Б82 Евангелие от Феофила: роман / Владимир Борисов. - Самара:
ООО "Офорт", 2006. -318 с.
ISBN 5-473-00236-6
Археологическая экспедиция находит на раскопках в Сирии пергамент двухтысячелетней давности. В них изложены записи некоего Феофила о беседах с мудрецом, объясняющим смысл учения Иисуса. Руководитель экспедиции делает смелое предположение, что этим мудрецом может быть автор Евангелия - святой Лука. Неожиданно манускрипт исчезает....
Интрига повествования с интересным построением сюжета - читатель одновременно переживает события наших дней и современников Иисуса в сочетании с анализом текста Евангелия от Луки дает неповторимое ощущение причастности к раскрытию величайшей тайны Вечной Книги. Судьбы героев книги не оставят равнодушными читателей. В каждом из героев они увидят самих себя: с тревогами, бедами и страданиями. Книга заставит задуматься о причинах этих бед. И может быть.... подскажет ответы на свои вопросы.
УДК 82-3
ББК 84(2Рос=Рус)6-44
Все права издания защищены. Перепечатка, тиражирование и воспроизведение в любой форме материалов книги допускается только с согласия автора.
События, описанные в этой книге, являются художественным вымыслом. Упоминаемые в ней имена и названия - плод авторского воображения. Все совпадения с именами людей ныне здравствующих или покойных случайны.
При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Евангелие от Луки гл.9 ст.49-50.
Дело не в том, чтобы доказать, Иисус не был Бог, "..." а в том, чтобы понять, в чем состояло то учение, которое было так высоко и дорого людям, что проповедника этого учения люди признали и признают Богом.
Л.Н. Толстой.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ОТ АВТОРА. 5
ГЛАВА 1. Сенсационная находка. 7
ГЛАВА 2. Встреча с Мудрецом. 10
ГЛАВА 3. Чтение манускрипта. 14
ГЛАВА 4. О законах мира и законах духа. 17
ГЛАВА 5. Первая заповедь. 23
ГЛАВА 6. Деяния Иисуса. 35
ГЛАВА 7. Вторая заповедь. 41
ГЛАВА 8. Путь к Разумению. 47
ГЛАВА 9. Третья заповедь. 52
ГЛАВА 10. Наставления для учеников. 55
ГЛАВА 11. Четвертая заповедь. 60
ГЛАВА 12. Учение для народа. 65
ГЛАВА 13. Пятая заповедь. 68
ГЛАВА 14. Молитва Иисуса. 72
ГЛАВА 15. Шестая заповедь. 75
ГЛАВА 16. Притчи Иисуса. 79
ГЛАВА 17. Седьмая заповедь. 83
ГЛАВА 18. Правила Божии. 86
ГЛАВА 19. Восьмая заповедь. 99
ГЛАВА 20. Пророчества Иисуса. 104
ГЛАВА 21. Девятая заповедь. 109
ГЛАВА 22. Развитие добродетелей. 112
ГЛАВА 23. Десятая заповедь. 116
ГЛАВА 24. Смысл тайной вечери. 121
ГЛАВА 25. Одиннадцатая заповедь. 123
ГЛАВА 26. Распятие Иисуса. 126
ГЛАВА 27. Двенадцатая заповедь. 129
Эпилог. 133
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ ЕВАНГЕЛИЯ. 138
ОТ АВТОРА.
Во все времена взаимоотношения человека и Бога вызывали пристальный интерес у философов. Современными богословами написано множество книг, в которых скрупулезно разобраны все аспекты духовного развития человечества. Но существуют несколько книг, которым тысячи лет. Они представляют особую ценность для человечества, поскольку в них людям переданы законы жизни, установленные мудрой и вечной Природой. Следуя им, народы выживали в годы бедствий и ужасных катастроф. Эти законы сохраняли психическое здоровье взрослым людям и помогали воспитывать детей. Такой книгой для христиан является Евангелие, живописующее учение Иисуса. Сотни лет она излечивает души людей, открывая посвященным свою великую сущность. Немногие поняли ее тайну и восхищались глубинами ее мудрости.
"Есть книга, - писал незадолго до смерти великий русский поэт А.С. Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".
Однако Евангелие осталось книгой, не до конца познанной людским умом. И в этом - главная сила. Как непокоренная вершина, оно насмешливо взирает свысока на беспомощные попытки человеческого разума открыть ее потаенный смысл. Все старания истолковать его, основываясь на здравом смысле и буквальном прочтении, натыкались на противоречия, которые не мог преодолеть даже гений великого писателя Л.Н. Толстого, который в чудесах Иисуса видел только попытки евангелистов доказать истинность учения.
