-Ну, а бегать - то она хоть умеет? - с нескрываемым сарказмом, с высоты своих ста восьмидесяти вопрошал он, огладывая поверх очков мою, прямо скажем, явно малоспортивную и не очень молодую личность. Это - вместо "здравствуйте".
Сам-то он в свои годы выглядел великолепно. Тогда ему было ровно семьдесят лет, которых дать этому импозантному, подтянутому мужчине никаким образом
не возможно.
- А что это у Вас лицо такое недовольное, а? - продолжал тем временем он, нависая надо мной.
Тут я взяла себя в руки.
- Умею. Бегать я умею. - Выдавила я из себя.
- Да довольное, довольное у нее лицо! - вступились за меня товарищи. - Просто она болеет, вот пришла только потому, что сегодня знакомство с режиссером, то есть - с Вами!
Полное вранье, но - спасибо им. Я не болею. Я его боюсь.
- Ну, ладно, Катя, идите. - Процедил мэтр.- Посмотрим, как это Вы бегать будете....
Я выпала в коридор. А внутри кабинета забушевали страсти. Слышался крик Мэтра: "Да вы что сдурели тут все! Что вы мне баб каких-то подсовываете?? Разве могут они площадкой управлять? Это мужская работа! А эта тетка? Да не верю я, что она справится, что бегать сможет. А второй план выставлять кто будет? Я что ли? У нее же режиссерского нет!!!
Гром и молнии поражали меня сквозь дверь, но отойти было невозможно.
Наконец, мои коллеги смогли перехватить инициативу.
- Екатерина прекрасный второй режиссер по площадке. Давно работает, много опыта. Очень много знаний в различных областях. И бегать умеет, поверьте. И второй план выставит. Ну, а режиссерского нет - так не Главным же она, а вторым по площадке...
- Вы меня не убедите. Баба не может быть режиссером ни вторым, ни каким.
- Ну, давайте попробуем, а потом будем делать выводы!
- Давайте, но мы все потратим время напрасно - отрубил Мэтр.
Я, в полуобморочном вывалилась на улицу - судорожно дышать никотином. Хотелось пойти обратно и сказать: " Да пошли Вы, да не буду я...."
НО! Мне очень нужна была эта работа. Да, уж, фразочка из американского детектива имени тридцатых годов.
И потом. Я его так любила! Я шла на встречу с ним с великой радостью и замиранием, думала вот зайду сейчас и скажу: "Здравствуйте, дорогой Эрнест Викторович! Я Ваш фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К." смотрела в детстве 10 раз, считаю Вас прекрасным режиссером, и счастлива работать с Вами".
И вместо этого - что? "А ты бегать умеешь?" - с ходу. Прямо - кино "Бриллиантовая рука". "А ты, косой, плавать умеешь?"
Черт! Съест он меня и косточек не оставит. Такой не выпустит живой ни за что. Пока до порошка не сотрет - не успокоится.
И честное слово, задрожала я как осиновый лист.
Теперь, думаю, пора объяснить неискушенному читателю, при чем здесь бег и что такое Второй режиссер.
Второй режиссер - это такой киноработник, который должен организовать проведение киносъемок. То есть, с одной стороны он "всех мочалок командир", а с другой - "мальчик для битья", потому что если что-то не так - все претензии от Главного Режиссера - к нему, ко Второму. Нужно быть в курсе всех текущих событий на съемочной площадке, управлять командой более ста человек, которые полагаются на тебя как на Бога и, с другой стороны, половина из них легкомысленны, как дети. Вся информация от Главного к службам приходит через Второго.
Второй должен: уметь разруливать форсмажоры, которых на съемках каждый день огромное количество. Второй также занимается планированием съемок, то есть сводит актерские расписания, которые, к слову сказать, все время меняются из-за непрерывных гастролей - с расписаниями объектов, с погодными условиями, и с режиссерскими капризами. В общем, Второй режиссер - это такой "прораб" от кинопроизводства. Один мой киноприятель рассказывал, что в восточных странах не употребляют термин "Второй". Потому что обидно восточным мужам быть вторыми! Там у них эта должность называется "Другой режиссер".
