Пару месяцев назад обнаружили неожиданно в Венеции на другом берегу лагуны, на острове Св. Георгия. В группе никто не знал, пошли версии. Я сказал, что это абсолютно реалистический портрет, но увидел в чьих-то глазах недоверие.
Назвал тогда имя скульптора, имя прототипа с ходу не вспомнил. С оригиналом в Лондоне (статуя была выставлена на Трафальгарской площади в 2005 году и простояла там 2 года) я разминулся, в Вероне после какой-то выставки видел однажды большую пластмассовую копию. Тогда и навел справки. Тяжело думать, что мог и вовсе оказаться не в курсе.
Это Элисон Лэппер, родившаяся не такой, как все. Скульптор Куинн изобразил ее беременной. В ее жизни были мужчины. Она пережила развод и четыре выкидыша. Стала матерью и закончила Колледж Искусств в Лондоне. Она художник. Рисует, держа кисть в зубах.
В Венеции огромная надувная фигура появилась в связи с очередным всемирным смотром современного искусства - Биеннале.
Как сообщали в новостях, некто Капуто, отвечающий за вопросы культуры в Венецианском патриархате (они своего кардинала кличут патриархом), раскритиковал организаторов Биеннале за то, что они установили эту скульптуру рядом с церковью.
Не хочется обобщать, отсталые, мол, католики и т.п. Просто и у них культурой может заниматься человек некультурный.
Какой молодец эта Лэппер. Лондонцы должны были к пъедесталу записки прикреплять, подобно тому как это делали флорентийцы, восхищаясь красотой и геройством микеланджелова Давида:
"Ты заставил нас почувствовать себя людьми".
Языковая толерантность и не только
Странно, меня не коробит "ставай сюда" во время фотосессии туристов в ходе экскурсии. Не повергает в уныние "Приятный аппетит!" вместо "Приятного аппетита!" за завтраком. Это просторечие, я общаюсь не с дикторами московского телевидения, а с обычными, разными людьми. Нормально.
Мне самому надоело безразмерное "сфотографировать". Я не скажу "сфотать", уснащаю свою речь глаголами "запечатлеть" и "увековечить". Они тоже не больно краткие, но все же разнообразие какое-то. На "фотай!" как будто еще внутренне фыркаю, но с каждым разом все ленивее. Привык. Фотайте на здоровье.
"Не пОняла"... каждый раз подавляю в себе порыв спросить, разъяснив: "теперь пОняла?"(вместо вежливого "поняли?"), но подавлять все легче. В том же файле украинизмы "скупаться" (в море) и "ишол".
По-прежнему плохо переношу "кушать" и ничего не могу с собой поделать. Я думаю, "кушать" - некий бастион моего пуризма, который подсознательно сдавать мне неохота.
Убивает разговорное "хоть", ни к селу ни к городу вставляемое в вопрос. Это, наверное, немножко из другой оперы: нормa литературного языка не нарушается. Нарушаются нормы речевого поведения. Каждое такое "хоть" - маленькая пристройка сверху. "Когда мы хоть приедем?" - как будто везут неизвестно откуда и неизвестно куда и привезут ли вообще - большой вопрос. Всё из рук вон плохо, но, может, хоть привезут куда-то, раз не накормили, не дали поспать, ограбили и изнасиловали с особым цинизмом. Я иногда реагирую, со всем дружелюбием, так: "Почему "хоть"? просто: когда приедем. Приедем тогда-то". Сказавший "хоть" неизменно слегка тушуется, пристраивался сверху сознательно.
Не мной замеченная закономерность - чем малограмотнее носитель языка, тем он менее толерантен к ошибкам в речи иностранца, например, приглашенного экскурсовода, даже к акценту. Из глубин индивида прет убеждение, что все должны говорить на его языке, как он - или уж заткнуться и молчать. Мне кажется, сходное явление - когда в отеле или придорожном ресторане пытаются объясниться с персоналом по-русски, еще и голос повышают - чтобы лучше понял, мудак.
Вот, поделился, легче стало. Две тетки в автобусе за моей спиной всю дорогу от Вероны, часа 3 с половиной, сперва обсуждали, кто что будет кушать; потом кушали; потом обсуждали скушанное.
Паническая атака в Вероне
Пару месяцев назад, отведя экскурсию во Флоренции, забрел в кафе, там однорукие бандиты.
