Я впервые увидел Пизанскую башню в учебнике физики Перышкина для 9 класса.Будто бы Галилей туда шары закатывал с полметра в диаметре каждый, но один чугунный, а другой деревянный. Дожидались безветренной погоды, чтобы деревянный шар не унесло, и по возможности в одно и то же время роняли. С этой башни хорошо было шары ронять, они свободно падали и не царапали фасад. К изумлению публики шары плюхались в лужу под башней тоже одновременно, хотя деревянный раз в 7 легче чугунного. Выходит, тяжелые тела падают не быстрее легких. Больнее да. Но не быстрее.
Вот только зачем было шары катать? Во времена Галилея уже стоял во Флоренции грандиозный собор. С высоты вдвое большей, и там же заведомо ветра нет, отчего бы не уронить из-под купола пару монет: одну золотую, другую точно такую же, но из гипса, то есть раз в 20 легче золотой?
Да не бросал он ничего, наверное. Просто напряг свой великий мозг и получил это важнейшее следствие из других открытых им законов мироздания.
А Фибоначчи? Тоже пизанец. Кто детскую книжку "Код да Винчи" читал, о нем точно слышал. Там какие-то загадки на эту тему. Говорят, не он открыл эту самую последовательность: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13...Но он ее стал изучать, поэтому в его честь назвали. Каждое следующее число есть сумма двух предыдущих. И все? И все. Но, оказывается, листик дерева, фаланга каждого нашего пальца и все мироздание выстроено на основе этой последовательности. И на бирже играют с оглядкой на число Фибоначчи - бесконечную дробь, получающуюся при делении каждого члена на последующий и приближающуюся к 0.6, не то иррациональную, не то трансцендентальную величину.
(Этот Фибоначчи еще на арабские цифры всех подбивал перейти. До этого маялись с римскими. Хотели сжечь - за низкопоклонство, в данном случае, перед Востоком. Не сожгли, убедил).
Это не единственная количественная закономерность, на которой зиждется мир, одна из них. Бог, говорил Эйнштейн, не играет в кости. Всё выстроено по точным законам.
И вот у меня в группе объявился непримиримый безбожник. Отвел меня в сторону и стал вежливо выговаривать по поводу этой фразы и других, по его мнению, некорректных выпадов. Например, в Риме чума никак не могла угомониться. Но они как-то особенно помолились, и раз! она перестала собирать свой страшный урожай. Эпидемиологи знают, что с определенного момента больше никто не заболевает. У них свое объяснение, а у верующего человека однозначно свое. На небесах сочли наказание достаточным. Идите и больше не грешите.
С легендами я отговорился легко. В пересказе я не обязан каждый раз твердить, что, мол, легенда. А с Эйнштейном и Богом уперся. Бог, может, и не дедушка с бородой. И что было до Него - трудный вопрос. И что люди, львы, орлы и куропатки - это всё от эволюции, готов признать. Но вот эти закономерности, эти черт...прошу прощения, такие-сякие формулы, всякие "енхвы" (E=nhv, по Планку) и золотые сечения - они что, тоже в результате какой-то эволюции появились? А может, в них и заключено доказательство бытия Бога - как в звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас?
Я сейчас призадумался: а что я вообще знаю? Книжку афея Рассела "Почему я не христианин" прочел когда-то. "За" прочел больше, но все равно мало. Хотя, по-моему, Эйнштейн прав. Мне почему-то так кажется.
"Но что за блеск я вижу на балконе..."
Больше не буду этого делать. Никогда.
Я и так хожу по краю, когда рассказываю, что балкон Джульетты в Вероне- саркофаг на самом деле. Выбросили остававшуюся там с древности какую-то ерунду и вознесли во дворе ее дома в новом качестве. Любовь побеждает смерть. Прежний, мол, обвалился от времени. Реконструкция, мол. Балкон был, мол.
Что меня понесло выкладывать правду намедни, сам не знаю. Уставать стал.
Но вот - выложил. Не было балкона. Было окно. Во всем тезаурусе Вильяма нашего Шекспира, что в пьесах, что в сонетах - нет никакого балкона и не было.
Явственно стали кривиться губки у девы одной в группе, и пару-тройку пристальных недобрых женских взглядов я поймал.
Маху дал.
Зарекся навек теперь.
Мало ли что: But, soft! what light through yonder window breaks?
Вот, ничего не знаем:
[]
Балкон!
Крах USB, или Осенний листопад в Москве
Приговор соседа-компьютерщика беспощаден.
Статическое электричество погубило содержимое USB к моему лэп-топу. На кой было покупать аксессуар в первом попавшемся ларьке - явный же китай. На кой оставлять открытым окно, уезжая на неделю. Флэшку желательно держать в своем разъеме, так она лучше защищена, а я хранил отдельно. Но иди знай. В мое отcутствие прошли грозы, хорошо еще, что шаровая молния не залетела.
Опять какие-то фотки сгинули навек. К уже имевшемуся кладбищу добавилось новое. Год назад крэшнул жесткий диск - и вот на тебе.
