Ашкинази Леонид Александрович
Море, флот, книги

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 29/06/2018, изменен: 29/06/2018. 14k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры научно-популярной литературы, N 27


  •    Море, флот, книги
      

    Странствовать по морю необходимо;

    жить не так уж необходимо.

    Помпей Великий (106-48 г. до н.э.)

      
       Большинство из нас -- начиная с автора этой заметки -- рождены ползать. Наверное, поэтому влечет то вползти куда-то вверх, то заползти куда-то вниз, а с ростом возраста и дохода -- полететь или окунуться в прорубь. А если летными качествами и плавучестью -- как многие из нас -- не вышел, то остается читать книжки. Именно поэтому так много хороших книжек про то, что летает и плавает. И про тех, кто делает все то, что летает и плавает, и про тех, кто на всем этом летает и плавает.
      
       Хороших книжек про корабли, про тех, кто строит и плавает, так много, что написать можно только о немногих; придется как-то ограничиться. Пусть это будут книги, изданные в 90-е и позже, доступные в Интернете, посвященные советскому и российскому флоту. Первое ограничение -- вынужденное и формальное, второе -- забота о читателе и о себе (то есть о кошельке и месте на полках), третье ограничение устроено сложнее. Хорошие книги о кораблях и флотах зарубежных стран есть, хотя некоторым авторам писать объективно мешают комплексы. Но профессионал умеет отделять ТТХ (тактико-технические характеристики) от влияния телевизора. Впрочем, некоторые книжки все равно похожи на рентгеновский снимок легкого с подозрительными затемнениями -- в нормальный текст вкраплены уничижительные фразочки в адрес понятно кого.
      
       Что касается сравнений, у кого крылатая ракета крылатее, а торпеда толще, то темы и проблемы, которые вообще рассматриваются в книгах, можно разделить на три группы. Первая, где сравнение вообще не актуально -- например, Вселенную сравнивать не с чем. Вторая, где читатель сравнивает с некоторым идеалом, хотя сам идеал у разных людей может быть и разным -- например, человеческие качества. Третья группа, где сравнение напрашивается и оно объективно -- например, те же ТТХ. Однако их имеет смысл сравнивать не потому, почему это делают иные экзальтированные персонажи на форумах. А потому, что самое серьезное противостояние сегодняшнего мира -- между цивилизацией и дикостью, и будущим -- как и 75 лет назад -- союзникам надо знать возможности друг друга. Ниже мы к этой проблеме вернемся.
      
       Раз книжек невозможно (для небольшой заметки) много, начнем с какой-то классификации. Книжки могут быть посвящены истории, современности и прогнозу; в основном людям или в основном технике; если технике -- то отдельным объектам, классам объектов и флоту в целом; по временной оси -- конструированию, строительству и эксплуатации. Причем характерное свойство книг о кораблях таково -- описание объектов в большинстве случаев сопровождается описанием их "биографии", поэтому и мы не будем пытаться их разделить. Много книг посвящено флоту в целом -- его роли в тех или иных войнах и революциях, в тех или иных военных операциях, его роли в политике -- то есть в балансировании между миром и безобразием. Однако исторические вопросы -- это совершенно отдельная и настолько интересная тема, что даже разговор о книжках на эту тему требует специальных знаний и заслуживает отдельной статьи.
      
       Проще всего обстоит дело с книжками про флотоводцев и кораблестроителей. В Википедии имеются категории статей "Флотоводцы Российской империи", "Флотоводцы СССР", "Флотоводцы России", причем это не статьи, а "категории", статей там вообще видимо - невидимо. И при статьях, разумеется, ссылки на книжки. Про кораблестроителей там же имеются аналогичные три категории, так что все нормально. Правда, не проверялось, какие из книжек, упомянутых во всех этих статьях, есть в Интернете, но, по крайней мере, про самых знаменитых флотоводцах, например, об адмиралах П.С.Нахимове, Ф.Ф.Ушакове, М.П.Лазареве, вице-адмиралах С.О.Макарове и В.А.Корнилове -- точно есть.
      
