Черевков Александр Сергеевич
Смерть на суке

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Размещен: 05/11/2021, изменен: 05/11/2021. 15k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Скачать FB2

Смерть на суке.
       С первыми холодами осенью выпал похожий на одуванчики первый снежок, такой же лёгкий и пушистый. Слабый ветерок гонял по двору снежинки словно тополиные пушинки, которые накапливались под изгородью и в углах хозяйственных построек нашего небольшого двора. За ночь снегу прибавилось и к утру вокруг нашего дома образовались огромные сугроб из пушистого снега.
       Наша хата стояла на краю посёлка Псебай в самом начале огромного леса, который летом был сплошной зелёной стеной, растянувшейся на сотни километров в предгорьях Северного Кавказа.
       Зимой лес без листьев выглядел обнажённой группой застывших исполинов, которые застенчиво прикрыли свою наготу первыми снежный сугробами, словно белыми бальными подвенечными платьями. Рядом на фоне белого снега зелёные ёлочки, как Снегурочки в ожидании Деда Мороза.
       Через неделю вокруг нашей хаты образовались огромные снежные сугробы, которые принесли к нам в хату тепло в защиту от холодного ветра со стороны леса и неудобство передвижения по двору. Пришлось нам взяться за большие лопаты, чтобы освободить двор от лишнего снега. Мы все были рады большому снегу в начале зимы. Удобно было нам и нашим кролика в клетках.
       В то время как у нас на краю леса вокруг хаты снега было до самой крыши. В это время в посёлке Псебай снега не было вообще. Первый снег растаял в тот же день, когда выпал и ничто не напоминало о начале зимы. Ярко светило солнце. Поэтому к концу недели в нашу сторону потянулись небольшие группы ребят, которые скучали в посёлке о зимних играх и развлечениях на снегу.
       Рядом с нашей хатой не жили мои ровесники. По этой причине не было друзей. Через речку в больше доме жила многодетная семья Дубовиковых, у которых были только девчонки, с которыми мне дружить было совсем неинтересно. У девчонок на уме одни куклы, а также игры в дочки-матери. Меня же постоянно тянуло на приключения, к которым не было интереса у девчонок.
       С первым зимним снегом у меня появились первые друзья, которые сами пришли к нашей хате. Так как рядом с нашей хатой через дорогу была небольшая возвышенность, с которой можно было кататься на лыжах и на санках. Так что в первую субботу и в первое воскресение мы стали готовить накатанный спуск с горки. Снега было мало на длинный спуск. Пришлось таскать снег со всех сторон, чтобы накатать утрамбованный снег на большую ширину и на длину всей возвышенность.
       - Давайте сделаем дорожку с трамплинами и с поворотом. - предложил белокурый Завьялов Гена.
       - На трамплин у меня найдутся доски. - поддержал, Гену. - Только под доски придётся горку земли накидать, чтобы трамплин не развалился и сверху придётся много снега нарастить к упругости.
       - Сегодня мы приготовим горку с досками. - уточнил карапуз Степашин Колька. - Пока мы будем неделю учиться в школе за это время выпадет большой снег. Приведём сюда пацанов человек десять с лопатами. За субботу и воскресение всё закончим. Будет у нас классный спуск с горки.
       За неделю учёбы в школе, когда приходил домой, то впустую дома не сидел. После того, как делал школьные уроки дома и помогал мама по хозяйству, то свободное время вместе с братьями близнецами отправлялся укреплять трамплин на спуске с возвышенности. Маме нечего было беспокоится за своих детей. Возвышенность с трамплином хорошо просматривались из окна хаты.
       Когда в субботу из посёлка пришли мои друзья, то трамплин был полностью готов. Оставалось удлинить и укрепить весь наш скоростной спуск. Пацанов с посёлка было так много, что мы без особого труда приготовили всю длину нашего катка с самой вершины до дороги возле нашей хаты. Длина катка, примерно, была километра два. Может быть даже больше. Мы не замеряли длину. Длину определили по совместному времени подъёма от нашей хаты на вершину тридцать минут.
