Сравнивать любые системы, имеющие одну и ту же цель, надо по их эффективности в достижении этой цели. Но уже на этом, очень общем уровне, при попытке сравнения образовательных систем разных стран возникают минимум две сложные проблемы. Прежде всего, системы образования разных стран могут иметь несколько разные цели. Например, если страна многонациональна и мультикультурна, то относительно большой вес приобретает -- особенно в начальном образовании -- проблема социализации. Еще одна проблема -- это исходное состояние. Общества с исходным уровнем грамотности 50 % и 90 % -- разные, и даже при одинаковых задачах образовательная система должна в этих обществах быть разной.
Тем не менее, несмотря на эти сложности, сравнить образовательные системы все-таки хочется. Попробуем сопоставить три параметра, по которым есть хоть в какой-то мере объективные данные -- суммарные вложения в образовательную систему, уровень грамотности и уровень образования в стране. Доля суммарных вложений в образование в валовом внутреннем продукте показывает степень внимания, уделяемого государством и обществом (поскольку есть вложения и не из бюджета) образованию граждан. Уровень образования -- стандартный параметр, который входит в так называемый "Индекс человеческого развития ООН", он изменяется от 0 до 1 и учитывает два "подпараметра" -- уровень грамотности и долю населения, имеющую высшее образование. Как пишут специалисты, "инвестиции в образование - не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни". Эти данные меняются год от года, здесь приведены данные в основном за 2014 год.
вложения в
образование
уровень
грамотности
уровень
образования
Бруней
9,1 %
95 %
0,70
Малайзия
5,8 %
92 %
0,69
Вьетнам
5,3 %
90 %
0,58
Таиланд
3,8 %
94 %
0,62
Сингапур
3,3 %
94 %
0,78
Лаос
3,3 %
69 %
0,46
Индонезия
3,0 %
92 %
0,61
Филиппины
2,7 %
93 %
0,61
Камбоджа
2,6 %
76 %
0,45
Мьянма
0,7 %
90 %
0,38
В таблице выделены 4-5 наибольших значения в каждой колонке. Видно, что они коррелируют -- если по двум параметрам страна попадает в верхнюю половину таблицы, то и по третьему параметру она тоже там. Естественное отклонение -- Сингапур: там вложения в образование относительно меньше, потому что и страна богатая и высокий уровень образования уже достигнут.
Кроме того, видно, что с ростом уровня образования растут и вложения в образование -- по-видимому, чтобы осознать пользу от образования, полезно уже быть образованным. Действительно, при уровне образования менее 0,5 вложения всегда менее 4 %.
Можно ли сравнить образовательные системы как-то еще? Хотелось бы использовать некий критерий, охватывающий большую долю населения и говорящий именно об инновационном потенциале, о возможности прогресса. Например, количество публикаций в рецензируемых научных журналах на душу населения или количество патентов, выданных гражданам, причем во всех странах, не только на родине. Но эти данные сильно связаны с многими другими сторонами жизни, и применить их для оценки качества образования вряд ли удастся.
Вклад в мировую науку обычно оценивается по количеству публикаций в серьезных журналах и по цитируемости. Однако в работах на эту тему из перечисленных стран если кто-то и упоминается, то Сингапур, и то не потому, что его вклад существенен, а потому, что этот вклад быстро растет. Можно попытаться сравнить рейтинги университетов, но из университетов стран АСЕАН попадают в верхние сотни рейтингов лишь университеты Сингапура. Наконец, можно попытаться сравнить данные международных исследований школьников -- TIMSS и PISA, но в них принимал участие только Сингапур, и в некоторые годы -- Малайзия и Индонезия. При этом Сингапур попадал чаще всего на первое место, Малайзия - между 10-м и 20-м, Индонезия -- в районе 40-го. Так что сравнение провести невозможно, и понятно почему -- у этих стран все-таки разные и начальные условии, и дальнейшая траектория.
