Борисов Владимир Александрович
Новый взгляд на учение Иисуса Христа.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Борисов Владимир Александрович (va_borisov@mail.ru)
  • Обновлено: 10/02/2010. 18k. Статистика.
  • Статья: Религия
  •  Ваша оценка:

      Во все времена взаимоотношения человека и Бога вызывали пристальный интерес у философов. Современными богословами написано множество книг, в которых скрупулезно разобраны все аспекты духовного развития человечества. Но существуют несколько книг, которым тысячи лет. Они представляют особую ценность для человечества, поскольку в них людям переданы законы жизни, установленные мудрой и вечной Природой. Следуя им, народы выживали в годы бедствий и ужасных катастроф. Эти законы сохраняли психическое здоровье взрослым людям и помогали воспитывать детей. Такой книгой для христиан является Евангелие, живописующее учение Иисуса. Сотни лет она излечивает души людей, открывая посвященным свою великую сущность. Немногие поняли ее тайну и восхищались глубинами ее мудрости.
      "Есть книга, - писал незадолго до смерти великий русский поэт А.С. Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".
      Однако Евангелие осталось книгой, не до конца познанной людским умом. И в этом - главная сила. Как непокоренная вершина, оно насмешливо взирает свысока на беспомощные попытки человеческого разума открыть ее потаенный смысл. Все старания истолковать его, основываясь на здравом смысле и буквальном прочтении, натыкались на противоречия, которые не мог преодолеть даже гений великого писателя Л.Н. Толстого, который в чудесах Иисуса видел только попытки евангелистов доказать истинность учения.
      "Легенда содействует распространению учения, - писал он в своей книге "Четвероевангелие", - но легенда есть ложь, а учение - истина. И потому учение передается уже не во всей чистоте истины, но в смешении с ложью... Все изложение его жизни и учения покрывается грубым слоем краски чудесного, затемняющего учение".(Толстой.Л.Н. "Четвероевангелие" М. "ЭКСМО-ПРЕСС" стр.614)
      Эти выводы естественны для логического разума. То, что трудно понять умом, сразу именуется ложью и укладывается на книжную полку с биркой "Сказки: читать детям на ночь". И призывы священнослужителей - верить, не взирая на голос разума - натыкаются на возрастающую критичность людей. Они уже не хотят безоглядно доверять фактам, не имеющим здравых объяснений. Из-за этого люди, называющие себя христианами, не считают нужным знакомиться с текстом первоисточника, рассказывающего об учении Христа. В то же время получают все большее распространение произведения литературы, которые искажают идеи христианства. Такие книги, как "Код да Винчи" Дэна Брауна отвлекают читателей от идей Иисуса, стараются принизить фундаментальные понятия христианства, подменяют их развлекательными сюжетами по проверке достоверности исторических событий. Тем самым принижается значение его мыслей, умышленно создаются условия для переписывания правил поведения людей в обществе. Учение Иисуса стало непонятным для народа и постепенно превратилось в культ исполнения обрядов.
      Современные ученые, интересующиеся теологией и озабоченные состоянием душ людей, уже давно бьют тревогу. "Если христиане не хотят выродиться в новом тысячелетии в некое эзотерическое общество, члены которого общаются только между собой и оказываются не в состоянии передать Благую весть (Евангелие) остальному миру, - писал английский физик Артур Пикок, - необходима открытая, подверженная пересмотру, целенаправленная, радикальная, и даже, не побоюсь этого слова, либеральная теология".(Пикок.А."От науки к Богу". М.Изд.дом "Гранд" 2002г стр.228)
      На самом же деле при внимательном изучении текстов Евангелий можно прийти к выводам, что они могут рассматриваться как наставления по сохранению здоровья и самой жизни человека. Я считаю, что нельзя читать Евангелия, воспринимая все изложенное в них буквально. Невозможно понять их, основываясь на здравом смысле при буквальном прочтении. Думается, что книги Нового Завета живут два тысячелетия потому, что написавшие их евангелисты зашифровали тексты, придав понятиям другое значение, рассчитывая, что "Слово" будет воздействовать на подсознание читателя. И уже подсознание станет постепенно изменять внутренний мир верующего в него человека. К сожалению, динамичная жизнь не оставляет современному человеку времени для размышления над каждой фразой Евангелий.
      Чтобы заинтересовать широкие слои населения и донести до них идеи духовности следует найти ключевые слова и фразы Евангелий. Тогда смысл книг станет понятным человеку, беспокоящемуся о здоровье своей психики, старающемуся сохранить семью и достойно воспитать детей.
      Я много времени провел, для того, чтобы найти эти ключевые слова и фразы, ведь они не должны были менять своего смысла на протяжении всего повествования Евангелия. Их содержание должно быть направлено внутрь человека, иметь отношение к его духовным качествам. И вот через несколько лет упорного труда появились результаты. Когда я прочитал Евангелие в контексте иносказаний, то поразился, что проявилось стройное учение, в котором нет никаких противоречий ни с фактами, не имеющими здравых объяснений, ни с моральными учениями философов- предшественников Иисуса. Легенда уже не есть ложь, а средство донесения истины до сознания человека.
      Тогда встала другая задача. Как преподнести информацию читателю, чтобы она была интересна и не имела формы нравоучений. Тут меня надоумил пример Дэна Брауна. Если он сумел заинтересовать широкий круг читателей, создал интригующий сюжет из вопроса: была ли у Иисуса жена, то детективный поворот в повести о находке пергамента с изложением необычного взгляда на учение Иисуса придаст повести интригу, которая заставит читателя добраться до конца повествования.
      Я решил, что в романе "Евангелие от Феофила" должно быть две самостоятельные сюжетные линии. В первой описывается наше время.
      В археологическую экспедицию, нашедшую на раскопках в Сирии пергамент двухтысячелетней давности, прибывает из Соединенных Штатов Америки специальный корреспондент с помощницей. Действующих лиц сюжета - 12 человек разной национальности, но всех роднят неприятности в прошлом, которые и привели их в пустыню. Все персонажи впервые встречаются во время чтения манускрипта и испытывают потрясение от полученной информации. Оказывается, в пергаменте изложены записи некоего Феофила о беседах с мудрецом, объясняющим смысл учения Иисуса в неожиданной трактовке. Руководитель экспедиции делает предположение, что мудрецом является евангелист Лука, а его собеседник - это тот человек, которому было адресовано Евангелие. В манускрипте обозначены двенадцать заповедей Иисуса, ранее не растолкованные человечеством, которые составляют основу его учения - как следует жить человеку, сохраняя при этом душевное здоровье!
      Действие сюжетной линии развивается на фоне описания судеб персонажей - членов экспедиции. Их жизненные ситуации комментируют заповеди Иисуса.
      Ситуация в археологической экспедиции резко накаляется, когда пергамент исчезает. Руководитель экспедиции принимает решение своими силами провести расследование кражи. Это дело он поручает прибывшему корреспонденту
      Интрига с кражей пергамента находит неожиданную развязку только в эпилоге. В эпилоге также происходит заключительная беседа археологов о значении мудрости в каждом человеке.
      
