Буковский Юрий Анатольевич
Состоится ли разговор?

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Буковский Юрий Анатольевич
  • Размещен: 11/02/2018, изменен: 01/02/2020. 12k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Так уж повелось нынче, что всяк, желающий пощеголять своей эрудицией, говоря о литературе времён заката советской эпохи, в личной ли беседе, в периодике, по телевидению, в интернете, повторяет как попугай два-три имени. Энциклопедист этот обычно даже не подозревает, какой пласт поэзии и прозы стоит за этими именами. Причём стоит даже не "за", а "рядом", поднимаясь зачастую и "над" раскрученными модой и попугаями-эрудитами именами.
       Открывает зимний номер журнала для школьников "Санкт-Петербургская Искорка" постоянная рубрика "Ленинградская классика". Ведёт её известная петербургская поэтесса Ирэна Андреевна Сергеева. На этот раз она представила стихи лауреата Государственной и Пушкинской премий известного поэта второй половины прошлого века Вадима Шефнера.
      За время существования рубрики Ирэна Андреевна познакомила читателей с такими великолепными поэтами как Михаил Дудин, Сергей Орлов, Всеволод Рождественский, Александр Прокофьев, Екатерина Серова, Леонид Хаустов. К сожалению, многие из блестящих творцов совсем недавнего прошлого сейчас почти забыты, их книг нет на полках городских и районных библиотек, их произведения не включают в сборники, некому оцифровать их стихи и поместить в интернет. С этим явлением редакция вплотную столкнулась в прошлом году, когда к шестидесятилетию "Искорки" готовился материал о Вольте Николаевиче Суслове, в течение восемнадцати лет возглавлявшем журнал. Этот яркий, весёлый, талантливый автор, издавший более сорока книг для детей и юношества, книги по истории Ленинграда, в том числе знаменитую "50 рассказов о блокаде" и книгу о блокаде для детей "Красные облака", сейчас почти забыт. В районной детской библиотеке, куда мы обратились, его книг не оказалось вообще, ни одной.
      Классика - и русская и советская - списывается и исчезает, освобождая библиотечные полки под современность, иногда качественную, а иногда и уровня "16 шедевров современной детской литературы, которые даже взрослым показывать страшно". О них в своём выступлении на конференции в Российской государственной детской библиотеке говорила Уполномоченная по правам ребенка при Президенте Анна Кузнецова.
      Впервые в новейшей истории чиновник уровня окружения Президента заговорил о детской литературе. Неужели, наконец-то, начнётся обсуждение проблем в этой отрасли? А накопилось их "выше крыши", причём "крыши" какого-нибудь небоскрёба. Неужели, наконец, кому-то удалось достучаться до властей? Ведь ещё лет пять назад, озабоченные проблемами в детской литературе, детской периодике, руководители двух писательских союзов Петербурга Б.А. Орлов и В.Г Попов, главный редактор журнала "Вестник детской литературы" профессор Т.А. Федяева и главный редактор журнала "Искорка" обратились к губернатору Петербурга с предложением создать Совет по детской книге, чтобы пытаться решать многие и многие насущные вопросы. Из Комитета по печати был тогда получен ответ, что у них там всё хорошо, и ни в каких Советах и советах они не нуждаются.
      Детская литература, детская периодика брошена государством на произвол судьбы, нищенствует, и, пытаясь выжить, зачастую вынуждена отказываться от серьёзной литературы и публиковать развлекательные произведения, книги. Власти полностью исключили детскую литературу и детскую периодику - этот мощнейший инструмент в деле формирования личности ребёнка - из процесса формирования этой личности. Неужели никто из власть предержащих не задумывается никогда над словами Высоцкого о порядочном, честном, благородном человеке - "знать хорошие книги он в детстве читал". Связь по барду прямая: читал хорошие книги - стал хорошим человеком.
