Бужор Юрий
Люди и ложи. Козлачков

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Размещен: 11/04/2019, изменен: 11/04/2019. 14k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что-то вроде рецензии на повесть Алексея Козлачкова "Запах искусственной свежести"

  •   У меня есть довольно знаменитые или по крайней мере узнаваемые друзья-приятели и родственники, теперь их полку прибыло. Алексей Козлачков отхватил престижную премию Ельцин-фонда и издательства ЭКСМО за лучшую повесть года - премию Белкина. 150 тысяч. Рублей, пока рублей. Я думал сперва, что, ввиду основной профессии самого пушкинского Белкина, за лучшую военную повесть. Нет, "просто" за лучшую повесть.
      
       Когда "Запах искусственной свежести" вошел в шорт-лист, я однозначно предрек автору первую премию, при всем уважении к другим фигурантам в списке. Какое-то вежливое лукавство, может, и имело место, могли ж и не дать, но я верил, вот честно, что скорее всего дадут, поскольку к тому времени эта вещь, будучи прочитанной, уже пребывала у меня в башке и сердце и, смею сказать, я знал ей цену. Недаром ради этого текста сама Наталья Иванова "поломала" уже давно сверстанный 9-ый номер "Знамени"- но я об этом узнал уже после того.
      
       Сюжет не буду пресказывать. Тем более почти уверен, что по повести снимут фильм. Тысячи прочитают, а миллионы посмотрят, известное дело. Лучше я отберу кое-что. Сделаю это для своего удовольствия, но, конечно, в тайне надеясь вызвать оное и у вас тоже. Так рецензии не пишут, знаю. А в моих "Людях и ложах" - пишут.
      
       Как наладились после безумного Писарева разбирать обшественную полезность и влияние среды, так не могут остановиться до сих пор. А вот не угодно ли, форма. Хотя, конечно, подобно доброй девке, о которой говорят, мол, все при ней, форма должна быть при содержании. Или наоборот. Тут я немного запутался, мысль о девке увела в сторону.
      
       Все, поехали.
      
       "Есть время, из которого я помню все запахи, хоть прошло уже много лет; для звуков же память моя не так хороша".
      
       Первая фраза - о, это много! Я считаю, без дураков, что наряду со всеми счастливыми семьями и перекладными из Тифлиса эта фраза имеет все основания войти в золотой фонд российской словесности, а на всемирном конкурсе первых фраз по итогам года заняла бы первое место. Я бы мог написать небольшой трактат в защиту своего тезиса, но уверен, что вдумчивый читатель поймет меня и без трактата.
      
       "Было у этого одеколона и еще одно замечательное качество: он будоражил какие-то участки мозга, связанные с воображением и мечтательностью. Это повторялось каждое утро после бритья: размазав жидкость по щекам, я тотчас же мягко отплывал в дальние северные пределы, в прохладный Петербург, в то время еще Ленинград, где жила моя тогдашняя невеста".
      
       Плохо быть талантливым по-честному. Плохо, потому что трудно. Все уже сказано. А ты ж талантлив и честен. Негоже размазывать сопли по уже размазанному до тебя с разным успехом, в том числе и великими. Очень трудно сказать что-то свое. Особенно если на твои выстраданные буковки заполз жук-книгочей, почитавший в свое время немало, и не только на русском языке.
      
       И вот - свое. Миллионы людей вспоминают что-то под парфюм, а Козлачков заметил и сказал об этом свежо. Свежесть отнюдь не искуственная и только кажется безыскусной. Таких мест в повести много. Мягко отплывал, да.
      
       Еще:
      
       "(от пыли. - ЮБ) книжки, лежавшие здесь же на полках из снарядных ящиков, превращались в обросшие мягким мхом кирпичи. Сначала их нужно было отрясать, стуча ребром книги по столу, а потом еще стирать остатки пыльного налета ладонью. Тогда только краски на обложке вновь становились сочными. Это был почти ежеутренний ритуал просветления контуров мира, освобождения его от ненужных наслоений".
      
       И еще:
      
       "пустыня Регистан, где стоял лагерем наш батальон, выпаривала из человека все жизненные силы уже к полудню, -- оставалась одна только иссохшая шкурка. Последнее место, где сохранялась в организмах какая-то влага -- были глаза, да и те угасали заживо. Идет солдат -- а глаз у него уже нет, одни только запорошенные пылью впадины. Воевать летом было почти невозможно".
      
       Это субъективно, но на меня из пустыни Регистан поскакал Вронский (хотя, кажется, в романе он как раз откосил) и качнул оттуда мольбертом Верещагин. Эта жара...Клянусь, ни слова больше не произнесу по поводу 40 градусов в тени в Риме. Кондишн с джакузи, тьфу. Вот там...
      
