Ашкинази Леонид Александрович
Образование в странах Асеан - попытка сравнения

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 24/09/2017, изменен: 24/09/2017. 21k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Образование в странах АСЕАН -- попытка сравнения
      
       Сравнивать любые системы, имеющие одну и ту же цель, надо по их эффективности в достижении этой цели. Но уже на этом, очень общем уровне, при попытке сравнения образовательных систем разных стран возникают минимум две сложные проблемы. Прежде всего, системы образования разных стран могут иметь несколько разные цели. Например, если страна многонациональна и мультикультурна, то относительно большой вес приобретает -- особенно в начальном образовании -- проблема социализации. Еще одна проблема -- это исходное состояние. Общества с исходным уровнем грамотности 50 % и 90 % -- разные, и даже при одинаковых задачах образовательная система должна в этих обществах быть разной.
      
       Тем не менее, несмотря на эти сложности, сравнить образовательные системы все-таки хочется. Попробуем сопоставить три параметра, по которым есть хоть в какой-то мере объективные данные -- суммарные вложения в образовательную систему, уровень грамотности и уровень образования в стране. Доля суммарных вложений в образование в валовом внутреннем продукте показывает степень внимания, уделяемого государством и обществом (поскольку есть вложения и не из бюджета) образованию граждан. Уровень образования -- стандартный параметр, который входит в так называемый "Индекс человеческого развития ООН", он изменяется от 0 до 1 и учитывает два "подпараметра" -- уровень грамотности и долю населения, имеющую высшее образование. Как пишут специалисты, "инвестиции в образование - не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни". Эти данные меняются год от года, здесь приведены данные в основном за 2014 год.
      
      
       вложения в
       образование
       уровень
       грамотности
       уровень
       образования
       Бруней
       9,1 %
       95 %
       0,70
       Малайзия
       5,8 %
       92 %
       0,69
       Вьетнам
       5,3 %
       90 %
       0,58
       Таиланд
       3,8 %
       94 %
       0,62
       Сингапур
       3,3 %
       94 %
       0,78
       Лаос
       3,3 %
       69 %
       0,46
       Индонезия
       3,0 %
       92 %
       0,61
       Филиппины
       2,7 %
       93 %
       0,61
       Камбоджа
       2,6 %
       76 %
       0,45
       Мьянма
       0,7 %
       90 %
       0,38
      
       В таблице выделены 4-5 наибольших значения в каждой колонке. Видно, что они коррелируют -- если по двум параметрам страна попадает в верхнюю половину таблицы, то и по третьему параметру она тоже там. Естественное отклонение -- Сингапур: там вложения в образование относительно меньше, потому что и страна богатая и высокий уровень образования уже достигнут.
      
       Кроме того, видно, что с ростом уровня образования растут и вложения в образование -- по-видимому, чтобы осознать пользу от образования, полезно уже быть образованным. Действительно, при уровне образования менее 0,5 вложения всегда менее 4 %.
      
       Можно ли сравнить образовательные системы как-то еще? Хотелось бы использовать некий критерий, охватывающий большую долю населения и говорящий именно об инновационном потенциале, о возможности прогресса. Например, количество публикаций в рецензируемых научных журналах на душу населения или количество патентов, выданных гражданам, причем во всех странах, не только на родине. Но эти данные сильно связаны с многими другими сторонами жизни, и применить их для оценки качества образования вряд ли удастся.
      
       Вклад в мировую науку обычно оценивается по количеству публикаций в серьезных журналах и по цитируемости. Однако в работах на эту тему из перечисленных стран если кто-то и упоминается, то Сингапур, и то не потому, что его вклад существенен, а потому, что этот вклад быстро растет. Можно попытаться сравнить рейтинги университетов, но из университетов стран АСЕАН попадают в верхние сотни рейтингов лишь университеты Сингапура. Наконец, можно попытаться сравнить данные международных исследований школьников -- TIMSS и PISA, но в них принимал участие только Сингапур, и в некоторые годы -- Малайзия и Индонезия. При этом Сингапур попадал чаще всего на первое место, Малайзия - между 10-м и 20-м, Индонезия -- в районе 40-го. Так что сравнение провести невозможно, и понятно почему -- у этих стран все-таки разные и начальные условии, и дальнейшая траектория.
      
