Мои отзывы на финальные рассказы будут очень кратки, я не ставила себе задачи писать развернутые рецезии - только самое главное.
Все, наверное, помнят, рассказ "Володя", принадлежащего Алексею Афанасьевичу Дериглазову (псевдоним Л.Пантелеев)? Из-за хамства и филологической безграмотности судьи Лебедева, ничего не понимающего в литературе, Алексей Афанасьевич снял свое произведение с конкурса. И хотя рассказ не участвовал в финале, я хочу сказать о нем несколько слов.
Для меня это произведение остается лучшим на нынешнем конкурсе. Ему нет равных. Несколько рассказов в финале достаточно близки друг к другу по литературным качествам и очень хороши, но рассказ "Володя" стоит над всеми как гора. Не в обиду это будет сказано другим участникам конкурса. Это произведение другого уровня.
С точки зрения чисто литературной этот рассказ написан уже не автором, а писателем. Возможно найти в тексте несколько неточностей, затянутых моментов, но в целом он написан прозрачным, чистым литературным языком, в котором открывается зрелость мастера.
Но главное в нем даже не это. И не удивительное чувство времени, а также чувство бесконечности времени... На свете есть очень небольшое количество прозы, обладающей глубиной мыслей и чувств о человеке, такой, которая раньше, в достопамятные советские и классические русские времена называлась "гуманизмом".
Близкими аналогами этого произведения можно назвать сокровенную прозу Чингиза Айтматова, Гайто Газданова (он есть на Либ.ру) и "Шум и ярость" Фолкнера.
Я надеялась на это и, по счастью моя надежда оправдывается: в нашей провинции сохраняется и зреет настоящая русская литература в противовес окололитературному барахлу, поддерживаемому окололитературной тусовкой.
----------------
Я начну свой отзыв с конца, с худших оценок.
Группа двоек.
Gen Kramers "Помнишь меня?"
Есть литература, а есть связь по рации, телеграф, телефон. Рассказ вроде этого.
--------------
Оторвяга "Дед".
Военный новодел. Сильный формализм. Перегрузка диалогами. Характеры поверхностны. Описательность, не вовлеченность автора в происходящее.
--------------
Майна. "Ветер в ветвях саксаула".
Слабый рассказ.
------------
Виктор Д. "Работяга и певунья".
Слабый рассказ.
------------
Орион. "Гора крестов".
Слабый рассказ.
--------------
Группа троек.
Жоржсанд "Взгляд Левенгука"
Интересный сюжет, но перегруженный и испорченный несколькими сюжетными пластами на небольшой объем. Грамотный язык. Рассказ написан без сердца.
--------------
Июль. "Генерал".
Фабула достаточно известная. Текст и вообще написанный в конспективной манере, в стиле разбитых абзацев звучит как репортаж или интерью. Мало чувств, заметна незаинтересованность, не вовлеченность автора.
---------------
Динго. "Жестяная звезда".
Приехал парень в гости, похоронил деда. Предсказуемость. Описательность, как будто дневник ведет подросток. Нет силы чувств. Литературные достоинства на уровне школьного сочинения.
---------------
Серебряная курочка "Все вместе".
Рассказ конспективный, не чувствуется заинтересованности автора в героях.
----------------
Группа четверок.
Южный П. Образ одиночества.
Рассказ - одна целостная метафора, что является его большим достоинством, но внутри самой метафоны имеется много банальностей: лицо Мечты, лицо Надежды, Истина (почему-то с большой буквы) и т.д. Текст местами неточен, запутан, требует возврата и перечитывания, то есть, доработки - в нем есть пространство, что улучшить и куда расти.
-------------
Лекси В. "Кирпичики жизни"
Хороша композиция рассказа. Язык неплох, не требует поправок: с одной стороны, имеются неожиданные канцеляризмы, даже некоторый академизм в речи, с другой - текст временами звучит слишком разговорно, например, первые 3 предложения рассказа. Колоритные характеры. Запоминающийся рассказ, о нем хочется думать. У автора чувствуется проекция на будущее.
----------------
Странномыслящий "Ночное дежурство".
Хороший слог, грамотный, литературный. Достаточно сказано о каждом характере. Есть настроение. Интересный сюжет. Мне мне хватает концовки. Вывод, что "такую жизнь может искать только придурок" - не интересен. Ну и что? Рассказ рекомендутся несколько дописать на предмет создания из него шедевра. Пока - нет, но мог быть.
----------------
Манечка "Когда запоет волынка".
