Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Леонид Ашкинази, Мария Гайнер
Музеи Америки
Общий взгляд
Когда походишь по американским музеям, возникает ощущение, что у них всех есть что-то общее. Это впечатление может быть и обманчиво, поэтому хорошо было бы разобраться, что их объединяет и разъединяет.
Во-первых, их объединяет доступность: средняя стоимость билета по отношению к средней зарплате в несколько раз меньше той, к которой мы привыкли. Плюс скидки пожилым, студентам, детям, иногда - преподавателям. Во многие музеи вход бесплатный (хотя есть копилка, в которую посетитель по своему желанию может положить деньги), а во многих платных есть бесплатный день (он в середине недели, то есть это сделано для пенсионеров и дошкольников). В некоторые музеи пускают бесплатно в последний час перед закрытием; логика здесь простая - обычно человек проводит в музее 2-3 часа и неправильно брать деньги за существенно меньшее время, а кроме того, очень вероятно, что, не досмотрев экспозицию, он придет сюда еще раз. Некоторые музеи бесплатны только для жителей города, например, музей в Ньюарке (город с преимущественно черным населением).
Во-вторых, музеи объединяет сервис: в крупных музеях при входе лежит множество буклетов, посвященных музею в целом, отдельным выставкам и мероприятиям. При входе выдается значок или просто цветной бумажный кружок, который вы можете прикрепить на одежду. Наверное, даже не можете, а должны, но если проигнорируете (не желая нарушать цветовую гамму туалета), то ничего не произойдет. Зато с прикрепленным кружочком вы можете выйти на улицу (пообщаться, поесть) и вернуться - он действует в течение дня. Впрочем, в крупных музеях вы можете поесть и не выходя. Гардеробщики не пробираются вдоль топорщащихся "польтами" вешалок, а нажимают на кнопочку. И одежка начинает ехать по кругу; висит она не на петельках, за целостью коих мы не всегда следим, а на вешалках. Техника - техникой, но поразило следующее - повесив куртку на плечики, гардеробщица застегнула молнию. Фотографировать можно не везде. Впечатление такое - не разрешают на выставках новой живописи, нового дизайна и разрешают во всех прочих местах.
Почти никогда в музеях нет очереди на вход, хотя внутри обнаруживается, что посетители присутствуют, причем на выставках их довольно много. Но в целом возникает ощущение, что в музеях несколько просторнее, чем мы привыкли - экспонаты расставлены свободнее. Описывать отдельные экспонаты можно до бесконечности - но для этого надо хорошо разбираться в соответствующем виде искусства или культуры. Однако есть вещи, на которые обратит внимание любой посетитель. В Метрополитене это, например, оригинальные способы организации материала - "китайский дворик" или соответствующая музыка, которая начинает звучать, когда посетитель подходит к стенду, посвященному какой-либо стране и эпохе. Или стенд, на котором представлено, как изображались лица людей в разных странах во все времена, или стенд, повествующий, какие металлы и как именно использовала данная конкретная цивилизация. Запоминается древнеиндийский и особенно один из древнеегипетских залов в Метрополитене - с частью храма, бассейном и крокодилом. Разумеется, нильский абориген представлен чучелом, но жертвы посетители ему все равно приносят - на дне валяются монетки: чаще всего даймы, десятицентовики, но попадаются и квотеры, и доллары (металлические).
На некоторые выставки не только бывают очереди, но необходимо предварительно заказать билеты в Интернете или по телефону, и иногда оказывается, что все билеты проданы на несколько дней вперед. Например, так было с выставкой Сальвадора Дали в художественном музее Филадельфии.
В музеях, не являющихся чисто художественными, сильна образовательная направленность. И если в Музее города Нью-Йорк она проявляется "местами", то уже в Метрополитене, в Зоопарке, в Океанариуме, в Ботаническом саду она повсеместна. Конечно, Зоопарк и иже с ним - не музеи, но переход здесь плавен. Задача заведений этого типа, как ее понимают американцы, - образовывать. Что же касается Музея естественной истории, то это просто музей-учебник. Соответственно, и магазин при музее - это магазин учебных наглядных пособий. Конкретные черты "учебности" и наглядные пособия можно перечислять долго; а выходя из музея, можно увидеть стоящий у тротуара трейлер с надписью по борту - "передвижной музей".
Станция метро, ближайшая к этому музею, так и называется - Музей естественной истории. Причем она с каждым годом становится все более посвященной музею - белая плитка заменяется мозаичными изображениями всяких зверушек. Делается это с выдумкой - например, крокодил частью изображен на стене, вылезшим на бережок, а продолжается изображение рептилии на полу, то есть в реке.
В туристском буклете по Нью-Йорку указано около 60 музеев, на самом деле их больше. Но если отмерить к западу от города (то есть уже в Нью-Джерси) регион с примерно таким же по численности населением (в каком-то смысле аналог "Подмосковья"), то в нем окажется около 70 музеев и 50 театров. Естественно, что второго Метрополитена там нет, но в целом культура распределена по Восточному побережью более равномерно. чем мы привыкли.
