Автор прямо говорит о том, что его цель - в рамках заявленной темы ответить на фальшивки, распространяемые в ходе борьбы с украинским национализмом советской пропагандой.
Хотя и постсоветская их прекрасно распространяет, конечно.
Для слишком многих национализм это что-то плохое. Когда-то к этому слову крепко прилипло определение "буржуазный". Потом оно отлипло, а нехороший след остался. "Вы же там националисты все" - говорили мне отдельно взятые россияне.
Эх, если бы.
Путать с нацизмом - вообще ни в какие ворота. Националистами были отцы-основатели США, Ганди и Теодор Герцль. Чтобы в этой компании не оказались разномастные гитлеры, для них лучше оставить старый добрый тэг "шовинисты".
В то же время возведение непроницаемых терминологических перегородок дело безнадежное. Может, например, отдельно взятая личность быть и националистом, и в каком-то пункте шовинистом? Ответ: да, может. Даже не в ходе политической эволюции, а вот именно на данном временном отрезке.
Труд Гомельского - это исследование. С привлечением архивных материалов, редких фотографий и свидетельств.
Без претензий на разбор или даже рецензию. Скажем, пометки на полях.
***
Автор приводит множество распоряжений, сделанных Симоном Петлюрой по поводу погромов.
В романе "Как закалялась сталь", который люди моего возраста проходили в школе когда-то, Петлюра отмахивается от еврейских ходатаев. Они проявляют беспокойство по поводу возможных эксцессов, но читателю становится ясно, что лучше бы они с этим не подступались - будет только хуже.
Это ложь.
Не только приказывал не допускать, но и кое-кто расстрелян был за это. "Пора понять, что мирное еврейское население и их дети, жены так же, как и мы, было порабощено и лишено своей национальной воли. Ему некуда идти от нас, оно живет с нами с незапамятных времен, разделяя с нами нашу судьбу и скорбь. Рыцарское войско несет всем нациям Украины братство, равенство и свободу, и не должно спокойно слушать всяких проходимцев и провокаторов, жаждущих человеческого мяса".
Прямая речь Петлюры.
А.Гомельский цитирует доклад на имя главного атамана. Сообщается, что согласно его приказам по приговорам чрезвычайных военных судов осенью 1919 года за учинение еврейских погромов были расстреляны: в местечке Вахновке (Липовецкого уезда) - 4 грабителя, на станции Христиновка - 83 погромщика. Кроме того, в тот же период по его приказу в местечке Тальном были расстреляны 5 погромщиков. Их имена были оглашены для всеобщего сведения. Приказ был распечатан и разослан в полки.
Еще раз: не единичное выступление для приличия, а целенаправленная и систематическая работа по предотвращению. В соответствии с законами военного времени.
Тот, кто путает Петлюру с нацистами, пусть представит себе, что с подобным текстом обращаются к своим подопечным Гиммлер или Геббельс. Ложь поселилась в голове такого путаника и разрослась там в огромную опухоль.
Петлюра сделал меньше, чем мог бы сделать?
Мне уже приходилось иметь дело с подобными инвективами - когда я вникал в историю итальянских евреев. Мол, понтифик сделал недостаточно.
А когда вник, убедился в том, что папа сделал больше для спасения евреев Италии и всей Европы (понятно, мирными средствами), чем кто бы то ни было.
Попытки задним числом указать каким-то деятелям, что они могли сделать больше, часто наивны, иногда злонамеренны.
***
В одном месте захотелось возразить.
В Проскурове (Хмельницком) большевистское подполье, которым руководил некто Снегов, он же Фаликзон, предприняло попытку поднять восстание против Народной Рады. Попытка не удалась. Это обернулось адом для мирных жителей.
Именно его (упомянутого деятеля) действия по поднятию восстания против УНР, пишет автор, привели в итоге к Проскуровскому погрому, а значит кровь невинных еврейских жертв не только на расстрелянном в 1920 году атамане Семесенко, но и на коммунисте Снегове-Фаликзоне.
