Ашкинази Леонид Александрович
Социология: олимпиады и задачи

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 20/01/2022, изменен: 20/01/2022. 49k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Иллюстрации/приложения: 16 шт.
  •  Ваша оценка:


      
       Социология: олимпиады и задачи
      
       Л.А.Ашкинази
      
       Постановка задачи
      
       Цели данного исследования:
       - оценить место задач и вопросов в преподавании социологии, в сравнении с другими дисциплинами,
       - оценить место олимпиад в преподавании социологии, в сравнении с другими дисциплинами,
       - определить типы задач и вопросов, используемых в преподавании и в олимпиадах,
       - предложить новые типы задач, для использования в социологии,
       - определить, нет ли среди типов задач, используемых в социологии, пригодных для преподавания физики.
      
       Уровнем глубины анализа будут именно типы задач. Следующим уровнем было бы содержание конкретных задач, но этот уровень не может быть охвачен в данной работе. Как ввиду ограничения объема, так и потому, что содержание конкретных задач зависит от того, как преподавалась социология именно в данной организации, и на какой уровень участников рассчитано мероприятие.
      
       Деление материала на "олимпиады" и "задачи и вопросы" формально некорректно -- олимпиады сами состоят из задач и вопросов. Причина использования такого деления состоит в следующем. Источником материала для анализа в данной работе является русскоязычный интернет, а в нем сложилось деление именно на эти две группы. Причем это деление не формальное, а по важному параметру -- по степени коммерциализации.
      
       При запросах "задачи" и "вопросы" в двух третях случаев предложение адресовано студенту, остальная треть имеет в качестве адресатов в равных долях школьников и преподавателей вузов. По большей части этих запросов тут же предлагается "помощь" в решении задач и написании рефератов. Если к "задачам" и "вопросам" добавить "задание" частота предложений для основных школьных предметов увеличивается на 20-30 %, для факультативных на 10 %, для не школьных -- на 1-5 %, и это уже материал почти полностью коммерческий. То есть степень коммерциализации оказалась, как и следовало ожидать, наибольшей для обязательных школьных предметов. При запросе "олимпиады" ситуация иная -- коммерческие предложения почти отсутствуют, встречаются единичные предложения платного участия в олимпиаде и платного доступа к материалам предшествующих олимпиад.
      
       При обращении к массиву данных, предъявляемых интернетом на запрос "олимпиада по социологии" следует учитывать, что ради увеличения количества участников иногда проводятся олимпиады по нескольким дисциплинам сразу. Также надо учитывать, что популярное слово "олимпиада" иногда используется для привлечения внимания к примитивным тестам. Основная же часть массива данных, это краткие сообщения о состоявшихся в вузах студенческих олимпиад, внутри данного вузы, или региональных.
      
       После указания типов задач в данной работе в большинстве случаев даны ссылки. В некоторых случаях по этим ссылкам есть лишь информация о том, что данный тип задач использовался, в других случаях есть и примеры примененных задач. Если есть конкретные примеры, то пример приводится на рисунке, номер которого указан после ссылки в круглых скобках. Это не означает, что нет других сайтов или олимпиад, где используется такой же тип задач.
      
       Место олимпиад в социологии и других науках
      
       Место задач, вопросов и олимпиад в социологии, по сравнению с другими дисциплинами, оценим по количеству ссылок в Google. В таблице приведены данные по количеству ссылок, которое указывает поисковик при тех или иных запросах. Первая строка -- описание запроса или отношения количеств ссылок при двух запросах, вторая строка -- примеры запроса или отношения количеств ссылок, на примере именно социологии, ниже -- сами данные. Области упорядочены по третьей колонке -- по количеству всех ссылок на олимпиады. Строки, относящиеся к обязательным школьным предметам, выделены, влияние школы и ЕГЭ очевидно. В скобках указано количество оригинальных (по мнению google) ссылок, возможно, что оно пропорционально количеству самих олимпиад. Полное количество ссылок коррелирует с количеством оригинальных, однако связь не линейна -- грубо говоря, при росте количества оригинальных ссылок от 100 до 250, полное количество растет от 10 000 до 400 000. То есть с ростом количества однотипных событий количество разговоров о них растет существенно быстрее; эту зависимость мы отмечали и ранее.
      
       0x01 graphic
      
       Ко всем цифрам в таблице нужно относиться как к ориентировочным, они меняются со временем. Кроме того, есть и разброс, в частности, разные поисковые машины дают несколько отличающиеся результаты. Поэтому относительные данные (как внутри одной науки, так и между науками) показательнее абсолютных.
      