"Легенда содействует распространению учения, - писал он в своей книге "Четвероевангелие", - но легенда есть ложь, а учение - истина. И потому учение передается уже не во всей чистоте истины, но в смешении с ложью... Все изложение его жизни и учения покрывается грубым слоем краски чудесного, затемняющего учение".
Эти выводы естественны для логического разума. То, что трудно понять умом, сразу именуется ложью и укладывается на книжную полку с биркой "Сказки: читать детям на ночь". И призывы священнослужителей - верить, не взирая на голос разума - натыкаются на возрастающую критичность людей. Они уже не хотят безоглядно доверять фактам, не имеющим здравых объяснений. Поэтому среди читателей все большую популярность получают книги с насмешливыми описаниями жизни Иисуса. Не постигая смысла его учения, авторы таких произведений делают упор на то, что легко воспринимается людьми, то есть сюжеты по проверке достоверности исторических событий: были ли у проповедника жена и дети, в каких отношениях он находился со своими учениками, в каком месте он учил народ и съедал свою пасху. Тем самым принижается значение его мыслей, умышленно создаются условия для переписывания правил поведения людей в обществе. Учение Иисуса постепенно подменяется культом исполнения обрядов.
Современные ученые, интересующиеся теологией и озабоченные состоянием душ людей, уже давно бьют тревогу. "Если христиане не хотят выродиться в новом тысячелетии в некое эзотерическое общество, члены которого общаются только между собой и оказываются не в состоянии передать Благую весть (Евангелие) остальному миру, - писал английский физик Артур Пикок, - необходима открытая, подверженная пересмотру, целенаправленная, радикальная, и даже, не побоюсь этого слова, либеральная теология".
На самом же деле даже канонические Евангелия с трудом укладываются в рамки церковного учения. При внимательном изучении они могут рассматриваться как наставления по сохранению здоровья и самой жизни человека. В меру своих способностей, я попытался в доступной форме объяснить значение учения Иисуса для людей, какое сам увидел при чтении Евангелия. Возможно, что многие читатели не согласятся со мной - они представляют учение в ином свете. Но так и должно быть: в текстах Евангелий найдет ответы на свои вопросы любой вдумчивый человек, если он будет размышлять над каждой фразой. Стоит, наконец, понять: эти книги писали мудрые люди, раз они жизненны спустя два тысячелетия.
В тексте романа в качества первоисточника использовалось ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Все материалы взяты из этого Евангелия.
Ссылки на первоисточник представлены следующим образом: Первая цифра означает номер главы, вторая - номер строфы Евангелия. Например, обозначение перед цитатой "1: 35." означает, что цитата взята из главы 1 и строфы 35 Евангелия от Луки.
Своим потомкам посвящаю эту книгу.
ГЛАВА 1. Сенсационная находка.
Над горами Сирии висел густой туман, когда Джон Смит вышел из здания аэропорта и, взглянув на окружающий его безрадостный пейзаж, поморщился.
"Опять придется провести несколько дней, глотая вперемежку песок с этой гадостью", - недовольно подумал он.
Но деваться некуда: над ним дамокловым мечом висел приказ шефа, поэтому отказаться от участия в поездке не было никакой возможности. Хорошо, что удалось взять с собой подружку - милую Кэт, - иначе скука была бы и вовсе невыносимой.
С Кэт Полак он познакомился несколько лет назад. Она пришла работать к ним стажером корреспондента по окончании колледжа. И он сразу обратил внимание на ее свежие щеки, стройную фигуру и вызывающе откровенные глаза. В отличие от Кэт он был немолод, и возраст выдавал себя всякий раз, когда он по утрам сбривал отросшую за ночь щетину. Морщины на лице и седина украшают мужчину только в бульварных романах. На самом деле, когда чувствуешь себя еще здоровым и полным сил, внешние признаки приближающейся старости не радуют, особенно если в твоем окружении преобладают большей частью симпатичные женщины.
Пришло время рассказать о профессии, которой Смит посвятил больше двадцати лет жизни. Он был корреспондентом, и не простым, а самым лучшим в газете. В редакции никто не имел такой интуиции, как он. Про него сплетничали, что он приезжает на место происшествия за двадцать минут до его начала. Поэтому-то у него всегда хватает времени подготовить видеокамеру и диктофон.