В наш век сериалов и скороспелых малоподготовленных съемок появилась такая практика - держать двух Вторых. Одного - чисто на планировании (человек сидит дома или на студии и без конца передвигает дни длиннющего съемочного расписания, сопоставляя и совмещая огромное количество факторов).
Адская работа, поверьте мне. И очень ответственная! Если ты налажаешь в чем-то, то может слететь целый съемочный день, стоимостью с небольшую виллу. Представляете, что в этом случае сделают с вами продюсеры? Ха-ха. Вот именно.
Пока один Второй режиссер корпит над планами, второй Второй режиссер в это время работает на съемочной площадке, воплощает планы в жизнь. Вот именно таким Вторым мне и предстояло быть при Ясане. Второй по площадке непрерывно, как паж состоит при персоне Главного режиссера ( не путать с помрежем - это совсем другая работа) и производит все техническое обеспечение съемок: чтобы декорация вовремя была готова, актеры, грим, костюм, чтобы пленку вовремя меняли, чтобы проверяли материал, чтобы не шумели, не мешали, не лезли в кадр... Площадки огромные, особенно на натуре, вот тут-то и приходится бегать как угорелому зайцу. Не до всех докричишься, даже в мегафон, а иногда объяснять дольше, чем сделать, и опять же "второй план". Массовку выставить, объяснить каждому, что и когда ему делать, куда идти и как. Хлопотная, но интересная работа. Нужно ли объяснять, что в этом деле, просто необходим контакт с Главным режиссером!
Но контакта явно не предвиделось, вот так-то! Подлизаться к нему было не возможно. Разжалобить - тоже. Если кто-то хвалил его режиссерский работы - Ясан заявлял: "Это всего лишь одна из моих десяти профессий!" Если народ жаловался на усталость, то тут же раздавалось: " Когда я работал краснодеревщиком на фабрике, рабочие пытались избить меня, потому что я перевыполнял план в три раза". Если коллеги сетовали на кризис жанра, то слышали в ответ нечто вроде: "Чтобы прославиться - нужно работать ,а ныть и плакать тут нечего".
Первый съемочный день начался так: Ясан оглядел нашу съемочную группу и изрек: "Во-первых, я не выношу курящих, а особенно курящих женщин. Чтобы с сигаретами мне на глаза не попадались - уволю. Курящая ( она же и подавляющая) часть группы инстинктивно шарахнулась в сторону.
- Во-вторых, я не выношу мата и сквернословия, а особенно от женщин. Услышу - уволю.
Народ запереглядывался. На съемках зачастую, мягко говоря, у народа "проскакивает" и еще как...
- И, в-третьих, я хочу чтобы все вы каждый день приходили на площадку с улыбками на лицах. Не желаю видеть вокруг себя кислые физиономии.
Народ просто отпал. Во, фашист, а?
И понеслось! Ежедневно растягивая рты в фальшивых улыбочках работнички принимали на голову целый град упреков от режиссера, и бегали курить и ругаться по очереди в подворотни, тайно, чтоб успокоиться.
Меня же он просто трепал как Тузик тряпку.
- Что Вы Катя вечно болтаетесь в кадре?
- Поправляем, Эрнест, Викторович, не готовы еще!
- Быстрее! Все, я снимаю!
- Эрнест Викторович, еще минуточ....
- Хватит!!!!!!!!!! Вон из кадра!!
- Так ведь камера не готова!
- Знаете что, Катя, а почему Вы в красной куртке все время ходите? Мелькаете тут, в глазах рябит от Вас.
- Так специально же. Чтобы случайно в кадр не попасть, чтобы Вы меня видели.
- Если бы Вы были в черном, я снимал бы, и никто Вас в кадре не заметил бы.
Чушь полнейшая. Историческое кино - и я в черной куртке, в кадре. Издевается.
- Катя, а чтой-то Вы тут все время командуете? Здесь есть, кому этим заниматься.
- Эрнест Викторович, ну не будете же Вы сами рабочими и декораторами управлять.