Давно не играю по-крупному. Зашел-ушел, выиграл-проиграл. Прописанные теорией вероятности проценты по итогам сезона минусую, конечно. А тут - сотка зазвенела. Ну, спасибо.
Возле автоматов топчется цыганка.Переживает за игроков, ага. Воровать не ворует, в казино вообще западло воровать, однорукие бандиты не терпят конкуренции. А клянчить с выигрышей - ничего, можно. И она мне руку протягивает. А я не дал. Не дал, и все. Иногда даю явным алкашам. Но не нищим-профи.
Нет, говорю. И деньги, имевшиеся раньше и благоприобретенные, поглубже засовываю.
Она: нет? И взгляд такой...укоризненно-инфернальный.
Нет.
Где-то обедаю. С группой ухожу к автобусу. Перед посадкой ощущаю пустоту в другом кармане, где паспорт. Хлоп - пропал вместе с кредитками. Деньги на месте.
Украли или сам выпал из кармана, когда я на ступенях Дуомо, пообедав, сидел? Cлучайное совпадение или меня из самого кафе по звонку с цыганкиного мобильника пасли?
Уставать я стал последнее время что-то. И жарко было. Деньги заложил основательно, а паспорт с кредитками не перепрятал.
И я ж худею. Отсюда тревожность и малоадекватность.
Без паспорта никак. Полиция в Италии иной раз прямо на улице проверяет по наводке местных гидов - имею ли я право там экскурсии вести. От этих проверок и польза есть: люди убеждаются, что экскурсовод у них правильный, с министерским разрешением. А без паспорта - не то что экскурсии, задержать могут, в квестуру отвезти.
Кредитки заблокировал, а дальше надо срочно лететь, подавать документы...А заменить меня с таким упреждением некем.
Кошмар.
Теперь-то все позади. Ухитрился в имеющуюся у меня пятничную лакуну и оформить в Италии документ о краже паспорта, и, улетев, через одну отзывчивую фирму в Дюссельдорфе подать на новый, и вернуться к следующей группе. Документ о краже покамест вполне заменяет паспорт, уже проверяли и ничего.
Это сейчас я успокоился. А тогда на следующей неделе у меня реакция началась. И она, наверное, в паническую атаку переросла. Иначе не могу объяснить.
Дело было так. Иду по Вероне в свой выходной. Жара. Покупаю себе в отель здоровенную бутылку воды, фруктов, то, се. Засовываю в сумку.
Эту сумку я 14 лет назад в Ницце купил, в аэропорту, и не задешево. Чего я только в нее с тех пор не запихивал, куда только ее не подсовывал - ей хоть бы что. Фирма! Видно, что не новая, но служит, родная!
И тут родная разваливается на две части. "Молнию" - их там несколько, вот именно главную, на которую вся нагрузка - выворачивает. Я только голову понурил: еще один удар судьбы. Кое-как все собрал, под мышкой несу.
В витрине рядом - сумки и портфели.Один не то портфель, не то сумка понравился мне. Строгий, черный. Я не ищу дешевле некуда, а качество налицо. Так, отделение для компа есть, места чуть поменьше, чем в прежней, но сойдет. Цена?
Мне говорят. Безучастное выражение на моей физии продавец понимает так, что я ухожу в отказ, и убирает товар назад на полочку. Я слышу как будто откуда-то издалека свой собственный голос: зачем вы убираете? Покупаю.
Вы спрашиваете, cколько? Умолчу.
Это мазохист во мне для полного счастья, что ли, голос подал? Цена ценой, но зачем мне этот кожаный шик? А ну как водители по нечаянности или доброте душевной царапнут? И как пихать теперь туда, как под голову вместо подушки подкладывать, чтобы форму не нарушить? Да такой кожей впору салон роллс-ройса обтягивать. К такой коже и костюмчик от Valentino нужен, и обувка от Church.
Привез обе сумки в гостиницу, закручинился. Cмахивая слезы, сфотографировал даже.
Поверите ли, специально совершил еще одну вылазку на Ниметчину в уик-энд. Что-то забыл, счета оплатить. Но не это главное. Главное - отнес я старую сумку мастеру-турку в "Реал" напротив. Десятка за работу, десятка за срочность - и новая "молния" прочно сидит, как будто всегда там было. Да продлит Аллах дни этого достойного человека!
Я теперь беречь ее буду. Зачем пихать через силу, в крайнем случае что-то в пакет переложу. Но лишней царапины или вмятины остерегаться не стану. А новую поставлю на видном месте, когда ремонт в квартире сделаю, заместо вазы из мурано, я серьезно.
