| |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинам www.i-u.ru\biblio
Л.Я. Аверьянов
(издание второе переработанное и дополненное)
Москва - 1998 г.
Глава 1. Программа и анкета ...8 Надо ли "выдумывать" анкету? 8
Перевод программных вопросов в анкетные
16
Что сначала: программа или анкета? 18
Глава 2. Спросить значит понять 22
Глава 2. Спросить значит понять
Глава 2. Спросить значит понять
Глава 2. Спросить значит понять
Глава 2. Спросить значит понять
Глава 2. Спросить значит понять
Глава 2. Спросить значит понять
Что такое вопрос? 22
Почему мы "закрываем" вопрос?
36
Сколько "закрытий" должно быть в вопросе?
38
40
Вопросы без альтернатив, или открытые вопросы
41
Что лучше: открытый или закрытый вопрос?
45
Предмет и содержание вопроса
48
Глава 3. Искусство задавать вопросы и
получать ответы
50
Фактологические и мотивационные вопросы
50
Понятийное содержание вопроса
54
По единому логическому основанию
59
62
Два отрицания в одном вопросе
68
Временные параметры вопроса
70
Шкалы - это тоже вопросы, построенные
особым образом
74
О г л а в л е н и е
Введение
Глава 1. Программа и анкета
Надо ли "выдумывать" анкету?
Программа социологического исследования
Концептуальная основа программы
Перевод программных вопросов в анкетные
Что сначала: программа или анкета?
Глава 2. Спросить значит понять
Что такое вопрос?
Что такое ответ?
Два типа вопроса
|
Является не основной причиной |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
Закрытый вопрос |
Табличный вопрос |
Открытый вопрос |
|
70 |
30 |
27 |
22 |
|
66 |
34 |
31 |
6 |
|
42 |
11 |
17 |
8 |
|
33 |
27 |
12 |
18 |
|
52,8 |
25,5 |
21,7 |
13,5 |
Дихотомический вопрос
Почему мы "закрываем" вопрос?
Сколько "закрытий" должно быть в вопросе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество отказов от ответов на различные типы вопросов
(в процентах)
|
При опросе студентов |
При опросе научных сотрудников |
При опросе шахтеров |
|
|
24,7 |
15,1 |
23,1 |
22,9 |
|
7,4 |
2.5 |
6,7 |
4,1 |
Вопросы без альтернатив, или открытые вопросы
Что лучше: открытый или закрытый вопрос?
|
Открытый вопрос |
Закрытый вопрос |
|
14,2% |
16,4% |
|
8,2% |
10,3% |
|
25,0% |
37,8% |
|
19,0% |
29,1% |
|
9,0% |
9,1% |
Предмет и содержание вопроса
Глава 3. Искусство задавать вопросы и
получать ответы
Фактологические и мотивационные вопросы
Понятийное содержание вопроса
До 20 лет |
20-24 лет |
24-28 лет |
28-35 лет |
35-40 лет |
40-45 лет |
45-55 лет |
55-60 лет |
Свыше 60 лет |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
По единому логическому основанию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сколько альтернатив можно выбрать?
|
Возможен только один ответ |
Можно выбрать не более двух |
Можно выбрать любое количество |
Хороший заработок |
38 |
31 |
39 |
Можно получить различные льготы |
19 |
28 |
36 |
Интересно работать |
31 |
42 |
48 |
Престижно, почетно |
12 |
27 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Два отрицания в одном вопросе
Временные параметры вопроса
Шкалы - это тоже вопросы, построенные
особым образом
Очень часто |
Довольно часто |
Редко |
Довольно редко |
Практически не хожу в театр |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Очень нравятся |
В основном нравятся |
Не очень нравятся |
В основном не нравятся |
Совсем не нравятся |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
До 20 лет |
21-24 лет |
25-30 лет |
31-40 лет |
41-50 лет |
51-60 лет |
Свыше 60 лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ложные альтернативы
Ситуативные и образные вопросы
Прямой вопрос - не всегда лучший путь к решению исследовательской задачи |
|
|
|
|
|
Вспомогательные вопросы
|
|
|
|
Логические ошибки вопроса
Что такое правильно построенная анкета?
