Цена десятка. То есть заведомо не фуфло какое-нибудь. На этикетке тонкая словесная вязь из философии, "скатологических предрассудков" и танина. Дерзкая парадоксальная реклама.
Приносишь в номер. Откупориваешь. Пьёшь. Редкое говно.
Хотя нет. Не редкое. Даже не ординарное. Так, недопродукт из чего-то недозрелого. Вот и год не указан. Теперь понятно, почему.
Я давно перестал читать почту с сообщениями о свалившихся на меня миллионах. Якобы подаренный в Париже или Милане цветок - повод для беззастенчивого дальнейшего приставания, и тоже не ведусь.
Но тут я повелся.
Продавец укатывался. Я думал, чему-то своему.
За вино-говно я переплатил 9 евро. За опыт, который, как мне казалось, у меня есть, а выяснилось, что ещё учиться и учиться, я заплатил ничтожно мало.
Я в выигрыше, ну явно же.
Всем не болеть.
Приятные сближения Гренобля
Ужасно понравился музей в Гренобле. И то сказать, три звезды по Мишлену.
Основан в конце XVIII века. В ХХ веке стал первым во Франции музеем современного искусства. На самом деле всего понемногу с XII века и ничего лишнего. Похоже, случайных людей в кураторах никогда не было, а были неутомимые мастера выбивать и выпрашивать. 4 больших Зурбарана и ещё 40 с чем-то картин; донор - некий бравый генерал. Моне и Матисс подарены мэтрами лично. Удалось добыть кое-что за бесплатно даже от арт-дилеров, в том числе самой Пегги Гуггенгейм. Наследства и подписки - само собой.
Картина неизвестного итальянца и портрет тоже неизвестно кого. XVI век. Вылитый директор Одесского художественного музея, известный художник Олександр Ройтбурд. Бывают странные, но и, по-моему, приятные сближения.
Искусственное освещение неизбежно дает блики. Спасибо, что и вовсе разрешают фотографировать.
Надрезы на коже уже сделаны. Вместе с Рибейрой хочется надеяться, что боговдохновенная саморегуляция облегчит святому Варфоломею страдания за веру.
Доменико Дзампьери. На картине разыгрывается пьеса. Актеры в образе, и они точны. Адам: что мне делать с проклятою бабой. Ева: не права, знаю, но ни за что не признаюсь в этом вслух. И вообще, это гад ползучий во всем виноват. Лев потрясен до глубины души: ему придется сожрать овцу, с которой он мирно возлежал до грехопадения.
Живопись не пьеса, так ведь и не всем быть гениями. Художник мастеровит и как будто ироничен.
Трактовка Благой вести сильно отличается от канонической. Удивительно, как Зурбаганом всерьез не заинтересовалась инквизиция. Гавриил не самоуверенный высокопоставленный эмиссар, а удрученный отрок. Вместо простодушной исполнительницы высшей воли мы видим личность сильную и гордую. Она и без Гавриила знает, на что идет.
Превосходный Энгр. Забавная и добрая пластика Матисса. Предсказуемо-прекрасны Леже и Шагал. "Лес" Эрнста многозначителен и страшен.
Личное открытие - "Гармонист" и все творчество еврейско-бразильского художника Лазаря Сегала.
Немец Штефан Балкенхоль поставил раскрашенную деревянную скульптурку напротив вариации на тему скандального "Происхождения мира" Курбе. Я и сам, занимаясь любительским стихосложением, порой похожим образом устремляюсь в рай на чужом горбу. Но, в отличие от Балкенхоля, не беру за это денег. Если серьезно - свежо и любопытно.
В залах с обтянутыми черным или чем-то разноцветным рамами и прочим концептуализмом не сделал ни одной фотографии. Нет, одну сделал. Показалось, что на редкость точно передана фактура. Оказалось, фрагмент стены прежнего здания, видный в проходе. Шутка музейщиков. По-моему, удачная.
Отъехав, читали вслух "Квадрат" Татьяны Толстой. Чувство не очень крупное, пожалуй, но приятное: всеми уважаемая прозаик и умница - моя единомышленница. Можно еще шведский фильм "Квадрат" посмотреть. Обязан предупредить: не кассовый.
Золотая Пальмовая прошлого года, однако.