       В общем списке предметов по насыщенности олимпиадами социология занимает место точно в середине. Это достойное место, учитывая молодость данной науки и сложный путь ее становления в СССР.
      
       Классификация задач
      
       Заданиями на олимпиадах могут быть не только задачи и вопросы, могут проводиться "лабораторные работы", причем как на учебном, так и на реальном, "природном" материале. Что же касается знаний и умений, то их можно разделить на следующие шесть типов.
      
       Первый тип задач -- задачи на знание теории предмета, знание социологии вообще, или конкретного учебного курса, а именно:
       - знание терминов и положений социологии, а также ее истории [3] (рис. 3.1), (рис. 3.2), [4] (рис. 4.1), в том числе и сравнение определений одного и того же термина, но в разных источниках [5] (рис. 5),
       - "ситуационные задачи", когда нужно соотнести термины и положения теории с описанием реальной или выдуманной ситуации в обществе [3], [6] (рис. 6), [7] (рис. 7), в том числе c ситуацией, показанной в литературном произведении, или видеоряде [8].
       - написание эссе на какую-то тему, в котором должен быть продемонстрирован социологический подход к анализу ситуации [4] (рис. 4.2).
      
       В физическом исследовании, в процессе разработки моделей может происходить изменение или дополнение параметров описания ситуации; чем более нова область и объект, тем такой процесс более естественен. В учебной физике сложилась следующая ситуация. Существуют задачники, в которых рассматриваются реальные ситуации -- П.Л.Капица, Дж.Уокер и некоторые другие, перечень имеется в [9]. Однако, в школьном преподавании используется иной подход, когда учащемуся сразу сообщается готовая модель в виде параметров и уравнений, и "решение" состоит в манипулировании этими уравнениями и подстановке численных значений вместо буквенных обозначений. Что касается написания эссе, то такой подход в физике не принят, но он вполне возможен. Темой может быть рассмотрение какой-либо не тривиальной ситуации с точки зрения применимости и не применимости тех или иных законов физики, или тех или иных экспериментальных методов для исследования. Причем ситуация может быть использована и природная, и специально созданная, и их комбинация. В математике сопоставление определений, которые даются в разных учебных курсах одному и тому же объекту (например, треугольнику) вполне может являться задачей и даже используется на экзаменах [19].
      
       Второй тип задач -- задачи на знание практики предмета, причем конкретно социологических данных об обществе или любых его частях -- о населении страны, региона, города, населенных пунктов определенного типа, социальной страты, группы по полу, возрасту, образованию, доходу и т. д. Причем знание социологических данных может относиться к истории, то есть быть знанием или представлением:
       - о реальном поведении людей в тех или иных ситуациях,
       - об ответах респондентов на вопросы ранее проведенных анкетирований,
       - о голосовании людей на уже прошедших выборах.
      
       Это знание практики относится к истории, но вопрос может быть поставлен как прогностический, то есть задачей может быть прогноз:
      
       - поведения людей в тех или иных будущих ситуациях,
       - ответов на вопросы анкеты,
       - итогов будущего голосования.
      
       В прогнозной части предметом задач может быть и методика исследования, например, зависимость ответов от формулировок в анкете, от технологии опроса, от сопутствующих событий, например, политических. Причем предлагаемая для анализа ситуация, включая анкету и голосование, может быть рутинной и обыденной, но может быть оригинальной или фантастической.
      
       Методика оценки ответов на прогнозные задачи является сама по себе проблемой. Возможны по крайней мере три подхода -- ответы, в том числе и касающиеся методики, могут:
      
       - оцениваться экспертами,
       - сопоставляться с более поздними событиями, а оценка может включаться в олимпиаду следующего года,
       - могут касаться событий, происходящих одновременно с олимпиадой (например, между заочным и очным туром).
      
       Использование в социологии задач этого типа не замечено, то есть правильность представления об обществе, в котором живут участники (не говоря уж об обществах, например, других стран) не проверяется. В физике задачи группы "знание практики предмета" стали появляться лишь с включением в ЕГЭ астрономии, прогнозные задачи предполагались [9] и в указанной там литературе.
      
