Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Молодежь: продолжение
Большинству из нас интересно, что это такое -- молодежь. Одним -- потому что они уже не она, а работаем вместе, и общаться надо. Другим -- потому, что преподаем, и именно ей. Третьим -- потому, что мы и есть молодежь, а посмотреть в зеркало призывал еще Пушкин. О том, что видят в молодежи социологи мы уже рассказывали (Химия и жизнь, 2018, 11). Статья та называлась "Идущие за мною", однако из текста следовало, что в чем-то идущие, а в чем-то -- нет. Время идет, и насчет молодежи появляются новые данные. Именно о них эта статья.
Зачем нам эти данные
Социологические данные нужны тем, кто работает именно с группой, то есть экономистам, торговцам, градостроителям, тем, кто определяет потребность в рабочих местах, местах в больницах, транспорте, системе образования, и так далее. Может быть, именно поэтому они нужны и кому-то из вас. А зачем они могут быть нужны вам, если вы не работаете с группами?
Многие из нас работают с группой, когда выходят к доске или садятся к экрану zoom'а. На нескольких первых занятиях наши ученики так и будут "группой", а некоторые так и останутся -- бывают очень закрытые подростки. Кроме того, эти данные нужны, если вы задумываетесь -- по какой дороге пойдут "идущие за вами". Под молодежью обычно понимают диапазон 18-35 лет, но со временем человек меняется, не просто мысленно переносить сегодняшних в неведомое завтра. Есть и еще одна потребность.
У людей есть представление об обществе, в котором они живем. Потребность в этом представлении эволюционно выгодна. Наш с вами предок, идя по тропинке с копьем и увидев идущего навстречу с копьем, должен был мгновенно решить, показывать ему пустые руки (каратэ еще не было изобретено) или готовить копье. Эта потребность есть и у нас -- мы отчасти умеем ориентироваться в не вполне знакомой ситуации. Так вот, чтобы ваша ориентированная часть была побольше, начнем с данных, опубликованным Д.А. Волковым (Вестник общественного мнения, Левада-центр, 2020, N 1-2).
Интернет и бизнес
Самое важное различие между молодыми россиянами (18-35 лет) и старшими -- использование Интернета. За последнее десятилетие использование телевидения, как источника новостей сократилось у молодых с 90 до 70%, а чтение новостей в Интернете выросло с 10% до 40%. Отличается и восприятие -- новостям из Интернета молодежь доверяет больше, чем пожилые, новостям из телевизора -- наоборот. Но вообще происходящим в стране и мире молодые интересуются реже, чем старшие. Интерес к политике обычно просыпается позже, к 30-35 годам, до того молодые склонны перенимать политические установки от старших. В России, как и везде, молодежь использует Интернет в основном для развлечения и общения с друзьями. Впрочем, еще и для бизнеса.
Что касается бизнеса, то молодые в целом оценивают действия предпринимателей позитивнее, чем старшие; они считают, что именно в бизнесе работают умные и талантливые. Молодые в два раза чаще, чем в среднем по выборке, говорят о желании открыть свое дело, причем это привлекательно для них не столько возможностью заработать, сколько шансом реализоваться, почувствовать себя независимым от родителей, государства и обстоятельств. Молодежь наивна -- на это она и молодежь. Среди интересных и вдохновляющих личностей часто называют Илона Маска; несколько лет назад -- Стива Джобса и Павла Дурова, но они остались героями для тех, кому сейчас 30-35 лет.
Где бизнес, там и карьера, и вот какие данные о связи карьеры с внутренними ценностями опубликовали А.В. Быков и Е.А. Настина (СОЦИС, 2018, N 6). Они выясняли у респондентов, сколь велик карьерный успех, и каковы внутренние ценности. Под карьерным успехом можно понимать разные вещи, в данном случае это должность. А насчет внутренних ценностей -- выяснялось, сколь важной для себя считают респонденты три вещи: "репутацию и власть", "безопасность и семью", и "свободу и познание". Должность -- вещь объективная, но в этой работе должность респондента определялась не объективно, а по его личному мнению (где на шкале от самого низшего до самого высшего в его организации он расположил бы себя). Оказалось, что установка на репутацию и власть сказывается на карьере позитивно, а на безопасность и семью -- негативно. Влияние двух первых ценностей естественно, а вот за свободу и познание нам обидно. Впрочем, они хоть не мешают ощущению значимости своего поста; семье повезло меньше. Однако, вернемся к данным Левада-центра.
История и культура
По сравнению со старшими молодежь вдвое реже следит за политическими новостями и обсуждает политику. Интерес пробуждается после 30, когда начинают жить самостоятельно и обнаруживают повседневные проблемы. Политические взгляды и представления о происходящем у самых молодых россиян только формируются, и многие некритически заимствуют оценки у старших -- а они-то смотрят телевизор. И далеко не все по мере взросления готовы подвергнуть свои представления критическому анализу.
Молодежь не знает истории. Число затрудняющихся с ответами на простейшие вопросы достигает половины опрошенных. Дело не только в незнании фактов и дат, но и в непонимании сути событий. При этом самые молодые, которые лишь недавно должны были изучать историю ХХ века, демонстрируют и наименьшую осведомленность, и наименьшую заинтересованность. Если интерес к историческим событиям и просыпается, то в более старшем возрасте.
