Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова (www.lib.ru) на основании разрешения автора - Юрия Азарова.
Примечание.
Статья "Метанойя отменит смерть" входит в серию работ, посвященных теме детского и юношеского суицида. Статьи опубликованы в газетах "Известия", "Труд", "Учительской газете".
Другие статьи Юрия Азарова можно прочитать на сайте Европейского Университета Права Justo (www.ejusto.ru), в котором в течение 15 лет профессор Юрий Азаров совместно с единомышленниками проводит исследования и семинары по проблемам развития духовно-творческих способностей средствами синтеза искусств, наук и культур.
Метанойя отменит смерть
ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Когда четверть века тому назад я опубликовал статью о детских самоубийствах, президент Академии педагогических наук Столетов предложил мне покинуть Академию, где я работал. Его доводы были созвучны утверждениям цековских работников: у нас не может быть самоубийств. А я тогда знал, что каждый десятый школьник проходит через проблему: жить или не жить. Сейчас, по моим данным, каждый второй школьник и каждый пятый студент в той или иной мере схвачены щупальцами суицида.
На прошедшем в Ростове-на-Дону семинаре среди признаков личности суицидента двумя первыми были названы неуверенность в себе и низкий уровень самооценки. Когда я сравнивал детей из самых разных стран, то выяснил: самая низкая самооценка у ребят из России, Молдавии, Украины. Не создаем ли мы общество неуверенных, суицидно-ориентированных людей?
...В 1996 году мы дали второклассникам московской школы 1278 задание: не выходя из класса написать стихотворение на тему: кто я? Замечу, что это школа с углубленным изучением английского языка в центре Москвы. И вот крик детской души:
Я крест в суете.
Я из мира другого.
Я затерян в галактике смерти.
Мне снятся ужасы и ненависть к Диме. (Андрей М.)
Тут и задумаешься: что такое, собственно говоря, благополучная семья? Папа и мама с утра до ночи на работе, нет душевного тепла...
Я потерянная жизнь.
Я разорванное сердце.
Я в темном лесу.
Обо мне никто не заботится.
Моих друзей нет.
Я верю в прошлое
И хочу быть потерянным мишкой.
Мне снится темная ночь.
Я думаю про глупую жизнь.
Я выгляжу потерянным воробьем
И иду куда глаза глядят.
Я люблю природу и ненавижу жизнь. (Мила С.)
"Я брошенная собака", "Я колючий кактус", "Я мечтаю, чтобы мои родители и братик Слава умерли вместе", "Я птица в облаках и боюсь, что меня разорвет орел". А вот одно почти оптимистическое, но с жутким финалом:
Я маленький лебедь.
Мои друзья волны.
Я стремлюсь в небо, но пока я плаваю.
Мне снится небо.
И однажды пришли люди на мое озеро и убили меня.
Это написала Лена Анисимова. А через три года... Впрочем, об этом я расскажу позднее.
Не все в жизни поддается словесному выражению. "В трансцендентальных явлениях нет ничего мистического", - заявлял Карл Юнг. "Я никогда не шел имманентным путем, только - трансцендентным, то есть творческим", - любил подчеркивать Николай Бердяев. Почему же мы должны опираться на безнадежно устаревшие догматы нашей полумарксистской, полунаучной психологии, социологии, философии?
Я и мои коллеги-единомышленники не можем объяснить до конца такие факты. Мы занимались с несколькими восьмиклассниками, которых вышибли из школы за злостную неуспеваемость. И сумели в них пробудить такую бешеную энергию, что они за полгода прошли всю программу средней школы и поступили в престижные вузы страны. Удалось посредством искусства пробудить их творческий потенциал. Хотя и тут многое непросто объяснить: на наших занятиях детсадовцы и их родители создавали за два-три часа циклы работ масляными красками, сочиняли по мотивам своих произведений музыку, проигрывали ее на фортепиано.
Если бы нам раньше сказали, что за пятнадцать минут можно "написать" пьесу, разучить роли с молодыми людьми, никогда не выходившими на сцену, поставить спектакль, который шел бы сорок минут, мы бы сказали - шарлатанство. Но мы не раз проводили подобные эксперименты. В Европейском университете права собрали студентов и педагогов из разных вузов, представителей школ из разных регионов. В ходе семинара-тренинга пятьдесят человек создали на холсте около ста пятидесяти работ. Самое поразительное, что случалось, - скоропалительное развитие дара. Быстрота, даже мгновенность самореализации - важнейшая черта таланта, который, как мы доказали, живет в каждом, лишь его мера и сфера приложения может быть разной.
Живопись или музыка для педагога, психолога в данных случаях - не самоцель. Погружая системой приемов личность в ее подсознательные глубины, мы обеспечивали вспышку иррациональных сил. Превращения такого рода психологи назвали метанойей.
А сейчас напомню сочинение второклассницы Анисимовой: "Я маленький лебедь... И однажды пришли люди... и убили меня". Через три года наших занятий она написала стихотворение, которое начинается словами: "Я такая заводная...", а заканчивается: "А вообще я такая хорошая, что лучше меня не найти. Думаю: надо на конкурс самых лучших пойти".
Азаров Ю. Метанойя отменит смерть // "Известия", 13 июля 2001 г.