       "вместо нравоучений у меня вырвалось короткое слово досады..."
      
       Очень любезно со стороны автора, что он это слово не выкладывает в тексте. Поэтому-то это короткое слово досады буквально слышишь. Или это мне, имеющему честь иногда общаться с автором в реале, так кажется?
      
       ""Гуманоид" было излюбленным денисовским ругательством вместе с вариациями на тему "куска идиота". Наверное, это слово представлялось ему обидной формой слова "гуманист", которое уже само по себе было довольно отвратительно для десантного офицера".
      
       Без комментариев. Просто, как пишут в блогах, ржать.
      
       "Отличался он только очень светлыми волосами, как на портретах крестьянских детей в учебнике "Родной речи" для начальной школы -- выгоревшая белесая солома"
      
       Точно, помню.
      
       "я попрощался с Денисовым и отправился с подошедшим Мухиным спать к разведчикам. Денисов обнял меня на прощанье и пощекотал пышными усами ухо: "Ну, давай, лейтенант". И еще посмотрел пристально в глаза, мне это было очень важно... А Муху, наверное, никто не обнял и в глаза не поглядел, подумал я тут же, отойдя от нашего грузовика. Молодого солдата долго еще никто по-товарищески не обнимет"
      
       За этот пронзительный пассаж не покраснели бы не только Вик. Некрасов, Гроссман и Симонов, но и сам Лев Николаевич.
      
       "Старательный идиот -- самый бесполезный тип солдата"
      
       Козлачков описывает разведманевр и вообще все военные действия так, что и мне, простому недосолдату (год всего служил), понятно. Вообще есть у него привычка, воспитанная, видимо, редакторством в газете, читать глазами широкого читателя, а не свого высокоумного окружения. Автор следует завету Флобера, указывавшему на три условия доброкачественной прозы: ясность, ясность и еще раз ясность.
      
       Не шифрует, не напускает туману. В этом смысле, но только в этом, в повести нет подтекста. Но он есть в более высоком смысле, это можно назвать за-текст, я уже упоминал, но не грех и повторить: персонажи не отпускают и, как когда-то для автора, начинают жить затекстовой жизнью уже и для читателя, даже если как Мухин, и не он один, по тексту уходят в мир иной.
      
       Манера письма не новая, мы справедливо называем ее классической - но она весьма кстати. Козлачков своевременно возник со своей повестью. Эксперименты под Джойса и Кафку давно всем надоели. Мода на эдакую мастеровитость, когда прозаик профессионально нанизывает фразу за фразой обо всем и ни о чем, а завороженный читатель извивается, как кобра под дудочку, тоже проходит.
      
       Толстой, да. Кому-то потом Козлачков объяснял, что яма там в тексте как раз была реально, он ее не выдумал, но ведь и толстовский Жилин сидел в яме. А Денисов-Тушин? (Хотя Тушин - это уже когда граф лепил периодами на полстраницы). Это не подражание, а уважительная перекличка, литературное эхо. Ибо Толстой такая же часть культурного ландшафта, как в данном случае пустыня Регистан часть ландшафта буквального. Как тема воинского братства в отечественной словесности.
      
       Но и на ту же букву, рифмующегося с братством досадливого слова - тоже воинского, и не только воинского, просто Козлачков пишет о воинском. Не абсурдистская заумь, а реалистическая традиция наилучшим образом оттеняет бред происходящего.
      
      Всякий даже намек на патетику, казалось бы, напрашивающуюся, когда речь идет о самоубийственной вылазке с тем, чтобы вызвать огонь на себя и засечь вражеские огневые точки, у автора испаряется, словно утренняя влага под афганским солнцем. Напротив, повествование становится сдержанным, немногословным. Но от этого еще страшнее.
      
       В повести всё - своё.
      
       "мы уже с ним (другим офицером.- ЮБ) вполне сдружились -- угостили друг друга сигаретами и водой из собственных фляг, обменялись первоначальными данными о семьях и глупых военачальниках и даже поговорили о философии (sic! - ЮБ) -- можно ли жениться на девушке, которая "сразу дала", или лучше поискать другую"
      
       Я вот до сих пор не понял и желаю получить ответ: можно?
      
       "...тут же я услышал пулеметную очередь и увидел очень хорошо, поскольку лежал у пробегающего Кузьмина почти под ногами, как в него на лету вошла половина этой самой очереди. Все было в точности, как в моем навязчивом сне про собственную погибель. Снились ли Кузьмину такие же сны? Я слышал, как в него входили пули"
      
       Глупой мухой загудело было что-то насчет "прекрасной смерти". Только не зря Толстой вложил эту фразу в уста ненавистного ему Наполеона. Фразу-муху отогнал. Нет ничего отвратительнее. Страшно. Никто из нас, не бывших, не вправе судить.
      