Расстрелян главный погромщик, опять-таки, по приказу Петлюры.
Полемический перехлест. Я ничего не знаю о Снегове-Фаликзоне. Добросовестно заблуждался по части марксизма? Или втерся в политику из карьерных соображений? Несомненно, он готовил бунт против тогдашнего законного правительства и должен по всем правилам считаться государственным преступником.
Но этот детерминизм заведет нас далеко. Всё имеет свои причины и свои следствия. Зоологическому евреененавистнику и повод не нужен, а только опьянение властью и ощущение своей безнаказанности. Погромы были не только в Проскурове, и совсем не обязательно их триггером становился мятеж в тылу, какой-нибудь коммунист или вообще кто-нибудь.
Нюансы. Существует определенный дискурс, с которым лучше считаться, как мне кажется.
Иначе ненароком получается некоторое рассогласование с высказанным уважаемым автором несколько ранее и бесспорным: "Ничто не может оправдать или даже обосновать убийство безоружных людей!".
***
Автор, на мой взгляд, убедительно подводит нас к тому, что у человека, в 1926 году разрядившего револьвер в Петлюру, были кукловоды в Москве.
Иностранный отдел ГПУ без дела не сидел. Физическое устранение Петлюры решило проблему возможного сближения украинских патриотов в изгнании с Пилсудским. Петлюра и в его лице первый непродолжительный опыт украинской государственности были, казалось, навек дискредитированы. Между украинской и еврейской диаспорами в эмиграции прошел глубокий раскол.
Использован был Шварцбард втемную или нет - другой вопрос. Похоже, он все-таки был "крот" большевиков, дожидавшийся распоряжений. Он был активен, но "крот" не обязательно должен сидеть тихо - главное, чтобы никто не догадался, на кого он работает.
Для автора и для нас важнее другое, и не грех повторить уже сказанное. Петлюра не был организатором погромов. Он, как мог, предотвращал их. Закон исключенного третьего работает чётко.
***
Половина правды есть полная ложь. Это еврейская поговорка. Она предпослана книге в качестве эпиграфа.
С удовольствием воспроизведу в оригинале:
גיל רעצַנג נ זיא תמא רעבלנא
Это на языке идиш, только буквы древние. И я их, к стыду своему, не разбираю.
А вот отец Андрей Шептицкий разобрал бы. Он древний язык знал. Идиш граф тоже знал. И много еще языков.
Праведник Украины но не Народов Мира. В свое время "Яд Вашем" минимальным большинством голосов отклонил ходатайство - несмотря на то, что митрополит лично спас, по разным оценкам, от 100 до 150 евреев, отдавал соответствующие распоряжения монастырям и осудил львовский погром и другие преступления.
Где-то приводят его письмо папе Римскому, с описанием каких-то чиновников, заявившихся во Львов в 1939 году, как наглецов с манерами еврейских лавочников. Лично я не усматриваю здесь антисемитизма. Что делать, если у кого-то были такие манеры и что они напомнили митрополиту еврейских, а не каких-нибудь других лавочников.
И всё же, всё же. Иногда стоит забыть о принципе партийности и посмотреть правде в глаза. Точнее будет сказать - отойти на некоторое расстояние, чтобы увидеть, какая эта правда непростая. И как упомянутый закон даёт сбой.
Правда ли, что главный раввин Львова и личный друг графа просил его выйти к обезумевшей толпе и остановить то, что творилось во Львове 30 июня - 2 июля 1941 года, но тот отказался, мотивируя тем, что "народ скоро и сам успокоится"? Может, и неправда. Но что не вышел - правда.
Страшная нравственная дилемма.
Судя по тому, что мы знаем о погроме, он вряд ли успокоил бы толпу. Она могла еще больше разъяриться.
Вдумаемся. Отец Андрей рисковал бы не только своей жизнью, но и жизнью тех, кого он потом спас. Спас не только лично, но и проповедью "Не убий", произнесенной позднее. Письмами к тому же папе, где описывал ужасы, творимые на Западе Украины.
