Рецензия Е. Лих на книгу Марины Бонч-Осмоловской "Южный крест"
Есть книги, которые читают для того, чтобы уснуть. Есть книги, от которых не уснёшь, от них просто нельзя оторваться.
Такой для меня стала книга Марины Бонч-Осмоловской "Южный крест".
Сюжет книги сводится к описанию эмигрантской жизни русских людей за границей.
В основном, это люди творческого труда: поэты, художники, научные сотрудники, люди искусства. Когда-то они уехали из страны по различным причинам: кому- то мало платили, кого-то мало ценили или просто "хотелось пожить по-человечески". Собираясь здесь, в Австралии, под южным небом на различных мероприятиях, они дискутируют о жизни за границей: одни разочарованы, другие хают Россию. Они говорят о демократии Запада, о менталитете местных и о своем месте здесь.
Как это ни странно, но меня это совсем не задело в книге. Может быть, потому, что я сама много лет живу за границей. Перед отъездом я сама себе внушила такую версию: ничего страшного тут нет, просто я былинка космоса, песчинка Земли, перемещусь на 5 тыс. км на Запад. Там тоже люди и также светит солнце. Когда я приехала и увидела те же одуванчики, тот же подорожник, тысячелистник и зверобой, я сказала себе: я дома.
Но речь не о том.
Мне больше понравилось в книге, как автор описывает внутреннее состояние героев, их переживания, настроения и описание природы. Это целый каскад чувств и эмоций; это водопад красочных эпитетов и лирических отступлений; это целая артиллерия красивого художественного слова, которое редко встречается сейчас в современной литературе. Дыхание ночного океана, шорохи и звуки южной природы, повадки неведомых нам зверюшек, пение птиц и шелест листвы. Слова льются, как мелодия. Монологи сочны, философские размышления глубоки и душевно трогательные.
Автор мастерски раскрывает в своих героях их проблемы. А проблемы эти вовсе не внешние и не зависят от того, где ты живёшь, а именно: как ты живешь и кто ты есть на самом деле. Люди эти высоко образованны, начитанны, но это всё приобретённые знания. Но человек должен развиваться изнутри. То божественное начало, то "разумное, доброе, вечное", которое дано человеку с рождения, у них забито внешними факторами. Душа страдает и просится наружу, просит быть услышанной.
Лена, жена Вадима, всю свою жизнь потратила на "переделку" мужа. Она все время требует от него что-то, злится, когда не получает, и снова требует. Как будто она все время топчется в чужом огороде, сеет там свои семена, не получая результатов, в то время, как её огород уже давно зарос сорняками - ревностью, алчностью и завистью. Она так и не поняла, что ей не переделать Вадима, ибо это вообще грех - покушаться на чужую душу. В финале она остаётся ни с чем.
Тревожные и мятежные мысли и угрызения совести Вадима по поводу матери, которую он оставил, тоска по прежней жизни и долгоиграющий и все же состоявшийся разрыв с женой, заставляют его принять решение уехать домой, на родину - к родному, привычному с детства образу жизни. Но найдет ли он там успокоение? Ведь здесь остаётся дочь. Это автор даёт нам, читателям, самим домыслить.
На протяжении всего романа мы наблюдаем за Светой. Травма, нанесённая ей с детства через уход отца, сильно повлияла на формирование её характера. Тут я вижу ту же проблему. Душа её тоже забита. Она как будто в коконе, и не может освободиться. Нужен мощный удар снаружи или сильный толчок изнутри. Неразделённая любовь к Вадиму и стала той точкой отсчёта, с которой Света прямо на глазах стала меняться. Мир перевернулся. Изнутри пошли ростки любви, добра, понимания и сочувствия, вытесняя многолетнюю ненависть к отцу, желание завоевать и бросить очередного мужчину и просто слыть местной красоткой и украшением любой тусовки. У неё даже речь изменилась. Она сама себе удивилась. В книге нет счастливого конца и для Светы, но читатель рад, что она нашла себя и ей хватит сил устроить свою жизнь к лучшему.