Я родился в городе Балтийске в доме который стоял на берегу канала. Это был старый немецкий кирпичный дом, переделанный в родильное отделение. Он стоит около форта прямо рядом с крепостью.
Понятно что и раннее детство я провел в Балтийске. Как ни странно, но я помню эти времена, и старые каменные дворы, и черные кучи угля, лежащие возле прямоугольных окон немецких подвалов что всегда находились как раз прямо напротив моих глаз, и девочек и мальчиков с нашего двора в их старых нарядах. И если бы я сегодня увидел этих ребят, я бы их узнал. Потом, позже, когда мы переехали из Балтийска в Польшу, в Свиноустье, мы жили в таких же немецких домах, которые пока еще не ремонтировались со времени прошедшей второй мировой войны, - так что я сам этого переезда в Польшу не заметил и мне показалось что я очутился в таком же месте как и город Балтийск.
Я хорошо помню как мы гуляли или вернее медленно ходили с мамой вдоль огромных улиц, помню свою черную тряпичную шапочку с наушниками и коричневую курточку, помню все запахи детства, и пространство этой улицы, и тротуары, и хлеб и яблоки. Детство человека всегда проходит как в замедленной съемке, и ясность сознания и чистота ума самые сильные в детстве. Я помню большую веранду в первой нашей польской квартире, вечно приоткрытую дверь на этот балкон, и стоящего там в углу на полу большого сахарного Деда Мороза. И громадную за окнами веранды зиму или осень. В раннем детстве пространство расширено до огромных окраин. Ребенок живет в большом пространстве и дойти до конца конца улицы или до конца спуска ему все равно что совершить путешествие. Ребенок не понимает двойственности, его ум рассчитан на честность и на первое чувство.
Я помню две наши большие смежные комнаты, и хорошо помню как мы с моим другом Колей Кажановым, когда никого не было в комнате, воровали конфеты из сахарницы.
Мой отец пришел со службы и незаметно сфотографировал нас в этот момент. Эта фотография сохранилась, - как мы с Колей в уличной одежде высунув языки лезем через стол за конфетами. Но я к сожалению плохо владею компьютером и не знаю как сканировать эту фотографию.
Мой отец был мичманом флота, он не успел попасть на фронт, призыв 1944 года. Он увлекался журналистикой, закончил МГУ факультет журналистики. На флоте он был радистом.
И вот нас перевели служить в Польшу.
В Польше я ходил в русский детский сад.
Поляки сильно отличались от нас. На демонстрациях они так же как и мы махали красными флагами и ходили с цветами. Впереди демонстрации всегда шли жены советских офицеров и представители Советского государства. Что при этом думали про нас, советских, поляки, я не знаю.
Все польские дети ходили с ножиками на поясе, с ножнами. Харцеры. Меня в детстве это поражало: дети ходят с ножиками.
В Польше продавались писающие пластмассовые мальчики, брызгалки-яйца и ракеты, в которые можно было вставлять спичечные головки и они страшно громко взрывались. В СССР все это было запрещено. Также в Польше продавали вкусное мороженное в маленьких раковинках, напоминающих морские. Его продавали с машины, из будочки. Говорят что самое вкусное в мире мороженное советское. Это неправда. Еще у поляков был вкусный ревень из которого моя мама варила кисель. Это было самое счастливое время в жизни моей мамы. Мы жили в отдельной квартире, у нее было двое маленьких детей и никому мы не были нужны на целом свете.
Еще у поляков по всему городу продавалась вата на палочке, которой в Советском Союзе не было. Как она крутилась эта машина, которая делала вату. Как завораживающе вертелся ее черный круг.
Так же по всей Польше по городам разъезжали старьевщики на лошадях на телегах с куклами, пупсиками и красивыми шариками. Как далеко до них было нашим старьевщикам, у которых не было ничего кроме черных жестяных пистолетов и пыльных не надутых сине-зеленых шаров. А пистолет стоил столько что его проще было купить в магазине.
Также в Польше были цыгане. Они ходили по квартирам и собирали пшенку и хлеб. Говорили, что собирают своим курам. Также в Польше были трубочисты, они все время ходили по конькам крыш с большими ершами и веревками. Они свободно двигались по самому коньку высокой кирпичной трехэтажной крыши. И не разу никто из них не упал. За все годы в Балтийске и в Калининграде я не видел ни одного трубочиста и не разу ни одна печка не взорвалась. Так что зачем нужна профессия трубочиста я и сегодня не знаю.
Поляки, конечно, сильно отличались от нас. Когда в соседнем магазине исчезало мясо, поляки не уходили, а стояли молча. Постепенно собиралась толпа. Если польские рабочие видели такую картину, они прекращали работу и тоже подходили. Лех Валенса мог появиться только в Польше. В Советском Союзе его бы быстро упрятали в ближайшую ментовку или в дурдом. Если в польской полиции избивали парня все поляки шли его выручать. Россия действительно страна рабов.
По дорогам в Свиноустье ездили польские полицейские в мотоциклах с колясками в железных круглых "буржуйских" касках, которых в Советском Союзе не было. Мы, русские дети, собирались в группы и кидали из-за кустов в них камнями, когда они проезжали по шоссе. Представляю как им это было приятно. Мы в них кидали камни, потому что они назывались "полиция", а советская пропаганда поносила полицию как угнетателей рабочих, трудящихся и как защитницу капиталистов.
Около Штаба, около госпиталя стоял Дом Офицеров. Там по воскресеньям в 10 часов утра нам показывали красочные детские мультфильмы про лису и про Машу и Медведя.
Мы собирались и радостные шли с мамой смотреть мультфильмы. Мы поднимались по широкой лестнице а слева в окошке кассы мама покупала билеты. Около окошка стояла худенькая польская девочка с шестилетним братом. Она протягивала в окошко кассы два злотых. Но кассирша отталкивала ее руку и говорила:
- Нет! Нельзя.
Долго так стояла эта девочка, но билеты кассирша ей так и не продала. Потому что девочка была полька.
В зале кинотеатра детей почти не было. Это был полупустой зал. Ну что стоило продать несколько билетов для польских детей, которые никому не мешали и чтобы они посмотрели мультфильм про лису и про Машу.
Когда мы шли домой эта девочка быстро-быстро промчалась мимо нас на роликах. У нее ролики были на одной ноге, а второй ногой она отталкивалась от асфальта и ехала быстро-быстро. Она даже не обратила внимания на русских ...... Вот так коммунисты плодили непонимание и вражду между народами.
Летом через большой сосновый лес мы приходили на пляж, где рядом на специально отведенном месте загорали шведские туристы. Южная Балтика у них считалась курортным местом. Как только они замечали мою маму, "жену русского офицера" то тут же собирались напротив нас большой группой. В этом для них было что-то необыкновенное.
Обычно дома я вставал на стул, дотягивался до отцовского кителя, висевшего на двери и из нагрудного кармана вытаскивал 10 злотых. Потом я шел на улицу, где уже стояли дети со всего двора и мы шли к киоску. Там я покупал конфеты и большие круглые плоские ярко-малиновые леденцы на палочках и раздавал. Так я ходил к киоску с детьми много раз, пока меня не заложила польская продавщица. Почему мой отец постоянно не замечал исчезновения десяти злотых, я не знаю.
Когда в Польше я пошел учиться в первый класс, учительница меня спросила:
- Неужели ты, Боря Сокольников, такой глупый? Почему ты учишься на двойки и тройки?
Я ей ответил:
- Я умный потому что у меня голова большая.