Для меня было новостью, что он и Гиммлеру отправлял протесты по поводу "окончательного решения". Это не возымело действия, но заранее знать он не мог, а что c таким адресатом идет на риск - понимал, конечно, не мог не понимать.
Но правда еще неподъёмнее.
Когда в 41-ом во Львове сменилась власть, митрополит в обращении "К украинскому народу" заявил: "В лице германской армии мы видим избавителя от врага". Это высказывание Алик Гомельский не прячет от нас. Что было, то было.
Я написал: еще неподъёмнее, учитывая возможную реакцию тех, для кого добро и зло давным-давно отделились друг от друга и стоят с тех пор нерушимо. И уж во всяком случае тех, у кого при слове "большевизм" в мозгу что-то щелкает, мол, это дело хорошее. Хотя, скорее всего, эти товарищи давно с негодованием отбросили мою писанину.
Но тогда приходилось выбирать между двух зол, причем новое зло еще не раскрыло себя, а прежнее...
Надо представить себе, что творили "освободители" в аннексированном Львове и окрестностях почти два года подряд. Возможно, митрополит, как и Бандера, питал иллюзии, что в новых условиях украинская государственность станет претворяться в жизнь, как это было в Хорватии или Словакии (и, заметим в скобках, как это будет в случае с Локотской республикой на оккупированной территории РСФСР).
Тут мы гадаем. Но что несёт с собою власть безбожников-энкэвэдистов он уже знал очень хорошо.
Что означает в таком случае слово "коллаборант"? Где ещё в Европе гитлеровцы приходили туда, где до них господствовал другой режим, не менее жестокий и страшный, хотя его основным оружием были не расовая, а классовая ненависть и социоцид?
Неправда, указывает А.Гомельский, что митрополит благословил создание дивизии "СС Галичина". Он одобрил ее создание, как нужного Украине воинского формирования. "Одобрил" это одно, а "благословил" - другое.
А я вот думаю, что разница не так уж велика. Критики Шептицкого, возможно, и не имели в виду таинства церковного благословления, это фигура речи.
Да хоть бы и было благословление. Гитлер заявил в июне 41-го - речь идет об уничтожении большевизма. Это ведь не сразу выяснится - что ни о какой государственности Украины в Берлине и слышать не хотят, а пришли не столько уничтожать большевизм, сколько грабить.
Разумеется - еще один пример гибридной правды - на деле это было не только украинское формирование, но и как минимум немецкое тоже.
И, хотя автор с привлечением фактов отводит от этого формирования вину за какие-то массовые убийства, эти две зловещие буквы в названии дивизии "Яд Вашем", принимая решение, проигнорировать не мог.
Но всё-таки мнения разделились почти пополам и, значит, есть надежда, что Андрей Шептицкий когда-нибудь будет признан Праведником Мира. Мы с автором очень бы этого хотели.
***
Я и раньше обнаруживал сходство львовского погрома с событиями 9 ноября 1938 года в Германии. Книга А.Гомельского подтвердила мои предположения. Погром 30 июня - 2 июля 1941 г. был организован гитлеровцами. Использовался опыт "Хрустальной ночи".
Детали не для слабонервных.
Цитирую по книге: "Участвовали ли в погромах члены ОУН(Б) и ОУН(М)? К сожалению, да! Ни те ни другие ангелами не являлись. Весь вопрос в ином. Есть ли документальные подтверждения, что именно Бандера и ОУН(Б) организовали погром?"
Таких подтверждений нет.
Автор в предисловии заявил о готовности говорить даже и неудобную правду, и вот он ее сказал. Участвовали. В ком-то взыграло. Утверждения, что погромщики и каратели были все поголовно арийского происхождения, вызывают грустное недоумение. Неужели кто-то всерьёз пытается противопоставить подобное роспропаганде?