Сингапур -- это вообще особый случай: и АСЕАН, и "малый тигр". С одной стороны, по части образования, как пишет Ли Куан Ю в своей замечательно интересной книге "Сингапурская история. Из "третьего мира" -- в первый", там был какой-никакой, а существенный задел, доставшийся от Британии. С другой стороны, маленькая страна с авторитарным управлением оказалась удобным полем для экспериментов. А принятая сразу ориентация на западную систему образования в сочетании с местными особенностями -- трудолюбивым характером и высоким статусом образованности -- стала решающим фактором.
Можно попытаться сделать сопоставление по результатам международных олимпиад. Важно участие государства, расходы на поиск, отбор, подготовку, оплату тренеров, создание надлежащей атмосферы и т. д. Десять гениев -- это престижно, первое место греет душу и властям, и простым гражданам, но прогресс общества определяется не десятью гениями, а если эти гении натренированы на решение олимпиадных задач, то их результаты и подавно не показатель. То есть данные по олимпиадам укажут нам не столько на состояние образования на данный момент, сколько на внимание, уделяемое образованию "системой", властями, верхами... правда, не образованию вообще, не образованию для всех, а именно "победам". Это, можно сказать, "престижность по мнению властей". Но она должна сказаться, с некоторой временной задержкой, на образовании вообще. Для сравнения удобно взять международные математические олимпиады -- они и по существу важны, и представительны, и по ним есть данные по странам
и верхние 20 строк в таблице -- вот; первое место, естественно, сверху.
2016
2015
2014
2013
2012
United States of America
United States of America
China
China
South Korea
South Korea
China
United States of America
South Korea
China
China
South Korea
Taiwan
United States of America
United States of America
Singapore
North Korea
Russia
Russia
Russia
Taiwan
Vietnam
Japan
North Korea
Canada
North Korea
Australia
Ukraine
Singapore
Thailand
Russia
Iran
South Korea
Vietnam
Singapore
United Kingdom
Russia
Singapore
Taiwan
Iran
Hong Kong
Canada
Canada
United Kingdom
Vietnam
Japan
Singapore
Vietnam
Iran
Romania
Vietnam
Ukraine
Australia
Canada
India
Canada
Thailand
Romania
Japan
North Korea
Thailand
Romania
Netherlands
Israel
Turkey
Hungary
France
North Korea
Thailand
Taiwan
Brazil
Croatia
Hungary
Australia
Serbia
Italy
Peru
Germany
Ukraine
Peru
Philippines
Poland
Turkey
Mexico
Japan
Bulgaria
Taiwan
Hong Kong
Turkey
Poland
Germany
Mexico
Israel
Indonesia
Brazil
Indonesia
Hungary
United Kingdom
Italy
Bulgaria
Мы видим, что 17 % таблицы занято странами АСЕАН -- при населении 7 % населения Земли. Что касается отдельных стран, то чаще всего это Сингапур, Вьетнам и Таиланд, существенно реже -- Индонезия и Филиппины. Коррелирует ли это с первой таблицей? Лишь частично -- успешные в олимпиадах Сингапур и Таиланд входят в верхнюю часть первой таблицы, а Вьетнам -- нет. А Бруней и Малайзия, рекордсмены первой таблицы, не успешны по части олимпиад. При этом даже не важно, не выставляли они команды или та выступила слабо -- и то, и то уже означает слабую заинтересованность.
В целом можно осторожно заключить, что либо данные сильно "зашумлены", то есть влияют какие-то случайные или систематические, но посторонние факторы, например, разная методика измерения грамотности, либо влияют исторические факторы.
Про некоторые образовательные системы более или менее случайно известны какие-то интересные детали -- про усилия, прилагаемые системами для привлечения студентов из других стран (особенно этим славятся Сингапур и Малайзия), про направление своих студентов на обучение за рубеж (это направление развито в Сингапуре и Вьетнаме), про условия обучения, про всякого рода контакты с образовательными учреждениями России, про полностью бесплатное образование в Брунее, про то, что Таиланд предполагает стать центром дистанционного обучения для стран АСЕАН, и так далее.
Мир велик и разнообразен, а Юго-Восточная Азия -- разнообразнейшая часть этого мира.