Ашкинази Леонид Александрович
Тесты к месту

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 02/11/2022, изменен: 02/11/2022. 6k. Статистика.
  • Очерк: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Тесты к месту
      
      

    Показания приборов могут подвести,

    тогда последним индикатором остается человек.

    Станислав Лем "Насморк"

      
       Многие критикуют тесты, как метод проверки знаний вообще. А не существуют ли ситуации -- хотя бы немногие и ограниченные -- когда применение именно этого метода проверки знаний оправдано? И нельзя ли посредством каких-то модификаций расширить область разумного применения тестов?
       Тестами принято называть вопрос с вариантами ответов, из которых один (реже -- несколько) правильные и требуется ответить быстро. Это искусственный формат, в научной работе не бывает задач в таком формате, в инженерной работе это бывает редко -- только на испытаниях. Это формат, придуманный для массового, быстрого и автоматического получения данных, то есть уступка низкой квалификации экзаменаторов. И наконец, при подготовке к экзамену с использованием этого формата происходит специфическая тренировка, натаскивание именно на этот формат, вредная для дальнейшего обучения.
       Однако есть виды деятельности, которые требуют быстрого решения задачи или выбора из похожих ситуаций, которые на практике часто перепутывают. Вот примеры таких ситуаций: хирургия и скорая помощь; работа с аудиторией, когда надо реагировать быстро -- реклама, торговля, политика; силовое противостояние. Тестовые методики применяются обычно в простейшем виде, но они могут быть усовершенствованы, и это расширит сферу разумного их применения. Вот несколько путей такого усовершенствования.
       Тестовая методика может имитировать разные ситуации -- как идеальные, так и реальные с разной степенью осложненности. Например, в идеальной ситуации контроль времени может быть не жестким, аппарат для ультразвуковой или рентгеновской диагностики, радиостанция и космический корабль работают безукоризненно, врач имеет возможность посоветоваться с коллегой, спортсмен с тренером, боец поучить указание от командира. В реальной ситуации контроль времени может быть жестким, возможности для консультации могут не только отсутствовать, но и внезапно начать отсутствовать, подтолкнув испытуемого к стрессу. Более того, из-за плохого качества связи или по иной причине может быть получен неправильный совет. Тестовая методика может легко имитировать все эти ситуации.
       Во многих случаях правильный ответ один, и это известно испытуемому. Однако предлагаемые варианты ответов могут содержать не один правильный ответ, а несколько, причем количество правильных может быть известно или не известно. Более того, ответы могут быть несколько разной степени правильности и неправильности. Например, в медицине, если нет стандартного протокола, могут быть более надежные, но менее эффективные в среднем, или менее надежные, но потенциально более эффективные действия. В тесте может требоваться не только указать правильные, но и указать эти их свойства.
       Вопросы в тесте могут быть связаны между собой, они могут составлять систему. Тогда можно определить, долго ли держится информация в сознании испытуемого. То есть учитывает ли он, что именно уже ответил на один из предыдущих вопросов. Вопросы, составляющие систему, могут имитировать многоступенчатое рассуждение, когда разные, как правильные, так и неправильные выборы, направляют экзаменуемого на разные дальнейшие вопросы.
       Тест может определять способность испытуемого к обучению. То есть вопросы в тесте могут носить учебный характер (как прямо давая информацию, так и приводя к ней), а потом контролировать достигнутую обученность.
       Тест может определять наличие критического мышления, в том числе и под давлением авторитета. Для этого, например, могут задаваться вопросы на поиск ошибки в формулировке или в заключении, приписанной реальному или мифическому авторитету. Конечно, употреблять формулировку "британские ученые доказали" не следует. Хотя, если мы тестируем способность к пониманию юмора, то почему бы и нет?
       Тест может контролировать способность к "разветвленному мышлению", например, предлагая выбрать вариант вопроса, который вы зададите пациенту или коллеге, и вариант интерпретации ответа.
       Итак, тесты могут быть существенно умнее, чем обычно применяемые, и они могут давать существенно больше информации об испытуемом. Однако для этого они должны быть соответственно устроены.
      
      
      
      
      
      
      
      

    2

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 02/11/2022. 6k. Статистика.
  • Очерк: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.