       Теперь перейдем к кораблям, и начнем с того, что библиографы называют "продолжающееся издание". Три такие серии книг посвящены истории флота. Серия "Корабли отечества" состоит из 14 книг разных авторов, выпущенных с 1993 по 2000 год, вот они: "Крейсер Максим Горький", "Линкоры типа "Императрица Мария"", "Эсминцы типа "Гневный"", "Круглые суда адмирала Попова", "Крейсер 1 ранга "Дмитрий Донской"", "Эскадренный броненосец "Бородино"", "Крейсер "Богатырь"", "Линкор "Андрей Первозванный", "Подлодки XII серии", "Линкор "Новороссийск"", "Малые охотники типа МО-IV", "Миноносцы "Ревель" и "Свеаборг", "Подлодка "Дельфин"". Состав серии весьма сумбурный, но качество конкретных книжек от этого не зависит, правда? Более того, при прочих равных, от сумбурной серии можно ожидать даже более высокого качества, ибо при поиске авторов не было фактора -- найти любой ценой на определенную тему. Эти книги можно найти, например, вот тут: mirknig.su/knigi/military_history/55634-korabli-otechestva-14-knig.html
      
       В серии "Броненосцы русского флота" вышло 6 книг, данные о них есть вот тут: ship.bsu.by/text/6131 Перечислять нет смысла, тема локальная, если читать -- так все.
      
       В серии "Боевые корабли мира" вышло не менее 127 книг, около четверти из них -- про российские исторические корабли. Все эти книги есть в сети, часть вот тут: ship.bsu.by/text/6105 часть на других сайтах. Перечислить их невозможно -- слишком много.
      
       Всесторонний взгляд на более близкую к нам по времени ситуацию имеется в четырехтомнике Ю.В.Апалькова "Корабли ВМФ СССР", его состав по томам: подводные лодки; ударные корабли; противолодочные корабли; десантные и минно-тральные корабли. Тома вышли в нескольких частях с более дробным делением, и его можно было бы привести, но мне почему-то кажется, что если вам это интересно, и вы будете с этими книгами знакомиться, то вы уж скачаете все.
      
       Хотя сравнение -- не наша задача, назовем все же четырехтомный справочник по всему миру "Боевые корабли мира на рубеже XX XXI веков" (2000-2004): "Подводные лодки", "Эскадренные миноносцы", "Фрегаты", "Корветы и катера". Авторы: Ю.И.Александров, Ю.В.Апальков, А.Н.Гусев. Весьма содержательные книги, например, в первом томе содержатся данные по находящимся в строю, строящимся и проектируемым боевым подводным лодкам, приведены данные по 112 проектам и типам подводных лодок, находящихся в составе флотов 46 стран мира. По каждому представлены тактико-технические характеристики, наружные виды, общее расположение, численный состав, сроки создания, предприятие -- строитель. Отмечены особенности технического облика подводных лодок и наиболее заметные события их службы. Выполнен анализ современного состояния подводных флотов мира и основных направлений их развития. Приведены данные по ракетному, торпедному, минному и радиоэлектронному вооружению и сведения по подводным аппаратам для взаимодействия с подводными лодками.
      