У всех на памяти случай, когда он снял на видео ограбление банка в Чикаго из припаркованной рядом машины. Снимки этого события обошли весь мир. Но почему он оказался рядом, не могла выпытать даже полиция, хотя и были проведены несколько допросов с пристрастием.
Вот и сейчас его интуиция говорила, что в манускриптах, найденных на месте археологических раскопок, имеется некая информация, которая содержит сенсацию.
А все началось со звонка руководителя археологической экспедицией профессора Мартина Робертсона его шефу. Они были старыми знакомыми, и тот сообщил, что при раскопках был обнаружен манускрипт, датированный первым веком нашей эры. Как мог этот пергамент сохраниться до наших времен - загадка природы. Но в нем звучало имя Иисуса, а все что касалось Христа, вызывало интерес у читателей, поэтому Главный вызвал его и безапелляционно приказал собираться и через двадцать четыре часа быть в Дамаске. В качестве компенсации за моральный ущерб от потерянного уик-энда разрешил взять себе помощника, ни минуты не сомневаясь, что этим помощником будет очаровательная Кэт.
Когда предоставлялась такая возможность, Джон никогда не упускал шанс взять ее с собой, поскольку кроме деловых, у них были и интимные отношения. Хотя Джон и разменял полтинник, он не мог отказаться от удовольствия вновь почувствовать себя молодым и желанным. Тем более, свежие чувства давали дополнительный импульс его профессиональным способностям.
Вот и сейчас, глядя на девушку, которая, зябко куталась в мохеровую кофту, пытаясь как-то укрыться от сырости тумана, у него потеплело в душе.
- Слушай, Кэт, не пора ли нам позаботиться о ночлеге, а то я боюсь, что из экспедиции забыли выслать за нами машину?
- Не думаю, Джон, профессор славится пунктуальностью. Я надеюсь, что машина скоро появится.
Только она успела произнести, как из-за поворота показался автомобиль, и, резко затормозив, остановился около них. С водительского места выскочил молодой араб, и широко улыбаясь, обратился к ним:
- Не вы ли будете корреспондентами, которых дожидается наш док?
- Они самые, - недовольно буркнул Джон, направляясь к авто.
Водитель быстро открыл багажник, сложил туда вещи корреспондентов, также ловко помог им расположиться на сиденьях - и вот они уже мчатся по автостраде прочь от аэродрома.
"Шустрый малый, - устало подумал Джон, - так он нас быстро доставит до места раскопок".
Многочасовый перелет через океан сильно утомил и его и спутницу, и они задремали под мерный шелест шин по асфальту. Разбудил их яростный лай собак и легкая тряска. Они открыли глаза и увидели, что давно уже съехали с магистрали и сейчас подъезжают к палаточному городку у подножия большого холма. Туман уже рассеялся, и лучи заходящего солнца освещали несколько больших палаток, предназначенные для проживания людей, на что указывали натянутые бельевые веревки, на которых сушилась одежда археологов. В следующей палатке располагалась кухня, из трубы которой доносились вкусные запахи. В отдалении проглядывалась огороженная территория, по-видимому, само место раскопок. На шум двигателя дверь одной из палаток открылась, и из нее показался высокий человек спортивного телосложения. Прищурившись со света, он внимательно разглядывал подходивших к нему незнакомцев. Затем, добродушно улыбнувшись, произнес:
- Рад вас видеть, меня зовут Мартин Робертсон. Я руководитель этой экспедиции. Покорнейше прошу войти в наше скромное жилище.
Прибывшие не замедлили воспользоваться его приглашением. Внутри палатки было тепло и сухо. Свет от ламп ярко освещал интерьер скромного жилища. Скорее всего, эта палатка служила штабом экспедиции и местом, где работники проводили свой досуг. Джон бросил беглый взгляд на помещение. В центре располагался большой стол, сплошь заваленный предметами древней утвари (глиняными черепками, осколками посуды и др.). По периметру палатки стояли большие шкафы, также чем-то заполненные. Около них корреспондент заметил узкий стол, служивший импровизированной барной стойкой. Вдоль стола размещалось с десяток стульев. На них в свободных позах располагались четыре женщины и пять мужчин. В руках они держали бокалы с прохладительными напитками. Раздались приветственные возгласы, очевидно, здесь всегда были рады прибывшим. Профессор познакомил гостей со своими подчиненными. Начал он представление с женщин:
- Моника Бентуаль, специалист по древнееврейской истории, выпускница Гарвардского университета. - С места вдали им улыбнулась приятная девушка в модных очках.