       "я почувствовал сильную зависть и ревность к Мухе, зависть к его остолопскому везению. Неизвестно, сколько осталось мне, я ведь не такой везучий. Как мне хочется, чтобы мне сегодня повезло. И почему это везенье Бог подарил Мухе, а не мне, он ведь все равно дурак и проживет свою белобрысую жизнь понапрасну, не то что я, такой уже умный и столько уже прочитавший разных книг, а сколько еще прочитаю... Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла... И мне стало очень одиноко, как бывает, наверное, только в детстве, когда кажется, что родители тебя бросили в этом холодном детском саду, где все такие чужие и злые, и родители больше никогда уже не вернутся. Одиноко, как в детстве и перед смертью".
      
       Автор попросил меня вычитать рукопись на предмет стиля. Дело обычное, кто-то еще вычитывал, а он нас потом где-то упомянул, спасибо. Много я не нарыл и абсолютно не касался содержания и композиции. Я вот к чему. Когда сидишь над корректурой, смысл порой выветривается, это нормально.
      
       Но тут я расчувствовался...И не раз еще, надо признаться.
      
       "И она полетела, тащ лейтенант, представляете, на раз полетела, -- сказал восторженно Муха, сидя на моей койке и, переживая то самое уже давнее событие полета, вскинул на меня свои белесые в тон волосам глаза; глаза сверкнули. -- Аж, сердце захолынуло", -- тут Муха на мгновенье прижал по-детски кулак к груди, как бы показывая, где у него сердце и как оно "захолыхнуло"
      
       Это находящийся на излечении в госпитале Мухин рассказывает командиру о своем довоенном увлечении - авиамоделировании. Надо знать тупое корявое прошлое Мухина, чтобы понять, какое это сильное место. Читать, всем читать!
      
       "Если подчиненные относились к Никольскому с приязнью и уважением, то начальство завидовало его успехам и раздражалось на независимый нрав"
      
       Уже знаешь, кто такой этот чудо-Никольский, а дальше объясняется, почему начальство раздражалось. Не лез вышестоящим без мыла сами знаете куда. Старо как мир. Короткое слово досады.
      
       "Прежде бывало -- батальонный доктор, горький пьяница, поскольку его бросила за время службы в Афганистане жена, выпивал офицерские одеколоны почти открыто, покуда все бывали в нарядах или в ученье, но поскольку доктор он был хороший и многих спас, ему все прощалось".
      
      Недлинное предложение, а целая горестная судьба в нем, и хорошее о человеке - сказано.
      
       "Пия на базе водку в течение той недели, я припомнил, что в одной из переделок, в которую мы попали с Мухой и батальоном, он обратился ко мне с просьбой -- "если что" отвезти его к матери лично, что было и возможно, и принято. Он доверял мне сказать его матушке какие надо слова и передать заготовленные подарки, а главное -- передать его легкомысленной Тамаре мухинское фото с надписью, а в подарок -- капроновые чулки и косметику. Я отшучивался, но обещал все выполнить -- "если что".
      
       А как там обернулось, ведь и случилось "если что" - читайте. Поступи лейтенант Травников иначе - залил бы все патокой, испортил. А он...Читайте.
      
       Э, надо себя ограничить, эдак всю повесть перепишешь, что читать тогда? да и лучше находить такие вещи самому. Ну вот, не удержусь, напоследок:
      "В штабах служит особая разновидность человекообразных"
      "великолепная дембельская спесь"
      Разумеется, автор воевал, и кровь проливал. Еще он экскурсовод, в основном, по Италии, где подолгу обретался Гоголь. Ведет задорный блог. Живет недалеко от мест, где подолгу обретался Тургенев.
      
       Иногда на нем оседает мшистая пыль, и хочется отереть его от нее, как лейтенант Травников отирал книги, освободить от ненужных наслоений. Сделать это не просто, так как Козлачков занимает довольно много места. Мышечную массу крепит в "качалке", пробежать 10 км по утру, хоть и с бодуна, для него не вопрос. Сопоставимые кондиции были, говорят, у того же Тургенева, но против десантника Козлачкова Тургенев бы не устоял.
      
       Фамилия...Ну, были в русской литературе смешные фамилии, а кто это замечает сегодня? Гоголь, Тютчев, Бальмонт...Так будет и с Козлачковым.
      
       Лишь бы писал.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Обновлено: 11/04/2019. 14k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.