- Не должна женщина командовать. Сделайте так, чтобы я Вас не слышал.
- Все Эрнест Викторович, мы уже готовы.
- Вон из кадра! Хотя нет, там, на заднем плане, идите и переставьте массовку.
"Задний план" находится метров за пятьсот. Как я бегала на этой картине!! По шесть часов кряду! Спринтеры и марафонцы удивились бы, глядя на придурка, бегущего по сугробам сломя голову и с "приклеенной" улыбочкой на лице".
Рутина ежедневной работы, усталость от ранних смен, немного тормозила накаляющуюся обстановку. Но худо-бедно день за днем материал снимался, а производственных проблем мы тщательно избегали, дабы лишний раз не злить Мэтра.
В заброшенной церкви снимаем сцену ограбления храма. Нужно изнутри тихонечко, по команде выталкивать актеров в нужное время. Прячусь на полу между больших двойных дверей, та меня не видно, но мне слышны все команды. Шепотом передаю команды актерам - на них на всех "петли" сверхчувствительный микрофон - громко говорить нельзя, помешаешь диалогу.
В общем, все было сносно, и уже денек заканчивался потихоньку, но вдруг дверь на которую я облокачиваюсь спиной начинает тихо отъезжать и я лечу вверх тормашками с лестницы (слава Богу, не в кадр).
- Блиииин, - непроизвольно вырывается у меня, но шепотом, есть надежда, что микрофоны "не словили".
Народ, который это видит - бесшумно крючится от хохота.
Но - дублю не помешали и благополучно закончили смену.
Однако, перед уходом домой Ясан нависает надо мной и зловеще говорит: " Мне кажется, я слышал ругань на площадке?"
Прикидываюсь идиоткой: " Не может быть!"
- Я этого не выношу, я уже говорил!
И с пафосом удаляется. Черт, слышал. Он еще меня достанет.
На следующий день прихожу и делаю хорошую мину при плохой игре. Таскаюсь за ним хвостом - это входит в мои обязанности - режиссер обсуждает с утра с оператором план работы - я должна быть в курсе каждой мелочи и всех изменений, а потом передать нужным службам, что и как. Стою с блокнотиком чуть поодаль и позади - чтобы слышать и - чтоб не попадаться на глаза лишний раз. Ясан не доволен объектом, не доволен декорацией, все ему не нравится, и он выливает свое возмущение нашему флегматичному оператору. И вдруг!!! В запале он разражается целым каскадом отборных ругательств. Непроизвольно меня разобрал смех. Я клянусь, что не фыркнула, не издала ни одного звука. Но он почувствовал. Он обернулся и уставился на меня в упор. Высокий, в неизменном черном берете, темные волосы, вьющиеся с проседью, модные прямоугольные очки. И я - с дурацкой ухмылкой на лице.
Вы не поверите, но на этом кончилась наша вражда. Он больше никогда не ругал меня, не делал замечаний, ни придирался. А наоборот, он стал потрясающе милым, хорошим, умным и добрым. В общем, таким, как я его себе представляла, когда впервые хотела сказать ему: "Дорогой Эрнест Викторович! Я Ваш фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К." смотрела в детстве 10 раз, считаю Вас прекрасным режиссером, и счастлива работать с Вами".
Дорогой Эрнест Викторович! Спасибо Вам за все, чему Вы меня научили. У меня ведь и вправду нет "режиссерского" за плечами. Вы научили меня работать с массовкой, Вы научили меня придумывать и ставить маленькие эпизодики. Вы научили меня улыбаться несмотря ни на что и радоваться каждому съемочному дню. Вы научили меня работать с актерами, понимать, как строится кадр. Спасибо за то доверяли мне во многих вопросах и предоставляли действовать самостоятельно. Спасибо за интереснейшие Ваши рассказы о Вашем детстве, о своих других десяти профессиях и о многом, многом другом. Спасибо за чудесные беседы в свободные минутки на площадке.
Если еще когда-нибудь доведется - я буду счастлива работать на Вас!