Азаров Юрий
Метанойя отменит смерть

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 07/10/2009.
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Размещен: 07/11/2007, изменен: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Психология
  • Статьи
  •  Ваша оценка:


       Юрий Азаров. Метанойя отменит смерть (2001 г.)
      
       Источник: Азаров Юрий Петрович. Метанойя отменит смерть // "Известия". 13 июля 2001.
      
       Сайт писателя Юрия Азарова http://www.azarov.su
       Подготовка текста: Александр Корчагин
       Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова (www.lib.ru) на основании разрешения автора - Юрия Азарова.
      
      
       Примечание.
       Статья "Метанойя отменит смерть" входит в серию работ, посвященных теме детского и юношеского суицида. Статьи опубликованы в газетах "Известия", "Труд", "Учительской газете".
       Другие статьи Юрия Азарова можно прочитать на сайте Европейского Университета Права Justo (www.ejusto.ru), в котором в течение 15 лет профессор Юрий Азаров совместно с единомышленниками проводит исследования и семинары по проблемам развития духовно-творческих способностей средствами синтеза искусств, наук и культур.
      
      
      

    Метанойя отменит смерть

    ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

       Когда четверть века тому назад я опубликовал статью о детских самоубийствах, президент Академии педагогических наук Столетов предложил мне покинуть Академию, где я работал. Его доводы были созвучны утверждениям цековских работников: у нас не может быть самоубийств. А я тогда знал, что каждый десятый школьник проходит через проблему: жить или не жить. Сейчас, по моим данным, каждый второй школьник и каждый пятый студент в той или иной мере схвачены щупальцами суицида.
       На прошедшем в Ростове-на-Дону семинаре среди признаков личности суицидента двумя первыми были названы неуверенность в себе и низкий уровень самооценки. Когда я сравнивал детей из самых разных стран, то выяснил: самая низкая самооценка у ребят из России, Молдавии, Украины. Не создаем ли мы общество неуверенных, суицидно-ориентированных людей?
       ...В 1996 году мы дали второклассникам московской школы  1278 задание: не выходя из класса написать стихотворение на тему: кто я? Замечу, что это школа с углубленным изучением английского языка в центре Москвы. И вот крик детской души:
      
       Я крест в суете.
       Я из мира другого.
       Я затерян в галактике смерти.
       Мне снятся ужасы и ненависть к Диме. (Андрей М.)
      
       Тут и задумаешься: что такое, собственно говоря, благополучная семья? Папа и мама с утра до ночи на работе, нет душевного тепла...
      
       Я потерянная жизнь.
       Я разорванное сердце.
       Я в темном лесу.
       Обо мне никто не заботится.
       Моих друзей нет.
       Я верю в прошлое
       И хочу быть потерянным мишкой.
       Мне снится темная ночь.
       Я думаю про глупую жизнь.
       Я выгляжу потерянным воробьем
       И иду куда глаза глядят.
       Я люблю природу и ненавижу жизнь. (Мила С.)
      
       "Я брошенная собака", "Я колючий кактус", "Я мечтаю, чтобы мои родители и братик Слава умерли вместе", "Я птица в облаках и боюсь, что меня разорвет орел". А вот одно почти оптимистическое, но с жутким финалом:
      
       Я маленький лебедь.
       Мои друзья волны.
       Я стремлюсь в небо, но пока я плаваю.
       Мне снится небо.
       И однажды пришли люди на мое озеро и убили меня.
      
       Это написала Лена Анисимова. А через три года... Впрочем, об этом я расскажу позднее.
       Не все в жизни поддается словесному выражению. "В трансцендентальных явлениях нет ничего мистического", - заявлял Карл Юнг. "Я никогда не шел имманентным путем, только - трансцендентным, то есть творческим", - любил подчеркивать Николай Бердяев. Почему же мы должны опираться на безнадежно устаревшие догматы нашей полумарксистской, полунаучной психологии, социологии, философии?
       Я и мои коллеги-единомышленники не можем объяснить до конца такие факты. Мы занимались с несколькими восьмиклассниками, которых вышибли из школы за злостную неуспеваемость. И сумели в них пробудить такую бешеную энергию, что они за полгода прошли всю программу средней школы и поступили в престижные вузы страны. Удалось посредством искусства пробудить их творческий потенциал. Хотя и тут многое непросто объяснить: на наших занятиях детсадовцы и их родители создавали за два-три часа циклы работ масляными красками, сочиняли по мотивам своих произведений музыку, проигрывали ее на фортепиано.
       Если бы нам раньше сказали, что за пятнадцать минут можно "написать" пьесу, разучить роли с молодыми людьми, никогда не выходившими на сцену, поставить спектакль, который шел бы сорок минут, мы бы сказали - шарлатанство. Но мы не раз проводили подобные эксперименты. В Европейском университете права собрали студентов и педагогов из разных вузов, представителей школ из разных регионов. В ходе семинара-тренинга пятьдесят человек создали на холсте около ста пятидесяти работ. Самое поразительное, что случалось, - скоропалительное развитие дара. Быстрота, даже мгновенность самореализации - важнейшая черта таланта, который, как мы доказали, живет в каждом, лишь его мера и сфера приложения может быть разной.
       Живопись или музыка для педагога, психолога в данных случаях - не самоцель. Погружая системой приемов личность в ее подсознательные глубины, мы обеспечивали вспышку иррациональных сил. Превращения такого рода психологи назвали метанойей.
       А сейчас напомню сочинение второклассницы Анисимовой: "Я маленький лебедь... И однажды пришли люди... и убили меня". Через три года наших занятий она написала стихотворение, которое начинается словами: "Я такая заводная...", а заканчивается: "А вообще я такая хорошая, что лучше меня не найти. Думаю: надо на конкурс самых лучших пойти".
      
      
       Азаров Ю. Метанойя отменит смерть // "Известия", 13 июля 2001 г.

  • Комментарии: 2, последний от 07/10/2009.
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.