Ашкинази Леонид Александрович
Комикс как метод преподавания, в частности - физики

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 22/11/2023, изменен: 22/11/2023. 39k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       Комикс как метод преподавания, в частности -- физики
      
       Публикации, посвященные использованию комиксов в образовании, можно разделить на две группы. В большинстве со ссылкой на авторитеты или без таковой утверждается, что комиксы -- это хорошо для образования. В немногих других [1, 2, 3] упоминается, что производилось какое-то сравнение результатов обучения с комиксами и без. При этом само сравнение производилось так, что сделать хоть какие-то выводы о применении других комиксов, с другими преподавателями или с другими учащимися невозможно. Также невозможно сделать заключение об отдаленных последствиях, даже на тривиальном уровне измерения "остаточных знаний". Причин две -- высокая сложность корректных экспериментов в педагогике, и сложившаяся в педагогике традиция обходиться без таковых. Что касается физического содержания самих комиксов, то лишь в одной работе [4] есть критический анализ одной серии комиксов (позиции 01 и 02 в таблице).
      
       Аргументы за использование комиксов в образовании носят в публикациях общей характер -- упоминается мобильность, доступность, увлекательность, визуальность, "рваность", и, естественно, актуальность всех этих слов. Часть этих аргументов неверна, часть вообще не связана с комиксами. А те, которые связаны, например, визуальность, могут быть реализованы без комиксов -- что иногда и делается. Например, в некоторых учебниках текст сопровождается более или менее связанными с текстом картинками, а иногда и человечком, который отпускает реплики, которые (по замыслу творца) будут позитивно восприниматься читателем.
      
       Означает это лишь то, что при серьезном исследовании вопроса надо было бы сравнивать не только преподавание с комиксами и без, но и преподавание с использованием "книжки с картинками", причем разного типа. Причем вполне возможно, что для разных классов и разных учеников лучше может оказаться разный подход или разное сочетание подходов (ниже случай сочетания подходов будет отмечен).
      
       Были исследованы 18 комиксов, опубликованных на русском языке. В анализ были включены, кроме чисто физических, два комикса про "разные науки", в которых фактически была физика, один про биологию, два про компьютеры и искусственный интеллект. Если обнаруживалась серия комиксов одного издателя и с одинаковым исполнением, то брались по два примера. В таблице это позиции 01 и 02; 08 и 14; 09 и 10; 11 и 12; 16 и 17. Считалось, что комикс должен иметь четыре признака -- единое действие, сквозные персонажи, персонажи взаимодействуют, персонажи общаются (хоть как-то). Если комикс посвящен разным наукам, данные в таблице относятся именно к физике.
      
       Прежде всего, в некоторых случаях нет единого действия и взаимодействия персонажей, по сути это "книжки с картинками", в таблице это позиции 04 и 13. Впрочем, в преподавании они использоваться, конечно, могут.
      
      
      
      
      
       негативы
       позитивы
      
      
      
       наука,
       область, тема
       мало
       отсы-
       лок
       к науке
       много неяс-
       ных терми-нов
       много оши-бок и некор-рект-ностей
       есть содер-
       жатель-
       ный
       диалог
       есть
       совме-щение мето-
       дик
       итого-
       вая
       оцен-ка
       01
       Хорди Баярри "Галилео Галилей. Посланник звезд"
       физика
       -
      
      
      
      
       -1
       02
       Хорди Баярри "Мария Кюри. Радиоактивность"
       физика
       ­-
      
      
      
      
       -1
       03
       Майк Барфилд "Безумные эксперименты в комиксах. Ставь опыты вместе с известными учеными"
       разные науки
      
      
       -
      
      
       -1
       04
       Генри Брайтон "Искусственный интеллект в комиксах"
       искусств. интелл.
      