Так мы жили в Польше, где иногда конечно мы играли и с польскими детьми, когда повзрослели, а потом на корабле "Бира" мы поплыли назад. На этом корабле между крышками трюмов стояли две пушки с длинными стволами. Но вообще это был маленький корабль. В нем было всего несколько кают под настройкой и два трюма.
Мы вернулись в наш родной город Балтийск и я пошел во второй класс.
В Балтийске в школе в детстве со мной учились дети героев войны, офицеров военно-морского флота, оставшихся в живых после военной бойни. Ира Травкина. И другие ребята. Их моральный уровень намного превосходил уровень московских и болховских школьников.
Балтийск тогда был закрытый город. Так как он со всех трех сторон заканчивался водой и был очень маленький, то за весь день по главной улице там проезжала только одна грузовая машина. Незнакомых людей в городе не было. Каждого человека ты где-то когда-то видел. Уже переехав в Калининград я через много лет часто встречал парней, которые сидя на соседней лавочке показывали на меня и говорили:
- Он из Балтийска.
В школе N 6 в Балтийске я и учился до Калининграда, до восьмого класса.
Когда в Балтийске вечером я шел по улице и смотрел в зажженные окна зданий, или шел мимо больших освещенных окон какого-нибудь зала, мне всегда казалось что за этими окнами собрались какие-то особенные люди и есть какая-то другая радостная жизнь.
Я вообще не понимаю людей, которые повзрослели. И никогда их не понимал. Хотя я никогда не вспоминаю свое детство.
В Балтийске моим любимым занятием было привязывать за нитку кошелек, положить его на тротуар а ниточку незаметно замаскировать. Очень интересно было наблюдать за испугом людей, когда кошелек в самую ответственную минуту от них упрыгивал. Были люди, которые, заметив кошелек, его не брали. Но многие, между прочим, не сразу брали кошелек. Они сначала проходили мимо, как будто бы его не увидев. Но они обязательно возвращались! Как интересно было наблюдать за извивами человеческой души! Когда человек в такую минуту думает что его никто не видит, и не знает что за ним наблюдают со стороны, то в такой ситуации очень хорошо видны изгибы его личности.
Одна приличная дама, ухоженная, очень хорошо одетая, заметив двух идущих навстречу молодых людей, отвела глаза от кошелька и продефилировала мимо. Потом она развернулась и, оглядевшись, осторожно приблизилась к кошельку. Но не тут то было! Как только она набросилась на него мы тут же дернули за веревочку! Как она подпрыгнула! Некоторые люди проявляли такую жадность что бросались за убегающим кошельком несколько раз! Я не вру. Попробуйте сами привязать за ниточку кошелек и вы это увидите. Один старший лейтенант из штаба, молодой, перспективный, красивый, увидев наш кошелек, убавил шаг, осторожно подошел к бордюру тротуара, делая вид что он поправляет носки на туфлях, примерился, и, не глядя на кошелек осторожно поднял его и опустил его в свой боковой карман. Так как он на кошелек не смотрел когда его брал то мы за ниточку, конечно, и не дернули. Он пошел, торжествующий, думая что кошелек он захватил первым и пожива уже у него в руках. Он думал что ушел и предвкушал тайную радость от такой неожиданной находки. В самом деле, ничего не делал, случайно шел, и вот уже денежки в его кармане! А главное: ожидание радости от неожиданной встречи с неизвестной суммой. С какой?!.. Но не тут то было! Как только он отошел на несколько шагов ты тут же выдернули кошелек у него из кармана.
Одна дама, жившая с мужем и детьми недалеко от нас, целовалась и разговаривала за дорогой с молодым лейтенантом-любовником, назначая ему тайную встречу. Когда они вышли из-за кустов, то заметили наш кошелек. Так как вокруг ходили люди, то им двоим нужно было сделать вид что они незнакомы друг с другом и незаметно подобрать кошелек. Это была опера "Иван Сусанин". Конечно, они попались. Через два года эта стройная блондинка похожая на кобылку встречалась с другим лейтенантом, а потом гуляла по главной улице со своим мужем и с двумя маленькими детьми. Почему ее муж ни о чем не догадывался и увивался вокруг своей жены как нежно влюбленный, я до сих пор удивляюсь. Так, когда мне было 8 лет, я глубоко изучал человеческую душу.
В Балтийске мы поселились на улице Ленина в доме N 19 в квартире N 4 на втором этаже. Эти дома были когда-то построены для немецких офицеров гарнизона Пиллау.
Балтийск постепенно строился. Но тогда, в 1963 году, когда мы туда только приехали он был по застройке еще почти что весь немецкий. В нем было много старых кирпичных домов с черепичными крышами.
У меня в детстве было две главных мечты: поймать большую щуку, леща или камбалу на зацеп, и еще чтобы мне купили велосипед.
Самой большой радостью в Балтийске был первый снег. Когда утром просыпаешься, а в квартире вдруг стало очень ясно и светло.
- Боря, снег!
То, что вся черная земля стала вдруг белая, в этом всегда было что-то необычайное.
В жизни человека очень многое зависит от психологии.
Помню, как однажды я стоял на лестнице нашей школы, раскрасневшийся от бега. Я учился в четвертом или пятом классе. Ко мне подошла незнакомая учительница, положила мне на лоб руку и спросила:
- Почему ты такой красный?.. Как ты себя чувствуешь?..
Мимо проходили девочки из нашего класса и каждая из них ложила мне руку на лоб, проверяя как я себя чувствую. Они впервые с осторожностью прикасались к мальчику.
Эта учительница не только спросила меня о моем самочувствии, но и пришла в наш класс и попросила нашу учительницу отпустить меня домой. Нечего и говорить о том, как я этому обрадовался! Пока другие ребята будут учиться в школе, я буду веселиться, играть и гулять на улице! Меня отпустили. Но самое интересное в том, что пробегав весь день на улице и придя поздно вечером домой я действительно заболел. Я уверен в том, что если бы эта незнакомая учительница не положила мне свою руку на голову, я бы никогда не заболел. Вот такое сильное действие на человека оказывает психика.
Когда я простужался, болел, и у меня поднималась температура, мне казалось что кто-то кидает в меня большие пуховые подушки, так что я даже отталкивался от них ногами.
У меня была старая коричневая курточка-кацавейка, а в подвале я нашел короткие детские лыжи. Я надевал эти лыжи и вдоль Матросского парка скользил на них к морю, к громадным песчаным дюнам, чтобы там сорваться вниз с самой высокой дюны. Если вы сейчас посмотрите карту Балтийска, то легко увидите и проследите мой путь к морю. Самое главное и интересное для меня было не кататься с этих дюн, а путь к морю вдоль Матросского парка по лыжне, по длинной дороге. Я забывался, погружался в какую-то поэзию, скользил, мечтал, отключался от всего мира. Так легко и приятно было скользить по проторенной и наезженной лыжне.
Я и сейчас часто кажусь себе таким же незаметным, никому не известным, и не нужным лыжником, как и тогда, в детстве, идущим в стороне свой путь. Потому что та радость, вернее тот кусочек этой простой радости, красоты природы, светлого зимнего снега - когда ты вот так в детстве катишься на лыжах, катишься легко, вот эта самостоятельность, только этот твой внутренний мир, это касается только одного тебя, - это и есть то, как мне кажется, что должен делать человек в жизни, жить своей радостью, жить в реальном мире, а не принимать то, что придумывают и принимают другие.
