Ашкинази Леонид Александрович
Школьный учебник физики как источник физики

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 03/04/2024, изменен: 03/04/2024. 34k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Школьный учебник физики как источник физики
      

    Многие уверены: если бы мы знали,

    почему горшок с петунией подумал именно то, что подумал,

    мы бы куда глубже понимали природу мироздания.

    Дуглас Адамс Автостопом по галактике

      
       Школьные учебники физики содержат больше физики, чем кажется на первый взгляд. Чтобы это увидеть, нужно не только скользить глазами по тексту, и даже не только все запоминать. Нужно следить за построением, сопоставлять одни утверждения с другими, задавать вопросы. То есть читать учебник пристрастно, как говорят, работать с текстом. Обратите внимание - не сказано решать задачи. Потому, что задачи бывают разные, и решение традиционных школьных задач не часто способствует пониманию физики.
      
       Пристрастное чтение (филологи говорят медленное чтение), сопоставление одних утверждений с другими, имеет следствие - возникновение вопросов. Ответы на некоторые из них вы относительно быстро найдете сами, на некоторые - найдете позже, узнав более мощные методы поиска ответов, физические и математические. Найдете сами, или с помощью преподавателей и книг, и удовольствие от этого получите не меньшее. А на некоторые вопросы... что касается некоторых вопросов, то вы узнаете, что ответ на них никому не известен. Когда я был на Тянь-Шане, и мы уже спускались, а я достаточно пришел в себя, чтобы задавать вопросы, то на очередное как называется инструктор буркнул: Как называется, как называется... никак не называется. Никто там не был. Понимаешь?
      
      
       0x01 graphic
      
      
       И тебя ждут вопросы, где никто не был. А если и был, то не ответил. Чтобы тебе было легче заметить эти вопросы, давай посмотрим...
      
       Чем школьная физика отличается от физики
      
       Вот основные пять отличий:
      
       Неограниченная применимость модели, закона.
       Иногда про ограничение говориться, например, про ограниченную применимость модели идеального газа. Однако не всегда говорится, что всё, с чем мы работаем - ограниченные модели. Да и конкретные ограничения обычно не указываются. Мне кажется, что сведения об ограничениях стоило бы указывать всегда. В идеале должно быть указано, чем ограничена каждая величина и почему возникло такое ограничение (по мере возможности).
      
       Гарантия наличия решения.
       Учебник обычно создает впечатление, что проблема решена, модель построена, в процессе и объекте разобрались. Автор учебника исходит из того, что именно этому он должен научить, именно это он должен продемонстрировать. Это же относится к задачам по физике, причем некоторые предположения не оговариваются в условии, а принимаются по традиции; на вопрос ученика почему мы пренебрегаем тем-то и том-то приходится либо отвечать - потому что всегда так делают, либо - потому, что иначе задачу не решить. И это часто совпадает.
      
       Гарантия единственности решения.
       Имеется в виду не путь решения, а результат, путь решения формально допускается любой. Хотя на практике некоторые преподаватели в школах требуют решать задачи каким-то определенным способом. Но в то, что решение одно, мы всегда верим; а это не всегда так.
      
       Устойчивость решения никогда не проверяется.
       Можно придумать задачу, которая всегда имеет решение, но которое в зависимости от значений какого-то параметра будет устойчивым или неустойчивым. Школьник, наверное, разберется, но для этого про устойчивость надо его спросить. Идея, что про устойчивость надо помнить и её наличие проверять, школе не близка. В школьных задачах такая проверка обычно тривиальна, но ведь есть и другие задачи.
      
       Заклинания
       Некоторые школьные учебники, желая рассказать о современной физике, переходят ближе к концу курса к рассказу на пальцах, с использованием терминов, которые слабо связаны с изученным ранее материалом. Это похоже на многие научно-популярные книги; но от учебников мы ждем другого. Правда, последние полгода школьной физики состоят из натаскивания на три неприличные буквы, так что это не имеет большого значения.
      
