Ашкинази Леонид Александрович
Боттичелли, фотошоп и Интернет

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 07/10/2016, изменен: 07/10/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Боттичелли, фотошоп и Интернет

    Леонид Ашкинази и Алла Кузнецова

    Превращение басни в повесть,

    даже если таковое имело место,

    лежит, по моему мнению,

    за гранью понятия о плагиате.

    Стругацкие А. и Б., "Хромая судьба"

       Базовыми понятиями для нас в этом тексте будут "произведение искусства" и "реакция". То есть мы не будем обсуждать, что произведение, а что нет, и что искусство, а что не оно, -- доверимся интуиции. Заметим лишь, что произведением искусства может быть объект, изначально задуманный как утилитарный (автомобили, одежда, сумки, в конце концов - ковры и гобелены), а то, что было задумано, как произведение, запросто несет утилитарную функцию -- например, на Сотбисе. Правда, там оно ее несет исключительно благодаря своей произведениеискусствовости; но если ребенку достанется античная статуэтка, то и из нее получится замечательная кукла. Может, некоторые из них и были ими -- в их когдатошней жизни? Да что далеко ходить - хрестоматийный пример про "Это очень полезная картина. Она дырку на обоях закрывает" помните?.. Наконец, существует термин "инженерное искусство".
      
       Что до реакции, то это удивление, интерес, негодование, возмущение, вандализм, радость, гордость за человека-творца (и вообще, и конкретного, и даже за себя самого: "я, атом в ногте пальца руки -- руки, которое мое человечество протянуло в мир, чтобы взять, и понять, и сделать"). Одна из возможных реакций -- желание создать свое произведение, причем при некоторых условиях это желание реализуется. Иначе мы бы о нем не узнали.
      
       Тогда естественно задать два вопроса: при каких условиях создается это "произведение-следствие" и как оно связано с "произведением-причиной". Первый вопрос апеллирует в основном к психологии, и кажется, что существенны 5 (пять) факторов.
      
       1 -- хоть какое-то умение: не сможет подражать художнику тот, кто не умеет держать "пишущий предмет" в руках, писателю -- тот, кто совсем не умеет писать.
      
       2 -- любовь к автору или произведению, желание побыть рядом, помусолить, погреться около любимого, что-то с ним поделать. В смысле -- с произведением. Например, написать маленькое подражание великому Станиславу Лему -- просто, чтобы проверить, сумел ли вжиться в его стиль.
      
       3 -- некая "творческая лень" -- отсюда вторичные литературные произведения, все эти приквелы, сиквелы, мидквелы, спин-оффы и все прочее, использующее или антураж, или идеи произведения-причины.
      
       Попутно заметим, что на рынке обретается изрядное количество произведений, паразитирующих на Стругацких и выворачивающих наизнанку их идеи. Однако мы полагаем, что чистоплотному человеку следует с уважением относиться к авторскому видению мира и, облегчая себе жизнь заимствованием атрибутов чужого мира, не должно сильно грешить против идейной преемственности. А если он совсем уж идейно перпендикулярен, то отчего бы ему и не пойти... перпендикулярно?
      
       Фактор 4 -- отношение эффективность/стоимость: писать более-менее оригинальное крупное литературное произведение или картину -- большая работа, делают это чаще в расчете на как минимум известность, а обычно -- на гонорар.
      
       Фактор 5 -- наличие свободного времени; в школе на уроках обычно его много, что объясняет распространенность школьных жанров "Усы Екатерины Великой", "Древний человек с инфузорией вместо головы" и т. п. Заметим, что сама идея "слегка поиздеваться" известна давно и широко использовалась еще до того, как появился Интернет, примеры -- фото 1-3.
      
       В свете этих пяти факторов делается понятным существование в Интернете жанра "вторичных картин". Берется картина, и с нею посредством графической программы что-то делается. Объем работы относительно мал, гонорар не светит, но если взято хорошо известное произведение и сделано что-то интересное, то причинно-следственные связи станут причиной распространения произведения-следствия по Интернету -- быстрого и широкого. Работают в этом ключе и серьезные мастера, и, скажем так, начинающие экспериментаторы. То, что получилось, мы классифицируем как раз по типу связи между произведением-причиной и произведением-следствием, причем границы, как почти всегда не вполне четки. Итак, вот эти пять типов связи картины-причины и картины-следствия.
      
       1 - заимствуется сюжет, изменяется техника, причем техника может быть как традиционная, но другая, например, не живопись, а фото
       http://protopmodel.ru/?p=11407
       http://joinfo.ua/curious/1026341_Interesnie-foto-remeyki-klassicheskih-kartin.html
       а может быть -- игровая. Например, картины из овощей.
       http://www.fresher.ru/2010/08/16/znamenitye-kartiny-iz-ovoshhej/
       там, кстати, и Боттичелли есть. А при чем тут он вообще -- это мы объясним позже.
      