Это то же самое как в детстве когда мне было пять или шесть лет я вытаскивал на улицу на тротуар около нашего дома большой трехколесный детский велосипед. И когда его тонкие колеса катились по тротуару я испытывал такую же радость и самостоятельность.
Поэтому я думаю что многое в человеке заложено с детства. Поэтому мне кажется что если ребенку исполнилось шесть лет, а он еще ничего не понял, учить его уже поздно и научить его уже ничему нельзя. Конечно я говорю не о примитивной грамотности по азбуке: уметь читать и писать.
Поэтому я думаю что права старая русская поговорка, что ребенка нужно воспитывать когда он лежит поперек кровати, а когда вдоль, - уже поздно.
Я уверен, что школьника в школе ничему научить нельзя, и если в детстве человек прочитал книжку Чехова "Белолобик" и не понял что в ней написано, он потом в жизни уже не поймет ничего и никогда, и ничему не научится.
Когда в Балтийске за дорогой начали строить двухэтажный Дом Быта, мы, мальчишки, бегали туда и там воевали с охраной. Эта война заключалась в том, что мы носились по Дому Быта, из одного дверного проема в другой дверной проем, а охрана Дома Быта бегала за нами. Так как нам было интересно полазить и побегать на стройке, то охрана нас оттуда гоняла. Стройкой Дома Быта занимались моряки, военные строители.
На стройке мы придумали такую игру.
В большом зале этого Дома Быта мы соорудили на земле огромную кучу пакли и прыгали на нее из дверного проема второго этажа. Двери еще не были навешаны. Когда мы бегали, носились друг за другом, то пробегая вдоль коридора второго этажа прыгали оттуда сверху на эту кучу пакли. Это был полет. Лететь сверху нужно было четыре или пять метров, там было высоко, потому что пола еще не было, а внизу лежала большая куча пакли, высотой полтора или два метра. Охраняли эту стройку отставные офицеры флота.
В тот день мы с Игорем Зубковым пригласили с собой какого-то не нашего не местного парня от "Шторма" из 1 школы и стали с ним носиться и прыгать. Тут охранник нас и выследил.
Так как мы бегали не в первый раз, и так как сторожам никогда никого не удавалось еще поймать, то этот охранник решил не торопиться и действовать наверняка. В это время на стройке было несколько матросов срочной службы, которые что-то разгружали с машины, или может быть наоборот погружали что то нужное для начальства.
Пока мы носились друг за другом и прыгали вниз на паклю со второго этажа, эти матросы зашли со стороны улицы Ленина, отсекли нас от улицы, а с другой стороны за Домом Быта был длинный немецкий кирпичный забор, который шел вдоль железнодорожной линии от вокзала. Раньше в этом заборе были красивые арки и выверты, но теперь советские люди их заложили сплошным массивом кирпича так что бежать нам было некуда.
Игорь Зубков по вопросам удирания и куда бы вовремя смыться всегда был на первом месте, дока, поэтому они с этим парнем прыгнули в боковой проем и смылись, я же очутился в безнадежном положении.
Я тоже попытался удрать, но выскочив из здания, оказался перед двумя молодыми матросами-срочниками, которые тут же за мной погнались. Я удирал изо всех сил.
Я вбежал на лестницу на второй этаж. За мной гнался матрос. Удрать двенадцатилетнему мальчику от 19 или 20 летнего воина-спортсмена трудно, поэтому он меня настигал. Мне помогало то, что я не первый раз бежал по этой лестнице, удирая от ребят, когда мы играли, и знал за какие места перил нужно вовремя схватиться. Но все-таки он меня догонял и когда мы очутились в коридоре на втором этаже ему уже казалось что он меня настигнет. В этом коридоре в конце уже была вставлена дверь. За дверью ничего не было. Может быть там потом сварили железную площадку и лестницу, ведущую вниз. Я проскочил эту дверь и прыгнул вниз на кучу пакли, как мы всегда это делали. Это называлось полет. Я приземлился и зная что сейчас на мое место упадет другой человек, сразу встал и отбежав на четыре или пять шагов вспрыгнул на подоконник. Но в этот момент я услышал звук.
Я много слышал в жизни разных звуков, но этот звук мне запомнился навсегда. Потому что он был необычный. Он звучал так:
- И-О-аааа!..
Услышав этот громкий и необычный звук я остановился и посмотрел назад. Я застал то мгновение когда этот матрос висел в воздухе в самой высокой точке. У него лицо было белое, с необычным выражением. Он уже заканчивал свой звук и начинал падать вниз. Когда он приземлился, я думал что он сейчас вскочит и побежит за мной. Но он лежал молча. Прошло 30 секунд, потом минута, потом две минуты.Он лежал и молчал на наклонном краю кучи. Приземлился он мягко на паклю, поэтому мне было непонятно что он там делает. Я понял что он за мной не погонится. Конечно, я сразу удрал.
Что произошло?
Этот матрос погнался за мной и хотел меня догнать. Когда он заскочил на второй этаж и побежал по коридору, ему казалось что он сейчас меня схватит. Он видел коридор, дверь, и думал что там дальше продолжение, - лестница или комната, тем более что я убегал изо всех сил. Поэтому он не задумываясь бежал за мной.
Когда он вылетел наружу из двери, то сначала ничего не понял, тем более что человек сразу не падает вниз. Сначала он завис в воздухе. Вниз ему нужно было падать четыре или пять метров. Но он этого не знал. Очутившись в таком положении среди открытого пространства он подумал: "Где я?!". У человека в таких случаях секунды растягиваются в часы и он успевает подумать обо всей своей жизни. Потом он стал падать вниз и считать метры. Он пролетел вниз один метр, два метра, три метра, четыре метра и понял что сейчас падая с такой большой высоты он обязательно умрет, и тут он приземлился на паклю. У него уже не было сил переживать. Он лежал и молчал. Я не знаю, что случилось потом с этим матросом. Но он не умер, потому что если бы он умер это стало бы известно. Балтийск маленький город, его население вместе с Камсигалом и Косой составляло 16 тысяч человек, так что такое происшествие сразу стало бы известным.
Так что этот моряк не умер. Но наверное его характер после этого происшествия изменился.
Когда мне было 10 лет мы с Игорем Зубковым ("Американцем"), и еще с какими-то парнями воровали пенопластовые поплавки с больших военных складов за забором на той стороне железной дороги.
В общем у меня было счастливое детство, как у всех советских детей.
На той стороне железной дороги был военный порт и база, там стояли "коробочки" и на одной из них командиром был отец Игоря Зубкова, Американца, майор флота. Один раз мы с Игорем обедали там на "коробочке" в маленькой кают-компании, нам подавал матрос-ординарец. Ели макароны по флотски. Вообще же большой разницы между майорами и мичманами флота тогда в уровне жизни не было. На этой базе вдоль причальной линии между складов на деревянных подпорках стояли учебные подводные лодки, совсем похожие на настоящие.
Понятно, что вечерами мы, мальчишки, перелезали через забор и пробирались в матросский клуб на все кинофильмы. Хотя посторонним, тем более детям на базу проникать было запрещено, но на всех кинофильмах на первом ряду сидели ребята из города. Кто первым занял место, первым забежал, тот там и сидит. Матросы нас никогда не выгоняли. Если ты проник в зал, то тебя уже не выгонят. Если тебя заметили или поймали на улице, на территории, то дежурным матросам с красными нарукавными повязками был кабздец. Сразу таких матросов снимали с дежурства, сажали на губу или ставили мыть гальюн. Поэтому патруль следил очень строго.