      В книге необходимо было рассказать не только о судьбах современных людей, переосмысливающих свои жизни в свете нового понимания учения, но дать толкование текста Евангелия, чтобы показать целостность учения Иисуса. Из всех его жизнеописаний я выбрал Евангелие от Луки как произведение, созданное образованным человеком, поскольку он был врачом апостола Павла.
      Это вторая сюжетная линия романа, которая возвращает читателей во времена написания Евангелий. В ней также необходимо развитие действия, поэтому я построил ее на событиях преследования последователей учения Христа.
      Феофил приходит к Луке (в романе он называется Старцем или Мудрецом), который скрывается от преследования в сирийском захолустье, с просьбой прокомментировать свое произведение.
      В процессе бесед Мудрец объясняет ему, что в Евангелии Иисус символизирует мудрость Бога, посланную для спасения человечества. Евангелист объясняет: чтобы заставить людей задуматься и сохранить в веках актуальность книги, он зашифровал ее текст. Многие термины Евангелия имеют иное истолкование, поэтому, подставляя их в текст, вдумчивый читатель сможет понять зашифрованные в нем послания Иисуса людям. В романе раскрывается смысл молитвы Иисуса, в контексте ключевых фраз также становятся понятными притчи Иисуса, которые растолковывают суть заповедей, объясняя Правила поведения. Деяния Иисуса символизируют значения соблюдения Правил, им установленных.
      Например, если понимать под словом "сын Всевышнего" иносказательно Мудрость человека его способность к предвидению и предсказанию событий, и эта способность возникает у человека только после прихода к нему Разумения ("Сына") - его способности к постижению взаимных связей всех вещей и явлений, что его окружает, то понятна фраза Евангелия о рождении Иисуса.
      Рождение Сына Божия у девы Марии означает, что в мир приходит в образе Иисуса Совершенная мудрость Бога, посланная людям. Тогда Иисус проживает свою жизнь в двух сущностях. Во-первых, как человек, имеющий плоть и кровь. Во-вторых, как идея, как собирательный образ мудрости Бога, приходящей к людям. Поэтому в Евангелии выстроена последовательность: сначала рождается в человеке Разумение под именем "Сын", только после того, как он развивает свое Разумение, имя его Мудрости - "сын Всевышнего". Тогда понятна общеприменимая фраза, что в каждом человеке присутствует дух Божий.
      