       Сингапур -- это вообще особый случай: и АСЕАН, и "малый тигр". С одной стороны, по части образования, как пишет Ли Куан Ю в своей замечательно интересной книге "Сингапурская история. Из "третьего мира" -- в первый", там был какой-никакой, а существенный задел, доставшийся от Британии. С другой стороны, маленькая страна с авторитарным управлением оказалась удобным полем для экспериментов. А принятая сразу ориентация на западную систему образования в сочетании с местными особенностями -- трудолюбивым характером и высоким статусом образованности -- стала решающим фактором.
      
       Можно попытаться сделать сопоставление по результатам международных олимпиад. Важно участие государства, расходы на поиск, отбор, подготовку, оплату тренеров, создание надлежащей атмосферы и т. д. Десять гениев -- это престижно, первое место греет душу и властям, и простым гражданам, но прогресс общества определяется не десятью гениями, а если эти гении натренированы на решение олимпиадных задач, то их результаты и подавно не показатель. То есть данные по олимпиадам укажут нам не столько на состояние образования на данный момент, сколько на внимание, уделяемое образованию "системой", властями, верхами... правда, не образованию вообще, не образованию для всех, а именно "победам". Это, можно сказать, "престижность по мнению властей". Но она должна сказаться, с некоторой временной задержкой, на образовании вообще. Для сравнения удобно взять международные математические олимпиады -- они и по существу важны, и представительны, и по ним есть данные по странам
       https://www.polyomino.org.uk/mathematics/imo-scores/
       и верхние 20 строк в таблице -- вот; первое место, естественно, сверху.
      
       2016
       2015

    2014

    2013

    2012

       United States of America
       United States of America
       China
       China
       South Korea
       South Korea
       China
       United States of America
       South Korea
       China
       China
       South Korea
       Taiwan
       United States of America
       United States of America
       Singapore
       North Korea
       Russia
       Russia
       Russia
       Taiwan
       Vietnam
       Japan
       North Korea
       Canada
       North Korea
       Australia
       Ukraine
       Singapore
       Thailand
       Russia
       Iran
       South Korea
       Vietnam
       Singapore
       United Kingdom
       Russia
       Singapore
       Taiwan
       Iran
       Hong Kong
       Canada
       Canada
       United Kingdom
       Vietnam
       Japan
       Singapore
       Vietnam
       Iran
       Romania
       Vietnam
       Ukraine
       Australia
       Canada
       India
       Canada
       Thailand
       Romania
       Japan
       North Korea
       Thailand
       Romania
       Netherlands
       Israel
       Turkey
       Hungary
       France
       North Korea
       Thailand
       Taiwan
       Brazil
       Croatia
       Hungary
       Australia
       Serbia
       Italy
       Peru
       Germany
       Ukraine
       Peru
       Philippines
       Poland
       Turkey
       Mexico
       Japan
       Bulgaria
       Taiwan
       Hong Kong
       Turkey
       Poland
       Germany
       Mexico
       Israel
       Indonesia
       Brazil
       Indonesia
       Hungary
       United Kingdom
       Italy
       Bulgaria
      
       Мы видим, что 17 % таблицы занято странами АСЕАН -- при населении 7 % населения Земли. Что касается отдельных стран, то чаще всего это Сингапур, Вьетнам и Таиланд, существенно реже -- Индонезия и Филиппины. Коррелирует ли это с первой таблицей? Лишь частично -- успешные в олимпиадах Сингапур и Таиланд входят в верхнюю часть первой таблицы, а Вьетнам -- нет. А Бруней и Малайзия, рекордсмены первой таблицы, не успешны по части олимпиад. При этом даже не важно, не выставляли они команды или та выступила слабо -- и то, и то уже означает слабую заинтересованность.
      
       В целом можно осторожно заключить, что либо данные сильно "зашумлены", то есть влияют какие-то случайные или систематические, но посторонние факторы, например, разная методика измерения грамотности, либо влияют исторические факторы.
      
       Про некоторые образовательные системы более или менее случайно известны какие-то интересные детали -- про усилия, прилагаемые системами для привлечения студентов из других стран (особенно этим славятся Сингапур и Малайзия), про направление своих студентов на обучение за рубеж (это направление развито в Сингапуре и Вьетнаме), про условия обучения, про всякого рода контакты с образовательными учреждениями России, про полностью бесплатное образование в Брунее, про то, что Таиланд предполагает стать центром дистанционного обучения для стран АСЕАН, и так далее.
      
       Мир велик и разнообразен, а Юго-Восточная Азия -- разнообразнейшая часть этого мира.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 24/09/2017. 21k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.