А спорить с черноквадратофилами давно никакой охоты нет у меня.
Дижон, Рюд и Марсельеза
Париж. Триумфальная арка. Их там с десяток. Имеется в виду главная, та, что на пляс Этуаль. Давно сбился со счёта, сколько раз смотрел сам и другим показывал композицию на тему Марсельезы. Вперед, сыны отчизны милой. Кто скульптор? Рюд.
Ну, Рюд и Рюд. Тут же все забыли, а назвать вроде надо.
Неделю тому гуляю по Дижону - и что же? Музей этого самого Франсуа Рюда. Он, оказывается, из дижонских. Сын простого печника, между прочим.
В небольшой экспозиции обнаруживаем гипсовую копию Марсельезы, а также маршала Нея, командующего собственным расстрелом в Париже(оригинал видел не раз, не знал, что Рюд), Жанну д`Арк, прислушивающуюся к архангелу Михаилу(не видел и не знал), еще кое-что.
Хороший скульптор. Получалось у него. При нем и фотографии-то не было, надо учитывать.
Музей в полуразрушенной древней церкви. Готические своды сохранились и как бы оттеняют. В Париже толком не рассмотришь, даже если не из окна автобуса. Шум, гам, бесконечное автородео вокруг арки. А тут видно, как злобно перекошен в крике рот не то отчизны милой, не то обезумевшей валькирии. Отомстим за все кривды. Кровью тиранов польем наши поля. Далее по тексту.
Бунин не отпускает, и вот вам цитата из дневника. 1936 г. К власти приходит социалистическое правительство Леона Блюма. Классику мерещится самое страшное:
"14. VI. 36. Grasse.
[...] Был в Ницце -- "День рус. культуры". Постыдное убожество. Когда уезжал (поехал на Cannes) за казино (в Ницце) огромная толпа... Все честь честью, как у нас когда-то -- плакаты, красные флаги, митинги.
В Grass'e тоже "праздник". Над нашим "Бельведером", на городской площадке, тоже толпа, мальчишки, бляди, молодые хулиганы, "Марсельеза" и "Интернационал", на бархатных красных флагах (один из которых держали мальчик и девочка лет по 6, по 7) -- серп и молот. [...]
Надо серьезно думать бежать отсюда. [...]
Видел в Ницце Зайцевых. [...] -- грустные, подавленные тем, что происходит в Париже.
Душевно чувствую себя особенно тяжело. Все одно к одному!"
Обошлось тогда. А в октябре 17-го не обошлось. И в июле 1789-го не обошлось. И каждый раз - слабый лидер. Почему это: как вроде хороший парень и слабый - так революция и смерть; как сильный - так оглоед кровавый и тоже смерть.
И вот не надо, я и сам знаю, что нет у этой Клио сослагательного наклонения. Но окажись Луи XVI-ый парнем в меру покрепче, пришли бы к нормальному парламентаризму по британской модели, а уж как народ короля-то любил!
Рюд навеял.
Царская рубашка
Из свежих новостей о передаче царских реликвий, имевшихся в Ницце, понять что-то толком, по-моему, непросто. И я бы не понял, если бы не был немного в курсе. Много лет делал там экскурсии. Потом был большой перерыв, и вот две недели назад выпала возможность снова побывать в Свято-Никольском соборе.
Так что пикейный жилет вам сейчас расскажет всё как на духу. Во всяком случае, попытается. Поправки и уточнения принимаются - не по поводу жилета, а по сути сказанного.
Предыстория. Без нее никак.
В Ницце издавна две православные русские церкви. Одна, святителя и чудотворца Николая и мученицы царицы Александры, построена в 1860 году. Она находится на авеню Лоншан. Понятно, не расстрелянной Александры Федоровны, это потом так трагически совпадет, а тайной христианки, супруги древнеримского императора Диоклетиана.
Другая построена и освящена значительно позднее - в 1912 году. Это знаменитый Свято-Никольский собор на бульваре Царевич - самый большой православный храм в Европе за пределами России. Уже и места было мало в прежней церкви, и нужно было достойно почтить память скончавшегося в 1865 году в Ницце цесаревича Николая Александровича. Вместо него наследником престола и затем царем Александром III стал младший брат, а датская принцесса Дагмар, невеста покойного, выйдет за этого младшего брата замуж. Вряд ли супруги долго раздумывали, как назвать первенца - конечно же, Николай. Тот самый, Николай II. Круг замкнулся в 1918 году в подвале Ипатьевского дома.