Рассказ неспешный и не сразу понимаешь его прелесть. Но в какой-то момент начинаешь чувствовать юмор этого текста - не хохмаческий, не ернический, а добрую, не обидную иронию, разлитую во всем тексте. Этот юмор придает рассказу большую прелесть. Хорош ритм рассказа - спокойный, сгармонизированный; нет срывов, излишств или перегрузки деталями - все уместно. Язык хороший.
Последние два предложения и "потому что" придают рассказу назидательность. Уместнее было бы перестроить фразу - ведь и так все понятно - избавиться от нравоучительного оттенка.
Смысл рассказа в том, что незрелый человечек живет инфузорией, не зная себя... и обретает свою личность, когда понимает, что где-то, далеко-близко у него есть корни. Его характер, его личность приобретает осмысленность. Это интересный поворот мысли автора.
Рассказ не тянет на первое место, но мог бы получить некоторый специальный приз "за понимание молодого характера" -)
--------------
Норд Вест "Лебеди".
По жанру это не рассказ, а, скорее, очерк, так как в нем очень сильна документалистика. Но текст построен грамотно, язык хороший, тема автору знакома и прочувствована.
---------------
Н.З. Первая и последняя
Автор пишет о том, что хорошо знает -)
Написано хорошо, с юмором, что, как обычно (написанное с юмором), подкупает.
Что можно сказать по сути?
Нет ничего плохого в описании любого из человеческих чувств и страстей. Ничто не стыдно, если нет внутренней грязи. Но в этом рассказе имеется перекос. Автор так увлечен физиологическими переживаниями, что, фактически, рассказ - эротика. А зачем это написано, для чего? Начало и конец с описанием Севера - интересный фон, но для существа рассказа - необязательный. Если бы его не было - ничего бы не изменилось. Тема рока и судьбы в конце притянута за уши: она обозначается парой фраз и не развернута. Эту славную сексуальную зарисовку, написанную с таким неподдельным восторгом от пережитого, можно превратить в рассказ, если найдется тема и о ней - мысль.
---------------
Дешни. "Мясорубка"
Автору удалось создать собственный интересный мир: лес, занятия в лесу. Чувствуется знание жизни, о которой автор рассказывает. Сюжет выстроен, но он - простоват, как-то ожидаем. Атмосфера рассказа больше и интереснее, чем смысл самого рассказа. В нем не хватает значимости. Хороший язык. Написано без блеска. Многое губит моралите в финале.
-------------
Teffi Данил Егорыч
Тема рассказа конечно прискорбная, но в последнее время многократно описанная, хотя жизнь каждого человека интересна независимо от наших общих знаний по теме.
Много сентиментальностей и банальностей.
Рассказ неровный. В некоторых местах автор скучно "повествователен", в других - сердечно вовлечен в происходящее со стариком.
Впечатление, что этот рассказ писал городской житель, в нем много деталей, которые деревенский человек назвал бы по-другому - это вносит диссонанс. Рассказ можно закончить, если у автора появится хороший редактор.
-------------
На мой взгляд лучшие произведения конкурса - это
"Остров без конца". А.Бурого и "Собачий вальс" Зюйд-Веста.
"Остров без конца".
Произведение очень цельное. Отличный язык, без срывов, перепадов. Сюжет построен интересно. Подано сильно, взято крепкой рукой. Есть образ России. То есть, создана высшая форма образности. Не потому, что Россия, а потому, что имеется цельный образ.
"Собачий вальс"
В этом тексте нет изъянов: хороша композиция, соразмерность частей. Ритм. Достаточная проработанность характеров. Колорит, запоминающийся "облик" рассказа. Чувствуется сопереживание автора своим героям, боль за них. Сильное произведение.
Я выбрала эти два произведения потому, что в них есть качество, которого нет в других конкурсных произведениях, а именно:
в них созданы образы - литературные образы художественного произведения, - которые больше, чем герой данного произведения.
Условно говоря: в "Острове без конца" - это "человек и страна", в "Собачьем вальсе" - это "человек и стоящая напротив него жизнь".
и второе, корреспондирующее с этим:
у авторов этих рассказов чувствуется проекция на будущее.
--------------
Несмотря на все тяготы конкурса и потерю первоклассного автора, конкурс завершился почти в первоначальном составе. Я хочу поблагодарить всех авторов - состав участников оказался сильнее, чем я могла предположить -) В финале оказалось много рассказов, которые было интересно читать и писать о них рецензии. Большое спасибо! Всем участникам желаю радости от разработки новых ярких идей и воплощения их в прекрасные произведения!