Мадий
Большая книга русской литературы.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Мадий
  • Обновлено: 20/05/2015. 7k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
      
      Мадий. Рецензия на роман "Золотое руно".
      

  •   
      
      
      
       Трудно охарактеризовать в краткой статье такой, без сомнения, масштабный роман, как "Золотое Руно".
      
      По жанру он ближе всего к модному жанру антиутопия. В этом жанре пишут фантасты, но "Золотое руно" - другая книга, хотя в нем и присутствуют элементы фантастики, такие, как эликсир вечной жизни. Однако, настоящий "фантастический" элемент романа в другом - на земле лично появляется лже-мессия, которого принимают за спасителя человечества. В известном смысле роман можно было бы отнести к жанру религиозной антиутопии, описывающей гибель мира, если бы такой "жанр" давным давно не получил название Апокалипсис. Зачем в этом случае нужен роман, если 2000 лет тому назад Апокалипсис был описан Иоанном Богословом в его "Откровении" и с тех пор обсуждался и толковался каждым, кто читал эту самую загадочную часть главной Книги христианства - Нового Завета? Тема "конца мира", так же как и "конца жизни" человека продолжает оставаться едва не главной темой размышлений мыслителей и философов всех времен и народов. Но если трагедия личной смерти человека всегда интересовала литературу, то не так много писателей рисковали браться за тему Апокалипсиса, особенно через призму христианской трактовки.
      
      По складу "апокалиптичности" русского религиозного сознания наиболее близок к этой теме Достоевский, который в романе "Идиот" устами Лебедева утверждает, что мы уже живем в эпоху, описанную в "Откровении". Но все же размышления об Апокалипсисе у Достоевского - не предмет его романа, они не оказывают непосредственного влияния на жизнь его героев.
      
      Из современных писателей тема гибели человечества была близка Стругацким, которые уделяли ей много внимания под видом гибели "цивилизаций". Непосредственно религиозного аспекта в творчестве Стругацких нет, но экранизация их повести "Пикник на обочине", сделанная А.Тарковским в к/ф "Сталкер", склоняется к христианской трактовке фантастических событий и даже прямо цитирует "Откровение".
      
      В "Золотом рунe" автор идет намного дальше и рассматривает Апокалипсис как реальное событие, совершаюшееся здесь и сейчас и определяющее жизнь всех героев романа. Абстрактое рассуждение Достоевского о нашем мире, живущем в эпоху Конца, здесь доводится до логического завершения - Конец становится частью жизни каждого человека. Однако, парадокс сюжета, или как теперь говорят, интриги в том, что приближающейся Апокалипсис не чувствует никто. Все выглядит совсем наоборот: радующей человечество непрерывный прогресс знаний приводит к революции в медицине, и люди становятся бессмертными и молодыми. В романе впервые в современной литературе поднята обсуждаемая сейчас тема омоложения через потребление стволовых клеток, плаценты и другого "человеческого материала". В романе крупный медицинский центр, начавший с омоложения человека стволовыми клетками, логически завершил свои исследования рекомендацией потребления человеческих эмбрионов. И обществу, жаждущему здоровья и бессмертия, надо совершить только одну небольшой шаг - переступить через моральные барьеры.
      
      Казалось бы, разве это трудно? - ради личной выгоды люди во все времена переступали через мораль. С точки зрения христианства - это проблема личного греха и гибель души. Но в романе ситуация принципиально иная - переступить надо не только каждому, а сделать это новой моральной нормой в масштабе человечества. И речь уже идет не об искушении и погибели отдельной личности, а всего человечества разом. И в романе появляется дьявол...
      
      Как обычно бывает при искушении, падение человека дьяволом подается под видом развития и прогресса, а также его, человека, безграничных возможностей и "новой свободы". В ход идет все - экономика, политика, общественное мнение, наука и даже религия. В этом - признак космичности ситуации, далеко выходщей за рамки обычного искушения. Такие вещи происходят во времена общественных катаклизмов, где падение человека определяется и им самим, и страшными и неодолимыми внешними обстоятельствами. Не случайно, о войне во Вьетнаме кинорежиссер Ф. Коппола назвал свой фильм - "Апокалипсис сегодня". Но в "Золотом руне" описана глубоко провокационная ситуация, когда все происходит в нашем обычном мире, и человеку трудно противостоять течению событий - то, на что он опирается в обычной жизни и что считает нормальным, отныне искушает его. Что выберет каждый герой романа: вечную молодость, здоровье, красоту, бессмертие путем поедания человеческих эмбрионов, то есть, детей, или откажется, не перешагнув через мораль. Герои книги сами ведут мир к катастрофе и не могут этому противопостоять до тех пор, пока они остаются частью человеческого общества. Что значит каждый человек в отдельности и что значат все люди вместе? Есть ли спасение для человека? Какое значение имеет в жизни человека религиозное чувство и как оно влияет на кардинальные поступки человека? Все эти вопросы составляют центральный стержень романа.
      
       Концепция книги, однако, еще более углубляется со сложными взимоотношениями дьявола и главного героя, Саши. Несмотря на его удивительную судьбу, как сына дьявола и женщины, в конце он лишается всего. А, с другой стороны, он рожден на свет для того, чтобы попробовать изменить судьбу самого дьявола... Вот что говорит автор о концепции книги: "Сашина мать умерла, женщины его обманывают душой и телом, его грабит лучший друг, увольняет любимая и рушится его дом, оставляя его один на один с его последним поступком, шагом, от которого ему не уйти... "Золотое руно" - книга о предначертанном человеку, о преодалении им вещей силой духа, где он может сделать моральный и духовный выбор, проявить свободу воли в стремлении преобразить мир, и если не мир, то - себя. Поэтому, главная тема книги - это приход к Богу человека. Современного, не героического и безблагодатного.
      
      Внутренний конфликт главного героя основан на том, что даже своего собственного сына дьявол не может лишить свободы принять то или иное решение, потому что свободную волю дал человеку Бог. На ней построена жизнь человека. Если бы выбор человека был предрешен, не было бы вообще человеческих поступков, на все была бы одна злая воля.
      
      В "Золотом руне" зло названо, обозначено, но не оно - предмет интереса. Оно только высвечивает сам предмет, кладет мазки и тени. Действие зла может быть описано как, например, в "Мастере и Маргарите" - это интересно, но достаточно быстро исчерпывает себя, потому что в этом случае нет выхода. Что может сделать зло? - все уничтожить, но это и так понятно.
      
      Интереснее сам человек - его поведение, выбор, его душа и проявления во встрече со злом. Человек приходит к Богу одной свободной волей, ничем другим - больше у него ничего нет, через что он мог бы даже начать постигать. Познать и изменить жизнь "не логикой и знанием, а духом и прозрением". Дьявол искушает человека, предлагает ему блага в эпоху разрушения мира от благ, и человек выбирает..."
      
      Оценивая глубину и разнообразие романа "Золотое руно", можно предсказать ему судьбу классики русской литературы, ибо здесь она вновь обрела утраченный масштаб.
      
      
      

  • © Copyright Мадий
  • Обновлено: 20/05/2015. 7k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.