Азаров Юрий
Таланты нам без надобности. Статья Андрея Бородина

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Обновлено: 13/01/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Статьи
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья Андрея Бородина в "Литературной газете" о творчестве профессора Юрия Азарова


  •    Таланты нам без надобности. Андрей Бородин. Статья о творчестве профессора Юрия Азарова в "Литературной газете".  
      
       Источник: Андрей Бородин. Таланты нам без надобности. Статья. Литературная газета. Выпуск 49 (6253), 2009-12-02.
       Ссылка на статью: http://www.lgz.ru/article/11060/
                 
       Сайт писателя Юрия Азарова www.azarov.su
      
      
      

    Таланты нам без надобности

      
       Примерно так звучит стандартный ответ, который получает профессор Юрий АЗАРОВ в различных высоких инстанциях в течение многих лет. А речь идёт о внедрении уже апробированной и давно используемой как по эту, так и по ту сторону Атлантики методике диагностики и активации заложенных в человеке способностей. Причём методика эта работает и на детях, и на взрослых.
      
    НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
    По разным оценкам, мы используем возможности собственного мозга в диапазоне от 5 до 15 процентов. Причём те, кому удаётся пересечь рубеж в 10%, считаются людьми очень одарёнными, а планка в 12% доступна только гениям. Обычный же, так сказать, среднестатистический человек задействует свои серые клеточки меньше чем на одну десятую их потенциальной мощности. И о том, на что он способен на самом деле, не знает до самой своей смерти. Получается, что почти все свои дарования мы уносим с собой в могилу. Обидно, не правда ли?

    Методик ранней диагностики дарований придумано немало. И у нас в стране, и за рубежом. "Продвинутые" педагоги и родители пользуются ими весьма успешно: идея взрастить талант с колыбели многим кажется весьма заманчивой. Но в большинстве случаев это их личная инициатива. Государственной программы, ориентированной на существующую систему дошкольного и школьного воспитания и являющейся обязательной для всех учреждений этого профиля, в стране не существует.

    Со взрослыми ситуация ещё хуже. Принято считать, что чем старше становится человек, тем меньше шансов пробудить в нём способности, которые остались незамеченными в детстве. Да и времени на их реализацию у него остаётся всё меньше и меньше. Поэтому исследователей, занимающихся этой проблемой, не так уж много. И те, кому не повезло родиться в педагогически подкованных семьях, кому в жизни не встретились педагоги-новаторы, в большинстве своём живут так, словно никаких достойных развития способностей у них нет. Конечно, не каждый из них гениален, как Пушкин, Эйнштейн или Рембрандт, но людей абсолютно бездарных среди них буквально единицы (и это уже не их вина, просто природа в их генный аппарат чего-то недовложила).

    Юрий Петрович Азаров принадлежит к числу тех учёных, кому взрослые интересны не меньше, а может, и больше, чем дети. Методика, над которой он работает практически всю жизнь, применима и к тем, кому только пять, и к тем, кому за семьдесят. Верхний "порог" кого-то может смутить, но в мировой практике есть примеры, когда люди весьма преклонного возраста успешно осваивали живопись, начинали заниматься керамикой, скульптурой, музыкой или увлекались, к примеру, техническим творчеством. Так что если и можно сомневаться в методике Азарова, то это будет касаться "скоростных" её параметров. Учёный убеждён, что раскрытие потенциала любого человека независимо от возраста может происходить практически мгновенно. Однако законы физиологии всё-таки никто пока не отменял, а в 70 лет скорость протекания процессов в головном мозге значительно ниже, чем в десять. Но из этого вовсе не следует, что человек, у которого большая часть жизни уже за плечами, ни на что не способен.

    А если говорить о тех, кто находится в зените жизненной активности, то для них азаровские методики представляют собой тот самый редкий шанс кардинально изменить свою судьбу, если не в профессиональном (хотя и это не исключено), то, во всяком случае, в творческом, духовном аспекте.
      
