Сцену музыкального театра оживляет своими нетрадиционными интерпретациями известного материала художественный коллектив Hauen und Stechen
Короткое лето анархии* продолжает свое шествие - неумолимо, мощно, в вызывающе фривольном, перевернуто-утонченном стиле. Но это дерзкое существо обнаруживается не только на фоне крупных берлинских застроек. Сверните в боковые улочки нашей славной столицы, и вы увидите некий музыкальный театр. В обществе сплошных индивидуальностей данный театр энергично воплощает некую контр-магию - ту самую, которая выводит нас далеко за пределы гедонистически-воинственного акционизма.
Этим занимался "Новофлот". Теперь и коллектив Hauen und Stechen задался целью продвигать идеал взаимодействия, наполненного социологическими и антропологическими контекстами. Интересно отметить для начала, что Свен Хольм, один из основателей группы "Новофлот", проходил обучение в высшей музыкальной школе Hanns Eisler; в этой же школе студентками были Франциска Кронфорт и Юлия Львовски, вместе с фотографом и галеристом Тило Месснером давшие жизнь Hauen und Stechen. Что явственно обозначает две альтернативы. Либо все они, удрученные конвенциональным характером обучения, распрощались с добрым старым городским театром еще до первого ангажемента; либо получали там осязаемые позитивные стимулы идти своим путем.
Неизменно тяготение Кронфорт и Львовски к трагическим женским образам. Последние, однако, выходят на сцену "Софиензале" в Берлине не как жертвы измены, не как предмет купли-продажи, а как цельные многогранные личности. Мы видели такой Турандот, и вот теперь Кармен. Прообраз их Кармен, несомненно, находим в молодой даме из ставшего классикой фильма Луиса Бунюэля "Этот смутный объект желания", воплощенной двумя актрисами: Кароль Буке - интеллектуальная Кармен и Анхела Молина - Кармен плотская. Но перед нами нечто большее: Кармен как первая среди первых, primadonna assoluta, наивная простушка и любовница, подруга, феминистка, роковая женщина, хрупкая женщина... И всё это каким-то образом одновременно. Показательно, что в программе спектакля последовательность действия не обозначена.
Постановка Кронфорт и хореография Львовски подпитываются коллективным безумием, переменой ролей, пародией (нередко по поводу мужчин, что предсказуемо в условиях государственного патриархата) и завораживающей драматургией. Сцены с Кармен и ее партнерами доном Хозе и Эскамильо перемешаны; их хронология нарушена и они прерываются во имя нового прочтения материала. Кармен, какой она была вчера, сегодняшняя Кармен и Кармен завтрашняя. Она, как и ее предшественница Турандот, борец за свое дело; в то же время все строго привязано к музыкальному контекcту. Вновь мы отмечаем удивительную легкость, с которой осуществлена аранжировка партитуры Бизе для миниатюрного ансамбля, состоящего из фортепиано, аккордеона, трубы, виолончели, арфы и флейты. И этого достаточно, чтобы колдовство состоялось. Мысль крамольная, но она не может не прийти в голову зрителям: кому, собственно, нужны большой оркестр и помпезные инсценировки, когда все и так работает, притом достигается куда меньшими усилиями - благодаря Амулету?
[] ____________________________________
*Аллюзия на роман немецкого писателя Ганса-Магнуса Энценсбергера "Короткое лето анархии"