Возлюбленная, морганатическая жена и затем безутешная вдова Александра II доживала свой век в Ницце. Она перевезла туда окровавленную рубашку Освободителя, его портрет, мундир и несколько шейных платков. Перед смертью в 1922 году Екатерина Юрьевская, в девичестве Долгорукая, завещала все это собору.
После 17-го года и Гражданской войны обе церкви оказались в ведении Константинопольской патриархии.
Воспроизводимая в российском новостном официозе формулировка: "После революции реликвии были незаконно захвачены Культурной ассоциацией православных русских в Ницце(ACOR)" - представляет собой откровенную ложь. Кто-то полагает, что надо было вернуть их в Советскую Россию, вместе с иконами и прочим имуществом церквей, предав надругательству и уничтожению? Но и позднее, когда большевики решили, что какое-то подобие церкви им все-таки пригодится, никаких посягательств по данному поводу не было. Не было их довольно долго и после того, как постперестроечная Россия объявила себя правопреемницей Российской империи. Только в 2008 году РФ начала тяжбу за Свято-Никольский собор и после долгих судебных мытарств окончательно выиграла дело в 2016 г. Подтвержденное право собственности, само собой, обернулось передачей собора МП РПЦ.
Долгие десятилетия окровавленная рубашка хранилась в часовне рядом с собором. Часовню открывали редко. Я запамятовал сейчас, кажется, на годовщину смерти цесаревича и на Всенощную пасхальную службу.
Но, когда на исходе октября с.г. я осматривал собор и часовню (теперь ее открывают в рамках платной экскурсии), рубашки там не оказалось. Мне сообщили, понизив голос, что ее "украли". Куда же воры, такие-сякие, переправили похищенное, в Константинополь? Нет, гораздо ближе. Она и другие реликвии, сказали мне, хранятся в церкви на авеню Лоншан.
Видимо, потомкам спасавшихся от государственного террора и социоцида трудно было оставить окровавленную рубашку царя тем, кто хотя и заявил о преемственности, имея в виду царскую Россию, не отказался и от преемственности совсем другого рода. У данных потомков есть свое мнение, какая из этих преемственностей, если можно так выразиться, декларируется, а какая реально определяет политику сегодняшнего государства-преемника.
Теперь по решению очередного суда рубашка и другие реликвии изъяты из мест хранения, переданы российскому послу в Париже и в его лице России. Они будут переправлены в Ниццу. А вдруг кому-то вздумается вернуть их в Петербург? Если так и если загробный мир существует, то лучше обретающейся там княгине Юрьевской об этом не знать.
Есть надежда, что реликвии окажутся все-таки там, где она сама хотела, чтобы они оказались.
Когда я не обнаружил в соборе одной иконы, виденной ранее, мне объяснили, что владелец ее унес. Не украл, а унес. Имел право. Если бы вдова Александра II завещала рубашку и все остальное своим потомкам как частным лицам, пусть бы даже реликвии бессрочно экспонировались в часовне, никакое право преемственности здесь было бы не при чем.
Казалось бы, можно было остановиться. Но РФ и РПЦ не собирались останавливаться. Уже два года как противной стороной вчинен иск по поводу церкви на авеню Лоншан и кладбища Кокад. Дошло как-то до поступка богопротивного - замены замков на воротах кладбища. Пришлось тогда ответственному уполномоченному ACOR кн. Алексею Оболенскому прибегнуть к прямому действию - пикетированию ворот и вывешиванию там плаката "Лапы прочь, г-н Путин! Здесь вам не Крым и не Украина. Оставьте наших мертвых в покое". Прямое действие принесло тогда некоторые плоды. Договорились, что замок будет общий и ключи тоже. Перемирие очень неустойчивое; надолго ли - никто не знает.
Хорошо помню, что во вроде бы либеральных репортажах картинка с протестным плакатом воспроизводилась, а упоминание о Крыме и Украине из текстовых отчетов вымарывалось.
Зачем посягать еще на одну церковь и кладбище? Месть не задается подобными вопросами. Затем. Месть ради мести. Во что бы то ни стало насолить Константинополю за планируемую украинскую автокефалию.