Мы смотрели только что появившийся кинофильм режиссера Бондарчука "Война и мир". Когда Наташа Ростова в этом фильме изменила Андрею Болконскому и хотела тайно обвенчаться с Анатолем, хлыщом и прощелыгой, сидящий рядом со мной мальчишка громко крикнул на весь зал:
- Ты засранка!
Мне стало стыдно что наш мальчишка крикнул такую глупость.
Но все матросы дружно его поддержали.
В стороне от нас в кинозале всегда сидели офицеры и смотрели на нас. Не знаю, что они при этом думали.
На базе на крыше одного склада отодвигалась одна из пластин железа и через нее мы залезали внутрь. Там мы сразу оказывались на огромных брезентовых "кишках", которыми были набиты склады, и в которых были кружки пенопласта. Эти брезентовые кишки-рукава лежали в громадных складах многометровыми толщами. Этот пенопласт в Советском Союзе был страшным дефицитом. А тут его лежали многие тонны. Мы вытягивали одну такую брезентовую кишку, набитую пенопластом и тащили ее через железную дорогу. Там мы разрезали брезент и вытаскивали круги пенопласта. Они были нанизаны на длинную веревку, как водные дорожки в бассейнах. Пенопласт был очень высокого качества. У меня в подвале лежали две или три таких длинных кишки, набитые пенопластом.
Один раз в неделю ко мне приходил джентльмен. Дело в том что в те времена люди одевались по простому. Проще говоря тогда была праздничная и обычная одежда. И когда человек одевался "прилично" то как только он выходил на улицу у него сразу спрашивали:
- Ты куда собрался?
И он отвечал:
- На день рождения.
Так вот этот молодой парень, "джентльмен", о котором можно было бы рассказать и написать много чего интересного, потому что он был своеобразная личность, но я не буду, вдруг он еще живет в Балтийске, или прочитает, он приходил ко мне, просил подарить ему 2 или 3 круга пенопласта, каждый из которых был размером примерно 15 на 6 сантиметров, и я ему конечно их дарил.
Впоследствии мы поехали с учительницей в Калининград в Краеведческий музей, который тогда находился около Южного вокзала и в котором было еще много немецких экспонатов. Там, в Калининграде, в районе Центрального рынка я увидел что этот парень продает куски пенопласта, распиленные на пластины толщиной в 1 сантиметр. При мне одну такую полоску у него купили за 1 рубль. Пенопласт по его словам покупали хорошо. Он нам сказал что один кружек пенопласта продает за 3 рубля. Но по-моему он врал. Милиционеры его не трогали, потому что их не интересовали рыболовные принадлежности.
Я представил себе просторы Советского Союза, города Смоленск, Москву, Орел, Тулу и Серпухов, где такого пенопласта днем с огнем не отыщешь и понял на каких же миллионах я спал. Где мои 10 лет?!..
В Балтийске я видел шпиона. Он шел вдоль линии железной дороги и фотографировал заднюю сторону базы, склады, стараясь незаметно вынимать фотоаппарат из кармана. К сожалению бывший со мной мальчишка Дрыня не поддержал меня. Дрыня вообще был гнилой. Поэтому мы не предупредили моряков и шпиона не задержали. Этот подвиг все равно впоследствии не спас бы меня от цепких рук КГБ. Оно как раз и рассчитано не на ловлю шпионов, а на ловлю таких идеалистов и идиотов как я. Я уже давно не вижу разницы между шпионами и чекистами. Одно и то же.
Если бы вы знали, какая была матросская весна в Балтийске!
Какие там в парке огромные каштаны. Какие у них большие листья как руки. И каждый лист пахнет зеленой весной. Когда смотришь туда, в зеленые листья, в их летнюю черноту, какая это всегда была радость.
Эти деревья падали, ударяясь о землю во время большого ветра и сразу раскалывались от удара на полутораметровые куски. Какие сильные громкие удары раздавались о землю, когда они падали. Так и лежали после шторма по всему Матросскому парку расколотые на куски деревья.
Осенью, в сентябре, наступала фруктовая пора. Походы в сады начинались еще в июле и продолжались до конца сентября. По всему Балтийску, по бывшему немецкому Пиллау, росли сливы, вишни, груши и даже грецкий орех. А где-то далеко, там, в Калининграде, жила девочка Люба Соколова, которую я еще не знал.
Когда в детстве, в юности любишь, и серьезно воспринимаешь девочку, и думаешь что ее так растили, и у нее было такое-же похожее и понятное детство, как и у тебя, и теперь все это она отдала другому, все, и свое детство, и всю свою жизнь она отдала другому, и принадлежит теперь вся другому, и со всем своим детством, и с этими царапинами на коленях, о как это больно! Как ее тогда серьезно воспринимаешь, как родную.
В Калининграда я учился с Любой в восьмом классе, а позже переехал в Россию, в Болхов. Если кто-нибудь в то время уезжал из Калининграда, его спрашивали:
- Ты куда едешь?
И он отвечал:
- В Россию.
Это теперь Калининград стал, становится чисто русским городом.
Но из Болхова мне пришлось удирать от милицейского произвола.
Я учился в Калининграде в вечерней школе и работал в столярной мастерской военно-морского училища, откуда сбегал для продолжительных разговоров с Любой, игнорируя производственные задания. Я перелезал через забор военно-морского училища и встречал Любу, когда она выходила из своей КВатушки. О, Господи, боже ты мой! Какая же это всегда была радость! Какое счастье!.. хоть раз, хоть на минуту увидеть ее... Вечером я также приезжал в ее район. Она мне говорила:
- Когда ты учишься в вечерней школе? И днем встречаешь меня, и вечером около моего дома.
Я никак не мог ее добиться.
Потом, позже, я работал в Доме Художника столяром: натягивал и грунтовал холсты и сколачивал деревянные основы под гипсовые скульптуры. У меня был специальный инструмент для натягивания холстов, похожий на щипцы. Художники специально приходили для заказывания холстов для своих картин. Каждый из них клянчил кусок загрунтованного холста. В Доме Художника я выучился писать лозунги и надписи на лентах для венков. Но подлые художники-шрифтовики не давали мне на них заработать деньги. Я тогда еще не знал, что таким способом, писанием лозунгов и плакатов, можно легко зарабатывать деньги в пионерских лагерях и совхозах и что для этого достаточно только иметь паспорт. Я тогда еще не знал жизни.
С другой стороны стороны члены Союза Художников мне часто говорили:
- Научись рисовать, научись писать красками, что тут сложного?... И будешь зарабатывать, как мы. Будешь художником.
Они вели со мной разговоры о книгах из серии "Жизнь в искусстве" потому что видели что я эти книги хорошо знаю.
Их полубогемная и свободная жизнь меня мало интересовала. В основном они зарабатывали деньги тем, что ставили напротив щитов проекционный фонарь, вставляли в него картинку из какого нибудь журнала и копировали плакат. У каждого из них был такой гербарий из журнальных картинок.
Меня удивляло, что многие профессиональные художники, и даже неплохие колористы, совершенно не понимали и не воспринимали живопись. Когда с таким парнем стоишь около репродукции Рублева, и спросишь его:
- Скажи честно, ты не понимаешь, что тут гениального, великого?
То такой художник, зная что он разговаривает с рабочим, откровенно скажет:
- Да, Боря. Что тут такого: красный цвет.
Спросишь его:
- То есть ты не понимаешь, что тут такого особенного, великого? То есть ты не видишь фактически разницы между тем что у тебя, у наших художников, и тут?