Мне указали недавно на разницу между организаторами, первыми учениками из местных и низовыми исполнителями. Указали по делу, хотя я эту разницу понимаю. Но иногда мало понимать самому, надо постараться, чтобы и другие поняли. Вот, стараюсь.
Еще одна цитата. На этот раз из Постановления II съезда ОУН(Б) (Краков, апрель 1941 года): "Евреи в СССР являются самой преданной опорой главенствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине. Антиеврейские настроения украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительного виновника бед и чтобы в момент срыва направить их на погромы евреев. ОУН борется с евреями как опорой московско-большевистского режима, уведомляя одновременно народные массы, что Москва - это главный враг".
Здесь три фразы. Первую и третью антиукраинские силы охотно цитируют, вторую предусмотрительно опускают. Между тем именно в ней содержится доказательство, притом документальное, что ни Cтепан Бандера, ни его заместитель Стецько не только не планировали никаких погромных акций, но и предостерегали от них. Это доказывают и другие пункты Постановления, весь исторический контекст, исследованный в соответствующем разделе книги А.Гомельского.
Заметим также, что применяются выражения "московско-большевистский режим", "Москва", а не "русские". Это не одно и то же.
Немного погодя у меня возникла заминка при чтении, однако.
А.Гомельский: "Основным своим врагом организация считала московский коммунистический строй, а также все элементы, без национального, расового и социального различия, поддерживающие и активно продвигающие по всему миру московскую, нео-имперскую политику порабощения народов".
Позвольте, как же без национального различия. По части евреев оно есть. "Евреи..." - и далее по тексту. Не "часть еврейского народа" и даже не "значительная часть", хотя и это неправда. В своё время отмена черты оседлости и прочих ограничений вызвала заметную активность многих, до этого пребывавших в ее пределах. Это общеизвестно. Но неужели евреи в партийно-советских органах и силовых структурах УССР к 1940 году составляли большинство? Разве там не были представлены русские, украинцы, другие национальности? А уж по отношению ко всем украинским евреям это был и вовсе ничтожный процент. К тому же еврейские носители большевистского империализма евреями как раз были, прямо скажем, никакими, если не считать фамилии и носа.
Так что да, не ангелы. Лишнее приписывать не надо, но негативное обобщение по национальному признаку налицо.
Ладно. Не были свободны от предрассудков, но при этом осознавали пагубность возможных эксцессов, понимали, что они могут быть спровоцированы, и указывали, кем именно они могут быть спровоцированы.
А как же с предложением заместителя Бандеры Стецько - заняться "окончательным решением" по нацистскому образцу?
А так, что это фальшивка, состряпанная КГБ, как и всё "Жизнеописание", что автор убедительно обосновывает. Это не остановит перемещений фейка по сети, но вы теперь знаете. Кто сомневается - в своем праве, конечно. Читайте книгу, что я еще могу вам предложить.
Автор и до гебистских брошюрок для служебного пользования докопался. Довольно подробно раскрыта кухня фальсификаций, интриг и провокаций.
Похвальная дотошность. Архивные ссылки, всё как полагается. Это вам не диванная аналитика.
Так же убедительно доказана фейковость "Стенограммы конференции ОУН (С. Бандера) во Львове 18-19 июля 1941г." с аналогичными антиеврейскими высказываниями.
***
Вот эта аббревиатура: ОУН(Б), ОУН(М) - она что-то говорит россиянам?
Все ли в курсе, что украинское национальное движение еще до войны раскололось на бандеровцев и мельниковцев? И что первые почти немедленно оказались врагами рейха и в основном геройски воевали с гитлеровцами, приближая, между прочим, взятие Рейхстага, а сотрудничали с врагом как раз мельниковцы, хотя и среди них в ряде случаев оказывались герои, преданные национальной идеe и принявшие за нее смерть?
Еще одна непростая правда.
Почему в России почти никто не слышал о Мельникe и мельниковцах, а Бандерой всем проели мозг?
