Ашкинази Леонид Александрович
Отношение к школе - анкетирование школьников и студентов

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 16/11/2014, изменен: 16/11/2014. 9k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Отношение к школе - анкетирование школьников и студентов
      
       Доклад на конференции ИТО-2014, Ашкинази Л.А., Гришкина М.П.
      
      
       Мы исследовали отношение школьников к практическим сторонам жизни школы, в том числе - их отношение к дистанционному обучению и причины этого отношения. Мы имели возможность проведения такого исследования вне стен школы, причем могли опросить и школьников и студентов - недавних школьников. Мы попытались охватить в одном исследовании и на одном контингенте многие стороны школьной жизни, но, естественно, с небольшой глубиной. Объектом исследования были школьники двух школ и студенты.
      
       Первая школа - это Физико-математическая школа Московского института электроники и математики (ФМШ МИЭМ, fmsh.ru). Это вечерние курсы по математике, информатике и физике, они не заменяет обычной дневной школы, то есть опрошенные учатся и в обычных дневных школах. Особенности этой выборки и проведения опроса таковы:
       - это учащиеся разных школ города Москвы,
       - выборка школ может считаться случайной, поскольку к нам приходят как учащиеся из спецшкол и спецклассов, которым "хочется еще", так и учащиеся гуманитарных школ и классов с мотивировкой "нас этому это вообще не учат",
       - это дети, желающие получить хорошее математическое, компьютерное, естественнонаучное или техническое образование,
       - опрос учащихся проводился в середине семестра, после небольшого отсева тех, кого "привели на веревке", и после того, как школьники привыкли к тому, что с нами можно разговаривать не только строго в рамках ФГОС,
       - это дети, сдавшие вступительный экзамен по математике, и не покинувшие школу после нескольких довольно напряженных занятий, поэтому можно попытаться, используя их несколько более высокий интеллект, использовать их, как экспертов,
       - опрос проводился в ВУЗе, вне стен школы,
       - опрос проводился людьми, с одной стороны не имеющими отношения к их школе, а с другой стороны, не вполне чужими (наши преподаватели не строят вертикали и не надувают щеки, независимо от регалий и опыта работы).
      
       Вторая школа, в которой был проведен опрос - школа N 1840 г. Москвы. Это, скажем так, "хорошая школа". Она сотрудничает с несколькими ВУЗами, по разным рейтингам она входит во вторую сотню школ Москвы, то есть в верхние 10 %.
      
       Прежде всего: по многим вопросам и школьники, и студенты умеренно консервативны, частый ответ - "надо оставить, как сейчас". По многим вопросам мнения школьников и студентов близки, что объясняется культурной гомогенностью выборки. И школьники, и студенты:
       - не поддержали предложение переставить уроки так, чтобы каждый предмет изучался меньшую часть года, но больше уроков в неделю,
       - не поддержали предложение изменить количество контрольных (им не близка и идея уменьшить, и идея увеличить),
       - не хотят они изменения отношения длин летних и зимних каникул,
       - их устраивает половозрастной состав преподавательского корпуса,
       - все они за бесплатное образование,
       - и школьники, и студенты за обучение "в стенах школы" и против дистанционного,
       - все они (кроме самых младших школьников) против того, чтобы со школьниками занимались за деньги школьные преподаватели.
      
       В некоторых случаях все они на стороне современных новаций:
       - они за пятидневку (кроме самых младших школьников),
       - за участие в олимпиадах (если оно добровольно),
       - за добровольные внеурочные занятия внутри школы,
       - за сохранение количества домашних заданий, хотя и хотели бы сделать часть добровольными,
       - особо отметим одну "новацию", которая не имеет места в реальной жизни, но за которую они высказываются категорично, - 70-80 % школьников и студентов считают, что практических занятий и лабораторных работ в школе должно быть больше.
      
       В некоторых случаях их мнения, очевидно, связаны с особенностями выборки:
       - они за то, чтобы преподаватели работали и в школах, и в вузах,
       - они за меньшее наполнение классов,
       - они за более однородные (то есть без слабых учеников) классы,
       - возможно, что именно "серьезность" выборки сказалась на отношении к дисциплине - и школьники, и студенты против курения в школе - и школьников, и преподавателей (70-75 %), против еды и питья на уроках (50-60 %), против списывания (40-50 %).
      
