Ашкинази Леонид Александрович
Учитель среди людей

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 21/10/2020, изменен: 21/10/2020. 13k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Учитель среди людей
      
       Доброе слово и кошке приятно, а учителю -- тем более. Отношение государства к учителям выражается в создании условий для работы, в социальной защите, зарплате и условиях для роста, -- и каждый скажет, что оно по всем этим пунктам сегодня -- очевидно плохое. Однако по сравнению с чем? -- только по сравнению с мысленным идеалом, и с ситуацией во многих странах. А по сравнению с другими социальными группами в своей стране -- да оно такое же. К кому, кроме охранителей трона, государство относится хорошо? Кстати, к врачам отношение еще хуже, они могут учителям и позавидовать. Почему ситуация такова?
      
       Критиковать власть -- занятие легкое и, если делать это "на кухнях", а не в социальных сетях -- пока что безопасное. Но, облегчая себе душу этим способом, полезно понимать, что оно -- это мы. Это зеркало с задержкой во времени. Если бы людям их собственное здоровье и образование детей было бы на самом деле важнее расчесывания исторических мифов и несбыточных мечтаний о том, в какую позу мы всех поставим -- многое бы изменилось.
      
       Но мы не любим -- ни себя, ни своих детей. Мы любим мифы и мечты. Это, конечно, в среднем; ты, читающий эти строки, наверное, не такой -- хотя бы время от времени. Но "мы" -- в той мере, в которой вообще существует "мы" -- именно такие. Посмотрите в зеркало, а лучше -- в экран зомбоящика. Ты думаешь, там безумный пропагандон? -- там ты. И так будет еще несколько лет, пока этот ящик будет главным источником информации для большинства россиян.
      
       Писать и говорить о плохом отношении к педагогам бесполезно. Образовательная система, медицина, армия -- это глобальные системы, они охватывают все общество, и улучшить их, не меняя чего-то существенного в стране в целом -- невозможно. И даже если... даже если в России начнет что-то изменяться к лучшему, существенных изменений мы не увидим. И это даже хорошо, потому что существенные и относительно быстрые изменения к лучшему наступали -- загляните в правдивый учебник истории -- только после настоящих крушений, и при серьезной помощи цивилизованного мира. А даже если мы не поумнеем и доползем до крушения, то не факт, что нам будут помогать. Мы уже укусили протянутую руку помощи, мир это мог и не забыть. И вообще -- у него в этом веке другие проблемы: ислам, терроризм и Китай.
      
       Конечно, хочется увидеть что-то хорошее в этой жизни. И возникают идеи -- вполне совковые по духу -- штрафовать родителей за оскорбление учителя учеником. Богатая идея! -- особенно для победителя конкурса на оборудование всех российских классов, коридоров и туалетов камерами и системами записи. Там еще и грант светит -- научить искусственный интеллект отличать оскорбление от нападения.
      
       Понимание того, что серьезных сдвигов я и ты не увидим, не мешает нам действовать разумно. Скорее наоборот -- выключив зомбоящик, и положив в правильно экранированную коробку смартфон, через который следит за тобой "кто надо", мы сохраним душевные силы, и можем направить их на что-то хорошее. Расскажем детям об аксиомах Евклида, законах Ньютона, таблице Менделеева и так далее. А также о чудесном выражении -- "кто надо": в нем одном половина нашей психологии и истории. Научим наших учеников все это понимать и все это применять.
      
       Кроме государства, вокруг нас есть отдельные люди. Как относятся к педагогам они? Об отношении родителей и учеников к учителям пишут многие, и в основном оценивают их негативно. Понятно, почему -- педагог, у которого хотя бы в этом смысле все хорошо, не будет высказываться в прессе, да и на форумы тратить время в большинстве случаев пожалеет. Поэтому картина в прессе и особенно -- в Интернете, получается сдвинутая к негативу. Более трезво мнение людей "в среднем" изучают социологи. Отношение учеников к учителям наиболее детально исследовали В.С.Собкин с соавторами http://www.socioedu.ru/userfiles/file/Sobkin,%20Ivanov,%20Kalashnikova_Uchutel.pdf
       и А.Е.Рябов
       http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/16634861.html
       и они обнаружили много интересного, но это мнение только учеников, а не "людей вообще". Отношение родителей к учителям изучал Фонд "Общественное мнение"
       https://bd.fom.ru/report/map/d070824
       Это немного ближе к нашей теме, и вот как ФОМ резюмирует свои данные.
      