       Бонус-трек: еще одно отличие - школьную физику вы должны, а физику может быть, сможете, если захотите и осилите. Не знаю, важно ли для вас это различие, но для них, то есть для этих двух физик, это различие - главное. Они сами мне это сказали.
      
       Выше употреблено стеснительное выражение по мере возможности. Дело в том, что ограничение точности законов - материал не всегда простой. Если какой-то конкретный закон найден экспериментально, то все просто - каждая входящая в него величина изменялась в каких-то пределах и сама измерялась с какой-то точностью, которая известна. Да, но от чего зависела эта точность? Точность закона всемирного тяготения, найденного Генри Кавендишем, была связана с точностью соблюдения закона Гука для сдвигового напряжения (о законе Гука мы еще поговорим). Любая физическая величина, любой физический закон связан с другими законами, и если вам хочется получить веские основания для того, чтобы вздохнуть и сказать - нет, это не для меня, то сейчас самый момент.
      
       К вопросу определения постоянной гравитации
       https://elementy.ru/novosti_nauki/432079/ Novye_izmereniya_gravitatsionnoy_postoyannoy_eshche_silnee_zaputyvayut_situatsiyu
       а вообще о точности хотя бы универсальных констант
       https://ufn.ru/ru/articles/2013/9/d/
      
       А теперь к физике, и покажем для начала что-нибудь простенькое, например...
      
       Функции, стремящиеся к нулю на бесконечности
      
       В учебнике есть несколько функций, которые, как говорят, на бесконечности стремятся к нулю. Рассмотрим сначала ситуации, когда на оси абсцисс отложено время. Но существует ли бесконечное время? По современным взглядам скорее, что нет, и тогда изучаемая функция должна быть другой - потому, что со временем изменится все, что сделало возможным написание исследуемого уравнения. А даже если процесс длится миллиард лет в соответствии с написанным уравнением, без каких-либо отклонений, а потом - бац! - и вселенная исчезает, то искомая функция исчезает вместе со вселенной. То есть все равно изменяется.
      
       Если мы не только рассказываем об этой функции на пальцах и рисуем ее на доске, а пишем уравнение, то это уравнение непрерывной функции - а непрерывен или дискретен объект? Простейшая ситуация, когда объект заведомо дискретен - радиоактивный распад. Нам дают - кутить так кутить! два стакана без сиропа! - 4096 атомов изотопа 64Cu с периодом полураспада 12,7 часа и, улыбаясь, спрашивают, сколько атомов останется через 12,7 • 13 = 165,1 часа?
      
       Вы, наверное, уже поняли, в чем прикол. Для больших (в смысле этой задачи) времен применение непрерывного языка приводит к глупости. Значит, надо переходить на вероятностный язык. Тогда ответ будет звучать так - примерно в половине случаев у останется один атом, примерно в половине - ни одного, и реже - более одного. Попробуйте аккуратно нарисовать все варианты и вероятности для ситуации, когда у вас исходно два атома и прошло, скажем, 12,7 • 3 = 38,1 часа. Не забудьте проверить ответ - итоговая сумма вероятностей должна быть равна... вы, конечно помните, чему. Вообще любой поток материальных частиц, распространяющийся в среде и ослабевающий с расстоянием, если и описывается сначала непрерывным языком должен потом переходить на язык вероятностей.
      
       Некоторые физические величины могут принимать только дискретные значения, например, заряд. Поэтому если присоединить заряженный конденсатор к сопротивлению и написать зависимость заряда конденсатора от времени, то через некоторое время у нас окажется заряд менее заряда электрона. Например, если конденсатор емкостью 1 Ф зарядить до напряжения 1 В и замкнуть на сопротивление 1 Ом, то примерно через 42 с это и произойдет, потому, что постоянная времени нашей цепи 1 с, и за каждую секунду заряд падает в е = 2,718 раз.
      