- Да.
Поэтому я не удивляюсь, что Сезанна при жизни не признавали и не понимали почти до его старости, хотя его картины выставлялись во всех салонах и их видели сотни профессионалов и много любителей. Хотя более простого и ясного художника чем Сезанн найти трудно.
Свойства человеческого мозга таковы, что они иногда напоминают счетную электронную машину. Извивы ума некоторых людей такие, что часто просто удивляешься. И если человек в детстве попал с приятелем в какой-нибудь кружек при Доме пионеров и там научился рисовать и точно копировать цвет, то он часто становится художником. Иногда это признанные мастера, которые ничего не понимают в искусстве.
Живописи действительно можно научить любого человека с улицы. И он будет профессиональным художником.
Мне было 19 лет. Я решил поступать в Калининградский государственный университет. Когда я пришел сдавать документы в ВУЗ, то увидел, что на филологический факультете уже 3 человека на одно место. Поэтому я подал документы на вечернее отделение юридического факультета, где было всего 2 человека на одно место, и где конкурс был поменьше. Но через несколько дней на нем было уже пять человек на место, а на филологическом так до конца ничего и не изменилось.
К тому же я узнал, что изучить языкознание и разные ушки-юшки простому человеку очень трудно. Для этого нужно иметь сверх способности.
Поэтому я сидел в большом актовом зале университета и сдавал экзамен по сочинению на юридический факультет, где собралось самое большое количество человек на одно место.
И теперь, летом, расставшись с Любой, я сидел в актовом зале университета и поступал на тот же факультет где уже на вечернем отделении училась она. Она как раз закончила первый курс, а я еще только поступал на него.
В большом актовом зале, на втором этаже, в главном здании ВуЗа в несколько рядов были расставлены столы, снесенные сюда из всех аудиторий. Это было сделано для удобства: для того, чтобы пропустить сразу большое количество поступающих. Каждый дневной абитуриент сидел за столом рядом с вечерником. Таким образом исключались шпаргалки.
Абитуриенты вечернего и дневного отделения сдавали экзамен по сочинению вместе.
Впрочем, вместе с нами писали сочинение и филологи. Они сидели за другими столами. Очевидно, что сочинение было оптовым делом. Для проверки сочинений были собраны учителя со всех школ. Но кажется что это было сделано в том числе специально, чтобы исключить протекционизм.
Во всяком случае, в большом зале университета сидело очень много юного и молодого народа.
На сочинение отводилось три часа.
Рядом со мной на парте писала сочинение черноволосая черноглазая девочка с Кавказа.
Вы знаете это чувство, когда рядом с вами вдруг оказывается молодая девушка, почти девочка, чистая, хорошая... Черноглазая брюнетка. И Вам всего 19 лет. Она шевелится, делает что-то, иногда слегка касается вас. И вы видите ее красивую руку с авторучкой и с белыми кружевами на рукаве, и сбоку иногда можно на нее посмотреть. А она занята делом, и все же иногда обращает на вас внимание.
Она приехала вместе с мамой. Ей было 17 лет, она только что закончила школу и приехала в Калининград поступать на дневной факультет. Поступить в СССР в университет на Кавказе без крупной взятки детям простой советской интеллигенции тогда было невозможно. Это было невозможно даже для племянника всемирно известного Героя Советского Союза Кантария, водрузившего красный флаг над поверженным Берлином.
В Калининградский государственный университет приезжали поступать школьники со всего Советского Союза. Калининградский Университет открылся в 1967 году, а численность жителей области была маленькая, и многие калининградцы уезжали поступать в Москву. Поэтому считалось что в Калининграде в университет поступить легче чем в другие ВУЗы страны. Калининградский университет у местных жителей почему-то не ценился. Наверное, потому что он был под боком. Но вообще уровень культуры, образования и школы в Калининграде превосходил средний российский.
Мне было 19 лет. По сравнению с этой девочкой я был уже взрослым, самостоятельным парнем. Я встал со своего места, как взрослый человек, снял пиджак и повесил его на спинку стула, хотя мне не было жарко. Я выбрал тему сочинения о современной литературе, и решил написать сочинение о поэте Вознесенском. Вознесенский тогда был популярный и полузапрещенный поэт, он был слишком независим и оригинален для коммунистического стойла. Я писал сочинение, а рядом со мной сидело черноголовое, скромное и красивое женское существо, которое иногда проявляло ко мне незаметные знаки внимания. Итак, я писал сочинение о Вознесенском.
Так как я пишу быстро, то за десять минут я написал черновик, а через пятьдесят минут было написано и сочинение.
Я никогда не знал правила правописания, но всегда писал чисто. Я считаю что заставлять детей учить ушки-юшки так как это делают в нашей средней школе, это значит сильно вредить их здоровью. Потому что запомнить правила русской грамматики, как и китайскую грамоту, невозможно. И обычному человеку это не нужно. Потому что и так видно какую букву куда нужно поставить. А если тебе не видно, возьми какую-нибудь книжку и посмотри где стоит запятая.
Поэтому я уже написал сочинение и посматривал вокруг. А рядом писала сочинение эта кавказская девочка.
Вдруг она меня спросила, увидев, что я уже ничего не пишу:
- Много нужно написать?..
- Мне кажется хватит три страницы. Я написал две с половиной. Достаточно.
Она кивнула головой. Очевидно ее мысль кончалась, и она не знала что написать еще, и хотела закончить сочинение. Потом она решилась спросить меня:
- Я тут правильно написала?..
- Нет, - сказал я, - исправь.
Увидев, что она перестала писать, я ей сказал:
- Давай ты проверишь мое сочинение, а я твое.
- Хорошо, - сказала она и передвинула ко мне свой листок. Тут я опять увидел какая она скромная и тихая девочка.
Ее сочинение было по мотивам школьной программы, по русской или советской классике. Это было сочинение, где я нашел всего одну грамматическую ошибку, но мне пришлось поставить и переправить пять запятых! Она совершенно не чувствовала стиль русского языка.
У меня она обнаружила две или три грамматические ошибки. Каждый раз она меня спрашивала:
- Исправлять?
- Конечно! - отвечал я, видя что вижу перед собой отличницу.
Я сдал сочинение первым. На меня с уважением посмотрели учителя. Наверное, они подумали: "Вот как хорошо он подготовился к сочинению". За сочинение я получил четверку. Потому что у меня обнаружили одну грамматическую ошибку. В ВУЗ я поступил легко, хотя конкурс был большой.
Когда мы сдали экзамены и, увидев вывешенные списки, поднимались радостные по широкой лестнице в актовый зал, один парень сказал шедшей рядом с ним девушке:
- Даже если бы вы меня сейчас проткнули этим зонтиком, я бы на вас не обиделся.
Он даже ей сказал "Вы".
Так он обрадовался что принят на юридический факультет.
Я тоже шел радостный, вернее сказать оптимистически настроенный, и не понимал, честно говоря, его исключительной радости. Я не понимал тогда, что значит для двадцатишестилетнего парня из районного города, поступить на юридический факультет. Через три года как перспективный товарищ он уже начал делать карьеру.
Вверху, перед входом в актовый зал, стояла кавказская девушка. Она ждала меня. Она знала, что сейчас в актовом зале собираются вновь принятые студенты вечернего факультета, потому что внизу на первом этаже прочитала об этом объявление, вот она и пришла. Когда я в своем светло-сером пиджаке поднимался наверх, то сразу увидел как она стоит на площадке лестницы сбоку от проходящих студентов. Я сразу понял что она пришла чтобы увидеть меня.