       В ОТСУТСТВИИ ЛЮБВИ И СВЕТА
    Есть такая мудрая поговорка: если человека всё время называть свиньёй, он рано или поздно захрюкает. На этом, к сожалению, и стоит вся наша традиционная педагогика. Как школьная, так и семейная. Ну не принято у нас хвалить детей, одобрять и подбадривать. Вот критиковать и ограничивать - это, пожалуйста, хоть с утра и до вечера. Часто вы слышали в детстве от мамы или папы "какой ты у меня сообразительный (ловкий, смелый, аккуратный - нужное подчеркнуть)"? Зато на эпитеты вроде "балда", "растяпа", "недотёпа" они наверняка не скупились. Применительно к процессу "выращивания" дарований эта порочная практика имеет самые катастрофические последствия. Спросите любого взрослого, и в девяти случаях из десяти он согласится, что человек приходит в этот мир, наделённый хоть какими-нибудь, хоть скромными, но дарованиями. Но когда дело доходит до того, чтобы признать их в собственной дочери или сыне (о признании их наличия у супруга, коллеги, приятеля речь вообще, как правило, не идёт), начинаются сомнения и колебания. Отсутствие у взрослого реальной, то есть выражающейся поступками, а не только словами, веры в одарённость своего ребёнка и является, по мнению Юрия Азарова, главной причиной того, что большая часть наших дарований пропадает втуне, так и не успев проклюнуться в нашей душе.

    Воспитание - занятие энергозатратное. Потому многие родители и стараются свести этот многогранный и многоступенчатый процесс к чтению сказок перед сном, банальной проверке уроков да к заботам о том, чтобы родное чадо было сыто-обуто-одето. И признание талантов даже в зачаточной стадии влечёт за собой какую-то работу по их развитию, а вот это уже требует и сил, и времени, и средств. Но главное - это своего рода констатация превосходства своего ребёнка над собой. Он-де талантлив, а я что же - бездарь? Мои-то родители никаких талантов во мне не признавали. И ситуация сворачивается в замкнутый круг. На уровне подсознания (как и большинство исследователей в этой области, Азаров именно ему отдаёт одну из ключевых ролей в активации способностей) срабатывает механизм психологической защиты: если мои родители не признавали во мне талантов, то почему я должен признавать их в своём ребёнке? За что ему такая честь? Почему это он должен быть лучше, чем я? И человек погружается во тьму зависти и ревности. А заодно тянет туда с собой и существо, которому он сам дал жизнь.
      
       ПЯТЬ ШАГОВ К СОБСТВЕННОМУ ТАЛАНТУ
    В основе методики Юрия Азарова лежит трансцендентно-ассоциативное ускорение (ТАУ) - своего рода педагогическая нанотехнология, суть которой в том, что незримые и никем пока не исследованные частицы нашего микромира живут в наших душах, проявляясь во внешнем мире и словом, и цветом, и звуком. На семинарах-тренингах у Азарова люди, никогда не бравшие в руки кисти, начинают рисовать, не знавшие нотной грамоты - сочиняют музыку. Но это, разумеется, не самоцель. Прорыв в сферу художественного творчества активизирует креативные способности и в области профессиональной деятельности человека, поскольку он начинает осознавать, что в состоянии преобразовать окружающую его реальность, сделать свою жизнь ярче, насыщеннее, осмысленнее.
    По теории Азарова, первым условием пробуждения таланта является вера человека в то, что он им не обделён и что у него есть все возможности для того, чтобы скрытый пока и от окружающих, и даже от него самого потенциал реализовать. Заронить эту веру в человека нелегко: такова уж наша природа - мы привыкли сомневаться в том, чего не видим собственными глазами. Искусство подбора такого "ключика" к каждому конкретному человеку и есть одна из базовых составляющих методики Азарова.

    Вера же, по его убеждению, "обеспечивает вспышку энергии Любви, Свободы и Красоты", то есть переход в качественно иное психоэмоциональное состояние, которое поэты именуют окрылённостью, или вдохновением. Это состояние даёт человеку возможность сделать следующий шаг - повысить самооценку. Великие полководцы всех времён и народов на разные лады повторяли одну простую истину: человек, не верящий в то, что он способен победить, уже наполовину побеждён.

    По Азарову, каждый человек способен создать шедевр в искусстве. Согласитесь, планка всё-таки слишком высока. "Шедевр" - явление в художественном мире из ряда вон выходящее. И даже гений в состоянии произвести его на свет только в результате долгих трудов, в том числе и ученических. Потому как без освоения азов, то есть технических приёмов, составляющих основу любого вида искусства, подлинное творчество невозможно. Отменить их никакое озарение не в состоянии. Так что, скорее, можно говорить о пути открытия потенциальных способностей создать нечто, достойное внимания, но никак не о сотворении собственно шедевра. Но если откорректировать высоту планки, то методика представляется достаточно эффективной.