       В этот день мы ни стали спускаться с вершины. Так как ни у кого из пацанов с посёлка не было с собой санок и лыж. У каждого были лопаты на укрепление снегом нашего катка с вершины. Мне не хотелось одному спускаться с вершины. Мои братья близнецы были слишком маленькие к спуску. Братьям было всего по пять лет каждом. Поэтому общий спуск отложили на завтра в воскресение. За братьями будет смотреть мама.
       В воскресенье наши родители были дома. Все желающие спуститься с горки заранее отпросились у родителей на целый день. Так как путь от каждого дома до вершины изменялся километрами и протяжённостью в несколько часов в одну сторону. В то время как всем хотелось прокатиться по снегу с горки хотя бы пару раз. Так что с рассветом потянулись пацаны к подножию горки.
       Другое дело у меня. Подъём на горку начинался напротив нашего дома сразу за просёлочной дорогой. Ещё с вечера мне пришлось передать своих братьев близнецов под контроль наших родителей. Мама долго до поздней ночи занималась с нашими пацанами домашним хозяйством.
       Пытаясь уморить их ото сна до поздней ночи, чтобы они раньше нас не поднялись на горку со своими детскими санками, а спали до тех пор, пока мы все перестанет кататься с горки и наши пацаны будут дома под моим присмотром. Таким образом, наш день катания закончится благополучно.
       Задолго до рассвета к нашей хате стали подходить самые нетерпеливые. Мне не хотелось отставать от других. Поэтому тоже вышел из хаты, чтобы быть рядом с новыми друзьями. Но подальше от нашей хаты. Так как смех и разговоры пришедших пацанов могли разбудить моих братьев. Тогда мне придётся остаться дома. Иначе наши близнецы пойдут на горку за нами.
       - Пацаны! Давайте перейдём ближе к горке. - обратился к собравшимся у нашей калитки. - По-дальше от нашей хаты. Мои братья могут прояснить и связаться за нами кататься с горки.
       Собравшиеся тут же перестали суметь и послушно перешли через дорогу к лесу, откуда начинался подъём на книжную горку. В это утро было прохладно чем вчера вечером. По этой причине мы стали бегать друг за другом между деревьями, чтобы смотреться до рассвета. Так как подниматься на книжную горку в темноте было опасно. Можно упасть и разбить себе нос. К тому же надо подождать большинство пацанов, с которыми обещали начать восхождение на рассвете этого дня.
       - Всё! Пацаны! Будем подниматься на горку. - решительно, сказал, когда первые лучи восходя-щего солнца, осветили вершины деревьев на нашей горке. - Больше никого не будем ждать.
       Собравшиеся вокруг меня пацаны тут же уступили мне дорогу к протоптанной дорожке в снегу к вершине нашей горки. Каждый метр в заснеженной тропе был знаком мне с первого снега упавшего в лесу рядом с нашей датой. Уверенно шагнул впереди пацанов с посёлка к вершине заниженной горки. Пацаны не спеша последовали за мной, словно цыплят за домашней квочкой.
       Выросли вблизи гор мы прекрасно понимали, что в данном случае спешка не нужна. Чем быстрее будешь подниматься к вершине, тем быстрее устаёшь и на полпути выйдешь из строя. Придётся спускаться вниз, так и не достигнув заветной вершины. Поэтому шли не спеша, привычно рассчитывая каждый шаг на подъёме. Примерно, после сотни шагов делали остановку на отдых.
       Когда достиг верхней точки нашего катка, то вышел на открытую площадку на опушке леса, откуда хорошо было видно нашу хату и конец заснеженного катка, куда нам предстояло спуститься. Там далеко внизу в этот момент последний пацан начал подъём к вершине. Таким образом можно было представить, что на дорожке, примерно в три километра, поднимаются около сотни человек. Это выглядело подвигом для молодых романтиков любителей покорять вершины гор.