Сначала она показалась мне не такой красивой как тогда на экзамене, когда она касалась меня своим локтем, своей рукой, и тихо со мной разговаривала, сейчас она показалась мне слишком высокой и крепкой.
Но вот она чуть передвинулась, повернула свою черную голову, - у нее голова была как у льва, - с прижатым красивым прямым кавказским носом, и я увидел ее своеобразную женскую красоту. Она вся была понятна мне в эту минуту! Хорошая девочка. Я понял как этой скромнице и отличнице было трудно придти на эту встречу, и какая у нее была надежда.
Как она приехала, прилетела с мамой в Калининград поступать в университет, каким впервые увидела Калининград, город на самом западном краю земли у Балтийского моря где еще сохранилось столько старых немецких улиц и домов с кирпичными черепичными крышами, и они жили сейчас с мамой где-то в гостинице или у родственников и знакомых, и вот на предпоследнем экзамене она оказалась рядом на одной парте с парнем, который писал сочинение про современного московского поэта Вознесенского. И так как она прочитала это мое сочинение, то взглянула в меня, и я ей уже был немного понятен. Ей было понятно, что этот парень, что сидел с ней рядом на сочинении и с которым она разговаривала, и который ей помог, исправив в ее сочинении ошибки, не бандит, и не мент, и не хулиган, не разбойник а культурный человек.
Если бы меня не было, она получила бы тройку и не поступила в университет. Мы помогли друг другу. Я сразу понял что она поступила, раз она стоит здесь, когда оценки и списки внизу уже вывешены. Как для нее все это было важно. Как они с мамой разговаривали об этом, об этих экзаменах, и как радовались что она успешно сдала экзамены. Она пришла чтобы поделиться со мной этой радостью. Она думала что я подойду к ней и спрошу ее как она тогда сдала экзамен. Она, конечно, очень мало до этого общалась с парнями. Она пришла с тайной надеждой.
И я ей не сказал:
- Здравствуй.
И я не спросил ее как она сдала экзамен, и не поговорил с ней. Я к ней не подошел. Потому что была Люба! Потому что я понимал, что если я сейчас подойду к этой девушке, то после этого будет и должно начаться что-то большее. И хотя Люба сказала мне что она уже выходит замуж, и должна была в это лето уже выйти замуж, но все-таки она была! Люба. Самое родное существо в мире. Что могло с ней сравниться?..
В жизни часто бывает так, что громкие и важные события забываются, а случайные встречи остаются в памяти навсегда. Что бы было со мной если бы я тогда подошел к этой девушке? Наверное, вся жизнь пошла бы иначе. Что бы было, если бы не было Любы?
Может быть моей Любой стала бы Ира Травкина или другая Люба?.. Как мало потом я видел таких девочек. Как их все-таки мало на свете.
Учась в ВУЗе я прилагал минимум усилий для получения высшего образования. Точно так же в свое время я относился к учебе в средней и в вечерней школе.
Что такое в Советском Союзе юридическое образование, этого не понять современному подрастающему поколению. Юридическое образование давало карьеру во всех областях общественной жизни, а юридических факультетов было немного. Поэтому поступить туда простому человеку без соответствующей справки было почти невозможно. Да и со справками поступало несколько человек на одно место. Сначала поступали и проходили "комсомольцы", дочки, сынки и племянники руководителей и стукачи со справками КГБ. Многие из них не умели читать и писать. Они все поступили без конкурса.
Вместе со мной поступил и учился племянник Героя Советского Союза Кантария, водрузившего в 1945 году красный победный флаг над поверженным фашистским Рейхстагом. На экзаменах я его не видел, но может быть он там и мелькал. В университете мы с ним сидели рядом. Он был мой друг. Его, как и меня, по-русски звали Боря. Это был маленький, простой, черноволосый, очень живой парень. Проучившись полгода он стал переводиться на заочный факультет.
Когда Боря Кантария поступал в Калининградский университет, в Калининград специально из Абхазии прилетел Герой Кантария и в городе был большой шум по этому поводу: как будто прибыл президент какого-то государства.
Конечно, герой Кантария прилетел в Калининград не просто так, он прилетел специально, чтобы устроить в университет своего племянника.
Студент Боря Кантария принес лист белой бумаги и положил его передо мной на парту. Ему нужно было написать заявление о переводе на заочное отделение. Уровень его русской грамотности был такой, что, высунув язык, он с трудом переписал мое заявление, буквально перерисовывая каждую букву. При этом по русски он говорил достаточно хорошо. Уровень его общего развития отвечал его знаниям. Я уверен, что юридическое образование он получил и карьеру себе сделал. Как сложилась его дальнейшая жизнь, я не знаю.
Когда я 19 летним мальчиком пришел учиться в университет, то думал что университет это альма-матер, а увидел я примитивную вечернюю школу. Я вдруг понял что никакого университета нет, никакой культуры нет, и ничего дальше и выше не будет, и я увидел как все это примитивно. Хотя Калининградский университет это один из лучших университетов страны. Там были преподаватели, приехавшие из Ленинграда. Конечно, университет учит, но не среда. Программа знаний, которыми ты овладеваешь, но не среда в которой ты находишься.
Еще при поступлении в университет, когда я смотрел на абитуриентов, не знающих Блока, и задававших идиотские вопросы, я опять увидел, откуда берутся все эти многие отличники, заучивающие наизусть учебник, откуда берутся эти тупые, жесткие, безразличные, лживые прокуроры, судьи, которые в России являются апостолами бессилия, цинизма, лжи и власти. Это тупой полудикий мир.
Когда, учась на втором курсе университета однажды я возвращался с тремя товарищами после занятий домой, один из них рассказал про своего друга, женившегося на дочери секретаря обкома, - то ли по идеологии, то ли по сельскому хозяйству.
- То же мне нашел счастье, - сказал я, - женился на какой-то дуре из-за папаши.
Они все трое на меня тут же накинулись.
- Да ты вообще дурак, ты ничего не понимаешь!
Они искренне завидовали этому парню.
- Вот повезло!
Каждый из них хотел бы оказаться на его месте.
Тут я увидел среди каких пролетариев нахожусь.
Не все были такие. Но большинство были такими. С ними не о чем было разговаривать. Они понимали только вопросы практического быта. Я не знаю, может быть на очном курсе среди девочек и мальчиков царили другие миры, но тут было так. Вообще же человеку нужно держаться в стороне от этого мира, от этих людей с их средой и интересами, напоминающими разнообразием интересы коровы или собаки. Я не понимаю, какие чувства и мысли эти люди испытывают когда идут ночью с девушкой под звездами. Я вообще думаю что в университете вряд ли можно чему то научиться. Только специализации. Впоследствии я достал программу ВуЗа и в течении пяти месяцев проштудировал весь курс, прочитав недостающие учебники. Конечно, все кроме специализации. Мне она была не нужна и неинтересна. Не думаю что прохождение этого курса хоть в чем то повысило мои знания или культуру.
В нас остается только то что дано природой. И если вам не дано природой прочитать ни одной книжки, то даже если вы их и прочитаете, от этого ничего не изменится. Я думаю что образование любого прокурора современной России или например прокурора времен Сталина равно нулю. Я искренне считаю что это неполноценные люди.
Я не хотел бы жениться на их дочках. И не потому что я не люблю прокуроров. Я не понимаю людей, которые испытывают интерес к таким семьям и к таким дочкам. Я уверен, что это биологически другая раса, другой мир.
