Белых Николай Никифорович
Опубликовано

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Белых Николай Никифорович (ben@belih.elcom.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Статья: История
  • после
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация автора Н. Белых в журнале "Преподавание истории в школе" на краеведческую тему.


  • Опубликовано в журнале "Преподавание истории в школе", 1952 год,  2, стр. 61-63.

      

    СБОР УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ МЕСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

    БЕЛЫХ Н. Н.

    (Преподаватель истории, г. Старый Оскол)

       Первым условием успеха учителя, использующего краеведческий материал в преподавании истории, является его личная подготовка и работа над собиранием, обработкой и систематизацией материала, умение воспользоваться помощью краеведческого музея и коллектива учащихся, правильно и критически подойти к различным источникам сведений о родном крае.
       Важнейшее значение имеют указания о местном крае, содержащиеся в сочинениях классиков марксизма-ленинизма, в партийных документах и правительственных постановлениях. Так мною были использованы:
        -- Письмо В. И. Ленина к Г. М. Кржижановскому от 6 апреля 1922 года по вопросу о Курской магнитной аномалии (В. И. Ленин, Сочинения, т. 35, стр. 472).
        -- Подписанное В. И. Лениным решение Совета Труда и Обороны от 24 августа 1920 года о работе по изучению Курской магнитной аномалии.
        -- Биографическая хроника, где сказано о пребывании И. В. Сталина в Старом Осколе 5 декабря 1919 года (И. В. Сталин, Сочинения, т. 4, стр. 467).
        -- Стенографический отчет о работе XVIII партийного съезда, на странице 495 которого говорится о нашем крае, о Курской магнитной аномалии и о том, что здесь будет создана 3-я металлургическая база СССР.
       Использованы мною были и многие другие документы этого же рода. Я изучал печатные и неопубликованные материалы по истории нашего края:
        -- материалы архивные о городе XVIII-XIX вв. (книга издана в 1893 г. в честь трехсотлетия города),
        -- план города Старого Оскола за 1896 г. (с подробной экономической характеристикой),
        -- рукопись "О путях к хлебу насущному" с рассказами о жизни крестьян нашего края под гнетом помещиков и церкви, о их частых голодовках и массовой смертности,
        -- энциклопедические и справочные издания краеведческого характера, в том числе "Географический словарь" Щепотьева за 1807 г., "Известия Курского губернского общества краеведения" за 20-е годы XX в., "Полное географическое описание нашего отечества", под редакцией В. П. Семенова, т. II, Средне-Русская черноземная область,
        -- неопубликованный архив помещика Коробкова,
        -- подшивки местных газет с 1913 по 1951 г. и другие материалы.
       Методы собирания материала были разнообразными:
        -- Выписывание, вырезки, справки (всего у меня накопилось 10 больших томов материалов, не считая того, что было уничтожено гитлеровцами в период в период оккупации района).
        -- Уточнение фактов и обработка собранного материала.
        -- Систематизация источников по времени и характеру.
        -- Составление плана использования материала в связи с прохождением курса истории СССР.
        -- Привлечение земляков-старожилов на краеведческие вечера и запись их наиболее интересных и проверенных рассказов.
       Очень важен метод накопления современного краеведческого материала путем подбора статей и заметок из текущей печати. Особенно такой метод полезен при систематизации этой работы и установлении последующей живой связи с лицами, упомянутыми в интересном газетном материале. Формы этой связи многообразны: уточнение фактов путем беседы, запись дополнительных данных по тому или другому вопросу, организация встречи учащихся с тем или другим выдающимся гражданином края.
       Так, например, удалось связаться с рядом лиц, упомянутых в местной газете в связи с их участием в революции, с их социалистическим отношением к труду и т. д.
       Были записаны рассказы участников восстания в Черноморском флоте в период первой русской революции, ныне получающих персональную пенсию за участие в революционном движении против царизма.
       Записан рассказ коммуниста Полуэктова, первого начальника инспекторского отделения Первой Конной армии, о пребывании товарища Сталина в Старом Осколе в декабре 1919 г., записан рассказ комсомолки Евдокии Винюковой о борьбе молодых советских патриотов с фашистами в период оккупации края гитлеровцами и т. д.
       Записаны и многие рассказы участников революционных событий, социалистического строительства, борьбы с немецкими фашистами и выполнения послевоенной сталинской пятилетки.
       Записанное обсуждалось на историческом кружке, проверялось и уточнялось. Эта работа обогащала нас дополнительными важными сведениями, открывала новые возможности для сбора интересного историко-краеведческого материала. Так, например, проверяя подлинность событий, о которых рассказали участники восстания в Черноморском флоте в годы первой русской революции, мы разыскали типографски отпечатанные и врученные в свое время отданным под суд участникам восстания следующие документы:
          -- Обвинительный акт. 2. Приговор военно-морского суда Севастопольского порта от 24 ноября 1906 г., вынесенный под председательством генерал-лейтенанта Андреева.
       В числе присужденных к каторге поименованы 8 наших старооскольских земляков.
       При проверке рассказов старожилов об отмене крепостного права и наличии после него временнообязанных крестьян в нашем крае в пореформенную пору мы обратились через ряд районных газет с просьбой прислать в Старооскольский музей любые документы о прошлом нашего края; во время летних каникул посетили многих старожилов Старооскольского и смежных районов.
       Связь с местным населением привела к обогащению документального фонда. Так, например, ястребовские колхозники доставили подлинный отпускной билет  119, выданный 5 июня 1865 г. Ястребовским волостным управлением на имя временнообязанной женки (вдовы) Федосьи Макаровой.
       Следует предупредить историков о необходимости осторожного, критического подхода к записи и использовании некоторых рассказов.
       Хорошей формой проверки местного материала являются краеведческие школьные вечера для населения.
       На такой вечер, тема которого нами была тщательно продумана, мы пригласили старожилов и знатоков края. Со стороны участников вечера было задано много вопросов, завязывались дебаты о тех или других событиях в жизни края. Во время дебатов уточняются факты, отбрасываются в сторону все, не выдерживающее критики, устанавливается истина, и краеведческий материал становится добротнее, полнее и интереснее.
       Особенно много дают вечера, посвященные тематике советского периода жизни края. Совсем недавно, например, стал известным один из многих фактов глубокого советского патриотизма, проявленного нашими людьми в дни немецкой оккупации района: 60-летняя колхозница Пелагея Григорьевна Семибратченко, из колхоза имени Буденного Старооскольского района Курской области, рискуя быть расстрелянной, через окно извлекла бюст В. И. Ленина в тот момент, когда фашисты уже входили в здание сельсовета. Она сумела спрятать и сохранить этот бюст. В настоящее время бюст В. И. Ленина находится в Казанском сельсовете, которому Семибратченко его подарила. Рассказы о таких поступках простых советских людей с волнением воспринимаются учениками.
       С целью собирания и обобщения краеведческого материала мы использовали также экскурсии учащихся в колхозы, на заводы, к археологическим памятникам и т. д. Так, например, мы получили краткие, но яркие материалы по истории ряда предприятий города, о радиофикации района и др.
       Все перечисленные методы для сбора местного краеведческого материала, проверенные на опыте, может использовать в своей работе любой учитель истории.
      

    * * *

      
      
      
      
      
      
      
      
       2
      
      
       3
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Белых Николай Никифорович (ben@belih.elcom.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Статья: История
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.