Поскольку в Америке правит желтый дьявол, то культура существует в значительной мере за счет фондов и частных пожертвований граждан. Некоторые музеи созданы целиком на пожертвования конкретного человека или семьи (например, Смитсоновский комплекс музеев в Вашингтоне, в основном бесплатных для посетителей), во многих имеются залы, выставки или коллекции, приобретенные и содержащиеся на деньги мистера или мисс таких-то, о чем иногда извещает не очень приметная табличка. В ботаническом саду есть большая и, видимо, дорогая коллекция роз - но есть и простая скамейка с табличкой "поставил такой-то". На скамейке кто-то будет сидеть и обнимать подругу.
Во всех крупных музеях есть система членства - внеся некоторые денежки (минимум лежит относительно невысоко - долларов 25-50) человек обретает всяческие права - от бесплатного прохода до скидки в магазине при музее. Резюме - если вы живете здесь и хотите ходить в музей, имеет смысл записаться в его друзья. Один из музейных способов зарабатывать - это вышеупомянутые магазины при музеях. В них есть и обычные сувениры, которые могут здесь оказаться дороже, чем в городе, но основное содержимое - по теме музея. Если это картинная галерея - то репродукции, книги, прикладное искусство, просто разные красивые вещички, если Музей естественной истории - то нечто познавательное. Диапазон стоимости предметов - от единиц до десятков долларов, более дорогие вещи встречаются редко. В крупном музее магазинов может быть и несколько.
Американские музеи можно условно разделить на несколько типов. Первый тип - это большой музей универсального плана. Например, Метрополитен или Музей естественной истории в Нью-Йорке. Каждый из них в несколько раз больше Музея изобразительных искусств в Москве. Чтобы ничего не пропуская, но нигде и не задерживаясь, обойти такой музей, надо прийти в него несколько раз. Второй тип - это специализированный музей. Например, галерея Гугенхейма или Морской, авиационный и космический музей в том же Нью-Йорке. Такой музей меньше и уже по тематике, поэтому его можно обойти за один раз, но реально после этого надо делать перерыв на обед. Потому что ноги не хотят идти никуда, кроме как за стол. Правда, среди специализированных музеев есть и маленькие - на один-два часа. Третий тип - это музей небольшого города. Он широк по тематике, но относительно невелик по размерам. Его экспозиция, особенно после Метрополитена, выглядит отрывочной. Но он оптимален, например, для приобщения ребенка к культуре или вообще введения в систему посещения им музеев - такой музей не может утомить, а посмотреть и обсудить в нем есть что. Наконец, четвертый, по-видимому, почти несуществующий тип - это музеи великих людей. Судя по телефонной книге Москвы, "музеи-квартиры" и т.п. составляют почти треть - в туристском справочнике Нью-Йорка нет ни одного. И это - при американском уважении к личности, при портретах президентов на деньгах, при городе и улицах, названных по именам изобретателей и ученых - в частности, почему-то древнегреческих.
Состав посетителей можно охарактеризовать так. По возрасту и полу - отличия от населения в целом не заметны (в музее "Интрепид" - смотри следующий раздел - преобладают школьники). По этнической принадлежности - преобладают белые, но это может быть следствием преобладания туристов. Организованных экскурсий почти нет.
Объединяет же все американские музеи явно видимое желание сделать свое дело хорошо, наличие у общества денег на культуру и понимание ее необходимости и умения грамотно распорядиться этими деньгами. А в Метрополитене, над панорамой, изображающей средневековый арабский город, висит маленький ковер-самолет. С человечком.
От самолета Леонардо до F117
Человек едет себе по набережной Гудзона, созерцает справа нормальный припортовый пейзаж: складские и фабричные корпуса, а в их просветах - дома для граждан среднего достатка и вдруг осознает, что видит впереди слева нечто странное. Выше уровня набережной висит? стоит? но на чем?!.. зловещего вида самолет. А за ним - ни фига себе, - думает гражданин на своем родном языке - надстройка немаленького военного корабля. Ого...
Подъезжаем. Это музей. Похоже - военный, морской и авиационный. Но при входе два танка - американский и советский. А рядом стоят две тонны меди в виде корабельного винта. Платим за билет и, чуть не свернув налево (а что было слева, мы расскажем потом), проходим на территорию. Собственно, это пирс, а у пирса стоят 1) авианосец, 2) крейсер, 3) подводная лодка. На палубе подводной лодки - ракета. Возникает детский вопрос - "где надо нажимать, чтобы..."
Начинаем осмотр с авианосца. По лестнице поднимаемся на палубу. Наверное, пилоту, который посреди океана должен был на нее приземлиться, она не казалась чрезмерно длинной, но простой цивильный гражданин балдеет. Вдоль обоих бортов в ряд стоят самолеты и вертолеты разных марок (есть и советский), но посередине все равно можно играть в футбол. При каждом произведении авиационной промышленности - табличка с ТТД. Помните аббревиатурку? Тактико-технические данные... Доходим до конца и видим ту самую птичку SR-71, Black bird, которую мы лицезрели с набережной. По сей день самую высотную и самую скоростную из серийно выпускавшихся.