       В некоторых вопросах видно возрастное изменение позиции в нашей выборке - от младших классов (7-8-9) к старшим (9-10-11) и далее к студентам, причем иногда оно видно даже внутри студентов - от 3-4 к 5 курсу:
       - до 9 класса включительно школьники считают, что школа должна быть обязательна до 9 класса включительно, далее они считают, что она должна быть обязательна до 11 класса,
       - хотя и школьники, и студенты полагают, что дисциплина в школе должна быть построже (40-50 %), но у школьников это мнение формируется к концу школы,
       - школьников устраивает степень информированности родителей о жизни школы, студенты считают, что она должна быть больше,
       - и школьники, и студенты считают, что родители должны быть лучше информированы о том, как учатся их дети, причем у студентов это мнение выражено несколько сильнее,
       - школьников устраивает степень участия родителей в жизни школы, студенты полагают, что она должна быть побольше.
      
       По крайней мере в двух случаях возрастная зависимость немонотонна:
       - старшеклассники поддерживают уменьшение количества предметов ради более глубокого их изучения (40-50 %), студенты эту идею не поддерживают, они за "широту" программы для школьников,
       - старшеклассники начинают осознавать свои права как "права человека" и считают, что тестирование на наркотики может быть только добровольным, причем с согласия и родителя, и школьника (за добровольность 35 %, за принудительность 25 %), студенты в этих правах школьникам уже отказывают, причем именно старшие студенты (за добровольность 15 %, за принудительность 35 %),
       - похожая картина с ношением формы - школьники за свободу (45 %) против обязательности (20 %), студенты для школьников - наоборот (40 % и 45 % соответственно).
      
       Что касается инклюзивного обучения, то и школьники, и студенты колеблются между доктринальным выбором "все должны учиться вместе" и рациональным "при двух условиях - если и не затрудняют работу учителя, и с ними легко общаться". Причем школьники несколько более доктринальны (35 % против 30 %), а студенты несколько более рациональны (30 % против 25 %). Вообще же отрицают совместное обучение 10 %.
      
       В близком вопросе "должны ли учиться вместе или отдельно хорошо знающие язык и иноязычные" и школьники, и студенты делают рациональный выбор. Причем у студентов он преобладает над доктринальным существенно - 35 % против 10 %, а у школьников менее сильно - 30 % против 20%. Вообще же отрицают совместное обучение 20 % школьников и 30 % студентов.
      
       Что касается учащихся школы 1840, то отличия от ФМШ МИЭМ оказались не слишком велики, но учащиеся этой школы просят уменьшить количество контрольных и домашних заданий и предпочли бы смягчение дисциплины. Они несколько менее серьезно относятся к занятиям, менее склонны к анализу ситуации, чувствуют себя более зависимыми от педагогов и не поддерживают идею однородных классов.
      
       В анкете содержался вопрос - "Лучше, если учеба проходит в школе или через Интернет, дистанционно?" с четырьмя вариантами ответов "лучше, если учеба в школе", "лучше частично на дому, дистанционно", "лучше все или почти все дистанционно", "не знаю". Самым частым выбором оказался первый (45-70% у школьников, 55-85% у студентов), даже "широкий" второй вариант уступает ему в 1,5-3 раза.
      
       Для определения причин предпочтения обучения в школе и отторжения дистанционного обучения был задан вопрос "Чем неудобно дистанционное обучение через Интернет?" и разрешено выбирать несколько ответов из следующего списка (1) дома много того, что отвлекает, (2) в школе удобнее общаться с друзьями, (3) дома мы все время под надзором, (4) удобнее общаться с преподавателем, (5) будет тормозить Интернет. Самыми частыми оказались выборы 1, 2 и 4 с характерным различием между классами - в 7 классе доминирует "человеческий" выбор (2), в 8 - уже (1) и (4), а к 10-11 доминирование "делового" выбора (1) нарастает - он оказывается вдвое сильнее и (2), и (4).
      
       Поэтому дистанционное обучение будет лучше восприниматься не в самых старших классах, а при его реализации и рекламе следует обращать внимание на обеспечение удобства общения.
      
       Авторы благодарны за содействие в проведении исследования дирекции школы 1840 и своим коллегам - преподавателям ФМШ МИЭМ.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 16/11/2014. 9k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.