       Почему мы обычно не обращаем на это внимания? Почему в этих, и во многих других физических ситуациях мы не обращаем внимания на некоторые сделанные нами предположения? Потому что при решении практических задач сделанные приближения всегда оправдывались, и мы к этому привыкли. В такой ситуации есть две опасности. Во-первых, мы привыкаем пользоваться некоторой схемой рассуждений, которая была выработана давно, не нами, и на определенном материале. Но физика со временем расширяет область своей деятельности - как по объектам, так и по эффектам, и вполне возможно, что обнаружится ситуация, когда какое-то из традиционных допущений не оправдывается. Когда какая-то из традиционных схем не срабатывает. Поэтому имеет смысл помнить, что за любой формулой стоят какие-то допущения. И иногда задумываться - не вышли ли мы за область их применимости? Разумеется, это нужно при серьезной работе, но научиться этой осторожности можно и учась в школе.
      
       Заметим, что ситуации, когда в ходе некоторого процесса количество объектов сначала много больше одного, а потом уменьшается до единиц, причем так, что имеет смысл менять язык описания, не является уникальной.
       В физике, кроме радиоактивного распада, подобная ситуация может встретиться при исследовании испарения кластеров и наночастиц. Это может произойти и не в физике, например, в биологии и этнографии (вымирание) и в социологии (исследование социальных лифтов).
      
       Физика, даже имея дело с отдельными элементарными частицами (например, нейтрино), атомами или молекулами (сканирующая туннельная микроскопия), считает, что эти объекты одинаковы. Однако некоторые параметры даже одинаковых объектов могут различаться, например, энергия. При исследовании космических лучей экстремальной энергии физики отчасти наделяют частицы индивидуальностью - присваивают им имена собственные
       https://hightech.fm/2023/11/24/second-cosmic-ray
       и вообще в физике заметно некоторое движение в сторону изучения уникальных объектов (Химия и жизнь, 2019, ! 4, с. 46).
      
       На случай, если вам захочется исследовать какие-то ситуации с малым числом объектов, назовем несколько. Самый простой пример - испарение и термоэлектронная эмиссия. Оба эффекта экспоненциально зависят от температуры, так что при понижении температуры естественно приходим к испарению отдельных атомов или, соответственно, электронов. Что касается единичных квантов, то их фиксация электронным прибором возможна - спросите интернет режим счета фотонов. Клетки сетчатки глаза реагируют, скорее всего, на единичные фотоны, но глаз использует не все, попадающие на него, фотоны. Кроме того, для борьбы с шумами и флуктуациями мозг реагирует, если за некоторый малый интервал времени кванты попали в несколько клеток. Причем эта обработка производится, скорее всего, в глазе; этот вопрос не слишком хорошо исследован. В итоге для того, чтобы мы увидели короткий импульс, нужно несколько десятков фотонов, а в непрерывном режиме нужен поток в сотни фотонов в секунду. Конкретная цифра, естественно, сильно зависит от условий эксперимента и требуемой надежности.
      
       Флуктуации и шум - еще один из факторов ограничения моделей, в которых функция стремится к нулю. Когда вычисленные значения становятся меньше уровня шумов, вычисленная функция перестает описывать реальность. Например, для ситуации, которая рассмотрена выше, при сопротивлении 1 Ом, температуре 300 К и полосе частот 1 МГц напряжение шумов получается 0,14 мкВ (формулы Найквиста нет в школе). Разность потенциалов, оставшаяся на конденсаторе к указанному выше моменту, будет 1,6•10-19 В, то есть шумы будут на много порядков больше.
      
       Называют их, между прочим, тепловыми шумами - потому, что они связаны с тепловым движением носителей заряда, электронов. Но у температуры есть и свои флуктуации. Если взять два тела и поместить их в калориметр, то их температуры будут сближаться. Разность температур со временем должна стремиться к нулю, но она потонет во флуктуациях.
      