- Ребекка Гальпер, специалист по филологии. - Сидевшая ближе всех к ним девушка блеснула чудесными черными глазами, черты лица выдавали в ней представительницу еврейской национальности.
- Анжелика Камински, наш казначей. - На его слова слегка кивнула женщина с остатками былой красоты на лице. Ей можно было дать как тридцать, так пятьдесят лет, Вид ее портило жесткое выражение еще красивых глаз, как будто ее когда-то обидели, и эта обида осталась с ней навсегда.
Профессор продолжил:
- Разрешите познакомить вас с Кларой Пирс, врачом экспедиции. - Со стула поднялась эффектная блондинка тридцати или немного более лет и приветливо улыбнулась Джону и Кэт:
- Вы выглядите усталыми с дороги. Как врач я рекомендую вам выпить немного бренди.
На ее слова откликнулся человек невысокого роста и, поднявшись со своего места, налил гостям по порции коньяку. Подав напитки, он назвал свое имя:
- Янь Лу, археолог, - смущенно улыбнувшись, он добавил. - Я китаец, и нахожусь здесь по контракту.
В дальнейшем профессор представил остальных мужчин: старших над рабочими - Мустафу Азиза и Роберта Джонсона, Питера О"Нила - начальника охраны, угрюмого, с обезображенным лицом, его щеку перечеркивал широкий шрам, и Джеффри Харриса - своего заместителя по хозяйственной части. Все мужчины, за исключением Харриса, который выглядел моложе и имел рыхлую конституцию, были средних лет, их обветренные лица и подтянутые фигуры показывали, что они не понаслышке были знакомы с физическим трудом. Джон подождал, пока живительное тепло от выпитого коньяка разойдется по телу, затем спросил:
- Профессор, что за открытие вы сделали, из-за которого наш Главный срочно прислал нас сюда?
- Мы нашли манускрипт, датированный первым веком нашей эры. Я дал согласие на ваш приезд, поскольку в моих интересах обратить внимание общественности на находку.
Кэт заинтересовалась последними словами профессора:
- Разве он очень важен? Неужели он может что-то добавить к истории христианства?
- Это диалоги некоего Феофила с неизвестным проповедником учения Христа. Они нами уже расшифрованы, но сейчас достаточно поздно, и мы вам их покажем завтра. А сейчас для вас мы приготовили отдельную палатку. В ней вам будет удобно.
Он улыбнулся.
- У вас на сегодня достаточно впечатлений. Янь Лу проводит вас к месту отдыха.
Хотя от последних слов профессора у Смита и Кэт мигом выветрился хмель из головы, но им ничего не оставалось делать, как пожелать компании спокойной ночи и выйти из палатки.
Снаружи над головой бескрайним пологом раскинулось черное небо. На нем миллионы звезд шептались между собою, поверяя друг другу свои непознаваемые тайны. Безмолвие царило над лагерем, и даже сторожевые собаки молчали, будто в этот момент и они пытались проникнуть в тайны мироздания.
ГЛАВА 2. Встреча с Мудрецом.
В жаркий полдень лета 80 года от Рождества Христова в небольшое селение в южной части Сирии усталой походкой вошел человек около шестидесяти лет с котомкой на плечах. Вид его указывал, что он сильно изнемог, одежда была в дорожной пыли, на лице обильно выступил пот и грязные потеки со лба, которые он время от времени вытирал рукавом темно-синего хитона, оставляли на лице серые полосы. Статная осанка и уверенная поступь выдавали в нем человека, знакомого с трудностями пеших переходов. Он был высокого роста, овальное лицо обрамляла черная борода с сильной проседью. Зоркий взгляд серых глаз вызывал невольное уважение к их владельцу. Как у всех путников, его голову покрывал платок. Дойдя до колодца, он вынул из котомки чашу, зачерпнул воды, жадно напился и лишь потом присел на камень, с трудом переводя дух. Босоногие сельские дети держались поодаль, наблюдая за незнакомцем. Передохнув, странник окликнул ближайшего из них:
- Послушай, мальчик, ты не знаешь, где найти Симона - пасечника?
Мальчик недоуменно посмотрел на гостя и произнес:
- Это мой отец!
Странник обрадовался:
- Мне надо его увидеть. Я хочу передать ему привет от старых знакомых.