       Третий тип задач -- задачи на знание практики предмета, но в расширенном понимании, которое может пониматься, в принципе, двояко:
      
       - как знание о человеческом обществе, но с большей или меньшей долей чего-либо не узко социологического, то есть экономического или политического (аналог так называемых межпредметных задач [9]),
       - как знание чего-то обычного социологического, но об обществе, состоящем не только из людей, или вообще не из людей, а из "общественных животных" (на Земле -- это не только муравьи и пчелы, таковых сотни видов), из искусственных интеллектов, из обитателей экстрасолнечных планет.
      
       Что касается инопланетных обществ, то они известны нам пока что лишь из литературы (Лем, Стругацкие, Буджолд, ле Гуин и др.). В интернете имеется соответствующий термин -- "ксеносоциология", около полусотни независимых упоминаний; имеется эскиз содержания ксеносоциологии -- применительно к мирам Стругацких [10]. Естественно, что все эти книжные инопланетные общества могут быть объектом социологических задач. В физике рассмотрение необычных миров и "невозможных задач" известно, см. [9] и указанную там литературу.
      
       Что касается искусственных интеллектов, то их кооперация с человеком -- активно разрабатываемая тема, а их взаимодействие их между собой, то есть то, что можно будет назвать их обществом, станет актуальным завтра.
      
       Четвертый тип задач -- задачи на применение умений, наличие которых может проверяться в условиях олимпиады, могут выступать именно социологические умения и, скажем так, пограничные и общие. Именно социологические таковы:
      
       - разработка идеологии и плана исследования,
       - предложение технологии опроса -- с учетом задачи, ограничений по деньгам и срокам,
       - составление анкеты [11],
       - сбор данных в интернете, реальное (конечно, в миниатюре) "поле", проведение фокус-группы, глубинного интервью,
       и все это может проводиться в "подопытной" группе, например, на базе школы или вуза,
       - извлечение социологических данных из текста, "независимого" (художественной книги, учебника, статьи) [3] (рис. 3.3),
       [12] (рис. 12), или "модельного", предназначенного именно для данного применения,
       - анализ и интерпретация социологических данных (реальных или модельного набора) [3] (рис. 3.4), [13]
       - извлечение данных из видеоряда, реального (описания или видеозапись события), или модельного [8],
       - критика какого-либо исследования (реального или модельного), методики проведения, анкеты, обработки и анализа
       данных.
      
       В физике задачи, проверяющие умения -- это эксперименты, предложения экспериментов и интерпретация результатов экспериментов, это все есть в ОГЭ (и почему-то отсутствует в ЕГЭ). Однако в физике не предлагалось в качестве задачи извлечение данных из видеоряда, то есть видео эксперимента, хотя это возможно и естественно.
      
       Что касается именно последнего пункта, то есть критики, то чтение учебника -- часть процесса обучения, а чтение научной литературы -- часть научной работы. Поэтому задачи типа "прочитать, разобраться, дополнить, покритиковать" предлагались [9], и в указанной там литературе. Есть такой опыт и в социологии -- практика преподавания показала, что критика исследований, выполненных на школьниках, вызывает у школьников большой интерес [14].
      
       Пятый тип задач -- задачи, связанные с конструированием, то есть с созданием "второй природы" и наукой о ней [1], перед социологией пока не стоят, социологи пока не создают социумов, обществ. Со временем, если будет происходить освоение новых мест обитания (дна, толщи и поверхности вод, воздушного пространства, экстрасолнечных планет и космического пространства), проблема конструирования обществ возникнет. Это будет, в том числе, и социологическая задача. Полезной информацией при решении этой задачи будет история в каком-то смысле подобных событий в истории Земли. Сегодня же подобное конструирование вполне может быть учебной теоретической социологической задачей. На обществах животных такие задачи могут решаться сегодня и практически.
      
       Люди, начиная с древних греков, охотно рассуждают о том, что может или могло бы быть, не утруждая себя пониманием того, что не все ситуации реальны и устойчивы. А даже если предлагаемая ситуация сама по себе реальна и устойчива, то не факт, что реален переход к ней -- от той, которая имеется в наличии. Однако эти теоретические построения, равно как и критика их, вполне могут быть объектом задач.
      
       Шестой тип задач -- применение пограничных и общих умений, вот несколько примеров:
      
       - устное выступление на ту или иную тему [13] (рис. 13),
       - после анализа конфликтной ситуации -- предложение мер по разрешению конфликта [7] (рис. 7), [15] (рис. 15),
       - поиск в интернете материалов, их использование при решении задачи, например, компьютерных программ [16] (рис. 16),
       статей, роликов,
       - использование в ходе решения задачи материалов из интернета, указанных преподавателем, например, компьютерных
       программ, статей [17] (рис. 17), роликов [18] (рис. 18).
      