      1: 31-32. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
      
      А Разумение получает человек, в свою очередь, посредством нисхождения на него Интуиции ("Духа Святого") - способности без обоснования доказательствами понимать сигналы Высшей Природы.
      
      1: 34-35. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
      
      Ссылки на первоисточник представлены следующим образом: Первая цифра означает номер главы, вторая - номер строфы Евангелия. Например, обозначение перед цитатой "1: 35." означает, что цитата взята из главы 1 и строфы 35 Евангелия от Луки.
      Одной из заповедей Иисуса в нагорной проповеди, является заповедь о необходимости уважения своей индивидуальности.
      
      6: 35. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
      
      Мудрец объясняет эту заповедь следующим образом.
      "Под "врагами вашими" понимаются те недостатки человека, за которые он себя презирает. Главное следует понять: черты характера или черты облика человека составляют индивидуальность, за которую его ценят люди. Картавость, шепелявость речи, высокий рост, горбинка носа, которые так расстраивают человека - выделяют его из окружающих. А черты характера: пунктуальность, или рассеянность, излишнее легкомыслие или серьезность - все это создает неповторимость его характера. Если окружающие осуждают вас за них, то значит, они хотят сделать вас безликими, серыми и бесцветными. Следует любить себя за то, что вы не такие, как все. Украшают человека непосредственность, живость характера, благожелательность к людям. Только с такими людьми окружающие чувствуют себя легко и комфортно. Люди прощают им наличие пороков: жестокость, лицемерие и жадность. А если комфортно чувствуют себя в обществе люди, имеющие пороки, как же хорошо должны восприниматься обществом люди, лишенные их!"
      В беседах Иисуса с учениками объясняются Правила поведения, которые установлены заповедями. Например, заповедь о необходимости уважения своей индивидуальности комментируется Правилом - надо избегать сомнений в своей правоте, после того как сделан выбор.
      Мудрец объясняет это следующим образом:
      "- В душе каждого человека есть уверенность и сомнения в своей правоте, - старик сделал паузу, чтобы Феофил обратил внимание на последующие его слова. - Но как только сделан выбор, сомнения начинают разъедать душу, порождая страх совершения ошибки. Это похоже на ситуацию с путником, который не знает дорогу в город и останавливается на распутье трех дорог. По какой из них ему направиться? Скорее всего, он пойдет по самой широкой. Но если через какое-то время он не встретит знакомых ориентиров, он станет сомневаться в правильности выбранного пути. Он может либо вернуться и спросить дорогу у первого встречного, либо продолжить путь.
       Жизненный путь человека более сложен, при выборе вариантов своих поступков надо руководствоваться собственной интуицией, иногда совет постороннего бывает только вреден. В таком случае, когда человек встречает трудности, он начинает сомневаться в правильности своего решения. Эти сомнения я называю "соперником", поскольку они мешают человеку в достижении своих целей ("пути к начальству"). Они могут привести к неуверенности в правильности выбора. Неуверенность возникает во время колебаний между принятым решением и сомнениями в своей правоте. Это состояние человека можно назвать состоянием "судьи", который решает, какой выбор ему сделать. Но постоянная неуверенность рождает страх принятия решений, который я называю "истязателем". Этот страх является одним из "бесов", живущим в человеке. Он парализует его волю, лишает способности самостоятельно организовать свою жизнь. Человек попадает в "темницу", создает себе неудачную судьбу, которую изменить очень трудно. Он потеряет все накопленное ранее, пока путем исправления своего характера не изменит ее.
      