Мне безразличен мир и интересы этих людей. Я не понимаю, какое значение имеет что они думают. Они думают все всегда одно и тоже. Что думает корова.
Можете с ними общаться, переписываться и петь песни. Может быть вам удастся обнаружить там еще что-то кроме полутемного хлева среди сумерек сознания почти животного мира.
Может быть многие с детства иначе смотрят на мир, и видят его по другому. Может быть из мира радости и живой природы они могут увидеть в этих людях другое начало. Я не верю что эти люди способны на человеческие чувства, и способны на разум. Я этого еще никогда не видел.
Я так и не получил своего высшего образования. Мне не удалось восстановиться после исключения из ВУЗа.
Если я сегодня приду в ВУЗ и задам выпускникам 5 или 6 курса экономико-правового факультета два или три простых вопроса по экономике или государству и праву, то в большинстве они мне не ответят и будут сидеть как бараны. Они только иногда знают узкую специализацию, экономика и государство для них пустое место.
Я был исключен перед самой зимней сессией 28 декабря 1977 года Комитетом Государственной Безопасности СССР с третьего курса юридического факультета Калининградского Государственного Университета за два или три хвоста, - аналогов чему в предыдущей истории Калининградского университета пока еще не было, - потому что за за два или три хвоста с вечернего факультета за два дня до начала зимней сессии с третьего курса не исключают. Но меня исключили специальным приказом ректора от 28 декабря 1977 года. А то не дай бог, еще сдаст зимнюю сессию. И я бы сдал, конечно. Ничего сложного в этом не было.
Когда теперь мне говорят что в СССР высшее образование было доступное и бесплатное, я отвечаю: оно было доступно для вас.
К учебе в университете я относился легко: учился на тройки и прилагал минимум усилий для получения всеобщего высшего образования. Вуз я, конечно, иногда посещал. Но очень редко.
Когда я пришел в Вуз, где так много было и ожидания и поэзии, потому что там на четвертом курсе училась Люба, и забрался на третий этаж средней школы, где был юрфак, чтобы узнать расписание экзаменов, я как раз и наткнулся на этот приказ о моем исключении.
Вместе со мной также исключали какую-то девушку.
Всего из ВуЗа перед зимней сессией 28 декабря специальным приказом ректора исключали двух студентов.
Но эту девушку не исключили. Исключили меня одного.
Девушка, а я ее хорошо знал, она была немного полненькая брюнетка, - пришла к проректору и поплакалась в жилетку. И ее допустили к экзаменам.
В тот год, как я поступал в ВУЗ Андрей Вознесенский приезжал в Калининград, и мы познакомились. Он был тогда еще молод, ходил в модной черной кожаной лайковой куртке и носил бляху на пузе. Он написал мне записку на свое выступление в Доме Моряков. По этой записке пропустили меня и моего отца, мичмана флота.
Тогда, в тот день в фойе Дома Моряков на вечере московских поэтов к нам подошла прекрасная женщина. Она работала в военно-морском училище, где проходил мичманскую службу мой отец, и где я до этого работал столяром. Я ее немного знал. Мой отец знал ее очень хорошо.
- А! - сказала она, - Вы тоже здесь?..
- Да! - сказал мой отец, который как старый журналист стоял с фотоаппаратом. - Вознесенский нам дал записку на свое выступление.
В те времена попасть на выступление московских поэтов Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского или Евгения Евтушенко было невозможно. Для этого нужно было на работе или на месте учебы получить входной билет, который давали только избранным, своим, по знакомству или за большие заслуги. Короче, на эти выступления сходился весь областной бомонд вплоть до работников номенклатуры. Это не то что теперь, когда поэты стали никому не нужны.
Поэтому это была такая неожиданная и радостная встреча среди избранной интеллигенции города Калининграда. Вы тоже сюда попали. Вы тоже сюда пробрались. Вы тоже здесь.
Тогда я разговаривал с ней и видел ее так близко в последний раз. Пусть это покажется некоторым людям смешным, - и что может быть общего у молодого парня, почти мальчика, с женщиной, которая старше его на несколько лет и уже имеет маленького ребенка, дочку?.. И пусть это многим покажется наивным, но в эту минуту, разговаривая с ней я вдруг ясно понял, что нужно бы серьезней к ней отнестись, что ее нужно и можно любить, и что за ней нужно и можно серьезно ухаживать, что на ней нужно жениться и что такую девочку и женщину не всегда встретишь в своей жизни.
Она была проста, молода, умна, и красива, и у ней была двух-трехлетняя дочка, и за ней, конечно, безуспешно пытались ухаживать курсанты старших курсов военно-морского училища, тем более что она работала в нем и была им доступна. Многие из этих курсантов предлагали ей выйти за себя замуж.
Я бы не побоялся за ней ухаживать. Я даже представлял себе и знал как бы я это делал, и что бы я ей говорил. Я ухаживал бы за ней так же классически, просто, как нас учили в советской школе на примерах русской литературы, как я ухаживал и за Любой. Я бы не постеснялся подойти к ней когда она шла с работы после военно-морского училища домой, где они жили с дочкой и мамой. От мужа, офицера, бывшего курсанта Кватушки она ушла, потому что он оказался "подлец". В Кватушке, среднем специальном военном училище тогда готовили техников-лейтенантов для обслуживания самолетов. Перспектив для дальнейшего служебного роста у них не было, они были навечно по службе привязаны к мелкой должности и к одному самолету. Учиться там было некому, поступать туда никто не хотел, поэтому представители этого училища ездили по Белоруссии и Смоленской области, по другим городам России, по колхозам, и набирали курсантов. Поэтому неудивительно что в такое училище могли попасть и часто попадали не слишком интеллектуальные парни.
Точно так же проходил набор и в Калининградскую среднюю школу милиции. Из калининградских ребят в ней никто никогда не учился. Милиционеров тогда все презирали, абсолютно все ребята во всех дворах, городах и поселках и название у них было всегда одно: мусор.
Менты грабили пьяных рабочих после получки, забивали насмерть семнадцатилетних парней, а прокуратура их покрывала.
Когда я позже столкнулся с курсантами этой Школы Милиции, когда они проходили в Калининграде летнюю практику, то убедился что это действительно были отбросы.
...Я, конечно, не знаю, почему ее муж оказался "подлец", но я думаю что парень не понявший такую женщину, такого человека, тем более мать своего ребенка, не может быть высоко морален. В те годы при разводе суды не задумываясь отдавали ребенка только матерям, и я думаю что это правильно. Мать всегда лучше позаботится о ребенке.
Ее маленькая дочка была такая же красивая как и она, и когда они гуляли около бассейна перед Военно-морским училищем, она была такая же живая и милая как и ее мама.
А может быть эти две женщины потому казались мне одними из самых красивых в мире, потому что я знал и видел ее прекрасную человеческую природу?
Когда ее дочке было уже примерно девять или десять лет, я стал замечать эту девочку на улицах Калининграда и знал где она живет и ходит. У меня было к ней такое же отношение и чувство как и к ее матери. Я не сомневался в ее хороших моральных и человеческих качествах. Воспитанная такой мамой, в такой семье, дочь не может быть другим человеком. 50% нормальной крови, - и все в порядке! - можно влюбиться! Можно навсегда влюбиться в такую девочку.
Когда она уже повзрослела, я хотел ее разыскать: я знал как ее зовут, и найти и увидеть ее было бы, наверное, не очень трудно.
Я тогда опять приехал из Москвы.