    Четвёртое условие - скорость. Да, Модильяни и Шишкин, на авторитет которых опирается Азаров, утверждали, что "писать надо быстро". Но что тогда делать, к примеру, с Ивановым, который работал над "Явлением Христа" более двадцати лет? Однако у любой медали - две стороны. Первые результаты, которые не заставляют себя долго ждать, помогают человеку поверить в свои силы и решиться продолжать эксперимент по расширению своих возможностей.
    И, наконец, пятый шаг - овладение искусством визуализации. Техника эта известна давно, и Азаров умело использует её в своей методике: чем чётче человек представляет себе конечную цель своих стремлений и поступков, тем больше шансов, что он до этой цели доберётся.
      
       ТАЛАНТЛИВЫЙ - ЗНАЧИТ "ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫЙ"
    Юрий Азаров известен как автор научных и публицистических монографий по проблемам воспитания, психологических романов-исследований, трансцендентальных эссе. Его картины экспонировались в Третьяковской галерее, в ЦДЛ и ЦДРИ, в королевском замке Варшавы, на выставках во Франции и США. А не так давно в издательстве "Русский мир" вышел альбом "Свет Любви и Свободы". Многие картины, вошедшие в него, - это иллюстрации к романам автора "Пророки и пророчицы", "Паразитарий", "Групповые люди" и многим другим. Но это не просто сборник репродукций, это синтез живописи с философскими и психолого-педагогическими максимами, на которых Юрий Азаров строит свои методики.

    Скептики могут возразить: в кризисные времена не философией надо заниматься, а конкретными экономическими и социальными преобразованиями. В качестве контраргумента Азаров приводит высказывание выдающегося философа И.А. Ильина: "Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание трёх основ духа: свободы, любви и предметности (т.е. созидательной деятельности). А вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы".

    Подтверждения эффективности своего метода Юрий Азаров собирает в папку весьма внушительных размеров. Есть в ней бумаги и на английском, и на французском, и на китайском языках. Но на отечественных чиновников впечатления она не производит. Равно как и отзывы участников авторских семинаров-тренингов, которые он регулярно проводит. И даже оценки экспертов из уважаемых научных и общественных организаций. И дело тут не конкретно в методике самого Азарова. На его месте мог оказаться другой новатор, разработавший ещё более эффективную программу, а результат был бы тот же. И не только в неповоротливости нашей бюрократической системы (система эта в любой стране мира работает со скрипом). Хотя, конечно, напрягаться, разрабатывать соответствующие директивы, вносить изменения в уже существующие положения, проводить переподготовку педагогов, снабжать их необходимыми материалами - ну какой чиновник воспримет всё это с энтузиазмом. "Держать и не пущать" гораздо легче. А главное - ответственности никакой.

    Но возьмём на себя смелость предположить, что проблема кроется гораздо глубже. В самом деле, ну зачем государству таланты в большом количестве? Человек талантливый в систему не вписывается, а всё время норовит вырваться за установленные рамки. И в общие критерии он не умещается, а требует индивидуального подхода. Им труднее манипулировать, то есть... управлять. Он ведь осознаёт себя личностью, а системе для равномерной и бесперебойной работы по-прежнему нужны винтики. Зная цену себе и результатам своего труда, талантливый человек будет требовать соответствующих условий труда и достойной оплаты, а обеспечить всё это государство в состоянии только весьма ограниченному числу индивидуумов. "На всех" возможностей всё равно не хватит. А в повышении социальной напряжённости ни одно государство не заинтересовано. Тут и имеющихся в наличии талантов дома никак не удержишь. Так и норовят уехать за рубеж, пусть и на время, а не навсегда, как во времена не столь отдалённые. Ну и какой тогда прок в развитие этих самых талантов государственные деньги вкладывать, если дивиденды от этих вложений уплывут за кордон?

    Нет уж, давайте-ка повременим. Жили мы до сих пор без массового воспроизводства талантов, и ничего, не умерли. А то, что буксует Программа формирования кадрового потенциала России, о необходимости которой говорил президент в прошлогоднем послании Федеральному собранию РФ, так это в порядке вещей. Мало ли хороших инициатив начинается у нас за здравие, а заканчиваются за упокой?
      
       Андрей Бородин
      
       Источник: Андрей Бородин. Таланты нам без надобности. Статья. Литературная газета. Выпуск 49 (6253), 2009-12-02.
       Ссылка на статью: http://www.lgz.ru/article/11060/
                 
       Сайт писателя Юрия Азарова www.azarov.su
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Обновлено: 13/01/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.