Отсутствие других мотивов и явно некрасивое поведение настолько очевидны, что, кажется, это несколько остужает пыл мстителей. Поэтому собору Александра Невского на улице Дарю в Париже и небольшой красивой русской церкви в Сан-Ремо как будто ничего не грозит, по крайней мере, в настоящее время.
***
Ну вот.
Больше не удерживают.
Окровавленная рубашка, бывшая на Освободителе 1 марта 1881 года, вернулась в часовню Свято-Никольского собора. Вместе с рубашкой туда возвращены жилет, гусарский мундир и витражный портрет императора.
Решение суда исполнено. Пришлось привлечь прокуратуру. Неправда только, что реликвии разыскивались. Хитроватое передергивание. Что там было разыскивать. Формально объявлены в розыск - да. Все прекрасно знали, где они.
Потомки спасавшихся от цареубийц и государственного террора заслуживают понимания. Оставить нательную рубашку царя тем, кто хотя и заявил о преемственности, имея в виду царскую Россию, не отказался от преемственности совсем другого рода - это оказалось делом нелегким. У потомков есть свое мнение, какая из этих преемственностей, если можно так выразиться, декларируется, а какая определяет сегодняшнюю политику.
Как сказано уже, будучи недавно в Ницце я с рубашкой разминулся, но в часовне побывал. Черно-белым прямоугольником на фото обозначено место, где в одном из помещений императорской виллы была в 1865 году кровать с умиравшим.
Есть и бюст. Вошел бы молодой человек с открытым лицом в историю России как преобразователь-конституционалист? Науки давались ему легко, характера был он отзывчивого. Мы не знаем. Вместо него на троне оказался человек тяжелый, к тому же пьющий. Что было потом, хорошо, слишком хорошо известно.
На фото - жених и невеста. Цесаревич и Дагмар. Молодые люди счастливы, но сдерживаются.
Собор смотрится экзотическим цветком а ля рюс. Кич тоже можно исполнить талантливо, а можно кое-как. Если слово 'кич' кажется кому-то обидным, давайте поищем другое. По-моему, это красиво, талантливо и не может не нравиться. Автор проекта - Преображенский. Уж не профессор ли Преображенский? Представьте, профессор. Выдающийся русский архитектор.
Еще одно имя - Владимир Фролов, создатель замечательных мозаичных изображений и декора. Ряд неслучайных и тягостных сближений. Прославился оформлением Храма на Крови, потом cоздавал панно в траурном зале мавзолея Ленина и на каких-то станциях метро. Постановлением Ленсовета в 1929 году был выселен из некогда принадлежавшего его семье дома - как и прочие бывшие домовладельцы, хотя бы и уплотненные. Умер от голода в Ленинграде в 1942 году.
Cнаружи есть пандус для инвалидов - экскурсовод объяснила, что таково было требование местной администрации к новым хозяевам. Есть и специальный вход для царя (не путать с царскими вратами иконостаса), которым тот так и не воспользовался. Знал, как это важно его матери, но к открытию в декабре 1912 года не приехал. Проблемы в Черногории, опять слёг сын. Только ли это? Безвременно умерший полный тёзка не был ли немым укором и младшему брату, и его несчастному сыну? Уж он-то отменил бы коронационный бал, случись при нем Ходынка. Не стал бы вверять судьбу отечества безродному проходимцу. Много чего не сделал бы или, наоборот, сделал.
Насчет причин неприезда и немого укора - предположение, не более.
Множество интереснейших икон. Списки Корсунской, Казанской божьей матери. Святые покровители членов Августейшей семьи. Личный Святой Николай цесаревича долгое время был выставлен на фасаде и от жаркого солнца, казалось, безвозвратно потемнел, а лак растекся. Но в 1935 году в один прекрасный день икона чудесным образом просветлилась. Лак проступил сгустками, похожими на слёзы. Материального объяснения случившемуся, сказали нам, нет.
Когда-то туристы должны были купить недорогой входной билет - 2 евро, теперь бесплатно. Пожертвования приветствуются. Можно записаться на экскурсию, цена разумная.
Удивило, что в православном храме оборудованы скамьи. Туристы могут присесть. В основном это невоцерковленные иностранки (у многих головы непокрыты) и иностранцы.