       Практически общепринятым является мнение, что родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это - главный довод против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. С точки зрения 77% родителей, этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Значительно реже (13%) высказывалось альтернативное мнение, согласно которому в определенных случаях позволительно критиковать учителя при ребенке. Объясняя свою позицию, эти респонденты, как правило, говорили о случаях грубого, недопустимого поведения учителя: если учитель позволил себе лишнее, например - ударить ребенка; унизил ребенка перед классом. Авторитет учителя в вопросах воспитания детей для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения - что этого делать не следует - придерживаются 32% родителей.
      
       Данные интересные, но косвенные. Хороши эти цифры или плохи -- непонятно. Может, родители считают, что критиковать взрослых вообще нельзя и отношение к школе вообще не при чем? Кроме того, запрет на критику при любых обстоятельствах -- хорошо это, или, наоборот, плохо? А спрашивал ли кто-то прямо -- уважаемая ли это профессия, престижная ли? Да, такие данные есть, но понять и из них что-либо трудно. Хотя бы потому, что результаты сильно зависят от методики опроса, от точного текста анкеты. И никого не удивляет, когда разные авторы получают, вроде бы, одним методом, разные результаты. Например, в одном обзоре приведены вот такие результаты двух исследований.
      
       По данным Фонда "Общественное мнение", среди россиян отмечается положитель­ная динамика в отношении к профессии школьного учителя. Так, если в 2001 году только треть респондентов (32%) указали, что они пользуются уважением, то в 2014 году -- уже бо­лее половины (54%). Важно отметить, что социальное воспри­ятие престижа профессии за последние годы изменилось незначительно. Так, согласно результатам ВЦИОМ, в период с 2008 по 2014 год на 8% сократилась доля респондентов, рассматривающих ее как "абсолютно непре­стижную" (с 35% в 2008 году до 27% в 2014 г.). При этом на 9% увеличилась доля тех, кто относит профессию учителя к "обычному ремеслу" (с 38% до 47%). Только 23% опро­шенных россиян считают профессию школь­ного педагога престижной и за последние годы их количество не выросло.
      
       Через одну фразу приводятся две цифры, различающиеся в два раза (54% и 23%), и это автора обзора не удивляет, он на этом не задерживается. Может быть, потому, что сам он изучал самочувствие педагогов, а эти данные привел "для полноты". Самочувствие -- вещь важная, чтобы увидеть полученные этим автором данные, надо спросить Интернет "Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов". Но оно, судя по данным опроса, получается какое-то странное, слишком уж разные ответы дают люди. Престижность профессии -- вещь, в значительной мере объективная, это не мое самочувствие, которое с утра на уроках одно, а потом другое -- потому, что очередная комиссия и внеочередная отчетность.
      
       Восприятие самими учителями своего статуса в обществе немного странное. Если разложить всех по престижности на 10 полок, то 8% учителей скажут, что им место на самой нижней полке отведено, то есть у параши, но зато 3% скажет -- что на самой верхней, у райских врат. Как говорят в таких случаях в Интернете, "что курил автор?" Или разные учителя под престижностью понимают совершенно разные вещи? Например, одни считают, что престижность выражается в зарплате, а другие под престижностью понимают, когда родитель приходит к учителю посоветоваться, что с моим Вовочкой (или моей Машенькой) делать, совсем от рук отбилась... может, пороть попробовать по субботам, согласно традиции и скрепам?
      