Нашли мы со старой сумкой друг друга. Уже было расстались навек, ан нет - нашли.
Я счастлив.
Эстетика обшарпанного фасада
Начинаю в Вероне, не умолкаю до отъезда из Венеции.
Что:
- за обшарпанным фасадом просторно и сухо, а интерьер зависит от кошелька того, кто там живет, но чаще неслабый, потому что тот, кто там живет, чаще и человек небедный;
- модный сейчас винтаж - это под старину, а это даже не винтаж, потому что это не под старину, а старина и есть, которой гордятся, а не прячут её под штукатуркой;
- эти дома простояли пятьсот лет и простоят еще столько же, пережив не только землетрясения, но и прокладку там водопровода, канализации и прочего в соответствии с санитарными нормами, в нарушение которых ни в одной цивилизованной стране никого не прописывают.
С обезоруживающей искренностью оповещаю своих подопечных, что процесс постижения этой эстетики занял у меня когда-то не один год и мне хочется, чтобы у них он произошел быстрее.
И нате вам. В только что закончившейся поездке некто в очках, с интеллигентной лысиной, везде за мной ходил и слушал, как конь, кивая головой, а в конце, когда уже ехали домой, подсел в автобусе и спрашивает, имея в виду обшарпанные стены домов:
"Cкажите, почему в Италии везде эта удручающая бедность?"
Верона, письма Джульетте
Можно посмеяться, а можно и умилиться. Я умиляюсь. Без тени иронии - умиляюсь. Сказано просто, ясно, честно.
А вот что написано по-китайски? Найдись, природный китаец, и отзовись! Или же китаист, да всякий, кто изучает язык будущего.
<Хотя я почему-то я думаю, что написано примерно то же самое.
Наблюдение снимаю, какашек не обнаружено
Довольно, пора мне забыть этот вздор...Это строка из Гейне, не помню, чей перевод. А повторяю я её последнее время не по поводу неразделенной любви, а по поводу какашек, которые якобы плавают на площади Сан-Марко в Венеции.
Я рассвирепел, когда в первый раз это услышал, и пообещал предметно ответить гнусному клеветнику Венеции А.Мальгину, написавшему, что гомно в обычное время выносится из Венеции отливом, но во время наводнений оно не выносится, а якобы сбивается на указанной площади и самая красивая горница Европы превращается, по А.Мальгину, в "огромную вонючую сточную яму".
Ничего личного. Возможно, А.Мальгин для кого-то во всех отношениях лучезарная личность. Но в части, касающейся написанного им о Венеции, он предстает перед нами как гнусный клеветник. Впрочем, он был мною и раньше замечен в нечестном отображении реальности.(Да, это был он, и зря я тогда cделикатничал, изменив фамилию кишкомота). Может, я бы прибег к более сдержанным определениям: врун, злопыхатель. Да и вообще смолчал бы. Но ни одна падла, оскорбляющая Венецию, рассчитывая, что она, Венеция в суд не подаст, не должна остаться незамеченной.
Я приготовил развернутую отповедь. Но зачем? Мало ли какой бред появляется в сети. Он-то себя доказательствами не утруждает. Сам видел, мол.
Независимо от копрофила А.Мальгина и ранее, чем он меня обозлил, тема мной уже разрабатывалась. Для кого-то станет испытанием его/её любви к Венеции, что кое-xnj пока еще частично уходят в каналы. Но там по ссылке и ряд утешительных факторов. Добавлю к ним еще и то обстоятельство, что в воду сегодня попадает только жидкая органика. Твердая оседает в септиках и накопителях и вывозится на поля орошения.
Во время очередного наводнения мощная приливная волна и южный ветер делают воду не грязнее, а чище! Я видел этих наводнений больше, чем А.Мальгин, как говорят англосаксы, съел горячих обедов. Я опросил с десяток своих многопытных коллег. Пересмотрел кучу источников. В конце концов стал наблюдать самолично: даже когда вода стоит на обычном уровне, прежде чем унестись в лагуну, какашка должна оказаться в канале, логично? Так вот, ни одной какашки мной замечено не было. Какашки плавают только в измененном сознании А.Мальгина.
Я должен был это написать! Написал и наблюдение за каналами снимаю. А то уже и азарт появился: хоть бы одна какашка. Так нет же! Тьфу, напасть.