- Тогда я тебя провожу к нему, - сказал мальчик.
Они тронулись вдоль по улице и вскоре подошли к небольшому дому за невысокой изгородью, сложенной из необработанных камней. Во дворе возле разобранных ульев возился невысокий человек средних лет. На его добром лице было написано радушие и спокойствие. Увидев сына с незнакомцем, он улыбнулся и благожелательно посмотрел на странника:
- Приветствую тебя, незнакомец!
Тот достал какой-то знак из складок хитона и показал хозяину. Хозяин вздрогнул, испуганно оглянулся, опасаясь посторонних глаз, и после пригласил войти в дом. Там он усадил гостя на лавку и сказал:
- Я вижу, что ты из нашего братства. Могу я чем-то помочь?
Пришелец понизил голос:
- Мне надо встретиться со Старцем.
Пасечник подошел к окну и задернул занавеску:
- Знаю того, о ком ты говоришь, - он потер лоб рукой. - Я ему предоставил домик, в котором живу, когда вывожу пчел в степь. Это в трех часах ходьбы к северу. Проводить туда я тебя не могу, но дорогу укажу. Если ты пойдешь от колодца все время прямо и по выходе из селения свернешь налево в сторону гор, по правую руку ты увидишь рощу маслин. Пройдя вдоль нее, ты найдешь тропинку возле раскидистой смоковницы и направишься через степь по ней вверх по холму. В конце тропинки находится убежище Старца.
Странник поблагодарил хозяина, с трудом поднялся и зашагал в указанном направлении. Когда солнце уже готовилось закатиться за горизонт, он, наконец, добрался до обители. Над подворьем вился дымок: хозяин готовил ужин. Старец был старше гостя. Ему перевалило за семьдесят, но выглядел он бодрым. Невысокого роста, он, казалось, впитал в себя всю силу земли. Коренастый и крепкий, с высоким шишковатым лбом и пронзительными глазами, будто заглядывающими в душу собеседника, он напоминал дуб, у которого к старости только кора стала толстой и шероховатой, но разрушающая сила времени еще не коснулось ствола и кроны, которая по-прежнему была зелена и раскидиста. И взгляд не находил в ней сухих ветвей.
Встреча была радостной. Хозяин давно знал пришельца, он прослезился от неожиданности, глаза его сияли, он не знал, куда усадить дорогого гостя.
- Раздели со мной скромную трапезу, дорогой друг, а после отдыха расскажешь, какая нужда привела тебя ко мне в такую даль.
Гостя звали Феофилом, он давно поддерживал отношения с проповедником, знал историю обращения Учителя в христианство. Особый трепет в нем вызывал тот факт, что проповедник лично был знаком с Иисусом. Ему было приятно, что в своем Евангелии Учитель упомянул и его имя, однако отдельные места учения не доходили до его души, и чтобы развеять сомнения, он и пустился в дальний путь. Завершив ужин, друзья вышли во двор, чтобы отдохнуть на свежем воздухе. Там Феофил решился подступиться с расспросами к почтенному старцу.
- При изучении твоего послания ко мне я пришел в недоумение от некоторых мест в Евангелии. Будь так любезен, растолкуй их мне.
- Что же осталось непонятым для тебя, дорогой друг?
Феофил задумался на минуту, подыскивая слова, чтобы точнее задать свой первый вопрос:
- Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что рождаемое святое наречется Сыном Божиим?
Учитель внимательно посмотрел на собеседника, затем в задумчивости сорвал веточку с дерева, под которым они сидели, и стал вертеть ее в руках.
- Видишь ли, Феофил, все думают, что я видел Иисуса и непосредственно был его учеником. На самом деле это не так. Я проникнулся духом его учения, но моим учителем был Павел, который также не знал Иисуса. Я в юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, живопись и медицину, греческую философию, знаком с учением Пифагора, поэтому постепенно я подходил к представлению о Боге как едином и всемогущем творце всего существующего. Когда ученики Иисуса, знавшие его, рассказывали мне, что он говорил людям, как он относился к ним, все это привело меня к мысли, что он пытался донести до них правила отношения между людьми, установленные Богом.
- Прежде всего следует понять, что такое единый Бог, - уточнил Мудрец. - Бог - это то, что окружает нас и влияет на все живое. Понятие Бога представляет собой гармоничное развитие всех элементов, составляющих окружающий нас мир. Это понятие охватывает совместное развитие неодушевленного мира, одушевленного мира (мира живых немыслящих существ) и мира мыслящих существ (людей). Гармоничное (естественное) развитие всего существующего происходит по своим Законам.