       - Ну, что, Сашка? Ты первый поднялся на вершину. Тебе первому спускаться вниз. - прервал мои размышления Колька Сечкин. - Последнего не будем ждать. Он не скоро поднимется сюда к нам.
       Мне нечего было сказать против того, что с горки буду спускаться первый. У нас дома не было санок. Самому пришлось смастерить из толстой фанеры с рейками по бокам нечто похожее на санки. Впереди конструкции просверлил два отверстия, через которые привязан толстую верёвку. Уселся на своё изобретение. Крепко ухватился за верёвку и с криком помчался вниз по снегу.
       По прямой линии с горки на катке скорость увеличивалась с каждым метром. Впереди на линии спуска стояла старая одинокая сосна. Растопырив в разные стороны свои сучья, сосна прикрывала дорогу с катка. Мы заранее приготовили боковой трамплин в этом месте, чтобы избежать столкновения с сосной. Иначе можно было разбиться насмерть об сосну, не достигнув конца спуска.
       Мой прыжок с трамплина был на столько неожиданным и быстрым, что едва не перевернулся в воздухе проскочив вблизи сосны под длинным корявым сучков торчащим из ствола старой сосны. Сохранив равновесие на дорожке катка, стремительно помчался вниз головой петляя по бугоркам на линии спуска и со всего маха врезался в сугроб перед самой просёлочной дорогой вблизи нашей хаты.
       Сразу сообразил, что следом за мной пацаны будут вылететь на дорогу и прямо к нам во двор. Побежал к нашей калитки, где стояли широкие лопаты из толстой фанеры предназначенные к расчистке снега вокруг нашего двора. Надо было как можно больше накидать горку снега, что пацаны не вылетали на дорогу. Проблема спуска с горки могла вырасти как снежный вал у нашей хаты.
       - Колька! Быстрее делай горку снега! - закричал на Сечкина Кольку, который плюхнулся на своей доске рядом со мной. - Иначе пацаны с катка будут вылетать прямо к нам во двор через дорогу.
       Сечкин тут же схватил лежащую рядом со мной широкую лопату, и мы вдвоём усиленно стали срезать снег в горку напротив нашего катка. Пацаны один за другим с огромной скоростью врезался в нашу горку и вскоре получилась каша мала из пацанов в огромной куче снега прямо у дороги перед нашим двором. Мы уже не в силах были предотвратить нарастающую опасность на катки.
       - Надо остановить пацанов! - закричал Завьялов Гена, вылета с катка на дорогу. - Трамплин разломался. Едва не повис на сучке у сосны. Сломанной трамплин сильно подписывает кверху.
       - Как мы остановим пацанов?! - удивлённо, воскликнул Сечкин Колька. - Пока мы поднимемся на горку, все пацаны будут внизу у дороги или валяться во дворе у Сашки. Может всё обойдётся...
       Не успел Колька закончить свою речь, как с высоты нашего спуска раздался ужасный крик. Мы сразу поняли, что наверху нашего катка случилась беда. Не сговариваясь мы тут же помчались вверх к тому месту, где случилась опасность с пацанов на линии спуска с горки. Мы прекрасно понимали, что опасность во время спуска могла быть у старой сосны по самой середины катка.
       Пока мы поднимались наверх к опасности навстречу нам по катку летели пацаны с перекошенными от ужаса лицами и забрызганные свежей кровью. Пацаны, пролетая мимо нас по катку на огромной скорости выкрикивали нам что-то об опасности, но крики эхом откликались в лесу мы ничего толком не могли понять, что конкретно случилось с одним из наших товарищей.
       Ещё издали по самой середине катка мы увидели ужасную картину. На сучке, торчащем из старой сосны, висел Гришаев Витя. Огромный сучок от сосны, словно швейная игла, буквально прошил насквозь куртку пацана в области живота и капли крови капали с кончика сучка с другой стороны окровавленной куртки. Мы были в шоке от увиденного, несколько минут не приходили в себя.
       - Пацаны! Снимите меня отсюда. - шёпотом обратился к нам пострадавший, выводя нас из шока.