Надстройки авианосца открыты для осмотра, но лесенки такие, что двоим на них разминуться трудно. Карабкаешься и думаешь - а матросики по ним бегают-то бегом. Везде стоят стрелки - куда идти; но некоторые граждане нарушают, а другие терпеливо ждут, пока нарушитель дойдет до конца лесенки и освободит дорогу.
Кое-где за стеклянными окошками - манекены: они стоят у аппаратуры, сидят за столами, несут вахту. Обойдя надстройку, спускаемся внутрь авианосца и обнаруживаем музей. В нем имеются самолеты, более древние, чем на палубе (до реактивной эпохи), модели либо изображения совсем древних самолетов (одна почти действующая - дети залезают на сиденье, что-то крутят, и крылья начинают махать), два авиатренажера (совсем детских) и кинопроектор, который по запросу зрителей показывает короткие фильмы о различных видах техники, в основном - о самолетах. Также имеются: отдельный стенд, повествующий о Шаттле (от компьютера можно получить интерактивную лекцию), модели кораблей, водолазного и космического снаряжения, модели или изображения древних подводных аппаратов (в один можно забраться, и дети это непрерывно делают, вращают внутри ручку, снаружи вертится винт), кафе, туалеты и машинка, которая, если в нее заложить цент, два четвертака и покрутить ручку, прокатывает цент в полосочку, выдавливая на нем изображение авианосца, подводной лодки и еще чего-то (на выбор).
Музей создан - как и почти вся культура в США - на частные пожертвования. Какой-то "бездуховный" американец (в данном случае - супружеская пара) не пожалел своих кровных миллионов, заработанных, надо полагать, эксплуатацией трудящихся. Памятная досочка висит; она довольно скромная. Выходим на улицу и в очередной раз восхищаемся тем, какая хорошая штука - кондиционер. Дело в том, что на улице его нет.
На крейсере обнаружилась рулевая рубка, а в ней двое солидных лет моряков, которые отвечают на вопросы посетителей. Многие фотографируются у рулевого штурвала; на стенке висит доска, на которой в походе записывались названия увиденных в море объектов и время. Антураж соблюден - лежит кусочек мела и на доске есть записи, но, судя по названиям, этот корабль совершал путешествия не только в пространстве, но и во времени - некоторые названия "увиденных в море" подводных лодок относятся, по-моему, к более поздним временам.
Спускаемся на пирс и идем к подводной лодке. Тут нас ожидает сюрприз - очередь, и не маленькая. Дело в том, что на подводную лодку пускают пакетами по 14 человек, и не "своим ходом", а с экскурсоводом. Не знаю, бывает ли эта очередь меньше или больше, но мы сидим и ждем ровно час. Наконец нас забирают и ведут внутрь. Сначала - небольшая лекция, записанная на видеомагнитофон. Командир рассказывает о лодке. Оказывается, она довольно старая, еще дизельная, но когда-то несла две торпеды и одну ракету с атомными боеголовками. Нас ведут по коридорам, показывают аппаратуру, все рассказывают и показывают. Уж не знаю, что при этом чувствует большинство экскурсантов, но человек впечатлительный может испытать и ужас. Как представишь себе... Последняя точка обхода подлодки - торпедный отсек. Справа - две торпеды, слева - две койки. Кто-то здесь спал... почти в обнимку с... хотя какая разница? Экскурсовод предлагает сфотографировать всех желающих их аппаратами. В ее руках сменяются несколько мыльниц, пленочные "Минольта" и "Зенит", какая-то профессиональная пленочная машина, две цифровые камеры посерьезнее... Выходим на солнце. Дама-экскурсовод игривой походкой удаляется по палубе, а мы спускаемся на пирс и размышляем, куда идти дальше. И вспоминаем, что между кассой, где мы брали билеты, и пирсом был еще какой-то поворот налево.
За поворотом обнаруживается магазин. Во-первых, всяческих обычных сувениров - тех, которые есть во множестве в любом нью-йоркском сувенирном магазинчике. Кроме того, в этом магазине налицо разгул милитаризма - оружие, солдатики, разные военные игры, обмундирование. В обычных магазинах игрушек все это представлено намного скромнее. В среднем американском магазине игрушек (или соответствующем отделе) военная тематика занимает, кажется, не более 10% площади; здесь, понятное дело, - около половины.
Больше трети посетителей музея - дети, за три часа пребывания один раз увидели ребенка, вцепившегося в ручки палубного зенитного пулемета и произносившего что-то вроде "тра-та-та". Что же до хищной птички SR-71, то это самолет-разведчик. Серьезные политологи утверждают, что к эскалации конфликтов надежнее всего ведет отсутствие знания о действиях противника. Не разведчиков/шпионов ли должны благодарить люди за то, что не разразилась третья и последняя мировая?
Связаться с программистом сайта.