       Впрочем, возможно, это овощное рагу с винегретом -- отсылка к определенному стилю, заслуженному и древнему, см.
       http://giuseppe-arcimboldo.ru/?page_id=2
      
       Изменение техники может использоваться в гуманистических целях. Скажем, люди с проблемами зрения хотели бы себе представлять сюжет, к примеру, "Завтрака на траве" не только по описаниям. И такая возможность есть -- делается скульптура
       http://news.tut.by/culture/439601.html
      
       2 - подражание стилю определенного художника, например
       http://www.bbc.com/russian/society/2016/03/160321_cats_paintings_exhibition
       http://artifex.ru/творчество/ван-гог-с-эффектом-тилт-шифт/
      
       3 - подражание теме определенной картины, и видно, какой именно
       http://www.ivankrutoyarov.com/2013/02/blog-post_23.html
       http://urokiistorii.ru/node/52706
      
       или вот:
       http://natixa.livejournal.com/40955.html?thread=76539
       и даже видео
       http://fishki.net/video/1354030-ozhila-kartina-petrova-vodkina.html
       сюда же можно отнести многочисленные подражания "Витрувианскому человеку".
      
       4 - подражание стилю определенной картины
       https://pushun.dreamwidth.org/36632.html#cutid1
       Причем генерация вторичного произведения может быть выполнена компьютерной программой
       http://ivynbee.com/beauty/nejronnaya-set-kotoraya-risuet-dlya-vas-kartiny.html
       https://lenta.co/kompyuter-delaet-iz-fotografij-kartiny-v-podrazhanie-velikim-hudozhnikam-61170
       https://habrahabr.ru/company/wolfram/blog/244729/
      
       Сколько здесь творчества царя природы, а сколько -- компьютера, вопрос сложный. Особенно, если учесть, что "три вещи невозможно понять, а некоторые говорят, что четыре: путь птицы в небе, путь змеи на скале, путь корабля в море и путь женщины к сердцу мужчины. Человек-творец, да святится имя его, создал пятую -- компьютер".
      
       5 -- антиподражание жанру, например -- демотиваторы. Заметим сразу, что сам лейбл "демотиваторы" оказался весьма популярен, но правильное исполнение их, -- как и всякое следование современному постмодернистическому канону, -- требует незаурядной фантазии. Поэтому сегодня на многочисленных сайтах, размещающих картинки под этим заголовком, можно найти не более нескольких процентов канонических, то есть адекватно воплощающих принцип, демотиваторов. Остальное -- просто более или менее интересные картинки, более или менее остроумные подписи, максимум -- гармоничное их сочетание. Правильное определение понятия "демотиватор" можно посмотреть в Википедии и на Луркморе. Несколько примеров приведены ниже -- см. фото 4-6.
      
       Вариант 6 - пересечение литературы и живописи, то есть тексты, вдохновленные картинами
       http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2890.shtml
       http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_0680.shtml
       и картины, вдохновленные текстами
       http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post72633608/
      
       Видимо, по этому же разделу надо числить "безглютеновую живопись"
       https://artchive.ru/groups/4/blog/1006
       как вдохновленную очередными разговорами об очередной вредности, или выделить ее в отдельный тип?
      
       Переходы из одного вида искусства в другой существуют самые замысловатые, в том числе из живописи в музыку. А уж сочетания... достаточно вспомнить Скрябина, Кандинского, Чюрлёниса -- и это только начало списка. Весьма распространено "отражение" одного произведения другим в музыке, например в джазе.
      
       Когда-то были популярны картины из нулей, распечатанные на печатающих устройствах ЭВМ допринтерной эпохи -- кто помнит зарю века, напевный лязг АЦПУ? И прыгающими буквами строки самиздата: Мандельштам, Бродский, Стругацкие и далее по списку, напечатанные на них? АЦПУшные картинки -- формально, конечно, смена техники. Но здесь вообще открывается сундук Пандоры.
      
       Ибо есть один фундаментальный способ превращения друг в друга (1) картинки и звука, (2) звука и текста, (3) текста и картинки. Где-то там, в глубине загадочного железного ящика на вашем столе или под столом, все состоит из нулей и единиц. А дальше все просто: любую запись из нулей и единиц мы можем интерпретировать и как картинку, и как звук, и как текст. Правда, не все тексты окажутся при таком глобальном и тотальном подходе осмысленными, но после постмодернистской живописи и минималистской музыки нас трудно испугать.
      
       Что будет, если скормить графической программе ту последовательность нулей и единиц, что составляет (на языке оригинала) "Десять заповедей", "Алмазную сутру", "Манифест", "Майн Кампф"? А если текстовой программе скормить ту последовательность, что составляет, скажем, "Мону Лизу", "Растекшееся время", "Незнакомку", "Апофеоз войны", "Сад земных наслаждений"? А еще в литературе упоминается некая картина, печатая которую, матричный принтер напевает гимн СССР...
      
       Остается вспомнить, при чем здесь Сандро Боттичелли, тот, который "1445, Флоренция -- 1510, Флоренция". Дело в том, что в N 3 нашего журнала "Знание-сила" за 2016 год была помещена репродукция его картины "Весна". Так вот, в самый последний момент пришлось заменять файл репродукции, его взяли из Интернета и, сами понимаете, как на грех... пересчитывать действующих лиц не стали, а зря. Но зато появился повод для написания этой заметки.
      
       P.S. У авторов A&L, иногда бывает ощущение, что тема готова погрести их под собой. А еще иногдее это ощущение бывает очень сильным...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 07/10/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.