Я представлял себе как я к ней подойду, что я ей скажу в первый раз, и как мы будем с ней разговаривать. И как я буду волноваться и как будет сильно биться мое сердце. Потому что в таких случаях у меня всегда сильно бьется сердце и я ничего не могу с собой поделать. И ее саму и ее маму я давно и хорошо знал, а она меня совсем не знала! Я не знаю как другие, но я не понимаю как можно влюбиться случайно. Ведь это же самое родное существо на свете! Ведь это же мама, мама, наша мамочка. В те дни, когда я готовился с ней познакомиться, ко мне в Калининграде на площади Северного вокзала подошли два стукача, два уголовника, и сказали:
- Будишь крутиться здесь, сдохнешь.
Я хочу сказать вам, всем, рассказывающим сказки о какой-то интеллигентности и уме работников спецслужб, КГБ, ФСБ, - что якобы туда дураков на работу не берут, и не брали, что там какие-то особые люди: где вы видели этих интеллектуалов?... Для того чтобы умертвлять человека в дурдоме, живого, а это просто убийство, СМЕРТЬ, или распространять гадости про человека, просто тащить его и превращать в труп, нужны какие-то способности и интеллект?...
Они работают грубо и примитивно, как топор.
Понятно, что эти сказки рассказывают сами чекисты. И когда вы слышите такого сказочника, журналиста, это чекистский стукач.
Я много видел и вижу ежедневно вокруг себя чекистов, потому что Отдел внешних наблюдений ФСБ сейчас, в 2014 году пасет меня каждый день, и никогда я еще не видел в них ничего кроме тупой ненависти, извращений, лжи, животного потребительства. Менты в подметки не годятся этим хамам. Работают чекисты грубо, тупо, нагло и откровенно, плюя на все нормы. Других способов работы у них и нет, и не может быть, не существует. Для того что извратить и уничтожить честного человека нужно быть подонком.
Вы подумайте: что это за такая организация, которая всегда занималась и занимается только уничтожением, истреблением лучших наших людей в России?.. Что за люди работают там?... И они идут туда добровольно. Что за страна и за мир, в котором вы живете?... Почему эта государственная организация есть, существует и почему эти свиньи ходят по нашей земле?... Зачем они нужны России?..
Вот так мне пришлось тогда сразу уехать из Калининграда. Так я и не познакомился в тот год с ее дочерью.
...Но, конечно, я тогда не стал с ней разговаривать и не пошел с нею рядом. Я думаю, она бы меня поняла, если бы я стал за ней ходить. Несмотря на то, что я был совсем еще мальчик и был моложе ее. На самом деле то, что я моложе, это не имеет почти никакого значения.
Но я не мог сделать этого, и не мог к ней подойти, и не было этой простой классики, и этих чувств, и этого света, и этой надежды, самой главной надежды, и не было этих разговоров.
Потому что была Люба! Хотя она и сказала мне во время последней встречи, что выходит замуж, а все-таки она была.
Я хочу сказать ребятам: не обращайте внимания на то, что вам говорит ваша девушка. Не отставайте от нее, если это, конечно, возможно, пока она точно не выйдет замуж. Не слушайте ее.
Потому что то, что тогда мне сказала Люба во время нашей последней встречи, было детство.
- А если я выйду замуж, - сказала она мне тогда, - ты тоже будешь за мной бегать?
- А когда ты выходишь замуж?
- Ну, это будет зависеть от меня.
Я тогда так понял ее слова что замуж она выходит вот-вот, сейчас, и это только вопрос конкретного дня.
А она вышла замуж только через три года. Когда ей было 22. И никакого парня и ничего серьезного у нее до этого не было.
И в любую минуту я мог подойти к ней и отбить любого ухажера. Боже мой! Какое же это было бы счастье! Но я этого не знал. И даже учась с ней курсом младше на одном факультете считал, что она уже замужем.
Потому что я с ней не разговаривал, не общался. Я думал что все кончено. И даже когда она однажды пережидала мелкий дождь, чтобы идти попозже домой, я так ничего и не понял. Ей тогда был как раз 21 год.
Через сто лет она мне сказала:
- Боря, я не помню что я тебе тогда говорила.
Ну что же, что прошло, и не может быть, того и не было. Уходить надо молча. Только вот стоит ли всегда уходить, торопиться? Не нужно обращать внимания на то, что тебе говорит твоя девушка.
Такая же была и другая девочка. Ира Травкина. В Балтийске. Хорошая девочка. И Люба Киселева. И вообще,было много хороших девочек.
Я хочу сказать девушкам: если парень не хочет жениться на тебе и не мечтает иметь от тебя ребенка, плюнь на него: не обманывай себя. Он тебя не любит.
Но, вернемся.
Я жил в Калининграде с мамой и с сестрой Анькой, которая училась в торговом техникуме. У меня была своя комната в нашей трехкомнатной квартире. Так как я жил дома, то проблемы с обедами, завтраками и ужинами не было. На случай, что если бы я женился на Любе я тоже не волновался: устроился бы на работу, как-нибудь все бы образовалось. Я вообще считаю что многие проблемы происходят из-за того что люди слишком много думают.
Меня интересовало право и хозрасчет как государственный принцип. Я с детства удивлялся как много времени и усилий люди тратят на ерунду вместо того чтобы прочитать одну книжку.
Стабилизировать экономику и довести ее до возможного абсолюта легко в любой стране мира. Но под этим должна лежать правовая организация государства. Национальный интерес. О каком национальном интересе сейчас может идти речь в России, в марионеточном государстве? Не существует кризиса экономики, есть только кризис права.
И почитайте бессмысленные сочинения, "теории", и хотя бы что понаписано о кризисе 1929 года, и о его неизбежности, причинах возникновения, и выходах. Почитайте эти многочисленные "анализы" пиков и их начал, бессмысленные сочинения многих нобелевских лауреатов, не понимающих простых вещей и "анализирующих", что прошло, и вы не сможете не удивиться этой многолетней болтовне и ненужности.
Поставьте меня Калининградским губернатором и через пять лет в Калининградской области будет самый высокий рост доходов по России даже и в таких, сегодняшних условиях. Я знаю что делать. Но этого не будет. Потому что государство Россия страна воровства и умственного бессилия.
Пусть это будет экономическое отступление.
Я пишу быстро, и экономическое отступление написал быстро. Надеюсь, что и вы читаете так же быстро.
Экономические и коммерческие таланты я открыл в себе так.
Я лежал на диване в городе Калининграде на улице Тихорецкой и мечтал. Это было в 1978 или в 1979 году. Я теперь точно уже не помню.
Так как я никогда не понимал, почему люди должны работать, то после поступления на вечерний факультет университета, я, естественно, перестал работать в Доме Художника. Я оттуда уволился. Потому что справка, характеристика и трудовой стаж для поступления в университет были заработаны.
Я не понимал, почему люди должны работать, потому что их времяпрепровождение на работе связано с такими мелкими делами, что мне было непонятно, почему человек со своим умственным развитием должен тратить на это время, истратить на это всю свою жизнь.
Нет, если бы в этой работе проявлялась красота культурных или технических развитий, это было бы мне понятно.
Я не понимал, почему люди должны работать, потому что корова, которая ходит на лугу на зеленой траве нигде не работает. Человек тоже рожден в природе, жил совсем недавно раньше на природе как и все животные, и нигде никогда не работал. "Разве, - спрашивал я себя, - человек должен работать?" Разве для этого он рожден природой?.. А как же люди жили раньше много лет назад а и почему они не работали?..