      В большинстве стран детская литература, детская периодика активно поддерживается государством, издаётся множество книг, журналов, возникает множество сайтов. К примеру, у наших соседей финнов более половины издающихся книг это книги для детей. Дотягивает ли то, что издаётся у нас на гранты Правительства Петербурга хотя бы до десяти процентов? Вряд ли. В обычной гимназии в небогатой Сербии мне подарили школьный журнал, изданный раз в десять богаче, ярче, чем серенький журнальчик на весь наш город - издание для школьников Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Среди взрослого населения по разным оценкам читают книги от трёх до десяти процентов, а дети читают все - либо сами, либо по заданию учителей, с бабушками, дедушками, с мамами, папами - но все без исключения, все сто процентов. Не обращать внимания на то, что они читают нельзя, разговор о проблемах литературы давно назрел. Под звонкие фанфары об "огромной проделанной работе в области книгоиздания" раздающиеся и у нас в стране, и доносящиеся с какого-нибудь книжного салона в каком-нибудь Париже от писателей небожителей и сопровождающих их, живущих в параллельном мире чиновников, под такие же звонкие фанфары ежегодно звучащие и у нас в городе по итогам Петербургских книжных салонов, страна скатилась в далеко не самую читающую в мире. Для этого, и в самом деле, надо было потрудиться.
      На реплику омбудсвумен о детских книжках, отмеченных читателями в интернете, "как шедевры, которые даже взрослым показывать страшно" тут же дружно отреагировало писательское и окололитературное сообщество, сходу обозвав своих оппонентов, недовольных этими опусами, "недоучками". И сходу задав, таким образом, интеллектуально-этический уровень назревшего обсуждения.
      Поучать, так поучать - сообщество предложило также проконсультировать Кузнецову и помочь ей правильно понять эти книжки. В чём, интересно, они собираются её убедить? В том, что стишок "о глазике, пропавшем в унитазике" необычайно познавателен для ребёнка? И что сказка "О бычке-дристунке" поможет развить его интеллект? Кстати, у сказки, возможно, есть продолжение, заканчивается она так: "Кабы рюмочку винца, так сказала б до конца". Так что, скорей всего, "бычок-дристунок" ещё кого-то обрызгал, и новые его похождения тоже потребуют защиты писательского и около сообществ от недовольных читателей. Можно было бы порекомендовать им ещё одну книжечку. Как-то на заседании секции документальной прозы, её руководитель В.Е. Ширский с возмущением показывал на глянце и с вырубкой изданные "Приключения какашки".
      Странные метаморфозы мы наблюдаем в новаторстве. Если раньше новаторы работали с формой, раздвигая горизонты, то для "новых новаторов" форма дело десятое. Они двигают горизонт в одну сторону - в направлении эпатажа и похабщины. И эти обычные, в общем-то, похабники ещё и претендуют на то, чтобы пристроиться где-нибудь сбоку и встать в один ряд с новаторами в искусстве.
      Эстетические вкусы, воззрения, предпочтения формируются в детстве. А потом проносит их человек через всю свою жизнь, как груз или крылья. И можно только посочувствовать авторам и защитникам всего этого непотребства. Непростое, судя по всему, на их долю выпало детство.
      Разговор, если он, в конце концов, состоится, будет трудным. Позиции заявлены. С одной стороны, дружно выступившие за своё право (даже не писать - да пишите вы что хотите), а публиковать всё, что взбредёт им в голову, писатели. А с другой стороны читатели, тоже дружно выступившие за своё право брезговать кое-чем из того, что взбредёт в голову дружным писателям.
      Кстати поэт Суслов всё-таки присутствовал в районной библиотеке. Но лишь в одном странном издательском изобретении - детской книжке, где его фамилия не была даже вынесена на обложку, а обрывки из стихов поэта использовались художником, как подписи к своим рисункам.
      В рубрике "Уроки мужества" журнал начал публиковать автобиографическую повесть Виктора Николаевича Васильева "Зарубки на сердце". В ней автор рассказывает о своём военном детстве, о тяжёлых годах, проведённых в оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области, а затем в концлагере и в рабстве, батраком у поддерживающих фашистский режим прибалтийских крестьян.
      В номере продолжается публикация двух непохожих, но одинаково интересных и талантливых произведений московских авторов из "Школы авторов". Михаил Клыков представляет фантастическую повесть "Ростик - семечко со звёзд", Юлия Пучкова фантастическую сказку "Две кошки - Лида и Беж". Оба автора представители новой, постсоветской волны в детской литературе, эрудированные, прекрасно чувствующие форму, каждый со своим стилем, впитавшие в себя весь гуманизм русской и советской литературы, формировавшиеся как творцы во времена приподнятого "железного занавеса", и знакомые, поэтому, со всеми мировыми достижениями в литературе. То же самое можно сказать и о поэтах, представленных в журнале - Марии Мухи, проживающей в Англии, москвички Ирины Пантелеевой и Елены Халдиной из города Касли Челябинской области, и о многих других писателях и поэтах "Школы авторов", с которой "Искорка" продолжает плодотворное сотрудничество.