       - Ты слишком высоко видишь и сосна толстая. - придя в себя, растерянно сказал Завьялов Гена.
       - Надо взрослых звать на помощь. - решительно сказал Гена. - Им будет под силу спасти тебя.
       Не раздумывая тут же сел на рядом лежащие в снегу чьи-то санки и крепко ухватившись за верёвку помчался стремглав вниз к нашей хате. Не успел преодолеть и половину пути, как увидел издали группу взрослых, которые поднимались к месту происшествия.
       Видимо те пацаны, которые спустились сразу после трагедии, поспешили сообщить о беде взрослым в посёлке Псебай. Когда спустился вниз до нашей хаты, то там на дороге собралось много народу из ближайших домов и хат.
       Как только стало известно о трагедии моим родителям, так отец сразу поехал на своей машине в районный центр за медиками скорой помощи. В это время подходящие к нам мужчины с топором, с пилами и с лестницей стали подниматься наверх к месту происшествия.
       - Что там случилось? Он жив? - испуганно спросила мама, прижимая к себе наших близнецов.
       - Его живот проткнул длинный сучок от сосны. - переводя дыхание после спуска, ответил маме. - Думаю, что он долго не протянет. Там под сосной весь снег закапан его кровью. Наверно он умер...
       Мои обсуждения о трагедии с мамой прервал рёв автомобилей скорой помощи. Едва только напротив нашей хаты остановилась машина скорой помощи, как тут же из неё выскочил санитары и вместе с носилками стали подниматься вверх к месту происшествия.
       В это время навстречу санитарам с горки спускались мужчины на руках которых было мёртвое тело Гришаева Витьки. Мёртвое тело тут же положили на носилки, закрыли с ног до головы белой простыней, засунул насилии в автомобиль скорой помощи и машины скорой помощи не спеша уехали в сторону посёлка. У везли на тот свет нашего общего товарища с которым не успел подружиться. Мы с ним раньше даже не встречались. Гришаевы жили где-то в центре Псебая, а мы на окраине.
       Гришаева Витьку хоронили в конце недели. На похоронах присутствовали почти все пацаны, которые в тот роковой день спускались с горки по-нашему катку. Не пришли на похороны только те пацаны, которые в тот день пострадали от удара об одинокую старую сосну. Человек десять из пацанов набили себе шишки на голове, ободрали руки и лицо, разорвал в клочья одежду об сосну.
       Сразу в день трагедии из звероводческого питомника, который находился недалеко от нашего катка, вышел трактор с плугом. Раскопал все ровные склоны на горке так, что невозможно было просто ходить по лесу, ни то чтобы спускаться с горки на санках или досках по большому снегу. Весной, когда в лесу сошёл снег, посадили молодые деревца на опушках и на прогалинах вокруг посёлка Псебай. Таким образом лишили нас возможности сделать следующей зимой себе каток с ближайшей вершины. От нашей трагедии на катки выиграл лес, стало много новых деревьев. Однако наше увлечение кататься зимой по снегу с вершины не оставили без внимания. Между посёлками Псебай и Щедок, недалеко от горы где добывали гипс открытым способом, была бесхозная горка, на которой ничего не росло. Эту безымянную горку летом выровняли бульдозером так, что с самой вершины и до поляны у подножия горки ни росло ни одного кустика и не было опасных мест, где можно было получить травмы или увечья во время катания с горки зимой. Эта горка была далеко от нашего места жительства. Теперь в будущую зиму ни ко мне в гости из посёлка будут приходить пацаны кататься с горки, а мне придётся ходить к ним в гости. Но меня это расстояние не пугало. С трёх лет привык ходить пешком на дальние расстояния. С отцом по аулам Дагестана обходили и объездили всевозможные вершины в поисках заказов писать фотопортреты сухой краской, а также охотиться на диких зверей. Походы по горам полезны здоровью.

• © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Обновлено: 05/11/2021. 15k. Статистика.
  • Рассказ: Проза

Связаться с программистом сайта.