      12: 57-59. Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
      
      Я рекомендовал бы каждому человеку ежедневно повторять следующую молитву:
      "Господи, дай мне силу, если я могу ситуацию изменить. Даруй мне спокойствие, если я не способен ее изменить. И пошли мне мудрость, чтобы я смог разобраться в своих возможностях".
      
      Через деяния Иисуса выражается мысль значимости учения для простого народа.
      "Когда он шел к дому девочки, к нему прикоснулась больная женщина. В образе женщины, двенадцать лет страдающей кровотечением, подразумевается человек, не соблюдающий двенадцать Правил Божии, которые жизненно необходимы для него. Истекающая кровь, которая проливается попусту - это аллегория учения Нового Завета, не приносящего пользы людям, когда они не соблюдают эти правила. В образе врачей, на которых больная женщина истратила "свое имение" (жизнь) выведены книжники, которые ничем не могут помочь людям. Но когда женщина прикоснулась к Иисусу (Мудрости), то кровотечение остановилось, то есть эти правила стали ей понятны.
      
      8: 43-44 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
      
      Феофил недоверчиво заерзал на скамье.
      - Но почему именно число "двенадцать"? Этих правил может быть и больше.
      - Число "двенадцать" всегда считалось совершенным числом, символом законченности. Присутствие этого числа видно повсюду: двенадцать знаков зодиака, двенадцать часов дня и ночи, двенадцать библейских колен сынов Израилевых, наконец, двенадцать апостолов Иисуса. Это число всегда имело большой смысл".
      
      Действие событий переходят в кульминационную часть, когда собеседники получают сообщения от своих сторонников, что их убежище раскрыто и к нему посланы стражники. Беглецы в спешке покидают свое укрытие и прячутся в роще. Там они ночуют, коротая время в беседах. Их едва не обнаруживают преследователи.
      Сюжетная линия заканчивается тем, что Мудрец объясняет Феофилу, что его жизненное предназначение состоит в том, чтобы донести до потомков открывшийся ему смысл учения Иисуса и достойно воспитать своих детей и внуков, чтобы они не испытывали мучений от непонимания Законов, установленных Богом.
      
      Во второй сюжетной линии все мысли Мудреца иллюстрированы выдержками из Евангелия от Луки, чтобы читатель одновременно обращался к первоисточнику и размышлял над ним. Ключевые слова и фразы Евангелия приведены в конце романа.
      Книга построена таким образом, что первая сюжетная линия описана в нечетных главах, а вторая - в четных. Начиная с пятой главы первой сюжетной линии, эпиграфом глав служат заповеди Иисуса, изложенные в тексте Евангелия от Луки.
      Интрига повествования с интересным построением сюжета - читатель одновременно переживает события наших дней и современников Иисуса - в сочетании с анализом текста Евангелия от Луки дает неповторимое ощущение причастности к раскрытию величайшей тайны Вечной Книги. Судьбы героев книги не оставят равнодушными читателей. В каждом из них они увидят самих себя: с тревогами, бедами и страданиями. Заставят задуматься об их причинах. И может быть.... подскажут ответы на свои вопросы.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Борисов Владимир Александрович (va_borisov@mail.ru)
  • Обновлено: 10/02/2010. 18k. Статистика.
  • Статья: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.