Там как раз было крещение. Отрок повторял за батюшкой положенные слова, экскурсовод негромко рассказывала, пока мы обходили интерьер по периметру, туристы сидя наблюдали. Это показалось необычным. Но прихожанам виднее.
Ницца, октябрь - ноябрь 2018 г.
Обманываться рады
Поразительно, до какой степени люди могут обманывать себя.
Уважаемая френдесса пишет, что ей позвонил бывший сокурсник, нужна была консультация по каким-то налоговым вопросам. Ну, и, понятно, треп о том, о сём. Каким-то боком коснулось машин и ремонта. И тогда собеседник уничижительно высказался о способности женщин разбираться в машинах и вообще технике. Засим последовал свежий вывод: женщины "вообще" уступают мужчинам в логическом мышлении.
Но данная отдельно взятая женщина данному отдельно взятому мужчине точно в этом не уступает. В своё время ему никак не давалась высшая математика, а ей как раз давалась, он просил его подтянуть, и она его с превеликими трудностями, ибо туп, подтягивала. И вот он благополучно об этом забывает. А когда она негуманно ему напоминает, обижается и обзывается плохими словами.
Другой пример. Один мой знакомый после очень долгого перерыва пересекается со своей бывшей пассией. Когда-то давно она вышла замуж, да много чего было и в его жизни, и в ее. И вот она жалуется на своего бывшего, он-де был гуляка, а она ему ни разу не изменила. Между тем пикантность ситуации состоит в том, что не ни разу, совсем не ни разу, и не моему знакомому ей бы об этом говорить. Поскольку и после замужества отношения точечно имели место. Она просто забыла об этом, как забыл о чем-то предыдущий логический мыслитель. Самообман? Избирательная амнезия?
Один мой знакомый...гм... отнюдь не горд тем, что некогда проявил слабость и без должного почтения отнёсся к узам Гименея. И тогда не был горд. А сейчас испытал изумление. Однако разуверять собеседницу не стал.
Некий товарищ утверждает, что ленинизм был делом хорошим, это Сталин потом извратил. Добро бы наивняк несмышленый. Или записной врун. Нет, человек добронравный и образованный. Что, он не знает, как большевизм пришёл к власти? Не слышал о красном терроре, многочисленных лично Лениным подписанных требованиях вешать попов и "кулаков", "философском пароходе", продразверстке, в ходе которой были заморены голодом сотни тысяч, попытках превратить империалистическую войну в гражданскую в Германии и Венгрии(у себя-то удалось, ещё как)? И, вспомнив, может быть, не представлял бы себе Сталина таким уж извратителем?
Не очень складно легли у меня тут сексизм, водевиль и политпросвет? Но поговорил, и легче стало.
Business first
Он стоит на обочине перед поворотом и грустно смотрит.
Ой, ослик!
Как тут не притормозить. Здравствуй, детство. Санчо. Ходжа. Видел в большом количестве в Иордании, когда обозревали Петру. Там катание на ишаках входит в стоимость. Спорадически ещё где-то, надо напрягаться. Другие вовсе не встречали в реале. Если вы не житель отдаленного кишлака, признайтесь, что и вам не часто доводилось соприкасаться с данным непарнокопытным.
Кто выдумал, что он кричит: "И-а"? Он кричит: "Гы!гы!хрр!".
Ой, это он здоровается.
Подходим с опаской.
Вот зря. Длинноухий открыт для общения. Тычется мордой, чуть не целует тёплыми губами. Даёт пощекотать себя за ухом. Охотно фотографируется.
Хлебушек в затяжной поездке по горам всегда про запас имеется. Кто-то один снаряжается к остановившемуся неподалёку транспортному средству.
Оставшиеся слышат одобрительное: "Гы!гы!хрр!".
Считанные секунды, и принесенный багет исчезает в ослиной пасти.
И тут - что это? нашего друга словно подменили. Он пятится и буквально воротит морду. Он всячески даёт понять, что аудиенция окончена. Валите отсюда. Второй багет вы не принесёте, я знаю. А мне тут ещё много народу надо остановить.
Со сложными чувствами уходим мы в машину. Бартер осуществился. Вам фото и за ухом почесать, мне багет. Не надо иллюзий.