Вплоть до лета 2018 года большинство молодых демонстрировали поддержку политической системы. Однако изменения в общественном мнении, вызванные долгим падением уровня жизни и повышением пенсионного возраста, затронули и молодое поколение, особенно в группе 25-35 лет. Они озабочены экономическими проблемами, будущим страны, сетуют на пенсионную реформу, которая, по их словам, ударила по их родителям. Пенсионная реформа вызвала снижение поддержки властей, а уже после того, как этот процесс начался, быстрее он протекал в молодежной среде -- на то она и молодежь. Есть и специфические претензии: молодежь чаще недовольна попытками ограничений в Интернете.
Около 60% молодых положительно относятся к Европе и США по сравнению с 30% людей старше 65 лет. Есть разрыв между городскими и сельскими жителями: молодежь городов лучше относится к Западу, чем молодые люди из небольших населенных пунктов. В целом разногласия с Западом мало повлияли на привлекательность его образа. Однако представления молодых о жизни на Западе, об устройстве и о культуре стран, поверхностные и упрощенные. В их представлении на Западе люди живут хорошо и богато, и это главное; например, тема правовой защищенности всплывает редко. Запад рассматривается как источник моды, тенденций в одежде, музыке и кино. Для многих западная массовая культура стала частью повседневности.
Интерес к западной культуре и образу жизни не транслируется в поддержку политики Запада. Подозрительность по отношению к мотивам европейских стран и США часто сквозит в словах молодых участников групповых дискуссий, в особенности за пределами крупнейших городов. В 2008 и 2014-2015 годах большинство молодых показало такие же антизападные настроения, что и старшие. Впрочем, для них этот эффект быстро прошел -- все-таки они молодежь.
Картина в целом
Какие же выводы делают социологи, много лет и весьма тщательно изучающие нас и нашу молодежь? Вот примерно какую картину рисует Л.Д.Гудков (Вестник общественного мнения, 2020, N 1-2)
Принципиальных особенностей или особых черт у "поколения Z" нет. Возрастные различия плавны и постепенны. Они вызваны появлением новых информационных технологий и ориентацией на более высокие потребительские стандарты. Однако преемственность сохраняется на уровне ценностей и символов, вертикальной политической системы и доминирующей роли государства. Основные жизненные стратегии -- адаптация к репрессивному государству, главные интересы -- повседневные заботы о семье и заработке, а факторы удовлетворенности -- скромный потребительский гедонизм. Отсутствие возможностей и культуры политического участия и ответственности порождает чувство зависимости от государства и вообще внешних обстоятельств.
В целом молодые считают, что дела в стране идут не очень хорошо, что перспективы туманны, но, ориентируясь только на свой частный и повседневный жизненный мир, видят его скорее в позитивном ключе. Они, как и все российское общество, живут с мыслью, что их собственное будущее, в отличие от будущего страны, будет лучше, чем настоящее, хотя основания для оптимизма им самим неясны. Такие иллюзии -- основание для конформизма. При этом разрываются связи недовольства собственной обыденной жизнью с проблемами более общего порядка, жизнью общества и государства, которые остаются сферой отвлеченной "политики".
Моральные ориентиры молодежи ограничены частной жизнью, коллективным ценностям она отводит меньшее значение. Самое важное -- верности друзьям (94%) и партнеру (92%). Ценности второго порядка можно обозначить как стремление к самореализации: иметь успешную карьеру (88%), быть независимым (88%) и брать на себя ответственность (86%). Далее -- важности "качества жизни", возможность правильно питаться и заботиться о своем здоровье: 77% опрошенных отметили среди важных характеристик "есть здоровую пищу", 74% -- "заниматься спортом" (хотя реально занимается им меньше трети).
Многие заявили, что важно "окончить университет" (77%), многие -- что важно "стать богатым" (66%). Те, кто отмечал важность богатства и успешности, как правило, выбирали и важность образования, это отчасти указывает на то, что университет рассматривается ими как социальный лифт, позволяющий достичь высокого социального статуса в обществе.
На десерт -- образование и наука
Среди российской молодежи очень высок уровень неудовлетворенности образованием. Самые негативные оценки исходят от респондентов, живущих в средних городах (100-500 тысяч): там каждый второй считает полученное образование не соответствующим нуждам рынка труда. В столице таких оценок чуть меньше, но тоже много -- только 39% респондентов из Москвы считают, что система образования соответствует нуждам рынка. Но, несмотря на негативные оценки образовательной системы в целом, собственным образованием респонденты скорее довольны -- 78% считают в целом уровень своих знаний очень хорошим, недовольны образованием только 6%.
Что касается отношения к науке, то обратимся к публикации "Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; М.: НИУ ВШЭ, 2017. Нам приятно узнать, что отношение молодежи к науке -- положительное, 72% считают, что от науки больше пользы, чем вреда. Молодежь оказывается более лояльной к науке, чем население в целом, там в этом уверены 67%. Молодые люди чаще выражают безусловную поддержку развитию науки и технологий (25% против 18% для всего населения). Лояльное отношение молодых россиян к науке выражается и в оценке конкретных примеров ее воздействия на различные стороны жизни. Здесь молодые люди также проявляют более позитивные установки, чем население страны в целом. В частности, 91% полагают, что развитие науки положительно влияет на уровень жизни (среди населения в целом - 86%); три четверти (74%) убеждены в том, что она несет положительные эффекты для здоровья людей (66%); 43% согласны, что наука несет положительные эффекты для здоровья людей (66%); 43% согласны, что наука оказывает позитивное влияние на окружающую среду (34% среди населения в целом). Так что науке повезло больше, чем образованию.
Связаться с программистом сайта.