       Есть множество случаев, когда функция, уменьшаясь, тонет не в шумах и флуктуациях, а переходит в какую-то другую зависимость, связанную с другими физическими эффектами. Барометрическая формула для плотности атмосферы должна как-то переходить в межпланетный газ, а межпланетный газ должен как-то переходить в межзвездный. Разумеется, они это делают, но это серьезная физика, со своей историей и своими новыми - полученными, можно сказать, при нас - результатами.
      
       Следующая причина для плохого поведения функций, стремящихся к нулю при неограниченном возрастании абсциссы - ограничение значений аргумента. Это ведь не обязательно время, это может быть энергия, например, функция распределения молекул в газе по скоростям и энергиям. Судя по формуле, скорости и энергии ничем не ограничены, но даже школьник может спросить, как там насчет скорости света? Кстати, в какой-то книжке я видел замечание, что энергия одной молекулы не может быть больше суммарной энергии молекул в некотором объеме. Идея красивая, но это ограничение действует только в изолированной системе.
      
       Ноль в знаменателе и другие странности
      
       У Менделеева и его подельника Клапейрона в знаменателе температура, но любой школьник скажет, что по мере охлаждения любой газ перестанет быть газом, а сильно продвинутый добавит, что абсолютный ноль вообще недостижим, так что все в порядке.
      
       Некоторые школьные формулы спокойно живут, имея знаменателе величину, которая вроде бы ничем не ограничена снизу. Например, формулы для напряженности и потенциала электрического поля имеют в знаменателе расстояние, и рядом несколько раз повторяется выражение точечный заряд. Вроде бы получается, что одиночный электрон имеет бесконечную энергию.
      
       Вообще слово точка лучше бы оставить математикам. Ибо прикладывая силу в точке (а все школьники делают это) мы создаем бесконечные механические напряжения, которые даже без помощи Волан-де-Морта разрушают любой материал. Так что центр тяжести должен был бы вывалиться у нас между ног и полететь к центру Земли, а мы сами - полететь вверх и стукнуться головой о потолок. Не пугайтесь - скорость на подлете можно оценить, она получается небольшой.
      
       Рядом с нулями часто обитают бесконечности, например, если согласиться, что время соударения ноль, то мы опять имеем бесконечные механические напряжения. Кстати, с соударениями вообще есть проблемы - если считать, что звук удара создается упругой волной в материале соударяющихся тел, то для его частоты получаются не реальные значения (Квант, 2022, ! 11-12, с. 42).
      
       Некоторые физические законы в том виде, в котором мы их используем, являются упрощением. Иногда это не влечет каких-либо серьезных последствий, например, зависимость удельного сопротивления металла от температуры при его нагреве мы часто считаем линейной. Это упрощение, но ничего страшного (особенно, если не рассматривать низкие температуры) от этого не происходит. Сложнее ситуация с законом Гука.
      
       Деформация упруга, зависимость деформации от силы на пути туда и обратно одинаковы, значит работа, вкладываемая в деформацию, вся может быть извлечена на обратном пути. Это простенькое рассуждение противоречит - не упадите в обморок - закону сохранения энергии. Дело в том, что пружины при работе греются. Спешу вас обрадовать - с энергией все в порядке, сложности есть у Гука, причем в начале координат (Письма в ЖТФ, 1999, ! 17, с. 29 и 2018, ! 15, с. 80).
      
       И вообще, любое упрощение, которое хорошо себя зарекомендовало, может отказать. Чаще всего это происходит либо при расширении области значений величин, которые мы используем, либо при увеличении точности измерений. Именно поэтому в самом начале было сказано, что сведения об ограничениях стоило бы указывать всегда. А в идеале должно быть указано, чем ограничена каждая величина и почему возникло такое ограничение.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 03/04/2024. 34k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.