       Теперь перейдем к отдельным, не входящим в серии, книгам; разумеется, список не претендует -- тут обычные извинения.
       А.С.Павлов "Ударная сила флота (подводные лодки типа "Курск")" (2001), "Подводные лодки проекта 671" (1997). Описание конструкции и жизненного цикла.
       С.А.Балакин, В.Л.Кофман "Дредноуты" (2004), "Плавучие крепости" (2003). Весьма подробно изложена история дредноутов и линкоров.
       В.Н.Бойко "Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР" (2012). Ну да, это тоже кусочек истории, камешек в мозаике... читается с интересом.
       В.Е.Ильин, А.И.Колесников "Подводные лодки России: иллюстрированный справочник" (2006). Весьма подробное, местами эмоциональное, описание истории разработки, устройства, параметров и эксплуатации.
       А.Б.Широкорад "Советские подводные лодки послевоенной постройки" (1997). Очерк развития конструкций советских подводных лодок с 1945 года до конца 60-х годов, дизельных и атомных. Приводятся основные сведения о вооружении подводных лодок. Особенность -- наряду с серийными подводными лодками описаны интересные неосуществленные проекты.
       А.Б.Широкорад "Оружие отечественного флота. 1945-2000" (2001). Тема очевидна из названия, охват -- глобальный. Из предисловия: "В советские времена наше военно-морское оружие было окружено сплошной завесой секретности, куда большей, чем вооружение сухопутных войск или ВВС. Дошло до того, что гриф "секретно" был поставлен на всех изданиях, где приводились характеристики орудий, мин и торпед, созданных до 1917 года и в период с 1918 по 1925 годы, и открыто продававшихся до начала 30-х годов. Рассекречивание морского вооружения произошло лишь в 1990-1992 годах, однако эти материалы публиковались ничтожными тиражами и были практически недоступны рядовому читателю".
       О.Н.Стрижак "Секреты балтийского подплава" (1996). Из предисловия: "Деньги на издание книги дали бывшие офицеры-подводники. Люди скромные, они не пожелали, чтобы их имена были означены на обороте авантитульного или титульного листа книги: "нам это ни к чему". На мой прямой вопрос, зачем же им нужно, чтобы такая книга появилась, я получил ответ, по-флотски чёткий: "если прольётся свет на события 55-летней давности, то будет надежда, что свет прольётся и на дела сегодняшнего подводного флота""
       В.П.Заблоцкий "Таинственные корабли адмирала Горшкова" (2010). Книга об одном из типов кораблей радиоразведки.
       В.Г.Реданский "Во льдах и подо льдами" (2004). Немного об истории подводных лодок, в основном и подробно -- о плаваниях подо льдом и всех сопутствующих событиях, в конце -- немного об использовании подводных лодок в качестве транспорта, а также об идее подледных транспортов и попытках воплощения.
       Ю.В.Скороход "Отечественные противоминные корабли (1910-1990)" (2003). Книга всеобъемлющая -- дано обоснование необходимости таких кораблей, специфика проектирования, строительства, эксплуатации и боевого использования, рассмотрены все корабли, когда-либо плававшие под отечественным флагом, построенные на отечественных верфях и за рубежом, переоборудованные, арендованные и закупленные, трофейные и полученные по репарациям, а также предназначенные для экспорта.
       В.В.Гагин "Советские атомные подводные лодки" (1995) и "Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки" (1996). Относительно краткие обзоры, существенную часть объема составляют картинки.
       Г.Г.Костев, И.Г.Костев "Подводный Флот от Сталина до Путина. Книга 1, книга 2. (2008). Особенность -- большое внимание, уделенное "верхам" -- руководству флотом со стороны "партии и правительства". Упомянуто свинское отношение к морякам, в том числе -- пострадавшим при несении службы (об этом пишут и другие авторы). Мнение авторов о "верхах" -- во многих случаях резко отрицательное, как о не понимавших важности, необходимости, перспективах и т. д.
       А.Н.Соколов "Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота" (2008). Книга, как это видно из названия, интересная не только для историка: хорошо забытое старое может пригодиться. А еще цитата из заключения: "Что же делать в настоящее время, поскольку флота у нас практически нет? Руководству ВМФ необходимо отказаться от "флота открытого моря", демонстрируя для наглядности "разнородные флотилии" (термин-то какой придумали). Да и какие задачи можно поставить перед этим сбродом разнотипных кораблей 20-30 летней давности? Нужно наконец-то понять, что в настоящее время нет злейшего врага, чем терроризм, а для борьбы с ним нужна совершенно другая армия, совершенно по-другому мыслящие люди. Как ни больно об этом говорить, но в настоящее время следует все крупные корабли вывести в резерв, а еще лучше -- продать (если, конечно, кто-нибудь купит). А все средства вложить в создание кораблей по охране границ, которых требуются сотни -- корветов для охраны 200-мильной экономической зоны и малых кораблей для охраны 12-мильной пограничной зоны".
      
       В заключение перечислим книги по этой тематике, о которых мы писали ранее (2016, N 6).
       В.Н.Мазуренко "Атомная субмарина К-27. Жидкий металл" (2015).
       Л.Г.Осипенко, Л.М.Жильцов, Н.Г.Мормуль "Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы" (1994).
       Н.А.Черкашина Н.А. "Чрезвычайные происшествия на советском флоте" (2010).
       В.Н.Бойко "Подводные лодки Первой мировой войны" (2012), "Трагедии тихоокеанского Подплава" (2016), "Трагедии северного Подплава" (2016), "Черноморский Подплав 1907-1935" (2016).
      
       А теперь еще два чисто личных замечания.
      
       Литература о кораблях -- это, как оказалось, в основном о военных кораблях; книги о гражданском флоте есть, но их намного меньше; они требуют отдельного обзора. Между тем, если вот сейчас исчезнут (предварительно выгрузив на берег людей) все военные корабли, что изменится в мире? Изменится ли мир существенно? Если да -- то к худшему или лучшему? И на разных временных интервалах? Подумайте, если можете, спокойно...
      
       А вот если исчезнет торговый флот, то совершенно очевидно наступит такой коллапс, что пишущие фантастику будут нервно курить в сторонке. Поскольку по воде перевозится нынче 75-80% всех грузов. И это в среднем, а в некоторых странах будет вообще крах.
      
       Второе замечание -- литература о кораблях почти вся находится в Интернете в открытом доступе. Это говорит что-то очень симпатичное об авторах и о любителях этой темы.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 29/06/2018. 14k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.