Потому что про мельниковцев неинтересно. Героями-то считаются в основном все-таки не они, а вот именно бандеровцы. Слово звучное, демонизировать его легко и приятно. В результате рождается лживый мем: у вас в героях - пособники нацистов. Между тем правда, при всей её сложности, как раз в том, что пособники в основном не становились героями, а герои в подавляющем большинстве не были пособниками. Но кому нужна эта скучная правда. Никак ее не приспособишь под наглую агрессию.
***
Назрело интермеццо.
Пишущий эти строки отгребает со всех сторон. Мы идеологической борьбой занимаемся, а ты тут со своей гибридной правдой.
Напоминают, и не без основания, о военном противостоянии и аннексии. Не время расчесывать старые раны. Ты этим помогаешь агрессору.
А я вот думаю, что помогу ему, если буду делать вид, что этих ран не было. С какой стати мы должны добровольно передавать агрессору канал, транслирующий правду?
Бандеровское крыло ОУН оказалось в политической и военной оппозиции гитлеризму через пару недель после нападения на СССР, уже выяснили. Мельниковское крыло сделало ставку на сотрудничество с оккупантами, наивно полагая, что удастся не мытьем так катаньем уломать их на хотя бы какую-то государственность. А там, дескать, посмотрим.
Кто-то и среди мельниковцев не поступился высокими принципами и был уничтожен. Эти люди - герои.
Большинство же приняло новые правила. Бог им судья. Не собираюсь, ещё и из моего далека, вменять что-то давно истлевшим останкам.
Давайте, однако, перечитаем еврейскую поговорку в заголовке.
Евреям и не только евреям, но и инвалидам, цыганам, военнопленным было все равно, люди какого крыла помогают айнзацкоманде над Бабьим Яром.
В период оккупации издавались газеты. Какие там могли быть статьи по "вопросу"? Но подписавшийся под погромной статьей мог на следующий день умереть как герой.
Другое дело, что резать правду-матку, не осознавая всей деликатности темы, последнее дело. Тут я совершенно солидарен с А. Гомельским, который в качестве примера вспоминает нелепое, деструктивное высказывание президента Израиля Реувена Ривлина в Киеве в 2016 году.
"Много пособников были украинцами", - сказал глава государства. И добавил, что "среди них особо выделялись бойцы ОУН".
Не бойцы ОУН, конечно. Украинская повстанческая армия будет образована позднее, и Бабий Яр тут ни при чем. Но дело не в этом.
Простите, а кем они должны были быть? Под Ростовом-на-Дону пособники были русскими. А в Риге латышами. А в Париже помогали хватать людей и отправлять их в лагеря смерти французы. И так далее.
Возникает сложная рефлексия. Национальная принадлежность становится пунктом обвинительного заключения. Не нарочно. Но так получается.
Объяснять, оправдываться, "не то хотел сказать" - не менее нелепо. Гораздо проще заранее подобрать нужные слова и не городить лишнее. Не погрешив против правды при этом. Еврею должно быть понятно, как быстро распространяется зараза неправомерного обобщения и какие чувства это вызывает у "обобщённых".
Ривлин упомянул о праведниках, спасавших людей. Но и добавил, что большинство молчало.
Может, он не знал, что за спасение еврея полагалась смертная казнь?
Cкажем очень мягко: запредельное простодушие.
***
Главное в книге, по-моему - позитив. Под одной обложкой, кроме упомянутых мною, оказываются Василий Стус, Петр Григоренко, Юлий Марголин, Герш Келлер, Рафаэль Лемкин, длинный список евреев, находившихся в рядах УПА, Вячеслов Черновол и многие другие замечательные люди.
Книга не дает забыть или исказить прошлое, но автор явно думал о будущем, когда писал её.
_______________________________________
*Цитировал везде по русскому переводу. Типографская версия на русском языке, насколько я знаю, пока в работе. Изначально книга написана по-украински, и есть в бумажном виде.