Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Цели и способы создания интегрированных курсов
Интегрированный курс может создаваться с двумя целями и тремя способами.
Цель 1: спасти хоть что-нибудь при требовании уменьшения объема обучения или исключения предмета или предметов.
Цель 2: показать учащимся, что природа едина, барьеры не однозначны и проницаемы.
Способ 1: человек, может быть, знающий азы предметов или положивший перед собой два учебника, создает новый текст из кусочков того и другого, в зависимости от уровня амбиций заправляя этот салат чем-то своим; в лучшем случае - водой, в худшем - псевдонаучным бредом.
Способами 2 и 3, то есть разумными, интегрированный курс создается на базе уже существующих традиционных курсов нескольких дисциплин.
Способ 2: интегрированный курс начинается с введения терминов, общих для науки в целом, с уточнением того, как трактуют эти понятия отдельные отрасли. Далее вводятся все более частные понятия и термины с выделением в них общей части и того конкретного, что вкладывает в это понятие отдельная дисциплина.
Чтобы поддерживать взаимосвязь различных частей курса, при изложении основ одной их части (главы или параграфа, взятого из неинтегрированного курса) стоит перекидывать "мостики" в другую часть. Причем делать это можно не переходя к другому предмету, а делая анонсы. Так построен, например, учебник И.Ю.Алексашина с соавторами. В дальнейшем хорошо обращать внимание учащихся на то, что им уже в общих чертах рассказывали, что позволит и повторить пройденное, и внести в него новый смысл. Далее можно давать задания на поиск связей и/или аналогий в пройденном материале.
Тут вспоминается известный признак "успехов отличных": "Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопрос, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения с проницательностью..." (Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках, 1884). Вообще же использование аналогий при изучении любого курса, с одной стороны, может помочь в преподавании, с другой же - научить обучающихся искать и применять аналогии в жизни, при решении задач.
Особое внимание стоит уделить моделированию, так как многие модели могут описывать разные объекты и процессы (например, равномерное движение, скорость химической реакции, сбор ягод (текстовые задачи в математике)), с другой стороны один и тот же объект может описываться в разных науках разными моделями (земля как материальная точка (физика), как астрономический объект (астрономия), как глобус или карта - география).
Способ 3: первая часть интегрированного курса состоит из частей вполне традиционных курсов, но подобранных так, чтобы облегчить последующую "интеграцию". Ради преодоления барьеров и комплексов в сознании параграфы или главы могут чередоваться и, в качестве "затравки", содержать некоторое, понемногу возрастающее, количество взаимных ссылок. Вторая часть должна быть именно интегрированной. Она должна показывать обучающимся эффективность одновременного применения нескольких предметов. Далее возможны разные пути, опишем один из них.
Любая область науки и техники состоит из следующих частей:
1) списка предметов и явлений, которые она считает своим объектом,
2) накопленных ею знаний об объекте, в том числе информационных и прочих моделей,
3) словаря области, списка терминов, который тоже есть знание,
4) навыков применения и навыков получения этих знаний (запечатленных там же),
5) материальных результатов деятельности науки и техники,
6) знаний о том, как эти материальные результаты получать, то есть технологических инструкций
7) знаний о взаимодействии области с другими,
8) знаний и навыков, относящихся к самой области (законов ее развития, истории и прогнозов ее развития), и методике преподавания,
9) знаний, относящихся к другим областям, если это методическая или иная мета-область,
10) эмоций людей, ею занимающихся или тех, на жизнь коих повлияла эта наука и техника.
Если посмотреть на этот список, то видно, что интегрированный курс может демонстрировать, что (пункты соответствуют):
1) к одному объекту можно применять методы разных предметов: при разработке нового композиционного материала исследуются и его физические (прочность), и его химические свойства (коррозионная стойкость); поскольку все предметы так или иначе работают с информацией, методы информатики могут быть применены в том или ином виде во всех случаях;
2) знания, накопленные в разных предметах, пересекаются: например, данные некоторых исследований приводятся в книгах и по социологии, и по психологии (Стэнфордский тюремный эксперимент); некоторые данные фигурируют и в физике, и в химии (оптические свойства многофазных сред);
3) использование словарей даже внутри одного предмета часто требует определения терминов, и уж тем более - при пересечении словарей разных предметов; например, в физике - скорость, скорость распада и скорость истечения горючего могут означать три разных параметра, а скорость реакции в химии - вообще четвертый;
4) навыки применения знаний, относящихся к разным предметам, имеют много общего - например, применение знаний всегда требует установить, удовлетворяют ли объекты применения условиям применимости, причем последние не всегда формулируются явно и ясно; стандартизация этих условий (курсы естественных наук этим обычно пренебрегают) как раз и может быть возложена на информатику; в частности, это удобно делать на примере физики, законы которой установлены при определенных значениях входящих в них параметров, действуют с определенной точностью и связаны друг с другом;
5) окружающие нас предметы, равно как и полученные знания, всегда являются результатом нашей деятельности в рамках разных предметов; для компьютера и самолета нужны не только многие разделы физики и химии, но и биология, география, геология, лингвистика; а информатика заведомо нужна везде;
6) технологические инструкции, то есть знания о том, как материальные результаты получать, имеют много общих черт - в любой инструкции должно быть указано, какие материалы и инструменты используются, каковы требования к квалификации работников, как производятся действия, какие действия понятны исполнителю, что считать элементарным действием, что является сигналом к началу и окончанию действия, как контролируется результат и т.д;
7) любая область взаимодействует с другими, причем множеством способов - например, через создание инструментов, приборов и методов: для создания биологических приборов нужна химия, для химических - физика, для физических - биология;
8) законы развития разных областей имеют нечто общее - например, связь с другими областями, с общим развитием и потребностями общества, с политической ситуацией, с уровнем общей образованности людей, с их интересом к науке и т.д.;
9) существуют мета-области, сами по себе содержащие знания, относящиеся к разным областям: например, история естественных наук, история науки, общая методика преподавания, вообще - интегрированные курсы и т.д.; в определенном смысле метаобластью является и информатика, поскольку она исторически возникла как обобщение методов естественных наук и практик;
10) наука - один из источников эмоций в жизни множества людей, как занимающихся наукой, так и пользующихся ее плодами. Наука и работа в ней - один из трех источников самых сильных эмоций; другие, по скромному опыту одного из авторов - спорт и любовь. Тут вспоминается известная цитата: "Когда Фейнман входил в аудиторию, на его губах играла улыбка. И все понимали, что эта улыбка отражает радость от общения с физикой" (воспоминания Мэтью Сэндса, его ученика).
В каких случаях создание подобного курса может быть эффективно с точки зрения получения "на выходе" человека знающего, умеющего и применяющего? Любой курс имеет фиксированный объем, поэтому, вводя в него что-то - мы что-то исключаем. Замена имеет смысл, если польза превышает потери. Школьный курс изначально уделяет мало внимания взаимодействию предметов и использованию школьных знаний вне школы. Поэтому посвятить некоторую долю времени "межпредметному" и особенно "вместепредметному" образованию стоит. Однако делать это имеет смысл лишь после того, как твердо усвоены основные положения взаимодействующих или применяемых вместе предметов.
Иначе вместо ощущения, что предметы связаны, может возникнуть ощущение, что предметов и вовсе нет. И вместо формул математики, физики, химии и методов информатики, позволяющих понимать и изменять мир, есть лишь пустые разговоры об этом замечательном мире, упакованные в глянцевую обложку с красивыми и бессмысленными картинками внутри.
В соавторстве с Марией Гришкиной
Связаться с программистом сайта.