- Только законы развития мира живых немыслящих существ, назовем их Законами Низшей Природы,- продолжал Учитель, - позволяют развиваться через уничтожение других живых существ. Но Низшая Природа не способна на полную самоликвидацию, она видоизменяется путем эволюции, поскольку потребности ее представителей ограничены только добыванием пищи для существования. С появлением Человечества образовалась Высшая Природа, состоящая из множества людей, интересы которой не ограничены добыванием пропитания, они охватывают много других потребностей. Представители Высшей и Низшей Природы живут в тесном соприкосновении друг с другом и составляют неразрывное единство. Законы развития неодушевленного мира человек может стараться познать, он способен вторгнуться в него и изменить его течение, но это чревато катастрофическими последствиями, поскольку Божественное развитие рассчитано на очень длительное время, которое во много раз превосходит продолжительность человеческой жизни.
Учитель замолчал, поднял голову и проводил взглядом пролетающих в небе пару белых лебедей.
- Чтобы не разрушить гармонию всего сущего, - медленно произнес он, - необходима осторожность, которая не присуща человеку. Его деятельность направлена на обеспечение комфорта своего существования, и она также никак не согласовывается с естественным развитием Мира.
Феофил, осмысливая слова старца, взглянул на птиц, перья которых казались розовыми в свете заходящего солнца, и ему представились их предки, которые также ежедневно совершали свой однообразный полет на протяжении тысяч лет.
- Вот так и человек должен следовать Законам, установленным для него Богом, - произнес Учитель, заметив взгляд Феофила. - От степени познания этих законов зависит выживание человечества, поскольку эволюция людей вопреки общему Божественному развитию неизбежно приводит к разрушению всей системы Мира и последующему уничтожению источника разрушения.
Учитель улыбнулся:
- Законы самовоспитания сформулировали еще античные мыслители. Напомнить тебе "Золотые стихи" Пифагора?
И он стал читать нараспев, помахивая рукой в такт стихам:
"Должен бессмертным богам приносить ты законную жертву;
Веру свою сохранять; чтить память великих героев;
Духам земным воздавать обычное им поклоненье.
Мать и отца уважай вместе с родными по крови.
Другом себе избери истинно-мудрого мужа;
Слушай советов его, следуй его ты примеру;
Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься.
Если в твоей это власти, ибо закон непреложный
Тесно связует возможность с необходимостью вместе.
Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,
Так обуздай же в себе мощным усилием воли
Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный.
Равно один и при людях, бойся дурного поступка;
Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.
Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно,
Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;
Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,
Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются,
Так же легко исчезают. Что же касается горя,
Данного людям Судьбою, - то должен его ты с терпеньем
Кротким носить, но при этом сколько возможно стараться
Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги
Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью.
Много путей существует для хода людских рассуждений;
Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде
Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий.
Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,
Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.
Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:
Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;
Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.
Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,
Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья;
Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет
И не послужит тебе причиной раскаянья злого.
За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,
Но научися ему; этим ты счастья достигнешь.
Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться
Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы
Тело твое укреплялось, не зная излишеств и лени.
В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок,
Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает
Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне,
Бойся добро расточать, как те, что не знают работы;
Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит
И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок.
Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды,
Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки.
Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая:
"Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил?"
Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи
Сделал ты в день - и за все, что содеяно было дурного,
Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу.
Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно
И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем,
Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят.
В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду,
Символ божественной сущности и добродетели высшей;
Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися
С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил
Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься,
Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях,
О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит,
Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа
Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества.
Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, -
Все тебе будет открыто.
Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья
Сами своею виной на себя навлекают в безумьи
И выбирают свободно каждый свои испытанья.
Горе несчастным! В своем ослепленье безумном не видят
Люди, что в их глубине таится желанное счастье.
Очень немного меж нами тех, что усилием могут
Сбросить несчастье с себя, ибо их рок ослепляет:
Словно колеса они катятся с гор, за собою
Горестей бремя влача и раздоров, что с ними родятся,
Их управляя судьбой незаметно до самой кончины.
Вместо того, чтоб искать ссоры, где только возможно,
Люди должны бы ее избегать, уступая без спора.
Отче Зевес всемогущий! Ты один в силах избавить
Род весь людской от несчастья, Демона им показавши,