "хаоса" был сотворен наблюдаемый нами мир. При этом "естественнонаучное" сотворение тоже могло быть результатом божественной деятельности.
      
       Вот модель - шахматная доска с фигурами, причем дереву, из которого сделаны фигуры, 100 лет, сами фигуры изготовлены, скажем, 10 лет назад, а партии проходят каждый день. Таким образом, у нас есть несколько творений, причем одно из них - физическое, другое - религиозное. Третье можно назвать человеческим - ведь своими ходами мы творим игру, а рожая детей, вводим новые фигуры. Возможно, что именно так может быть раскрыт известный тезис о некотором соавторстве Б-га и человека.
      
       Заметим, что людям не мешает играть в шахматы то, что все ходы в принципе известны, что множество партий описано. И поскольку никто не читал всей шахматной литературы, то можно предположить, что каждая конкретная партия описана в литературе. Это не мешает играть в шахматы, так как предопределение не мешает свободе воли.
      
       Еще один важный вопрос - о совместимости свободы воли и предопределения. Если рассматривать его внутринаучно, то он, видимо, очень сложен. Действительно, большинство наших действий явно являются "продолжением" каких-то других. И в этом смысле свободы воли маловато... Но для научного ответа на этот вопрос надо ни много ни мало построить полную теорию поведения человека. В некоторых ситуациях (когда мы колеблемся или принимаем неожиданное решение) свобода воли есть.
      
       Представьте себе толстую книгу, в которой записано все. Но лежит она в недоступном сейфе. Мешает ли нам это жить? На свете есть женщина, которая очень точно умеет предсказывать мои действия. Это не ощущается мной как потеря свободы воли. Чисто эмоционально это проявляется в некоторой смеси восхищения и умиления, которая - по крайней мере, у меня - есть важный компонент любви.
      
       Тезис о том, что мир существует потому, что Б-г творит его непрерывно, представляется нонсенсом. Но представим себе шахматную партию из предыдущего вопроса и предположим, что раз в секунду доска и фигуры исчезают, а потом возникают опять такие же, как в момент исчезновения. Разве это не непрерывное творение? Существует еще довольно много конкретных вопросов, на которые религия и наука дают разные ответы. Наука не отвечает на вопросы, одиноки ли мы во Вселенной и какова цель творения, поскольку в рамках науки цели у творения нет. Наука дает другой ответ: у творения не может быть цели и смысла. "Цель" - это вообще термин из этологии и психологии, к природе его применить нельзя, а под "смыслом" мы понимаем, что за шелковой занавеской стоит непознанное, которое всем управляет и его определяет. Но наука как раз и полагает, что она проникает за занавески и что мир, находящийся там, построен по законам, постигаемым наукой. И не считает правильным приписывать ему психологию в виде смыслов и целей. В рамках науки смысла существования нет. Так же, как нет и бессмертия души.
      
       Мы начали с того, что желание сопоставить два метода восприятия мира - вполне научное желание. Но этим дело не кончается. Наш мир, наша Вселенная, может быть, "вложена" в другой, объемлющий ее мир, из которого видно происходящее не только у нас, но и "с нами". И желание человека посмотреть на мир со стороны - не чисто научное - вполне понятно. Желание узреть и эту истину, желание увидеть, сколько мгновений или вечностей уже есть и еще осталось каждому из нас - и нам с тобой, женщина, которая меня понимает.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 18/04/2011. 5k. Статистика.
  • Миниатюра: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.