Правила надо уметь нарушать |
|
|
|
|
|
Влияние исследователя на ответы респондента
Вам нравится работать на шахте? |
Как Вы относитесь к своей работе на шахте? |
Вам не нравится работать на шахте? |
|
Мне нравится работать на шахте |
58,6 |
54,5 |
53,8 |
Мне нравится работать на шахте, но не очень |
35,9 |
34,8 |
32,8 |
Нет, мне не нравится работать на шахте |
3,0 |
6,3 |
10,5х |
Говорите словами респондента
Не забывайте о респонденте как о личности
Анкета должна быть корректной
Анкета - это диалог двух заинтересованных людей
"А почему Вы считаете, что люди отвечают
Вам искренне?"
Обратная связь
Логика построения и психология
восприятия анкеты
"Любите ли Вы чинить дверные ручки?" |
|
Тест для оценки стабильности брака
|
Высказывание |
Ключ |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. |
|
|
16. |
|
|
17. |
|
|
18. |
|
|
19. |
|
|
20. |
|
|
21. |
|
|
22. |
|
|
23. |
|
|
24. |
|
|
25. |
|
|
26. |
|
|
27. |
|
|
28. |
|
|
29. |
|
|
30. |
|
|
Тестовая анкета по изучению проблем стабилизации
производственного коллектива угольной шахты
Шифр |
Шифр |
Суждения |
Ответы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
001 |
012 |
|
да |
нет |
002 |
051 |
|
да |
нет |
003 |
020 |
|
да |
нет |
004 |
015 |
|
да |
нет |
005 |
024 |
|
да |
нет |
006 |
027 |
|
да |
нет |
007 |
008 |
|
да |
нет |
008 |
048 |
|
да |
нет |
009 |
004 |
|
да |
нет |
010 |
057 |
|
да |
нет |
011 |
021 |
|
да |
нет |
012 |
041 |
|
да |
нет |
013 |
039 |
|
да |
нет |
014 |
002 |
|
да |
нет |
Шифр |
Шифр |
Суждение |
Ключ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
015 |
025 |
|
да |
нет |
016 |
014 |
|
да |
нет |
017 |
022 |
|
да |
нет |
018 |
016 |
|
да |
нет |
019 |
056 |
|
да |
нет |
020 |
005 |
|
да |
нет |
021 |
040 |
|
да |
нет |
022 |
023 |
|
да |
нет |
023 |
047 |
|
да |
нет |
024 |
058 |
|
да |
нет |
025 |
042 |
|
да |
нет |
026 |
037 |
|
да |
нет |
027 |
006 |
|
да |
нет |
028 |
049 |
|
да |
нет |
Хаос вопросов со строгой логикой построения
"Чем меньше слов, тем меньше недоразумений"
Структура анкеты
Несколько слов об отношении к анкете
Дайте и мне заполнить анкету!
Глава 5. Техническое оформление анкеты
Первая страница
Инструкция к анкете
Технический аппарат анкеты
Вспомогательные фразы в анкете
Кодировка вопросов
|
часто |
не часто |
редко |
никогда |
|
32. |
|
0352 |
0353 |
0354 |
0355 |
33. |
|
0356 |
0357 |
0358 |
0359 |
34. |
|
0360 |
0361 |
0362 |
0363 |
35. |
|
0364 |
0365 |
0366 |
0367 |
ВСШ, ОЭБ, УКК... Что это такое?
Стилистика, грамматика и язык вопроса
Графическое оформление анкеты
|
|
Так же, как и раньше...........( ) Стал ходить чаще.................( ) Стал ходить реже.................( ) |
|
|
|
|
|
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
Глава 6. Пилотаж анкеты
Никогда не думайте, что Вы сделали все и
наилучшим образом
Несколько слов о процедуре пилотажного
исследования
Что можно получить из пилотажного опроса?
|
|
|
Рис. 1
Рис. 2
Заключение
Л и т е р а т у р а
|