       Некоторые из перечисленных умений могут быть предметом не только личного, но и командного соревнования. Причем "команда" может составляться участниками и заранее, в частности, под эгидой школы или вуза, а может составляться и непосредственно на олимпиаде, самими участниками или случайным образом, как говорят в интернете, рандомно. В этих случаях оказываются важны, в разной степени и разном сочетании, психологические параметры участников -- умение захватить инициативу, возглавить, организовать работу и подчиняться. Возможно построение командной задачи в виде двух проходов, причем на втором участники принудительно перемешиваются или их роли ограничиваются так, чтобы эффективной оказывалась универсальность (которая на практике бывает существенна).
      
       Из перечисленного в этом разделе, при решении задач по физике, предлагались поиск материалов в интернете, и использование материалами из интернета, указанных в условии задачи [1]. Кроме того, так называемые "физбои" [2], то есть соревнование команд друг с другом, включающие устный доклад, критику и ответ на критику, могут считаться развитием "устного выступления". Модель "физбоев" может быть использована и в олимпиадах по социологии, однако это занятие качественно отличается от классических олимпиад. Оно преследует иные цели, нежели классическая олимпиада, и опирается, в значительной мере, на иные способности и свойства личности.
      
       Заключение
      
       В заключение отметим одно различие между математикой и физикой с одной стороны, и социологией с другой. Это различие сложилось давно. В математике понятие "задача" возникло за 20 веков до н. э. (Египет, Вавилон), в физике за 5 веков до н. э. (Греция), то есть задолго до возникновения олимпиад по математике и физике. Математическая и физическая литература состоят наполовину из сборников задач; в социологии ситуация иная -- сборников задач нет. Обыденное сознание разводит эти ситуации -- математика воспринимается прежде всего задачи, физика -- как рассуждения о Вселенной и школьные задачи, а словосочетание "задачи по социологии" вызывает -- иногда и у социологов -- удивление. Так не под влиянием ли олимпиад начало отделяться в социологии понятие "задача" от понятия "вопрос в билете на экзамене" (с его коммерческим душком)?
      
       Если это так, то роль создателей олимпиад в социологии существенно больше, чем только проведение олимпиад.
      
      
       Литература
      
       1. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=210813
       2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Физбой
       3. https://olymp.hse.ru/mmo/info-sociology
       4. https://izumrud.urfu.ru/ru/about/archive/
       5. http://chitalky.ru/?p=8236
       6. https://znanio.ru/media/zadachi-po-sotsiologii-dlya-podgotovki-k-ege-2503331
       7. https://www.skachatreferat.ru/referaty/Ситуационные-Задачи-По-Социологии-1/82995874.html
       8. https://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/philosophy_and_technologes/olimpiada-po-sotsiologii.php
       9. http://lit.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2600.shtml
       10. http://www.rusf.ru/abs/rec/ashkinaz.htm
       11 Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11 кл.: М. 2006, с. 18.
       Издание 1995 года -- https://obuchalka.org/20190409108340/vvedenie-v-sociologiu-kravchenko-a-i-1995.html
       12. http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/tvorcheskoe-zadanie-po-sotsiologii/
       13. http://olymp.psu.ru/disciplines/sociology/home.html
       14. https://www.ssa-rss.ru/files/File/Conference/VSK-VI/Sbornik/AshkinaziLA_KuznetsovaAV.pdf
       15. https://author24.ru/lenta/1926991/
       16. https://work-zilla.com/tasks/задание_по_социологии/6250488
       17. https://work-zilla.com/tasks/сделать_3_задания_по_социологии/6250388
       18. http://fkn.univer.omsk.su/academics/sokr/Sociology.doc
       19. https://fmsh.ru/rec2020-02.pdf
      
      
       Рис. 3.1
       0x01 graphic
       -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      
      
       Рис. 3.2
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 3.3
       0x01 graphic
      
      
      
       Рис. 3.4
       0x01 graphic
       ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      
      
      
      
       Рис. 4.1
       0x01 graphic
      
      
      
       Рис. 4.2
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 5
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 6
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 7
       0x01 graphic
      
      
      
       Рис. 12
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 13
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 15
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 16
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Рис. 17
       0x01 graphic
      
      
      
       Рис. 18
       0x01 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 20/01/2022. 49k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.