Меч самый настоящий. Не каждый с таким управится. Но этот ковался не для битвы, хотя держит его рука сильная и ловкая. Рука палача.
У Меча есть имя - 'Зендшверт'. 'Синод' - греческое слово, по-немецки Send. Мало-помалу так стали называть самые большие, приуроченные к церковным синодам ярмарки.
Как наказывали в средневековом Мюнстере? Вору на первый раз отрубали правую руку. Руководствовались не буквой, а духом закона: если свидетели показывали, что подсудимый левша, отрубали левую. Более одного покушения на чужую собственность неизменно карались смертью.
К правонарушениям против личности относились мягче. Скажем, огрел кого-то оглоблей, тот взял и помер. А зачем полез? Выясняли: да, пострадавший полез зря. В этом случае могли и общественным порицанием ограничиться. Но только не в дни Зенда, когда наступал Marktfriede - 'ярмарочный мир'. Брань и потасовку суд квалифицировал как тяжкие преступления, а за кровопролитие, не обязательно с летальным исходом, виновному полагалась смерть.
Хотя отправить ближнего на тот свет, при помощи той же оглобли, можно и бескровно, вряд ли подобная казуистика кого-то интересовала. Главное было понятно. Пришел Зенд - попридержи норов. Покупатель и продавец становились подчеркнуто вежливы. За хамство и агрессию как бы не поплатиться головой. А чтобы было еще понятнее, в 1578 году на фасаде ратуши, как раз напротив рынка, укрепили Меч Рынка - Sendschwert.
114-сантиметровый клинок был похищен в 2000 году, но Меч восстановили.
Вся площадь Prinzipalmarkt восстановлена. Мюнстер - первый значительный город Германии, подвергшийся ковровой бомбардировке. Воздушных атак к марту 1945 года набралось 102. Здесь не то, что площадь или улица, здесь все восстановлено. Значит, сберегли. Это те город, площадь и Меч.
На другом конце площади - церковь св. Ламберти. Что там, высоко на фасаде?
Клетки.
В них подвесили то, что осталось от главных зачинщиков Мюнстерской коммуны, после того как с ними поработал палач в 1535 году. Он долго работал. Подробности не для слабонервных.
Пригожий Ян Лейденский сотоварищи-анабаптисты одними из первых провели в жизнь лозунг 'все отнять и поделить'. Дальше обычный набор: сверхценные идеи, беспощадный террор, культ вождя. Продержались полтора года.
А буквально в двух шагах от Меча вход в зал Вестфальского мира. Тридцать лет все в Европе убивали всех. В 1648 году пришло время собирать камни, время жить и время торговать. Исторический интерьер подлинный, своевременно был вывезен в безопасное место и спасен от бомбёжек. На досках красного дерева разнообразные персонажи бессмысленно мутузят друг друга. Отдельно выставлены туфелька и рука, точнее, кисть руки. Растоптанная туфелька при невыясненных обстоятельствах была оставлена местной вдовушкой-Золушкой. Рука, говорят, принадлежала фальшивомонетчику. А, может, это испанский посол зарекался: 'Да скорее у меня рука отсохнет, чем я это (например, признание Нидерландов) подпишу!'. Пришлось подписать, однако.
Переговоры тянулись пять лет. Все это время война бушевала где-то в стороне. В самом же городе рекой текло вино, поворачивались на вертелах кабаньи туши, находились занятия для портных, краснодеревщиков и вдовушек. Но вот послы разъехались, сладкая жизнь кончилась. Радость по поводу Вестфальского мира была для мюнстерцев со слезами на глазах.
Клетки, кстати, тоже подлинные. Сработаны были на совесть. Клетку как разбомбишь? Что погнулось, подрихтовали потом. Сегодня они, конечно, пустые. Но, когда стемнеет, подсвечиваются изнутри мерцающим багровым светом.