       -
       -
      
      
       -2
       05
       Матье Бюрниа, Тибо Дамур "Тайны квантового мира"
       физика
       ­-
       -
      
      
      
       -2
       06
       "Это точно: чёртова дюжина комиксов о науке и учёных"
       разные науки
      
       -
       -
      
      
       -2
       07
       Хана Рос, Маттео Фаринелла "Нейрокомикс"
       биология
      
       -
      
      
      
       -1
       08
       Кадзухиро Фудзитаки "Занимательная физика. Электричество"
       физика
      
      
      
      
       +
       +1
       09
       Ларри Гоник "Физика. Естественная наука в комиксах"
       физика
      
      
      
      
      
       0
       10
       Ларри Гоник "Химия. Естественная наука в комиксах"
       химия
       физика
      
      
      
      
      
       0
       11
       Хайанон "Что такое космические лучи?!"
       физика
      
       -
       -
       +
       +
       0
       12
       Хайанон "Что такое солнечный ветер?!"
       физика
      
       -
       -
       +
       +
       0
       13
       Дж. МакЭвой "Квантовая теория в комиксах"
       физика
      
       -
      
      
      
       -1
       14
       Такэи Масахиро "Занимательная физика. Гидродинамика"
       физика
      
      
      
      
       +
       +1
       15
       Хидео Нитта "Занимательная физика. Механика"
       физика
      
      
      
       +
      
       +1
       16
       "Физика в комиксах" N 2
       физика
       -
       -
      
      
      
       -2
       17
       "Физика в комиксах" N 10
       физика
       -
       -
      
      
      
       -2
       18
       Сидни Падуа "Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история
       первого компьютера"
       компью-тинг
       -
       -
      
      
      
       -2
      
      
       В таблице приведены данные всех изученных комиксов. Видно, что "по сумме баллов" в преподавании, если подходить строго, можно использовать позиции 08, 14 и 15, если подходить мягче -- еще 09, 10, 11 и 12. В остальных случаях или физического содержания очень мало, или много не разъясненных терминов, ошибок и некорректностей, которых даже в этом формате можно было бы избежать. Хотя и это можно использовать, например, для критического разбора.
      
       Отдельно отметим наличие содержательного диалога и совмещения методик, позиции 08, 11, 12, 14, 15. Содержательный диалог не используется, как правило, в учебниках, хотя он восходит аж к Галилею, общеизвестен и иногда используется в книгах по физике, например [5]. Использование его в комиксах было бы очень естественно.
      
       Совмещение методик, когда в комиксе, как отдельный текстовый раздел, помещается нечто вроде конспекта, используется весьма редко (позиции 08, 11, 12 и 14). Это тем более важно, потому что мы не знаем, в каких условиях (и в каком смысле) эффективнее та или иная методика. Такой раздел, если его нет в оригинале, может быть добавлен при переводе.
      
       Как общее свойство, в силу своей всеобщности не влияющее на оценку, отметим отсутствие указаний на связь с учебниками. В физических комиксах нет четкой связи с принятым сегодня ограничением школьного материала, и это их сильная сторона. Но там, где есть параллели, их не трудно указать, и это окажется полезно, если ключевой потребитель заинтересуется.
      
       Авторам и издателям можно рекомендовать обращать внимание на факторы двух групп -- общие и специфические. Общие факторы, это
       - разумное количество физического содержания,
       - ясность терминов, отсутствие заклинаний,
       - отсутствие ошибок.
       Специфические факторы, в данном случае это
       - наличие содержательного диалога (то есть когда персонаж не только охает и/или ахает),
       - совмещение методик, то есть наличие конспекта в виде текста,
       - наличие указаний на параллельные места в основных школьных учебниках,
       - наличие в перечне тех, кто имел отношение к изданию, автора текста.
       При этом специфические факторы могут быть оценены и человеком, и не знающем физики, родителем и самим ребенком.
      
       Автор обращает внимание читателей на то, что не является психологом, и поэтому данный текст должен восприниматься скептически. Наверняка есть факторы, которые влияют на эффективность, но которые здесь не учтены. Например, какие-то особенности облика или поведения персонажей.
      
       1. https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya
       2. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1233/1/012045
       3. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1233/1/012052
       4. https://cyberleninka.ru/article/n/fizika-v-komiksah-otsenka-umeniya-kriticheskogo-analiza-informatsii.pdf
       5. Bradley Dowden "The Metaphysics of Time. A Dialogue"
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 22/11/2023. 39k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.