(Над воротами реального кладбища, мимо которого автобус моего детства и отрочества вез меня в школу, было написано: Второе кладбище. Вообще-то Второе христианское, но "христианское" на то время отсутствовало. Какой-то неясный мистический смысл был в одиноком эпитете "второе" - применительно к месту последнего упокоения. Или это мне сейчас так кажется? А тогда небось думал, как успеть подчитать урок до звонка и когда-нибудь добраться до сисек Ленки Самсоновой).
Утешаешься несвежей мыслью, что эти и прочие потери учат нас лучше ценить то, что осталось.
Бросился перебирать оставшееся и наткнулся, о Боже на это. Осталось, пережило катаклизмы. Из памяти вроде бы навек ушло, ан нет, сыскалось и вернулось.
Ты летишь в Москву после знаменательного круиза по Сене, где этот шлягер Козьмы-Превера все звучал и звучал до одурения, до изнеможения - но ты хотел, чтобы он звучал еще. Ты уныло бредешь по ноябрьской Москве в районе станции "Проспект Вернадского", где тогда жила старшенькая. И ты натыкаешься на пешеходную дорожку, по всей немалой длине исписанную текстом бессмертной песенки.
Как же надо любить кому-то кого-то, чтобы вот так запечатлеть, очевидно же, под покровом ночи.
А вдруг...кто-то живет там, ходит-бродит? И эти аршинные строчки, это наивно-щемящее Для тебя еще там?
Пять лет прошло.
А новых кладбищ фоток не будет уже. Не фотографирую больше ничего.
Пипл схавает
А скажите, кто в курсе: существует ли на сегодняшний день институт редакторов-блохоискателей или он упразднен навек?
Дурацкая реплика из русскоязычной версии фильма "Римские каникулы" всё резала слух, пока я не удосужился полезть в сценарий - есть в сети.
Американские журналисты и принцесса неизвестной страны несанкционированно гоняют по Риму на моторолере, за что попадают в полицию. Там врут, что это они на регистрацию своего брака опаздывали, и их, понятное дело, отпускают. Уже на улице принцесса (Одри Хепберн) говорит газетчику (Грегори Пек): "Не волнуйтесь, я не задержу вас".
На самом деле в оригинале она произносит не эту ахинею, а вполне осмысленно и по делу, умница:
I won't hold you to it.
То есть: я не стану ловить вас на слове; вы не обязаны на мне жениться.
Я этот фильм после Рима кручу экскурсантам в бусе, и каждый раз этот ляп слышу. "Не задержу", ага.
Затратили деньги, наняли хороших актеров для озвучки, натиражировали DVD, а на редакторе сэкономили, что ли?
Вот те и рынок. Качество, может, он и регулирует, но до определенного уровня только. Пипл схавает. В прежние времена тексты были в этом смысле качественнее.
А то бы я на старости лет с удовольствием: сиди, вычитывай, копайся. Милое дело. Точно никому не надо?
Зачем я спрашивал?
Я задался простым вопросом - сколько психов в моих группах?
У меня в неделю человек 60-70, затем новая группа, и так весь сезон. Сколько гомосексуалистов - примерно знаю, где-то вычитал. Мужчин 2% и еще 8% латентных, лесбиянок - вдвое больше. Может, я и ошибаюсь, может, наука новыми данными располагает. Но мне от этого ни жарко, ни холодно. Автоматом политкорректен. Надо сказать о Меркюри или Леонардо, чтобы никого ненароком не задеть, но и не подлизывать меньшинству понапрасну . А ведут себя эти люди в поездке не хуже и не лучше других.
Отчасти важно, сколько в русскоязычной группе россиян и украинцев, приехавших в гости к друзьям и родственникам и вот, к удовольствию своих гостеприимных хозяев и своему, совершающих радиальные путешествия по Европе. Попадаются кавказцы, жители средней Азии, русские бельгийцы и так далее. Опытный экскурсовод учтет это в своем рассказе. Еврей в наших поездках почти повывелся, дети и внуки эмигрантов становятся американцами и немцами. Кроме гостей, заметны русские немцы среднего возраста -переселенцы из Казахстана, они были заняты домом, кредитами, работой, теперь вот открывают с нами мир, потому что мало кто выучил немецкий настолько, чтобы слушать экскурсии на языке. Ну, и гости. Статистически все ведут себя по-разному, но эта статистика малосущественна, как я есть зоологический интернационалист, и особого напряга нет.
Но вот - психи.
И ведь попадались, мог бы порассказать, но уведет далеко. Понятно, что психи куда как чреваты разными проблемами.
И - сколько?
Я спросил об этом Бориса Херсонского.
В миру это весьма известный и на мой взгляд в высшей степени талантливый поэт. Но он еще и имеет дело с психами. И пишет о своем опыте общения с ними.
Боря учился со мной в одной школе (на класс старше), и он бы смолчал, но неправду мне не скажет. Вот что он ответил: на 60-70 человек минимум 5 психов.
Завтра очередная группа. Надо бы отрешиться от этой угрюмой цифры, не спешить со своей диагностикой.
Я-то думал - меньше. Ну, 1. Ну, 2.
Но теперь уже и нелегко отрешиться. Поистине, многие знания умножают скорбь.