       Вернемся к мнению "людей вообще". Истина познается в сравнении и по данным Левада-центра
       https://www.levada.ru/2013/07/page/7/
       в списке из 32 профессий граждане поставили учителей по уважению -- не государства, а своему личному -- на второе место за врачами. Вообще начало списка вот: врачи, школьные учителя, ученые, крестьяне, рабочие, военные, творческая интеллигенция (писатели, художники, композиторы), преподаватели вузов... а дальше смотрите сами, там много интересного. В чем причина столь разительного различия отношения конкретных людей и отношения государства?
      
       Причина разброда и шатания в понимании престижности может быть вот в чем. Отношение государства очевидно, и про него социологи не спрашивают. Во-первых, не информативно, а во-вторых, спросишь, результат сдуру опубликуешь, так тебя еще и агентом объявят. Про отношение людей спрашивать и безопаснее, и интереснее. В нормальной ситуации можно было бы спросить про отношение общества. Но есть ли у нас в стране "общество"? Отношение общества образуется из отношений людей, а выражается оно в отношении государства. Но если люди относятся, вроде бы, так, а государство -- категорически этак, то где оно, это общество? Есть ли оно -- в данном случае -- вообще?
      
       А попутно и становится ясно, почему такой разброс во мнениях самих учителей о престижности своей профессии. Потому что один под престижностью понимает как раз отношение государства к учителям "оптимизированного" по-тихому образования, а другой -- отношение к нему лично тех, с кем он контактирует -- учеников и родителей.
      
       Но почему столь велико различие в отношении к учителям государства и людей? Кроме, разумеется, просто перенаправления денежных потоков. Мне кажется, что причина различия отношения людей и государства такова -- тоталитарное государство видит в учителях (и отчасти в родителях) конкурентов, отсюда -- подавление учителей. Чиновники от образования, психологически завидующие педагогам (их наше будущее, которое сидит в наших классах, не слушает ежедневно) рады быть проводником и генератором этой политики. Им, небось, тоже хочется, чтобы их классы внимательно слушали, им тоже хочется, чтобы им доверяли, но... зарплата... нагрузка... Впрочем, любой преподаватель будет рад увидеть у себя в классе любого чиновника у доски -- в качестве преподавателя, естественно. И не рисующего кошечек вид сзади, а ведущего конкретный урок в очень конкретном классе. Но не долго -- чтобы успеть вынуть его живым из когтей школьников.
      
       А еще мне кажется, что разница между отношением к педагогам властей и людей теперь, после эпидемии, станет еще больше. Реальные доходы учителей поползут, как у всех людей, вниз, а это -- критерий отношения государства. Однако уважение родителей (а в результате и всех людей) поползет вверх. Потому, что люди узнали, что это такое, когда ребенка некуда спихнуть. И они станут еще более благодарны учителям, которые хоть часть времени сменяют их у амбразуры, из которой очередью и веером -- вопросы.
      
       Почему дыра черная и как ее увидели, если она черная; как устроен экран у электронных часов, я их разобрал и что за желобки на стекле; зачем у самолета кончики крыльев загнуты кверху; почему вы сказали, что в сети не 220 вольт, а сколько там; где достать медную проволоку -- я делаю гауссову пушку, нет, я уже сделала, пробила дверь, сейчас хочу сделать более мощную. Последнее -- вопрос девушки, клянусь! Это реальные вопросы школьников, читатель, честное слово! И только в одной группе, правда, не на одном занятии.
      
       P.S. За много лет работы в прикладной физике я много раз видел вещи, которые -- как мне казалось -- можно показывать школьникам и рассказывать им об интересной технике и физике, связанной с конкретными артефактами. И -- к вопросу об отношении людей -- я не помню, чтобы коллеги на разных предприятиях не подарили мне то, на что я облизнулся. А многое мне просто приносили сотрудники, которые знали, что три вечера в неделю я провожу у доски. Чего только мне не отдавали, буркнув "держи, школьникам своим покажешь".
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 21/10/2020. 13k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.