      "Православные странички" её ведущий петербургский писатель Николай Коняев открывает стихотворением о Рождестве "В эту ночь Земля была в волнении..." Его автор поэт, философ-богослов 19 века, основоположник славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук Алексей Хомяков. В этой же рубрике продолжается публикация чрезвычайно любопытных, наполненных интересными деталями и наблюдениями о жизни России начала прошлого века, исторических заметок "Детство дворцового мальчика". Они написаны чистым, дореволюционным языком, напоминающим стиль классика русской литературы Ивана Шмелёва, сыном садовника в оранжереях Царского Села Иваном Андреевым. Здесь же читатели могут познакомиться и с мистическим эссе Николая Коняева "Святые следы" о старцах монахах из далёкого прошлого, таинственным образом и нынче охраняющих земли Приладожья.
      О знаменитых людях Ленинграда и Петербурга в рубрике "Они прославили наш город" повествует детям писатель Вениамин Пастухов. В номере печатается продолжение его очерка "Кузница врачей и учёных" об известном на весь мир академике, физиологе, генерал-полковнике, начальнике Военно-медицинской академии Леоне Абгаровиче Орбели
      В информации инструктора физкультуры Татьяны Павловой рассказывается о нашей современнице - двукратной чемпионке России по боевым искусствам, шестнадцатилетней петербургской школьнице Ольге Семёновой.
      В номере публикуется целый ряд стихотворных подборок. Это и тонкие лирические зарисовки о городе, о природе нашей землячки поэтессы Ларисы Александровой. И подборка стихов читательницы "Искорки", шестиклассницы Ксении Самохиной.
      В отделе юмора "Кактус" публикуется смешная, с неожиданной развязкой миниатюра известного петербургского юмориста Ильи Бутмана. А также мудрая, весёлая сербская народная сказка "Король при смерти", переведённая Миланом Тешичем.
      Последние пятнадцать страниц журнала по традиции отведены для материалов, предоставленных пресс-службой спонсора "Искорки". В этом номере читатель с удовольствием познакомится с рассказами о давно прошедшем лете, недавно встреченном Новом годе, о путешествиях петербуржцев пятиклассника Игоря Завгороднего, семиклассника Андрея Клёнова и второклассницы из Ессентуков Маши Мироновой.
      На страницах поэзии опубликованы проникновенные, исренние стихи Элины Агабабян из Нагорного Карабаха, Алии Хасановой и москвички Юлии Маркос. О поэтическом конкурсе имени князя Константина Романова, также финансируемом спонсором "Искорки", информирует Н. Крылова.
      Журналистка Дина Никифорова в рубрике "Благотворительность" рассказывает о церемонии открытия памятника "Мужеству ленинградцев" в Выборгском районе Петербурга. И об открытии мемориальной доски в честь маршала артиллерии Владимира Михалкина в Михайловской военной артиллерийской академии. Здесь же опубликованы стихотворение "Мы помним..." дочери маршала Ирины Вериной-Михалкиной.
      В этой же рубрике рассказывается о весёлом, с музыкой и танцами, подарками и угощениями, с Дедом-Морозом и Снегурочкой новогоднем празднике, организованном Благотворительным фондом Грачьи Погосяна в Мгинской школе-интернате для детей с нарушениями зрения.
      Журнал стремится постоянно увеличивать своё присутствие в интернете, где в основном знакомятся теперь с литературой юные читатели. Электронный вариант "Санкт-Петербургской Искорки" можно прочесть во многих интернет-библиотеках, а также на страницах сайта журнала iskorka.bibliowiki.ru, созданного в рамках Всероссийского интернет-проекта "Библио Вики". На этом сайте редакция размещает не только электронные выпуски журнала, но и материалы, не попавшие в номер, а также письма, стихи, рисунки и прозу наших читателей.
      Юрий Буковский
      главный редактор журнала "Санкт-Петербургская Искорка

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Буковский Юрий Анатольевич
  • Обновлено: 01/02/2020. 12k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.